Аннотация: Приолярный Урал и его реки всегда таят в себе массу загадок, привлекательности и романтизма.
А,Н,СУТУГИН
ПО ЛАНГОТУ И ХАРБЕЮ
Дневниковые эссе.
Никогда не думал, что буду писать стихи, и совершенно
не представлял себе, что займусь прозой. Но что написано,
то написано, и вам теперь судить мои философствования
Как стать знаменитым писателем, не прикладывая
к этому никаких усилий?
Никак!
Предисловное вступление в стиле эссе.
Каждому приличному сочинению обычно предпосылается предисловие. Делается это для удобства того абсолютного большинства читателей, которые лелеют надежду когда-либо поддержать умную беседу, но не располагают ни временем, ни возможностями, ни желанием разбираться в том нагромождении слов, которые, впрочем, они же сами, в подходящей компании, воспроизведут, выбрав удачную паузу в разговоре, "интересными соображениями".
Наука показала, что среднестатистический читатель прочитывает среднестатистическую "содержательную" книгу до среднестатистической седьмой страницы, включая фронтиспис, страницу с портретом автора - если сочинитель уже успел умереть и, тем самым, прославиться - а также обязательно вклеиваемую для солидности в каждую книгу страничку с извинительными пояснениями типографии о том, что им пришлось, согласно смете, выпустить определённое количество этой макулатуры в тираж в ущерб художественной (то есть читаемой) литературе - и, конечно, предисловия.
Хорошее предисловие, заключая в себе все без исключения идеи представляемой книги в сжатом, то есть доступном для понимания читателя виде, не должно превышать объемом трех страниц, учитывая, что читатель, перед тем, как отложить книгу, просматривает первые несколько предложений оригинального текста, чтобы увериться в широте собственных взглядов, позволяющих ему по первым же словам автора убедиться в том, что предисловие раскрыло далеко не все нюансы произведения.
Предисловия обычно сочиняются людьми, которые по их собственному мнению могли бы написать значительно более интересную книгу на эту же тему, но, по причинам личного характера, воздерживаются от этого. Ныне живущие авторы книг и предисловий обычно работают тандемами, как водители дальних рейсов.
Квалифицированные сочинители предисловий, предварив текст краткой, но беспристрастной в рамках приличий, биографией и генеалогией автора, излагают собственные мысли, перемежая их теми отрывками авторского текста, которые могут быть приняты за афоризмы, подтверждающие мнение составителя и его интеллектуальное превосходство над автором.
Мне такой подход к написанию предисловий не нравится, да и ни одного знакомого сочинителя, подходящего для написания этих предварительных произведений тоже нет, поэтому я попробую сочинить такое предисловие самостоятельно.
Итак, начнем помалу.
Сегодня шел первый снег, а я шел и философствовал. В голове у меня пробегали довольно интересные мысли, и как-то незаметно возникло желание поделиться ими с окружающими. Но вот беда - мысли улетели так же внезапно, как и возникли, а снег все падал и падал.
Если бы у меня под рукой оказался клочок бумаги и огрызок карандаша, то, быть может, это эссе было бы куда более метафизично, возвышенно и интересно. Но одно дело, когда мысль витает где-то рядом (вместе с падающим снегом), а другое - когда ты пытаешься облачить ее в строгие одежды бумаги, сидя за письменным столом.
Садишься и видишь, что волшебный снег растаял и превратился в обычные капельки воды.
Высоко в горах на узкой каменной террасе горный Козел повстречал на своем пути стройную Козочку.
- Если я сейчас просто так пройду мимо, мне все равно никто не поверит,- подумал он.
- Если он сейчас пройдет мимо просто так, то я ему скажу, что он не настоящий Козел, - подумала она.
Случилось так, что Козел, задумавшись, сделал совсем не то, что думал: прошел мимо и скрылся за выступом скалы.
Раздосадованная Коза плюнула ему в след и проблеяла.- Настоящий козе-е-ел!
И, виляя обшарпанным хвостиком, спустилась в долину, к баранам.
А все почему? Много думаем!
Если верить физикам, которые преподнесли нам на блюдечке закон сохранения энергии, то можно сделать вывод, что и наши мысли - это то же какой-то ее особый вид.
Когда наше внутреннее содержание совершает переход из одного состояния в другое, то, высвобождаемая энергия воплощается в эти самые кружащие вместе с первым снегом мысли.
Иногда случается так, что они (мысли) складываются в квантовое состояния, которых требует поглощения энергии. А так как на квантовый переход души требуются считанные секунды, то мой вам совет - имейте при себе карандаш и бумагу, чтобы энергия вашей души не пропала даром.
Два крупных физика шутки ради провели любопытный расчёт. Ричард Фейнеман и Джон Уилер оценили энергетический потенциал вакуума в полости обыкновенной электрической лампочки.
Оказалось, что при полном освобождении энергии, заключённой в ней, хватило бы для того, чтобы вскипятить все имеющиеся на земле океаны и моря.
Если мысль схвачена в момент ее рождения, то заряд энергии, который она несет, максимален, и есть шанс, что, свершив круг, она к вам вернется: фильмом, книгой, картиной или просто улыбкой - вернется, таким же мощным сгустком, а не высосанным из пальца бормотанием, зарядив при этом не одну страждущую душу. И тогда вы опять будете в состоянии творить, а значит жить полной жизнью, быть счастливым, и пытаться делать счастливыми других.
Делитесь своими эмоциями, и в тяжелую минуту они к вам вернутся. Не бойтесь растратиться - если вы выплесните то, что рвется через край и вам нечего будет больше сказать, не волнуйтесь. Рано или поздно заряд бодрости вернется к вам, а вместе с ним придут и новые идеи.
Так что имейте под рукой бумагу и карандаш, и тогда жизнь будет интересна и удивительна, и тогда жизнь будет...
И тогда услышав, как Татьяна и Сергей Никитины поют "Снег идет" Пастернака, вы не зевнете в теплом кресле, а выйдете под первый мокрый ночной снег, и, может быть, внесете свою толику души в закон сохранения энергии.
Не буду повторяться. Круг замкнулся. Сегодня шел первый снег, а я шел и философствовал. Но у меня не нашлось карандаша и бумаги, и поэтому это эссе получилось немного не таким, каким возникло где-то там, где родилось вместе с первым мокрым снегом.
Графомания - это болезнь, и болезнь позорная, вроде недержания мочи. И неизлечимая. Вообще в жизни я придерживаюсь правила "не умеешь - не берись". Но с моей музой шутки плохи: это вам не слабое создание, бряцающее на лире. Моя муза крепкого сложения, яростная и неутомимая. Часа за четыре до её прихода где-то в горле начинается щекотание, и кто-то внутри меня похохатывает, как похохатывает человек, читая, скажем, "Двенадцать стульев" - несильно, но постоянно.
