Есть у меня друг -- подполковник, умница, большой (среди прочего) знаток военной истории, мемуаристики и всякого такого. И вот рассказывает он мне про какой-то роман в этом духе, про то, как там самолет какой-то в деталях описан. Я спрашиваю: а роман о чем? Он отвечает: о такой-то наступательной операции. Ну это ладно, говорю, а сюжет-то там есть? Так какой же еще сюжет, удивляется, там вся тактика расписана так подробно, весь ход боев!..
И тут я подумала: а в самом деле, такого рода литература, конечно, на любителя, но любителю-то что еще надо? А ведь автор-то писал роман, знает же он, автор, что в романе должны быть судьбы, характеры, описания природы всякие, так что наверняка попадается там какое-нибудь: "Генерал невидящим взглядом смотрел в окно, вспоминая последнее письмо из дому". И всем читателям наплевать, что там написали генералу, потому что -- пора же уже вводить в действие батарею на левом фланге!
Вот и с так называемой эротической прозой совершенно та же фигня.
Вообще эротическую прозу, на мой взгляд, очень просто отличить от прозы как таковой. Выбрасываем -- ну ладно, закрываем промокашкой, если насовсем выбрасывать жалко, -- всю собственно эротику: "Его смуглые длинные пальцы исподволь, но непреклонно ввели в действие артиллерию на левом фланге". И смотрим, что осталось. Если вам все еще захотелось бы читать то, что осталось, -- значит, это просто проза, и нечего тут.
Кстати, совершенно тот же критерий подходит, чтобы отличить "иронический детектив" от детектива. Когда вы вытрясете из Дарьи Д. все хохмочки и гэги -- детектива не останется, а только последовательность идиотских совпадений. У Хмелевской, кстати, тоже, только у Хмелевской при этом шуточки гораздо лучше.
Вы понимаете, я же не против хорошего учебника по тактике или там сборника анекдотов. Просто, на мой взгляд, мухи должны быть отдельно, а котлеты -- отдельно...