Эдвард Де Боно. Шесть шляп мышления. Краткое изложение.
Введение.
Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп - это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает "примерить" каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации. Красная шляпа - это эмоции, черная - критика, желтая - оптимизм, зеленая - творчество, синяя - управление ходом мыслей, а белая - факты и цифры.
Стоит научиться в нужный момент мысленно надевать правильную шляпу, и вам будет легко решать долгосрочные задачи, принимать сложные решения, а также выходить победителем из интеллектуальных поединков.
Книга о том, как работает этот метод. Эдвард де Боно разъясняет, в каких ситуациях лучше всего работает та или иная шляпа и как правильно ею воспользоваться. Свой метод он назвал концепцией мыслеварительных шляп.
Биографическая справка
Эдвард де Боно, британский психолог и писатель, родился на острове Мальта в 1933 году. Ныне он - доктор философии Кембриджского университета, регулярно читающий курсы лекций в университетах Оксфорда, Лондона и Гарварда. Доктор Боно широко известен как ведущий специалист в области развития практических навыков мышления. Он ввел в науку понятие "латеральное мышление", которое было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка, и разработал систему научных методов по развитию способностей к активному творческому поиску - "взвешенному мышлению".
Два типа мышления: реактивное и взвешенное.
Фоновое мышление, которым мы обычно пользуемся, не сконцентрировано ни на чем определенном. Мы не задумываясь, автоматически делаем какие-то привычные дела: возвращаемся с работы, заходим в магазин, берем сумку правой или левой рукой и т. д. Такое мышление Эдвард де Боно называет реактивным. Оно помогает нам делать повседневные дела, не требующие осознанности. Реактивное мышление прекрасно подходит для непосредственного реагирования на то, что происходит в данный момент.
Мы привыкли к такому типу мышления. Оно простое. Когда мы его используем, нам не надо напрягаться. И поэтому мы часто пытаемся мыслить реактивно в сложных ситуациях, где такой тип мышления, увы, уже не работает. При реактивном мышлении не мы управляем своими мыслями, а наши мысли ведут нас. Для долгосрочного планирования, интеллектуальных дискуссий и решения сложных задач это не подходит. В таких ситуациях наше мышление должно быть осознанным и текущим в нужном направлении.
И тут автор предлагает решение: взвешенное мышление с помощью мыслеварительных шляп. Взвешенное (его еще называют оперативным) мышление основано на волевом направлении потока мыслей в нужное русло. Это подход к делу, который основан на сознательном, волевом направлении нами потока мыслей в нужное русло - на решение каких-то конкретных задач. Такое мышление позволяет производить необходимые, достаточно сложные операции и рассчитывать, как хороший шахматист, свои действия на несколько ходов вперед.
Для взвешенного мышления важен не только факт принятия решения, но и путь мысли, который к этому решению привел. И тут важно научиться "рисовать" карту вашего отношения к ситуации.
Процедура составления предметной карты ПЛЮМИН.
ПЛЮМИН - это ПЛЮсы, Минусы и все, что ИНтересно.
В процессе обсуждения, вместо того чтобы просто реагировать на требования обстоятельств, взвешенный тип мышления дает возможность нарисовать карту отношения к ситуации. Сначала нам нужно выписать все плюсы от сложившегося положения вещей, после этого описать все минусы. В заключение оцениваем те явления, которые не относятся ни к плюсам, ни к минусам. Эти пункты получают оценку "интересно". Карта ПЛЮМИН позволяет выразить мысли на бумаге и как бы посмотреть на них со стороны.
Чем более полно и подробно заполнена карта, тем очевиднее опасности и подвохи, поджидающие вас на пути к цели. Окончательное решение, к которому ведет намечаемый маршрут, становится результатом общего согласия, а не победы наиболее упорной стороны.
Концепция мыслеварительных шляп.
Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в том, чтобы преодолеть беспорядочное, стихийное течение наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, - стараемся "объять необъятное". Нам сложно отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от голых фактов и реальных планов на будущее. И вот тут нам поможет концепция мыслеварительных шляп.