К свиданию с ней я обреченно готовлюсь: расчищаю вечер, готовлю компьютер и бумагу, запасаюсь чаем и терпением. Муза врывается, тряся своими персями, смешки внутри меня перерастают в сатанинский смех, и начинается оргия творчества. Теперь я не тварь господня, теперь я сам - бог, создающий миры. Я создаю их и вижу содеянное, и говорю, что это хорошо.
Строчки прут из меня, как... прошу пардону, что самое точное сравнение оказалось не самым аппетитным. Но оно все-таки самое точное, потому что утром я все это брезгливо перечитываю, приговаривая.- В сортир... В сортир... И это - в сортир...
И это притом, что писать я стараюсь нормальным хорошо читаемым и приятным на... хотел сказать на вкус... восприятие языком, а не тем современным малопонятным почти бессмысленным стёбом.
Таким, например, который я прочитал в каком-то, даже не хочу называть ни названия, ни автора, "сочинении": Хэйл, стьюды! Землитесь и активируйте рецепторы. Тема этого толковища - "Девелопция лингва, как самопроц". Фикснули?.. Хор. Как продемонстрила хистория, наш лингв обньюляется раз в 500-600 зим. Вот и слово, значющее "год" в множном числе, чейнджнулось три-четыре цикла взад. Дофростовый чек сказал бы "лет", но тогдашняя климат - катастрофа отшибла понятие "лето" на россоземье. ОК, пипляне. Спик пойдет о лингве. Суровая реальность реформит лингв, а мы ведемся за ним, симплементарно затачивая его под свой соц. Лингв тянет нас, мы тянем лингв. Куда векторится этот чейндж? Вперед, взад, в альтернатив.
"Великолепная" бессмысленная бредятина, читать которую надоедает и даже становится противно уже через минуту после открывания первой страницы.
Поскольку язык - это один из самых точных инструментов для описания действительности, и его трудно обмануть - он сам, иногда помимо воли пишущего, проговаривает какие-то вещи. Именно с его помощью проще всего описывать действительность - настоящее, а одним из свойств которого является то, что оно действительно здесь и сейчас, но уже через короткий промежуток времени станет прошлым, а, значит, снова возникает настоятельная необходимость описывать настоящее. Именно это его свойство и позволяет огромному множеству людей писать, казалось бы, об одном и том же. Точно так же рождаются музыка, живописные полотна, скульптуры и все прочее, что когда-либо создавалось на нашей планете.
С возрастом и приходящей, смею надеяться, мудростью мне всё больше хочется писать. Не для читателей, а для читателя. Пусть даже для себя самого. В этом таинство писательства: автор всегда получает больше, чем кто-либо другой. Без сомнения, большая часть великой прозы сгорела, так как по написании труда автор больше не нуждается в нём; и нужно быть сильным, чтобы и далее его терпеть и даже нести на суд читателя. Хотя по моему глубочайшему убеждению - это просто форма мазохизма, смешанного с эксгибиционизмом.
Писать прозу дело, в общем-то, не хитрое и, может быть, потому совсем не прибыльное. Писать прозу может абсолютно любой человек, если он вообще умеет писать.
Для того чтобы что-то написать, много не нужно, а нужно, всего лишь, взять листок бумаги и авторучку, хотя писать можно не только на бумаге. Их можно писать везде. Везде, где только позволяют фантазия и возможности, и даже на стене в подъезде дома, в присутственных местах и, простите за выражение, сортире, что некоторые и делают с большим удовольствием, конечно же, если сюжет не очень большой, а стена не очень маленькая.
Как только все необходимые приготовления закончены, а творческий процесс начат, нужно написать первую фразу! Одну любую фразу, которая вдруг придёт в голову.
- Достаточно, чтобы слова выражали смысл,- говорил великий Конфуций.
Полюбовавшись на неё некоторое время, добавьте к ней любую другую, которая точно также придёт в голову вдруг, потом третью.., четвёртую... и так до тех пор, пока не закончатся либо фразы, либо чернила.
Писание фраз мне почему-то напоминает процесс ловли стрекоз древними динозаврами. У человека, как и у динозавра, большое тело и маленькая голова, а фразы такие же юркие, как и стрекозы.
Но не могу я больше сдержи ваться! Столько хорошего, неглу пого, полезного... перепрело, заржа вело и издохло в моём мозгу, что мне плакать хочется. Всё тяжелее и тяжелее от этого накопления. Это, батенька, творческий сперматок сикоз.
Прожив уже достаточно большую жизнь, на новом этапе своего пенсионного развития я осознал, что торопиться, собственно, некуда. Писать надо много и с удовольствием. Нервные порывы оставим для стихов и для жены.
Написание произведения походит на прочтение книги, но в тысячу раз более интересное, так как дальнейшее развитие событий зависит лишь от твоей воли. Захотел - остановил течение сюжета; захотел - поменял действительные события местами. Тут и любовь к неожиданному, и любопытство к самому себе.
Я бы сравнил процесс написания с игрой, так как свобода действий в этом случае тоже ограничена правилами (сюжетом, стилем и так далее), которые вы выбрали изначально.
К примеру, Достоевский, задумывая идиота, жаждал изобразить вполнепрекрасного человека. В соответствии с этим, он не мог уже позволить князю Мышкину многих человеческих пороков. Однако, в качестве компенсации, всем другим героям была дана полная свобода и минимум ограничений. У них была лишь одна задача: довести князя до сумасшествия (желательно, окончательного) и доказать, тем самым, бесповоротность разложения души человеческой.
Впрочем, оставляю все свои незаконченные мысли (если таковые имели место быть) и перехожу к сути дела.
А что есть суть? Вот вы сейчас подумали: Ну, наконец-то! И даже, может быть, сели поудобнее на стуле, отхлебнули глоток остывшего чая, закурили... А ведь это просто слово, брошенное, дабы разбудить интерес.
Суть есть в каждом предложении; нет фраз основных и побочных - все важны и достойны внимания, остановки, обдумывания.
Возьмём человека, прочи тавшего только Колобок и Золотая Рыбка, и сравним с другим, который лишь улыбнёт ся при воспоминании об этих произведениях.
