Аннотация: Незаконченные дела несут в себе вперемешку зёрнышки забытых удовольствий и неразрешившихся печалей.
*Сценарий написан в рамках онлайн-курса Сценарной мастерской Александра Молчанова.
ЭКСТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА. ДЕНЬ.
Пыльная дорога, на ней в солнечном свете появляется бодро шагающий силуэт. Это НИКОЛКА ЕФРЕМОВ(42). Одет по-европейски, по-дорожному - кроссовки, джинсы, яркая олимпийка, футболка, в руках цветная кожаная сумка.
ТИТРЫ
ЭКСТ. КРЫЛЬЦО ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА, ЛЕТНИЙ ДЕНЬ.
На крыльцо выходит оконце с веранды, на крыльце стоят выставленные "на погулять" из дому цветы в глазированных горшках. Хозяйка дома, ТЁТЯ МАРИНА (55), втыкает в косяк входной двери иголки по периметру. Рядом держит игольницу ДЯДЯ ТОЛЯ (58), её муж.
ДЯДЯ ТОЛЯ
(угрюмо-насмешливо)
Ты побольше, побольше игол-та навтыкай. Чтобы штопать нечем было.
Уходят в дом, в оконце подёргивается занавесочка - тётя Марина посматривает наружу.
ЭКСТ. ДЕРЕВЕНСКАЯ УЛИЦА. ДЕНЬ.
Дорога пылит. НИКОЛКА проходит мимо ухоженных домов с цветущими садиками, около одного (тёмного, за полусгнившим забором) останавливается, смотрит на него, как на старого знакомого. Затем направляется к крыльцу соседнего дома.
ЭКСТ. КРЫЛЬЦО ДЕРЕВЕНСКОГО ДОМА, ЛЕТНИЙ ДЕНЬ.
На крыльцо взбегает НИКОЛКА. Полуставит-полубросает сумку на ступеньку крыльца, стучит в оконце.
Нет ответа.
НИКОЛКА
(снова стучит в оконце)
Тёть Марин! Я знаю, вы дома. Тёть Марин!
Звук отпираемой задвижки. На крыльце с лёгким вздохом появляется тётя Марина, смотрит на Николку снизу вверх.
НИКОЛКА
(приветливо улыбаясь)
Тёть Марин, здрасть, ключики-то у вас? Я знаю, мои вам всегда оставляли.
ДЯДЯ ТОЛЯ
(высовываясь сзади жены)
Николка, ты, что ли? Сколько лет, сколько зим. Где пропадал? Дом уж в землю врос!
Вытягивая руку через порог наружу, тётя Марина протягивает Николке ключи и, не касаясь его, кладёт на протянутую ладонь.
Николка, как подросток, чуть не вприпрыжку сбегает с крыльца.
Тётя Марина смотрит ему вслед и крестится... И почему-то улыбается, стоя на пороге.
ЭКСТ. У ДОМА ЕФРЕМОВЫХ. ДЕНЬ.
Николка подходит ко двери двора, с трудом снимает 2 висячих замка, с 3-го раза проталкивает внутрь тяжеленную осевшую дверь во двор. Входит внутрь.
ИНТ. ДВОР И ВЕРАНДА ДОМА ЕФРЕМОВЫХ. ДЕНЬ.
Николка заходит во двор. С двором соединяется уходящая в перспективу веранда, заставленная старыми пыльными вещами. Свет синий; при выдохе от губ Николки отделяется голубоватое облачко пара - холодно. Николка поднимается по трём ступенькам на веранду, проводит пальцем по вещам - на них даже не пыль - как будто плотный-жирный-мелкий-песок. Прах.
Николка осторожно, нащупывая дорогу, обходит веранду. На запылённом круглом обеденном столе ржавая велоцепь, а меж гвоздиков, щеколдочек, ракушек и покоробленных поплавков на подоконнике блестят хитином останки не сумевших выбраться стрекоз.
В комнатке Николка снимает посеревшую кружевную накидку со старого дивана, складывает на угол незакрывающейся дверцы шкафа. В летней кухне поднимает разбухшую и покрывшуюся чёрными пятнами книжку по садоводству, старую пластинку, запаутиненную кросинку - из неё неожиданно вылетают обрывки крыльев давно почившей крапивницы, кружатся в воздухе.
ДЯДЯ ТОЛЯ
(не входя на двор; просовывает внутрь голову)
Мы тут не прибирались, ты уж не обессудь,
НИКОЛКА
Спасибо, дядь Толь.
ДЯДЯ ТОЛЯ
Да какой уж я теперь дядь Толь. У тебя у самого вон седина в бороде. Пойдём перекурим, что прошлое тревожить.
Николка послушно спускается во двор, выходит из двора наружу.
ЭКСТ. ТЕНЕВАЯ СТОРОНА ДОМА ЕФРЕМОВЫХ, ДЕНЬ.