Как работает эта концепция
Вот какой пример приводит автор в своей книге. Вспомните известную скульптуру Огюста Родена "Мыслитель". Она тяжеловесна, мрачна, Мыслитель погружен в себя, опершись тяжелой головой на руку. Если вы примете позу роденовского "Мыслителя", очень скоро мозг начнет "подыгрывать" вашим действиям: включится в роль, которую вы исполняете. И это неудивительно: играя роль мыслителя, вы становитесь им на самом деле. В нужное время ваши внутренние переживания "догонят" ваши действия. Иными словами, "настройка тела" повлечет за собой "настройку духа". Вы сознательно настроитесь думать.
Суть концепции мыслеварительных шляп в том, что шляпа поможет вам сыграть чью-то роль. Вам нужно будет только определиться, какой именно подход к делу нужен в данный конкретный момент. Шляпы надеваются попеременно в зависимости от обстоятельств. Надевая нужную шляпу, вы сможете отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от голых фактов и реальных планов на будущее.
Шесть стадий взвешенного мышления
Взвешенное мышление предполагает шесть последовательных стадий, для каждой из которых есть своя шляпа. Вот они:
1) оцениваем вопрос объективно (с цифрами и фактами);
2) воспринимаем его эмоционально;
3) критически анализируем;
4) отмечаем его положительные стороны;
5) творчески осмысляем
6) и, наконец, упорядочиваем и организуем все полученные выводы.
Чтобы прохождение каждого из этих этапов дало наилучший результат, все шесть ролей мы должны сыграть с наибольшей самоотдачей. Эти роли должны быть абсолютно разделены, и для каждой из них предназначена своя шляпа.
Для чего нужны шляпы?
Мыслеварительная шляпа является тем самым знаком, "переключателем", с помощью которого мы своевременно и быстро переходим с одного этапа мышления на другой и сигнализируем об этом окружающим.
Благодаря шляпам:
- перед нами открывается возможность обменяться мнениями о таких вещах, о которых мы не могли бы и помыслить вслух без этого спасительного головного убора. Шляпа мышления сродни костюму паяца, надев который мы получаем право паясничать от души;
- мы обретаем возможность управлять своим вниманием. У нас должен быть способ переключить внимание с одного объекта на другой и при этом рассмотреть предмет с шести разных сторон;
- мы можем призвать кого-нибудь (и себя в том числе) развернуть поток мыслей или направленность действий в другую сторону, а то и вовсе на 180 градусов.
Каждой из шести мыслеварительных шляп соответствует индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий характерными, присущими лишь ей одной чертами и качествами. Таким образом, вопрос заключается не только в том, чтобы надеть на себя мыслеварительную шляпу; не менее важно и то, какой расцветки шляпу мы собираемся надевать.
Белая шляпа: холодные цифры и голые факты.
Мышление в белой шляпе - это дисциплина и самоконтроль. Когда вы надеваете белую шляпу, вы играете роль беспристрастного человека, который оперирует только фактами. От вас ожидается полная объективность. Белый цвет, символизируя отсутствие цвета, означает беспристрастность.
Как пользоваться белой шляпой
С помощью белой шляпы удобно обмениваться цифрами и фактами, объективными и беспристрастными. Этот тип мышления способствует четкому разграничению того, что есть факт, а что - экстраполяция или объяснение. Белая шляпа переключает наше мышление в компьютерный режим работы: "Пожалуйста, только факты - без доводов".
В белой шляпе вас интересуют только проверенные факты. Эта шляпа помогает вычленить разумное зерно из домыслов, оценить полученную информацию в порядке достоверности, уточнить, какие факты и в каком количестве вам требуются, и сформулировать уточняющие вопросы.
Она налагает также определенные обязательства: предлагать суждения только в нейтральных формах выражения. Шляпа формирует бесстрастную объективность ученого-исследователя.
Красная шляпа: в океане страстей и эмоций.
Красный цвет символизирует интуицию, предчувствия и эмоции. Надев красную шляпу, вы получаете возможность откровенно выражать свои мысли. Вы как бы получаете "официальное разрешение" на выражение любых чувств.