Первый плачет над судьбой дерзкого круглого пончика и обдумывает свои пожелания, которые он задал бы сам щедрой ставридке. Этой мудрос ти ему может хватить на всю жизнь, тогда как мудрости второ го, прочитавшего множество книг, но не удосужившегося поплакать над колобком, вряд ли хватит на то, чтобы поддержать улыбкой или словом ближнего своего в несчастье, а, получив в свои руки власть, он забудет и о Пушкине...
Многие люди, именно люди, а не писатели, пишут книги.
И сейчас, именно в нашем разговоре неважно - хорошие или плохие, талантливые или не очень, мудрые или наивные, на века или на сезон. Главное, что все-таки пишут.
Все мы мучительно машинально или автоматически, - но подбираем слова именно на ту тему, что нас действительно волнует. По этой же причине нельзя никого заставить сесть за письменный стол, либо компьютер и угробить уйму времени на текст, посвященный чему-то, на что мы чихать хотели с высокой башни.
Даже ставшие уже притчей во языцах диссертации и то подбирали по принципу наибольшего соответствия. К тому же и результаты писания диссертаций налицо - да и говорим мы сейчас не о вынужденном, а, наоборот, вымечтанном бумагомарательстве - одном из самых приятных действий, известных человеку разумному, и сравнимом разве что с гурманством.
Сколько воистину плотоядного удовольствия доставляет нам чистый лист бумаги - этого словами, пожалуй, и не передашь.
Литература, как таковая, удивительна тем, что она - неприкрытая попытка каждого отдельно взятого человека, с головой ушедшего в эту работу, подняться над собой повседневным - замороченным и задерганным, прыгнуть выше головы, отрастить себе крылья, либо еще более того, конечно, если только получится, приблизиться к своему оригиналу - к тому, по образу кого... Остальное - молчание.
Так и хочется сказать.- Вот я пишу - ни с кем не спутаешь. Я - это да! Все поверхностно и глубинно одновременно. Простота элементов компенсируется их множественностью. Непрерывный поток сознания, выплеснутый на бумагу, создает ощущение бескрайней, почти космической бесконечности. Не суть важно, что я пишу и как я это делаю. Важен лишь момент мистического озарения, взрыв сознания, брызги мыслей и фонтан любви. Любви ко всему миру, представленному в моем лице. Невозможно любить мир во всех его воплощениях, поэтому я люблю его в себе самом. Я - это Ваше все.
Никто не писал того, что мне хотелось прочесть - пришлось написать это самому.
Основное правило, которого я стараюсь придерживаться в любой ситуации - творчество не должно нести отрицательных эмоций. И как бы грустно и тяжело не было бы на душе у человека, он не должен выливать это на своего читателя, слушателя, зрителя. Плохое настроение пройдет, а несущие отрицательный заряд произведения останутся.
Да, я люблю писать. Пожалуй, даже гораздо больше, чем читать. Я - не алчный потребитель, проглатывающий книгу за книгой. Я - мастер строк и абзацев, одинокий воин слова. Труд мой тяжел и неблагодарен.
Написание для меня - священнодействие, таинство венчания и тантрический обряд единовременно.
Если я не знаю, о чем писать - пишу о чем-нибудь, ведь процесс писания бесконечен. Пишу и сейчас, когда муза моего волшебства снова прервала неумолимое течение времени. Кто еще будет так терпелив, кто еще подставит свое обнаженное тело под бритвенную остроту моего пера? Никто не подставит.
И поэтому всякий раз, ощущая писательский зуд, я одновременно испытываю ужасное чувство стыда: как я несправедлив, как деспотичен и жесток к моему бессловесному другу. Может, я могу хоть отчасти компенсировать его страдания? Дать отдых его израненному телу? Но это значит, что прерванный полет моей мысли будет прерван зря! Нет, не пойдет. Он должен мужаться, ведь моим мыслям нет конца, как течению Гольфстрим.
Я могу попробовать бросить эту затею. Займусь чем-нибудь еще, на свете так много интересных вещей! Брошу писать и начну читать. Ну, не навсегда, а так, на время. Как Марк Твен - он сотни раз бросал курить! А я буду бросать писать. Жизнь не может состоять из одних радостей. Да и что с того, что я не напишу несколько новых страниц сегодня? Напишу завтра. А лучше - послезавтра.
Мир от этого не рухнет, он, как всем известно, обладает огромным запасом прочности! В конце концов, завалюсь на диван с томиком Камю.
Нет, с Камю скучно. Как он пишет? Из текста не видно, что это - Камю. Может, это Платонов. Или вообще - Вербицкий. От него такого вполне можно ожидать. Точно! А обложку подделали.
Позор! Камю - плагиатор! Нет, плагиатор не Камю, а переводчик. Вот - гад!
Удивительные вещи могут происходить на свете. Вот только что я прослушал передачу об одном известнейшем авторе, написавшем целую массу книг и статей, но в которых просто невозможно отыскать ту единственную, нужную тебе фразу или отрывок, которые могут взбудоражить душу или поразить воображение своей сутью и изысканностью изображения.
Но оказывается, что на свете есть, так называемый, плагиатор, который сумел таки отыскать именно эту фразу или отрывок среди огромной словесной массы начертанной этим "гигантом" мысли и пера, вытащил их на свет, отряхнул с них все излишества словесной шелухи, и заиграла эта фраза или отрывок такими яркими красками и оттенками, на которые не мог рассчитывать даже сам автор.
И начали эта фраза или отрывок активно влиять на сознание и восприятие читателя.
Какой же это плагиатор?- Спрашиваю я себя и тут же отвечаю.- И вовсе это не плагиатор, а исследователь и популяризатор прекрасного и вечного, без которого они так и оставались бы не осознанными и не узнанными среди массы слов и выражений, которые, будучи, каждая сама по себе интересной, соединившись в огромное целое, сразу потускнели и посерели, стали скучными и не интересными. Они стали незаметными для глаза, слуха и души.
Кто-то когда-то первым произнёс слово любовь. За ним все остальные стали повторять это слово, но их никто и никогда не называет плагиаторами.
Потом другой человек присоединил к слову любовь ещё несколько и получил фразу - Любовь прекрасна и удивительна. Эту фразу также стали повторять тысячи людей без всякой ссылки на авторство первого. Их тоже не называют плагиаторами.
И, наконец, ещё один человек присоединил к этой фразе ещё несколько слов и выражений, в результате чего получилась ода любви.
Тогда он стал называться автором этой оды, а услышавшие или прочитавшие её и ставшие использовать некоторые её строки без ссылки на так называемого автора стали называться плагиаторами.
Я задаю себе вопрос - где же та граница количества поставленных в определённую смысловую зависимость слов и выражений, после которой ты становишься или автором, или плагиатором?
