Аннотация: О необъяснимой особенности самоощущения молодых поэтов Серебряного века
Что значит Серебряный век для русской поэзии - объяснять никому не нужно. Поэты, печатавшиеся в то время, хорошо известны и популярны в нашей стране. На полках Дома книги (дом Зингера) в Санкт-Петербурге, например, можно встретить сразу несколько разных сборников стихов поэтов Серебряного века. К сожалению, в большинстве из них отсутствуют обстоятельные литературоведческие статьи составителей.
Вот авторитетное определение этого периода в русской поэзии (Н. Бердяев, "Самопознание"):
"Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу..."
Бердяев - великий человек и я ему верю. Я прочитал несколько популярных статей, в основном для школьников, о поэзии Серебряного века. В одной из них встретил такую заключительную фразу:
"Поэты Серебряного века верили в искусство, в силу слова. Поэтому для их творчества показательно погружение в стихию слова, поиск новых средств выражения. Они заботились не только о смысле, но и о стиле - для них был важен звук, музыка слова и полное погружение в стихию. Это погружение привело к культу жизнетворчества (неразделимости личности творца и его искусства). И почти всегда в связи с этим поэты Серебряного века были несчастны в личной жизни, а многие из них плохо кончили".
У меня при чтении одного из сборников, о которых я упоминал выше, тоже первоначально создалось впечатление, что жизнь поэтов была трудной и недолгой. Последнее, однако, не подтвердилось. Я построил гистограмму распределения продолжительности жизни поэтов этого сборника (32 автора). В распределении не обнаружилось каких-то особенностей, указывающих в явном виде, что жизнь поэтов была скорее короткой, чем нормальной. Максимум распределения пришёлся на интервал 51-60 лет, а более 50-и лет прожили 20 человек из 32. Для начала 20-го века это не так уж плохо, согласитесь. Разумеется, те, кто прожили долго, были поэтами Серебряного века в молодые годы. Это естественно. Однако я обратил внимание на особенности, обсуждение которых в литературоведческих статьях мне не попадались. Может быть они и есть, я же просмотрел совсем немного статей.
Вот о чём идёт речь:
Анатолий Фиолетов, проживший всего 21 год, в 17 лет написал:
"Придите все ко мне, чтоб видеть,
Чтоб видеть Смысл Красоты".
Семён Надсон (25 лет) в 16 лет написал:
"Устал я жить, устал я ждать любви".
Владимир Соловьёв (47/22):
"В сне земном мы тени, тени...
Жизнь - игра теней".
Валерий Брюсов (51/23):
"Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побеждённым,
Зная что в мире оставлю поэта".
Александр Блок (41/21):
"Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!"
Осип Мандельштам (47/17):
"Я от жизни смертельно устал,
Ничего от неё не приемлю".
Если учесть, в каком возрасте написаны приведённые выше строки, то у меня возникает вопрос - это действительно искренне, или это дань модной игре в многозначительность и в многоопытность? Я с трудом могу себе представить, что должно произойти в жизни человека, чтобы в таком юном возрасте он серьёзно мог написать: "устал я жить", или: "я от жизни смертельно устал". Откуда такое самоощущение своей мудрости и значительности - "придите ко мне, чтобы видеть...". Для меня это загадка.
Дополнение от 26.10.2017: Недавно в интернете прочитал статью неизвестного автора (позже выяснилось, что автор темы - Софья Багдасарова) под названием: "Вредные привычки писателей Серебряного века". В ней утверждается, что основной вредной привычкой было пристрастие к наркотикам (в основном - морфий). В качестве подтверждения приводятся многочисленные фрагменты из текстов поэтов и писателей и их современников. Объясняется это двумя основными причинами: 1) привычка к морфию с юного возраста - он входил в состав многих лекарств от болей и др. болезней и свободно продавался в аптеках; 2) повальная мода среди деятелей культуры и искусств (поэты, писатели, художники, артисты и пр.) на употребление наркотиков. Увлечение этой модой часто имело печальные последствия (неадекватное поведение, депрессия, ранняя смерть). Вот и возникает вопрос - не этой ли привычкой объясняются приведенные выше стихотворные строки об усталости от жизни? Вполне возможно, увы. А как же тогда "новые источники творческой жизни, новые зори, надежды на преображение жизни"?