Под красной шляпой вы можете высвободить два основных типа эмоций. Во-первых, это обычные чувства, вроде страха или неприязни, среди которых попадаются и более тонкие эмоции - такие, например, как недоверие или подозрение. И во-вторых, это сложные комплексы чувств, лежащие в основе умозаключений, зачастую кажущихся нам беспочвенными, безосновательными. Сюда можно отнести предчувствие, интуицию, ощущения, наклонности, эстетическое чувство прекрасного и многие другие. Задача человека в красной шляпе - придать этим чувствам "законность": они имеют право и должны быть учтены при составлении карты отношения к ситуации.
Как пользоваться красной шляпой
Конечно, можно выразить эмоции и в ходе беседы при помощи мимики и интонации. Но именно в искусственности ситуации - настоящая ценность красной шляпы. Выплескивание эмоций обычно занимает немало времени, и еще больше времени, как правило, уходит на то, чтобы все успокоились. Надевая красную шляпу, вы "включаете" и "выключаете" эмоции в нужный момент, строго по мере необходимости. Это уменьшает число конфликтных ситуаций, связанных с выяснением отношений.
Вовсе не обязательно совершать манипуляции с ней всякий раз, когда в вас проснется желание поделиться с окружающими своими чувствами. Красная шляпа нужна только тогда, когда возникает необходимость выразить чувства в официальной обстановке или в ситуации, способной перерасти в конфликт.
Надев красную шляпу, вы должны воздержаться от объяснения своих чувств. Наши объяснения могут быть как истинными, так и ложными. Чтобы не отвлекаться от делового обсуждения на самоанализ и оправдания, следует выплеснуть чувства - и двигаться дальше.
Черная шляпа: критический настрой.
Черный цвет - цвет отрицания, свободного от эмоций. Надев черную шляпу, мы ищем несоответствия того, что имеем, тому, как все должно быть. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования позиций без примеси эмоций. Нужно уметь проводить четкое различие между отрицанием, выстроенным на эмоциях (красная шляпа), и отрицанием на языке фактов (черная шляпа).
Объективные данные предоставляют, надев белую шляпу, но сомневаются в их объективности и оспаривают их в шляпе черного цвета. В этой шляпе вы указываете на возможное несоответствие цифр и фактов реальному положению дел.
Критический настрой очень соблазнителен. Всегда проще раскритиковать чью-то идею, нежели предложить свою. Казалось бы, черная шляпа придает законную силу негативному настрою своего обладателя. Однако она же этот настрой и ограничивает. Когда вы, надев черную шляпу, сосредоточиваетесь на отрицательной стороне вопроса, сам факт ее надевания как бы устанавливает границы вашего критического восприятия. Вас можно попросить снять черную шляпу. Это будет означать, что вам следует отдохнуть от своего критического запала.
Как пользоваться черной шляпой
Надев черную шляпу, вы не берете на себя роль человека, подвергающего все сомнениям, как это делает защитник в суде. Вам следует указать на наличие объективно слабых сторон, всевозможных опасностей, будущих недостач, подвохов, промахов и проблем. Вам необходимо довести суть своего неудовольствия до сведения каждого из участников и заставить их принять во внимание все возможные в их работе погрешности. Ваша критика должна вынудить их доработать свой план и довести его до полного совершенства.
Сдерживать течение мыслительного процесса, направленного черной шляпой, из страха, что грубое отрицание погубит идею, - опасно; это разрушит целостность мышления в остальных шляпах: каждую из шести ролей нужно сыграть до конца.
Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем; оно лишь указывает на их наличие. Черную шляпу не используют для ведения дискуссий. Надев ее, вы не ввязываетесь в спор, а лишь сосредоточиваетесь на логически обоснованном отрицании.
Вы должны поставить перед участниками ряд вопросов и потребовать ответа на них.
1. Уместна ли и насколько оправданна исходная точка зрения?
2. Насколько логически обоснованы сделанные на этой основе выводы?
3. Существует ли возможность выстроить на той же основе какие-либо иные выводы?
Желтая шляпа: мир радужных надежд.