Интересно, что в математике применение отдельных формул, действительно открытых конкретными авторами, и составление из них различных по сложности математических выражений без ссылки на их авторов не называется плагиатом.
Я читаю записные книжки Ильфа и Петрова, состоящие сплошь из подслушанных и подсмотренных где-то и у кого-то фраз и выражений. Все они приведены без всяких ссылок на конкретных авторов. И всё-таки Ильфа и Петрова не считают плагиаторами. Они по оценке общества мудрые собиратели и популяризаторы. Они известнейшие авторы.
Я глубоко убеждён в том, что все мы должны сказать громадное спасибо мудрым и наблюдательным плагиаторам, которые доносят до нас скрытые в словесной шелухе и массе изумруды изящной словесности, которые мы сами без их помощи никогда бы не смогли обнаружить.
Вот, пожалуй, и всё, о том, как важно иметь под рукой бумагу и карандаш, а так же немного о метафизике, стихах и первом снеге. Можно конечно всё это сказать и описать миллионом способов, но только один из них правильный. И только один из них твой.
События, о которых мне предстоит рассказать, происходили уже давно, поэтому могут показаться в настоящее время немного наивными и надуманными. Но, что было, то было. Из жизни, как из песни ни одного слова, ни одного дня не выкинешь.
На дворе тогда был только 1987 год, второй год горбачевской перестройки. Железный занавес над страной еще висел прочно, хотя и на ржавых гвоздях, но уже рухнули многие цензурные запреты, стало можно ездить за границу, появился даже социальный заказ на самостоятельное мышление.
Начинающиеся перемены сопровождалась появлением в СССР большого количества западных товаров и технологий, в том числе видеомагнитофонов и западных видеофильмов. По всей стране стали появляться первые примитивные не государственные станции - их создатели просто подсоединяли видеомагнитофоны к коллективным антеннам, установленным практически на каждом жилом доме. Первые такие теле станции, как правило, создавались под эгидой молодежных жилых комплексов - жилищных кооперативов, построенных молодыми специалистами для себя и своих семей. Показывали они только западные видеофильмы, которые появились благодаря большей свободе передвижения возникшей с самого начала перестройки. Это были в основном боевики, хотя кое-где уже показывали и порнуху разной степени жесткости. Народ, не видевший раньше такого дива, валил в видеозалы валом.
Одновременно с появлением видеофильмов в магазинах катастро фически быстро стали исчезать продукты, а затем, когда неугомонный преобразователь и реформатор объявил борьбу с пьянством, и водка.
В универсамах, так назывались тогда самые распространённые магазины самообслуживания, завязывались настоящие побоища за овладевание развесными сосисками и сардельками. Именно тогда в моде была китайская поговорка: Hада таpапися не нада - шевилися нада!
Водку, а затем и табачные изделия, стали выдавать раз в месяц по специальным талонам.
Уж перестройка не одна
На нашей памяти проходит.
Плоды последней нам видны:
Плодов - то нет, пустые полки.
И люди, хоть не голодны,
Но друг на друга смотрят волком.
Устали мы от суеты,
От раздирания на части,
И свои лучшие черты
Боялись проявлять все чаще.
Именно тогда и выплыла на поверхность жизни незаслуженно забытая нашими современниками тема охоты за колбасой.
Как известно, профессиональная охота является профессией не менее древней, чем всем известная древнейшая дамская профессия.
Тем, кто не верит, это можно легко доказать, основываясь на том факте, что люди занимались охотой задолго до появления земледелия, ремесел и денежного обращения, и поэтому расплатиться с представительницей древнейшей профессии в те далекие времена можно было только частью добычи, принесенной с охоты.
Первым начал заниматься охотой наш прародитель Горил. Почему Горил? А вот почему...
Было это в те времена, когда всевышний Создатель, уставший в стельку от непосильных трудов своих и, отчаявшись создать человека, плюнул в сердцах на тогда еще безгрешную Землю. С этого все и началось. Господь объявил конкурс на замещение вакантной должности Хомо Сапиенс. Кто, сколько, кого съел и подсидел - история умалчивает. В конце концов, осталось только две кандидатуры: мохнатый Горил и лысый Мамонт. Создатель ставит последнее условие: кто кого в схватке победит - тот и Адам. Кинули жребий, кому первым бить противника. Выпало - Мамонту.
Горил обиделся, взял бревно и шарахнул без очереди лысого промеж бивней. Череп у того раскололся, и Мамонт рухнул наземь, забрызгав желтыми склизкими мозгами прозрачный нимб Всевышнего.
--
Да пропадите вы!..- воскликнул Боже.- Хоть ты и Горил, но называю тебя Адам.
Потом он задумался.- Не гоже Адаму без жены...
Сначала Бог создал первую жену Адаму из глины. Получилось что-то непонятное: полу мужчина, полу жнщина, И назвал Бог это своё творение - Лилит
После этого он сел на тарелку и улетел к себе, в рай. Благо, яблоки уже созрели. По прилёте плюнул Господь на оставленную им планетку сверху вниз в последний раз и закрыл ворота.
Но Лилит не ужилась с Горилом - Адамом: они много спорили и ссорились. Лилит утверждала, что они во всём равны, а Адам с ней не соглашался. И тогда первая Лилит ушла из рая и стала жить в аду. Сейчас современные транссексуалы, считающие себя людьми третьего пола, утверждают, что они современные представители Лилит.
После этого по Земле прокатилась первая волна эпидемий чумы, холеры, СПИДа, наркомании и гомосексуализма.
Адам - Горил ничего этого не знал и не ведал. Он смачно обсасывал последнюю мамонтячью косточку.
Однако еда вскоре закончилась. Тогда мохнатый Горил встал на задние конечности и, грозно сдвинув брови, гордо посмотрел вокруг. Кого бы еще - по башке?..
На его призыв никто не откликнулся, но конкурс не был закончен. Конкурс продолжался!
Любая природа, стремящаяся к удовольствиям, весьма несовершенна, а неосмотрительность, помноженная на молодость и нахальство, под стать ей: предвкушение от ожидаемых ощущений кружило голову.
На смену Горилу пришли лесные люди. Они поймали Горила и сделали из него для себя прочные и тёплые набедренные повязки.
Лесные люди были низкорослы, смуглы, волосаты, ходили пригнувшись, смотрели вокруг настороженно, словно звери. Они умели ходить, как люди, и лазать, как обезьяны, и высоко под сводами ветвей им было жить привычно, как на земле. Ни домов, ни хижин в то время они еще не знали, но знали уже оружие и всевозможные орудия, знали и украшения. Они умели делать луки и стрелы, копья и палицы из твердого дерева, ожерелья из орехов и ягод, нанизанных на шнуры из древесных волокон, на голове и на шее они носили драгоценные украшения -- кабаньи клыки, когти тигра, пестрые перья птиц, речные ракушки. Они тоже любили охотится за калорийной колбасой.