Тень от дома синяя-синяя, почти чёрная в жарком дне. Не выходя из тени, дядя Толя и Николка курят и смотрят вдаль.
Тётя Марина приносит трёхлитровую банку домашнего квасу с осадком.
Дядя Толя и Николка пьют пенящийся квас.
Николка отставляет банку и направляется к задней калитке, отворяет её, выходит за неё, оставив калитку приоткрытой.
ЭКСТ. РЕКА. ДЕНЬ.
За калиткой - кустарник и берег небольшой чистой речки. Николка с разбегу забредает в холодную искристую воду; ныряет, плывёт по мелководью, становится на ноги, с фырканьем раскидывает брызги.
Дом стоит где-то позади, задумчиво смотрит тёмными окнами, галка скачет по поросшей мохом шиферной крыше.
ТЁТЯ МАРИНА
(неслышно подходит из-за спины).
К своим-то на кладбище зайдёшь?
Николка оборачивается - тётя Марина стоит на бережку, в руках огромное мохнатое полотенце.
НИКОЛКА
Зайду, тёть Марин. Позже зайду. (снова с головой окунается в воду).
ИНТ., ДОМ ЕФРЕМОВЫХ, НОЧЬ.
Николка, не раздеваясь, лежит на старом диване в доме и смотрит в потолок. Заграничная сумка стоит рядом, нераскрытая.
Окно приоткрыто. Снаружи подают голоса птицы, то и дело вступают кузнечики.
НИКОЛКА встаёт, подходит к окну, достаёт сигарету, задумчиво теребит в пальцах, убирает обратно. Забросив сумку на плечо, вылезает из дома в окно.
ЭКСТ. У ДОМА ЕФРЕМОВЫХ. НОЧЬ.
Николка идёт по затравеневшему участку. Светит луна. Шевелятся в лунном свете травы.
Николка выходит через заднюю калитку.
ЭКСТ. БЕРЕГ РЕКИ, ЗАТЕМ ПЕРЕЛЕСОК, ЗАТЕМ МОСТИК, ЗАТЕМ ЗАРОСЛИ И ВХОД НА КЛАДБИЩЕ. НОЧЬ.
Николка поворачивает и бредёт по тропке вдоль реки. Ночная тропка петляет; путь перегораживают корни деревьев. Наконец, на пути ворота. Кладбище.
ЭКСТ. КЛАДБИЩЕ. НОЧЬ.
Дремлющий на лавке у сторожки пожилой усатый СМОТРИТЕЛЬ (68) приоткрывает один глаз, вздрагивает, потом стряхивает сон и подаёт голос.
СМОТРИТЕЛЬ
(строго скрипит)
Закрыто ночью!
НИКОЛКА
Не сердитесь, дядь Ген. Свой я. Родителей навестить вот пришёл.
СМОТРИТЕЛЬ
Пьяный, никак?!
(удивлённо)
Миколка?
(крестится)
НИКОЛКА
Трезвый. Где моих-то положили?
СМОТРИТЕЛЬ
А при дедушке вашенском, как положено. Там, за бугорком.
Николка доходит до трёх поржавевших крестов, ставит сумку, садится рядышком. Молчит.
НИКОЛКА
А я ж вам сувениры вёз, (раскрывает сумку)
Сумка при этом поворачитвается другой стороной, и мы видим, что там она разодрана, опалена, в пузырях от огня.
Николка достаёт из сумки опалённые магнитики на холодильник, разбитые и обгорелые маракасы, оплавленный фотоаппарат, блеснувший зубатым расколотым объективом...
Раскладывает их на могилках, смотрит.
Сквозь него видно, как крестится Смотритель.
ЭКСТ. ДОМ СОСЕДЕЙ. НОЧЬ.
В доме загорается свет - и в окне заметался женский силуэт.
ИНТ. ДОМ СОСЕДЕЙ. ВЕРАНДА.
Свет - это дядя Толя нажал на выключатель - и застиг врасплох свою пожилую жену, стоящую в ночи у окна.
ТЁТЯ МАРИНА
(схватившись за грудя под горлом, видит мужа и переводит дух)
Погаси.
ДЯДЯ ТОЛЯ
Не помогли иголки?
ТЁТЯ МАРИНА
Ну, дальше крыльца ж не прошёл.
ДЯДЯ ТОЛЯ
(молчит, смотрит с укоризненной улыбкой).
ТЁТЯ МАРИНА
Мож, померещилось?
Дядя Толя гасит свет; - за окном, в которое смотрела тётя Марина, - дом Ефремовых.
ДЯДЯ ТОЛЯ
Утоплю, утоплю эти проклятые ключи в колодце!
(приобнимает жену за плечо и уводит от окна)
По дороге тётя Марина замедляет шаг, касаясь висящего тут же огромного мохнатого полотенца.