Литературу, искусство, конечно же, не следует мерить моралью. Но и одной отвлеченной эстетикой вымерить ее не удастся. И, видимо, потому, что истинно художественное произведение ТРЕХмерно - содержит и познавательную, и эстетическую, и этическую компоненту. Наряду с познанием, этикой и эстетикой в чистом виде можно учесть и перекрестные составляющие- эстетико-познавательную, эстетико-этическую и этико-познавательную и говорить , таким образом, уже о ШЕСТИ компонентах художественного произведения. А можно пойти еще дальше и допустить, что в принципе этико -эстетический дискурс произведения может отличаться от его эстетико-этического дискурса. Это звучит диковато, но при неторопливом чтении, например, "Войны и мира" обнаруживаешь, что, порой, невозможно понять, где причина, а где - следствие: удивительно совершенный текст тянет вверх или же абсолютно безупречная в нравственном отношении позиция персонажа является источником эстетического чувства.
Если мы признаем возможность несовпадения двух соответствующих перекрестных дискурсов, то для характеристики произведения нам понадобятся уже не шесть, а ДЕВЯТЬ компонент...
Тут придется сделать небольшое отступление и напомнить, что простое число полностью характеризует само себя и может быть названо тензорм нулевого ранга (три в нулевой степени - единица ). Вектор характеризуется уже тремя числами и может быть назван тензором первого ранга (три в первой степени- три ). А нечто, характеризуемое девятью числами, позволительно тогда назвать тензором второго ранга (три во второй степени - девять ). Не стоит пугаться этой терминологии. Нужно просто принять к сведению, что, пересчитывая, скажем, сдачу в магазине, мы занимается не чем иным, как тензорным исчислением. Тензоры, правда, примитивные, нулевого ранга, но это не меняет сути дела.
Теперь можно объясниться, зачем все это понадобилось . Оказывается, что симметричный тензор второго ранга ( шесть компонентов, перекрестные компоненты в каждой паре равны ) всегда можно повернуть в пространстве ( в нашем случае три координаты "пространства" это познание, этика, эстетика ) так, что перекрестные компоненты обнуляться и все сведется к трем главным компонентам - ранг тензора понижается, он как бы становится вектором . В приложении к литературе это означает, что всегда найдется ушлый критик, который на произведение глянет под таким углом, что сумет доказать: познавательный, эстетический и этический дискурсы в нем никак друг с другом не взаимодействуют(нет перекрестных компонент), и потому авторская затея с созданием художественного произведения явно не удалась.
Наряду с таким, естественным, понижении ранга возможна и более грубая, бесцеремонная редукция . Например, можно хлестким ударом отбить этическую ось - вдавить произведение( еще на уровне замысла) в плоскость, довольствуясь двумя компонентами. Можно усилить этот результат деконструкцией - откромсать, скажем, и познавательную ось . И далее решительно подключить трансгрессию - начать потихоньку стравливать оставшуюся эстетическую(а может быть, уже "эстетическую") ось. Предел здесь очевиден - сингулярность, единица, деленная на ноль, точка коллапса.
Представляется весьма полезным держать перед глазами ( или по крайней мере время от времени вспоминать ) эту последовательность : тензор второго ранга ( 9- 6 ), вектор (3), плоскость (2), линия (1),точка (0)...
Дискуссия о литдеятельности В .Сорокина, случившаяся в прошлом году в РЖ, оказалась в какой-то степени и попыткой определить место литературы-искусства в этой последовательности . Вся классика здесь исключительно слева - левее ШЕСТЕРКИ, вплоть до ДЕВЯТКИ. Девятка, то есть несимметричный тензор второго ранга- это область художественных шедевров . Как ни крути здесь произведение (или как ни крутись вокруг него ), но если, скажем, его этико-эстетический дискурс не совпадает с эстетико-этическим, свести его к трем главным компонентам, то есть выделить не взаимодействующие друг с другом этическое, эстетическое и познавательное начало не удастся. Все три начала есть, а ни одно из них о т д е л ь н о не ухватишь. Это и делает произведение бессмертным .Это и есть классика.
Что же касается В. Сорокина, то у него, увы -единичка, да еще в полуплевке от точки коллапса... То ли агонизирующая отвлеченная эстетика, в конец затерзанная физиологией, то ли откровенно поданная физиология, из которой методично выщелкиваются последние этические "блошки"....
И это, судя по всему, место всего либертинажа ...
Работа опубликована в "Русском Переплете" (http://www.pereplet.ru/text/surikov15oct03.html)