Увидев, какая мелкота размножается на планете, Создатель схватился за голову и начал соображать, из чего бы ему создать женщину, которая смогла бы улучшить людское племя беззаботно бегающее по джунглям.
Случайно ему под руку попала берцовая косточка, единственное материальное свидетельство оставшееся от нашего Горила после его встречи с лесными людьми.
Именно из неё он и создал женщину, которая теперь известна всем под именем Ева.
Ева выполнила предначертанье Господне и сумела улучшить генофонд наших прародителей.
Но вернёмся к теме.
Охота, как род занятий, изучена в мельчайших подробностях в этнографическом, историко-культурном, национальном, географи ческом и экономическом аспектах. К настоящему времени написано множество подробных трудов об охотничьих традициях, принад лежностях, о названиях, внешнем виде, повадках и вкусах добычи, а также исследованы социально- психологические типы охотников на всяческую живность во все времена и почти во всех регионах, за исключением тех, где пользуется популярностью охота на естествоиспытателей, изучающих охотничьи традиции туземцев.
Стараниями историков, антропологов, географов, естество испытателей, биографов и литераторов с большой любовью, правдивостью и во всех подробностях описаны личности выдающихся и прославленных охотников всех времен и народов.
Среди них с особенной любовью описаны такие редкие типажи, как Тартарен из Тараскона, Вильгельм Телль, барон Мюнхгаузен, Жан Грандье.
Не забыты и такие забавные и диковинные представители племени охотников, как известный охотник на крыс из Гаммельна, использовавший в качестве орудия массового отлова флейту, а также прославленный охотник за крокодилами Мпепо Нгботсава из Новой Гвинеи, прославившийся в веках тем, что он убивал матерых крокодилов голыми руками, перекручивая им языки, когда они разевали свою кровожадную пасть, чтобы проглотить отважного охотника.
Впрочем, мне не хотелось бы утомлять читателя этих строк многочисленными историческими подробностями.
Мне хочется поговорить не об охоте вообще, а об одном популярном виде охоты, который по вопиющей несправедливости был почти обойден вниманием, как современников, так и историков, и остался совершенно малоизвестным, несмотря на перевернувшую вверх дном Россию перестройку, и по существу почти неописанным и по сей день.
Жизнь столь изменчива и многообразна, что, к сожалению, весьма нередко исторические, этнографические, литературные и даже узкоспециальные научные издания типа журналов "Физика и смерть", "Умелые ручки" и "Юный натуралист" не охватывают некоторых предметов, а иногда в них вкрадываются досадные ошибки.
Это отразилось и на освещении такого многообразного предмета, каковым является охота.
Например, одним из распространенных и досадных заблуждений, разделяемым практически всеми, является мнение, что охотники за скальпами в Северной Америке, которых насчитывалось немало еще полтора - два столетия назад, срывали эти скальпы с голов мертвых, и даже живых людей в качестве военного трофея. Что удивительно, практически все, начиная с маленьких детей, читающих приключенческие книжки, и кончая маститыми историками и этнографами, убеждены на сто процентов, что это чудовищное варварство действительно имело место в не столь отдаленном прошлом на Американском континенте.
Между тем, группа зоологов из научно- исследовательского отдела Федерации защиты животных Новой Англии предприняла собственное независимое исследование, результаты которых были опубликованы в ежегодном альманахе "Пису - Пис" организации Гринпис и резко отличались от общепринятой точки зрения.
Согласно данным этой независимой группы ученых, ныне уже не встречающийся скальп представлял собой весьма распространенное водоплавающее животное из семейства мускусных, шерсть которого была чрезвычайно похожа на растительность, украшающую человеческую голову.
Охотники за скальпами охотились за этими безобидными зверьками, у которых было вкусное мясо, когда они вылезали из воды погреться на солнышке.
По традиции охотники за скальпами нападали на свои жертвы, подкрадываясь из густых дремучих кустов, и с дикими воплями поражали их метко пущенными боевыми топорами. По другим данным это были ракеты класса земля-земля типа "Томагавк". С убитых животных снимали шкуру и привязывали ее на шест для просушки, а тушки животных шли на засолку.
В дальнейшем шкурки скальпов использовались в декоративных целях для украшения помещений и назывались просто скальпами.
Возможно, именно по этой причине и возникла вышеуказанная путаница.
Защитники преобладающей поныне варварской теории происхождения скальпов указывают в защиту своей теории на факт существования темных и светлых скальпов, которые якобы были сняты соответственно с индейцев и белых людей.
Однако они не хотят принимать во внимание, что зоологи описали два подвида скальпа обыкновенного - скальп бурый и скальп-альбинос, причем скальп-альбинос более редко встречался в природе, и, соответственно, до нас дошло меньше светлых выделанных шкурок, чем темных.
Более серьезный аргумент сторонников варварской теории был также с блеском разбит. Зоологам удалось выяснить, что скальп, в отличие от других мускусных, обладал уникальным приспосо бительным механизмом.
При нападении на него хищника он отбрасывал не только хвост, как это делает ящерица обыкновенная, но также лапы, голову и половые органы, которые и поедались хищником.
Пока злыдни рвали хвост и требуху, туловище скальпа впадало в состояние зимней спячки и маскировалось под водоросль. Поэтому ни на одном из дошедших до нас скальпов нет ни мордочки, ни хвоста, ни лап этого славного, безобидного животного, подвергшегося хищническому истреблению людьми.
Но оставим в покое вымерших скальпов, поскольку я напомнил о них просто так, чтобы заинтриговать читателя.
Вернёмся к основной теме, а именно к охоте на колбасу.
Прежде всего, необходимо указать, что та колбаса, которую в настоящее время продают в продуктовых магазинах - это не настоящее животное, а всего лишь его дешевая и неумелая подделка.
Человечество подделывает множество вещей - крабовые палочки из трески, черную икру из сои, черепаху из говядины, мясо лобстера из куриных ног, котика из кролика и так далее.
Колбасу же, вообще, подделывают из всего, что попало - крови, скапливающейся в скотобойнях при освежовывании трупов животных, полу протухшего жилистого мяса, дурно пахнущего ливера, вымени, рогов, копыт и обрезков шкур рогатого и безрогого скота, смолотых в фарш, с добавлением крахмала, селитры, серы и бертолетовой соли для придания приятного розового цвета отвратительной серой студенистой массе, получающейся при смешивании исходных материалов.