Желтый - цвет оптимизма, надежды и позитивного мышления. Надевая желтую шляпу, вы выражаете готовность строить гипотезы; вам дается право на предвидение, на обнаружение любых перспектив. В желтой шляпе вы порождаете конструктивные идеи и очерчиваете радужные перспективы. Кроме того, на вас возлагается обязанность дальнейшего развития выдвинутой идеи. От вас требуется конструктивный образ мыслей: идею следует доработать, усовершенствовать и довести до "степени внедрения в жизнь".
Как пользоваться желтой шляпой
В каждом деле могут присутствовать важные положительные аспекты, не заметные с первого взгляда. И только в желтой шляпе можно обнаружить скрытую ценность там, где другие ее не заметили. Однако бывает сложно различить грань, отделяющую здоровый оптимизм от откровенно глупых ожиданий. Позитивное восприятие - это и безудержный оптимизм, и трезвый рационализм. Но, водружая на себя желтую шляпу, вы не должны ограничивать горизонты своего мышления тем, что кажется здравым и хорошо известным: прогресс будет невелик.
По своему назначению желтая шляпа прямо противоположна шляпе черной. Последняя имеет дело с негативной оценкой, а первая - с позитивной. Однако, невзирая на позитивную направленность, желтошляпный образ мыслей требует от человека такой же дисциплины, как тип мышления в белом и черном головных уборах. Надев желтую шляпу, вы берете на себя обязательство целенаправленно искать позитивные стороны в каждом вопросе.
Зеленая шляпа: творчество и вдохновение.
Зеленый цвет - творческое начало и расцвет творческих идей. Зеленая шляпа ответственна за рождение новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события. Мышление в зеленой шляпе стремится избежать проторенных дорог и отыскать новые пути развития. Когда вы чувствуете, что с помощью творческого настроя можно отыскать более простой и эффективный выход из сложившейся ситуации или когда ничто другое уже не приносит действенных результатов, вам следует надеть зеленую шляпу.
Как пользоваться зеленой шляпой
Если вы человек творческий, то вам знакома потребность бросить вызов привычному взгляду на вещи провокационными, внешне совершенно нелогичными идеями. Надевая зеленую шляпу, вы даете знать, что роль шута или клоуна исполняется специально, чтобы пробудить у зрителей новый взгляд на привычные понятия.
Латеральное мышление и зеленая шляпа
Эдвард де Боно ввел в науку понятие "латеральное мышление", которое было занесено в Оксфордский словарь современного английского языка. Латеральное мышление - это мышление, помогающее изменить стереотипы, обратиться к разработке новых понятий и представлений. Это метод нестандартного подхода к решению задач. И этому способствует зеленая шляпа.
Осознанно надевая зеленую шляпу, вы уходите с наезженной колеи мышления, идете вразрез с устоявшимися стереотипами, а не следуете им. В зеленой шляпе вы сознательно "расчленяете" единую схему на части, и, когда это действие начинает давать результаты, возникает эффект внезапного озарения.
Главное, что необходимо понять: надев зеленую шляпу, вы активизируете движение своей мысли, а не выносите суждения о рассматриваемой идее. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее основе? Куда она нас приведет? Подобные вопросы являются частью понятия "движение".
Войдя в зеленошляпный образ, вы смотрите на привычные вещи с нетрадиционной точки зрения, "шиворот-навыворот", и, подробно изучив схему протекания какого-либо процесса, полностью ее изменяете.
Важный элемент творческого процесса - стремление придать новорожденной идее такую форму, чтобы она отвечала двум основным требованиям. Первое - приспособленность к ситуации. Надев зеленую шляпу, вы должны приложить максимум усилий для того, чтобы обеспечить своему детищу "пригодность к употреблению". Второе требование - преподнести идею таким образом, чтобы она дошла до сознания людей, призванных ее оценить.
Синяя шляпа: держать мысли в узде.
Синяя шляпа символизирует контроль и организованность. Она занимается организацией и управлением мыслительным процессом. В синей шляпе мы выбираем тип мышления, наиболее подходящий для предмета.