Фу ты, едва удалось закончить эту длиннющую, не очень аппетитную, но важную в нашем повествовании фразу.
Надо признать, что правительство до горбачевского режима, проводя жестокую внутреннюю политику, добилось смены понятий, и до сих пор почти все население страны считает колбасой именно этот эрзац, состряпанный из субпродуктов пополам с рубленой туалетной бумагой, и упакованный в оболочку из акушерско-гинекологической клеенки.
Но настало время узнать всем, что это не настоящая колбаса, а один из одиозных мифов истории.
Не нужно даже доказывать, что рассеять этот миф не легко, ибо настоящая колбаса, выросшая в дебрях дикой природы и убитая на охоте, пока что даже сегодня продается в нашей стране только в ограниченном числе и в самых дорогих магазинах.
Именно поэтому так важно донести правду об этом замечательном "животном" и о славных традициях охоты на него до широких народных масс.
Однако, Ad fontes, что по латыни означает - обратимся к источникам, к оригиналам.
Итак, первые упоминания о колбасе и описание сцен охоты на это животное встречается уже в Шумерской клинописи. В этой уникальной письменности был обнаружен специальный знак - слегка искривленный округлой формы клинышек с небольшой зазубриной, который, как выяснили ученые, обозначает именно колбасу.
Из шумерских клинописных документов удалось установить, что дикая колбаса в те времена в изобилии водилась в лесисто-болотистой местности, в долинах рек и на побережьях озер.
Хотя шумерская колбаса жила в норах, она большую часть времени проводила на деревьях, с удивительной ловкостью прыгая с ветки на ветку и с удовольствием впитывая в себя живительные солнечные лучи.
Древние шумеры охотились за колбасой с луками и небольшими копьями, настигая ее на деревьях.
На вкусную колбасу охотились и с помощью норных собак.
Собак для этой цели специально выращивали и обучали, ибо забраться в нору и выгнать наружу бешено огрызающегося матерого самца колбасы с его зубами и когтями было делом нелегким.
Собаки нередко погибали на этой охоте.
На одной из сохранившихся до настоящего времени шумерских керамических монет выбито изображение сидящей на ветке взрослой колбасы-самки с цепляющимся за ее шерсть колбасёнком на спине, изготовившейся к прыжку.
Некоторое представление об охоте на колбасу в древней Греции мы можем получить из дошедших до наших дней трудов Плутарха и Геродота.
Пространные рассуждения о колбасе встречаются также в труде Аристотеля "Учение о категориях", где на примере жизни колбасы в дикой природе дается понятие о цикличности в мироздании, и только что вылупившийся из яйца детеныш колбасы отождествляется с началом цикла, юностью и порождением новой идеи. Известная и чрезвычайно спорная аристотелевская категория "претерпевать" также интерпретируется в этой работе с помощью "колбасной" парадигмы.
Великий древнегреческий мыслитель показывает стадиальность развития событий в мире на примере изменений, претерпеваемых колбасой на пути из дикого леса до очага и сковородки.
Правда, необходимо особо указать, что некоторые ученые считают книгу "Учение о категориях" позднейшей подделкой и приблизительно датируют ее одиннадцатым веком нашей эры, а местом ее происхождения считают территорию современной Италии.
Эту точку зрения, разрушающую устоявшиеся представления об античном мире, решительно оспаривает другая более многочисленная группа ортодоксальных ученых, которая основывает свои выводы на результатах радиоуглеродного анализа колбасных шкурок, обнаруженных в оригинальной рукописной книге "Учение о категориях".
Есть все основания предполагать, что колбасные шкурки использовались самим Аристотелем в качестве закладок, но в виду отсутствия прямых доказательств, это предположение остается на уровне гипотезы.
Древние греки не охотились на колбасу для пропитания, так как необходимую белковую пищу им давала рыбная ловля и скотоводство.
Однако доказано, что в состав древних Олимпийских игр того периода охота на колбасу входила самостоятельным видом.
Колбаса для Игр отлавливалась рабами в окрестных лесах, и атлеты на соревнованиях догоняли быстроногую, проворную колбасу, убегающую прочь кругами по стадиону, а, догнав, пронзали копьем.
Следующие упоминания о колбасе мы находим у Плиния, Катулла, Цицерона, а также Секста Эмпирика и Марка Порция Катона старшего.
У древних римлян сложилась совершенно иная традиция. Колбаса отлавливалась рабами живьем прямо в своих норах в окрестных лесах, причем рабы с откушенными пальцами и погрызенными ладонями безжалостно умерщвлялись и закапывались другими рабами там же, в лесу, по приказу жестоких надсмотрщиков - каппадокийцев.
Пойманная колбаса привозилась в Рим живьем и содержалась в просторных деревянных клетках под наблюдением специальных рабов, которые ее кормили живой рыбой и убирали за ней навоз. В самый разгар оргии по знаку патриция-хозяина рабы выпускали колбасу из клеток в центре зала, и та заметалась по помещению с воем и рычанием, не находя выхода.
Высокородные гости вооружались специальными колбасными трезубцами и сетями и гонялись за бедными животными по всему пиршественному залу. Колбасу накрывали сетью, пронзали трезубцем, который позднее назвали вилкой, и швыряли на стол, после чего ей вспарывался живот, и еще дымящиеся окровавленные внутренности алчно пожирались гостями под крики и рукоплескания, и запивались большими дозами фалернского вина, в которое гости сыпали лепестки роз с венков, возлежащих на их головах.
Именно с тех времён сохранилось древнеримское выражение "botulus in simposia", которое можно перевести как "колбаса на пиру", а так же "Ab exterioribus ad interiora" - от внешнего к внутреннему.
Первым выражением древние римляне называли гладиаторов, вооруженных коротким оружием, выставленных драться против ретиариев с длинными трезубцами и сетями на длинных рукоятках. На этих боях, исход которых был почти предрешен, ибо сопротивляться длинному трезубцу, имея в руках всего лишь короткий меч, было практически невозможно. При виде этих жестоких схваток с трибун амфитеатра раздавались жуткие крики: "Ух! Ух! Угу!! Угу!! Угу!! Пронзи его, колбасу несчастную! Кишки! Кишки! Покажи нам кишки!".
Кричали и патриции, и плебеи, и даже вольноотпущенники, забыв, что еще недавно они были такими же рабами, как их бывшие собратья на арене, обреченные безвременной и позорной смерти. Традиции древнего Рима, связанные с колбасой, лишний раз подчеркивают духовную растленность этого народа и привносят свою лепту в объяснение причин легкости завоевания варварами древнего Рима.
Традиция охоты на колбасу в древней Руси была совершенно иная. До обращения к Христу колбасу на Руси обожествляли.
Водоплавающая длинношерстная колбаса считалась любимым животным Даждь Бога, и убивать ее на охоте разрешалось только после специального очистительного ритуала с троекратным омовением рук и прыжком через огонь. Часть мяса добытой на охоте колбасы, а также вся шкура приносились тому же Даждь Богу в качестве искупительной жертвы. Раз в год по весне разрешалось использовать шкуру колбасы для гадания.
Это был красочный ритуал, в конце которого произносились мистические предсказания. Этот ритуал, известный как "гадание на колбасных шкурках", не был забыт и после крещения Руси и просуществовал в России вплоть до 1917 года.
После Октябрьской революции гадание на колбасных шкурках было запрещено, как вредный буржуазный пережиток.
Утверждают, что этот запрет был опубликован в одном из не дошедших до наших дней секретных декретов и совпадал по времени с казнью семьи императора Николая Второго.
В советские времена колбасу постигла печальная участь. Массовая коллективизация и индустриализация, освоение целины, прокладка Беломорканала, последующее быстрое ухудшение экологической обстановки привели к массовому изгнанию колбасы из лесов, измельчанию и почти полному вымиранию этого вида животных на территории России.
Никто не встал на защиту исчезающего вида животных. У последних уцелевших представителей этого вида животных было уже не шесть ног, а всего четыре. Если раньше они жили в норах, тявкали и музыкально мурлыкали, то нынешняя колбаса уже не тявкала, но зато научилась мерзейшим образом мяукать, шипеть, урчать при поглаживании и с грохотом и воем носиться по железным крышам сараев и гаражей.
Нынешняя полудикая городская колбаса умеет также ловить мышей, крыс и птиц, драться с кошками за территорию и вообще по своему внешнему виду абсолютно неотличима от кошачьего племени. Безошибочно отличить бродячую колбасу от бродячей кошки умеют только бомжи с большим стажем, которые отлавливают ее, подманивая остатками рыбы, найденными на помойках. Пойманную полудохлую колбасу душат, а затем едят, зажарив на костре.
Но довольно истории. Пора вернуться к событиям 1987 года.
Мы с моими приятелями так же не являлись исключением из правил, поэтому с азартом занимались охотой за колбасой, особенно за её копчёными видами, как наиболее предпочтительными для использования в походных условиях.
После длительных поисков и ожесточённых схваток у магазинного прилавка нам удалось отловить некоторое количество этой еды.
Теперь можно было заняться и другими делами, которые неизбежно возникают при подготовке к отпуску, тем более планируемому провести в походе.
Подготовка всегда начинается с предвкушения.
В процесс предвкушения входит: поиск необходимого снаряжения, покупка кино-фото продукции, заготовка съестных продуктов и ностальгическая жажда воспоминаний.
Всего этого было и тогда свыше нормы.
Но, прежде всего, нужно было определить, куда мы направимся в очередные странствия в поисках приключений, впечатлений и новых запасов потраченного за рабочий сезон здоровья. Как бы ни был прекрасен избранный вами маршрут, он никогда не сравнится с тем, что рисовало ваше воображение.
Львиную долю удовлетворения от путешествия вы получаете задолго до его начала, зимой, когда ваш карандаш смело кочует по самым труднодоступным областям страны. Вспыхивают ослепительные идеи, захватывающие дух картины будущих приключений...
Главная трудность выбора - в обилии возможностей. Подмосковье или Сибирь? Северный Урал или Прибалтика? А может быть, многократно воспетая Десна? Или речушка со странным названием Птичь? В пользу каждого предложения есть убедительнейшие доводы и... совершенно убийственные контр доводы.
Очевидно, что маршруты бывают идеальными только до выхода на них и через 2-3 месяца после их прохождения. Поэтому нужно искать не реку без недостатков, такой попросту не существует, а маршрут, максимально отвечающий вашим склонностям.
Прежде всего нужно спросить у себя самого.- Чего ты хочешь? Свободы от бремени цивилизации? Испытаний? Риска? Жертв? Или приятного и не слишком обременительного путешествия, почти не требующего отказа от привычного образа жизни? Кто ты: комфортофил или комфортофоб?
Ответы на эти вопросы и должны определять ваш выбор. Нет ничего печальнее, чем комфортофил на порогах Саянских и Алтайских рек, и ничего тоскливее, чем комфортофоб на неторопливых, плавных реках центральной России.
Никогда нельзя выбирать маршрут, пользуясь сведениями, почерпнутыми из старых или недостоверных источников. Так, если вы решили путешествовать по Волге, то не полагайтесь целиком и полностью на записки Афанасия Никитина. Знаменитый путешественник по вполне извинительным причинам не заметил некоторых деталей маршрутного пейзажа: Волжской ГЭС, Волго-Донского канала и тому подобные сооружения. Тем более нельзя доверять Страбону и Геродоту. Эти древние греки - плохие советчики. И беда не в том, что на берегах избранной вами реки вы не найдете собакоголовых людей, как обещал Геродот, и бронзовых птиц, что сулил Страбон. Вы можете не обнаружить и самой реки. Дело не в буйной фантазии античных старцев, просто в нашем стремительно меняющемся мире информация быстро устаревает.
Выбор маршрута усложнялся ещё и тем, что были мы уже далеко не юноши, которым всё равно, в какую даль ехать и по каким пригоркам скакать.
Нам с Ряшей было по пятьдесят с хвостиком, и мы точно знали, что в таком возрасте, куда забредёшь, так и побредёшь. Так что лучше выбирать тяжело, чем потом чувствовать себя плохо.
В Сибирь ехать было далеко, поэтому мы решили попытать охотничье - рыболовного счастья в Заполярье, а именно на Приполярном Урале.
Ряша притащил мне мятую машинописную страничку с описанием маршрута по рекам Большой Пайпудыне и Ланготюгану.
Я расправил её и начал читать. Маршрут включал в себя подъем по Большой Пайпудыне, двухдневный волок и сплав по Ланготюгану.
Большая Пайпудына - многоводный левый приток реки Собь, берет начло из моренного озера в километре от русла Большой Усы. Маршрут начинается от станции 106-й км железной дороги Сейда - Лабытнанги. Большая Пайпудына протекает в двух километрах от станции.