Когда вы надеваете синюю шляпу, вы придаете общему течению мыслей строгую направленность. Именно вам следует определить, к какому типу мышления следует обратиться для всестороннего рассмотрения поставленного вопроса.
Как пользоваться синей шляпой
Надев синюю шляпу, вы придаете форму тому, что прежде напоминало беспорядочное брожение мыслей. Не всегда достаточно очертить круг проблем. Нередко важнее определить спектр их наиболее вероятных решений. И в этом задача мышления в синей шляпе. Помимо того, надев ее, вы берете на себя постановку задач.
Поставленная задача может включать в себя широкий или узкий круг вопросов. Для ее решения могут потребоваться немедленные, конкретные действия либо целая серия мероприятий. Если выясняется, что поставленную задачу выполнить нельзя, человек в синей шляпе возвращает всех участников на исходные рубежи и направляет все внимание на поиски допущенной ошибки.
Синяя шляпа надевается время от времени (и не обязательно одним и тем же человеком), чтобы произвести оценку всего происходящего и того, что было достигнуто; человек в синей шляпе держит руку на пульсе событий и несет ответственность за составление перечня найденных альтернатив.
Когда вы надеваете синюю шляпу, вы получаете право и возможность наводящими вопросами словно обрисовать мишень и сказать: "Вот она - наша цель. Стреляйте сюда".
Когда менять головной убор.
Концепция шести мыслеварительных шляп дает возможность управлять ходом споров-дискуссий. Вы можете попросить человека надеть одну из шляп и тем самым настроить его на соответствующий образ мыслей. Вы можете надеть шляпу сами, показывая окружающим, что направляете мысли в определенное русло и вашим собеседникам следует воспринимать вашу позицию так, как она того требует. Важно и то, что, надевая определенный головной убор, вы можете и самому себе просигнализировать о необходимости настроиться на соответствующий образ мыслей.
Первую часть работы можно выполнить, надев белую шляпу, - так ищется ответ на вопрос: как принято поступать в подобных случаях? Затем уместно надеть зеленую шляпу и заняться поиском альтернативных вариантов. Начало обсуждения невозможно до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи (наденет желтую шляпу). Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права: можно примерить черную шляпу трезвого взгляда на вещи. Необходимо принять превентивные меры, обеспечив безопасность начатого предприятия. И предупредить об этом обязан человек в черной шляпе, а принять во внимание - человек в шляпе желтой.
Вновь надеть белую шляпу необходимо в тот момент, когда появляется необходимость в представлении "фактов, фактов и только фактов", отражающих сущность данной идеи.
На заключительном этапе слово передается человеку в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: а нравится ли нам эта идея настолько, чтобы трепать нервы ради ее воплощения?
Может показаться странным, что эмоциональной оценке отведено место на заключительном этапе обсуждения новых идей. Но именно здесь выносимая мышлением в красной шляпе оценка будет основана не на игре эмоций, а на конкретных результатах процесса мыслеварения, в котором участвовали люди в шляпах черной и желтой расцветок. Если идея не способна вызвать энтузиазм даже на заключительном этапе рассмотрения, то, скорее всего, она не будет иметь успеха вообще, вне зависимости от того, насколько привлекательной она показалась в самом начале.
Надев синюю шляпу, вы обозначите области, требующие нетрадиционных подходов, на разработку которых устремляется человек в зеленой шляпе. По мере поступления новых предложений человек в синей шляпе берет на себя роль управляющего идеями. Ему следует распределить предложения по следующим категориям: требующие более тщательного рассмотрения, требующие доработки и те, что просто нужно иметь в виду. С привлечением к делу специалистов в белой, желтой и зеленой шляпах можно обеспечить каждой из предложенных идей дальнейшее развитие.
К финишу следует подходить в синей шляпе: она поможет выработать окончательную стратегию осуществления замысла.
Заключение.
И в заключение вспомним основные черты каждой шляпы.
Белая шляпа - изложенные в бесстрастной манере цифры, факты и объективная информация.
Красная шляпа - чувства, эмоции, предчувствия и интуиция.