Первые 30-35 км подъема по ней не очень сложны. Река быстрая, порожистая, но достаточно глубокая, есть удобный бечевник. Её широкая долина поросла редкой лиственницей, ивой и полярной березкой. На правом берегу проходит дорога в поселок Харбей, к озерам Большое Хадата-Юган-Лор и Большое Щучье. В 35 километрах от устья дорога пересекает Большую Пайпудыну. Подъем по реке можно сократить, используя попутный транспорт.
От пересечения реки с дорогой можно подняться еще на 10-15 километров в зависимости от уровня воды. Из лагеря в верховье Большой Пайпудыны рекомендуется сделать радиальные выходы к истокам Большой Усы, на озеро Большое Хадата-Юган-Лор, на ледник ИГАН.
Волок на Ланготюган протяженностью в 15 километров осуществляется на восток-северо-восток. В 2,5 километрах от Большой Пайпудыны можно попасть на дорогу, ведущую на Ланготюган.
Там, где дорога выходит к реке, Ланготюган течет быстрой речкой шириной 5-6 метров в каменистом русле. Берега низкие. Нужно или продлить волок на 5 км, срезав изгиб реки, или начинать проводку байдарок. Через 8-10 км Ланготюган более полноводен, пригоден для плавания. Долина широкая, местами болотистая.
Много шивер и перекатов. Около устья левого притока - Немур-Югана первый порог, довольно сложный.
От устья Немур-Югана река поворачивает на юг, потом на юго-восток. В 10 километрах выше устья левого притока - Кос-Толбея находится Ланготюганский водопад высотой около четырёх метров. Он опасен тем, что в него можно попасть с ходу, ибо его шум не слышен даже за 50 метров. Перед водопадом короткий каньон с высокими крутыми берегами. В каньоне река резко поворачивает налево. Около самого водопада мелкая шивера. Обнос водопада по правому берегу.
Постепенно по берегам появляется редкий лиственничный лес. Долина расширяется, в пойме - старицы и озера. Примерно через 25 километров от устья Немур - Югана Ланготюган выходит из гор, а через 60 километров принимает слева самый крупный свой приток - Юньяху. Лес по берегам густеет, река становится широкой. В расширенных участках долины встречаются пойменные озера. У устья Ланготюган протекает через мелководные озера - соры. Первый - небольшой, второй имеет площадь до двенадцати квадратных километров. Во втором соре нужно быть особенно осторожным, ибо ветер разводит здесь значительную волну.
Проходить сор надо протоками у левого берега. Из юго-восточного конца сора протока длиной около двух километров выводит в Малую Обь. По Малой Оби следует подняться четыре километра вверх по течению до селения Халас - Нугор, где есть пароходная пристань. От Халас - Нугора до Салехарда 75 километров. Через день туда ходит катер.
Вариантом маршрута является волок с верховья Большой Пайпудыны на Большую Усу.
- Ну и как, нравится?- спросил Ряша, увидев, что я закончил чтение.- Самое главное, что ехать не далеко. Я уже дважды в тех краях бывал. Правда, на Харбее, но это совсем рядом.
- Годится,- согласился я.- Только вот волочиться вверх по Пайпудине не очень хочется.
- А мы и не будем,- успокоил меня Ряша.- От Сайды доберёмся до Харбея, пройдём через перевал, а там до Лангота рукой подать.
- Ну вот ещё... Через перевал тащиться,- проворчал я.
- Любишь кататься, люби и саночки возить. Ты что же хочешь прямо с поезда в лодку загрузиться? Так не бывает.
- Пойдём через перевал,- согласился я.
Поход наш начинался не так как всегда, а как-то суматошно и бестолково. Всё началось с того, что мы не смогли достать билеты на поезд в одно купе: едем в разных и на верхних полках.
Это создаёт большие трудности при размещении походного багажа. Поезд Москва - Воркута N: 92 уходит очень поздно: в два часа ночи.
Кроме того, нам не удалось достать приличной карты маршрута. Туристы, очевидно, очень редко сплавляются по Ланготу, и описания маршрута не нашлось даже в центральном клубе туристов. Ничего подходящего мы не смогли достать и у знакомых бродяг - сплавников.
Единственной доступной для нас оказалась карта двадцати километровка, которую мне когда-то подарили в Красноярске в Управлении гражданской авиации.
В этот раз снова идем на маршрут втроем: я, Ряша и его приятель по работе - Сашка.
Совсем не много об этом третьем члене нашей небольшой команды.
В первый раз я познакомился с Сашкой во время прошлогоднего сплава по Курчуму. Тогда мы тоже были втроем и сплавлялись на одном ЛАСе.
Его лицо было приятным - такое определение, на мой взгляд, годилось лучше всего. Точнее - оно было узким, открытым и искренним. У него были темные жесткие волосы, мягкие карие глаза и подвижные, готовые в любую минуту улыбнуться, губы. Ростом он был около метра восьмидесяти, худощав, но сложен достаточно атлетически. У него всегда было много гуанси (по-китайски - связи). Работал он в Министерстве газовой промышленности начальником протокольного отдела, поэтому частенько бывал за границей.
С Ряшей они познакомились на почве общей любви к охоте, особенно зимней. Туристом водником Сашка был начинающим, но, по словам Ряши, весьма сообразительным и быстро осваивающим все необходимые навыки и приёмы.
В этот раз идём на двух лодках. Инициатор такого эксперимента все тот же Ряша. Он решил, что втроем на одной лодке нам будет тесно, и настоял взять персональное сплав средство для себя.
Сплав на пятиместном ЛАСе в одиночку дело необычное и экзотическое. Интересно, что ожидает нашего Ряшу, а вместе с ним и нас на маршруте?
При упаковке и увязывании отобранных для похода вещей вы всегда неизбежно столкнетесь с загадочным явлением: собранные и упакованные, они занимают объем, во много раз превышающий сумму объемов каждого из предметов в отдельности, что повергает пакующих в состояние глубокой прострации и полного безразличия к жизни.
Нет, особых неприятностей багажные тюки не приносят. Как и положено, три из них не пролезают в двери, а два, завязанные особенно истово, рассыпаются при первой же попытке взвалить их на плечи.
Из-за этой прихоти Ряши при сборах оказалось, что груза у нас на этот раз в расчете на одного человека оказалось слишком много.
У одного Ряши образовалось целых семь упаковок: его личный рюкзак, задрайка для байдарки, с которой он никогда не расстается, упаковка с веслами, палатка, большая сумка с продуктами, две авоськи и необычный для нас предмет - тележка для перевозки тяжестей. Последнюю он берет по своей инициативе в качестве эксперимента.
У меня таких упаковок четыре: лодка, рюкзак и две сумки. У третьего участника похода Сашки вещей меньше всего: рюкзак и сумка.