Игорь Фридман Живи, живи, мой "Эскулап? (в изложении Шабалина) Бруклин отдалённо напоминает Россию. А может просто так кажется? Или хочет казаться? Нет, что-то есть. Эта зима в Нью-Йорке напоминает весну в России. С редким снегом, влажным холодом и суетливым народом. Но что эта суета в сравнении с весенним Смоленском! С двухразовым питанием, трёхразовыми репетициями, приближающейся "Студенчес-кой весной? и надвигающейся сессией. Вот где была настоящая суета! Но у каждого вида суеты свой черед. В моём возрасте суета уже утомляет. А потому, согласно возрасту, настало время для воспоминаний, ностальгии и общения со старыми друзьями. Итак, привет, друзья! Игорь Фридман в "те? годы На репетицию "Эскулапа? меня привел Влад Шейнкман. Это был 1990 год. Тогда "Эскулап? существовал в виде команды КВН. Команда известная, узнаваемая и популярная. Парни успели покататься по всевозможным "Юморинам? и модным тусовкам. Манило слово "КВН?. На репетиции мой "талант? просматривали Андрей Логинов, Дима Марков, Слава Бобовников. Не помню, что пел или рассказывал, но сказали: "На следующую репетицию приходи?. Я был счастлив. В то время моё "эго? пребывало в "творческом кризисе?. Дело в том, что я ушёл из ТЭМа "Парус?, который существовал благодаря силам студентов педиатрического факультета. Руководила творческим коллективом актриса Смоленского драматического театра - Ковалева Лариса Сергеевна. "Парус? представлял собой "девичий драматический кружок?, в котором, в силу его гендерных особенностей, мне прижиться не удалось. А теперь "Эскулап?. Дальнейшие три года непрерывно связаны с творческим коллективом. Участие в "Эскулапе стало стилем жизни. Собирались три раза в неделю в зале НУКа. Изначально репетиции проходили где получится, даже в помещении заброшенной дискотеки в первом общежитии. В том месте и нашёл нас Юрий Викторович Мишунин. Он впоследствии стал "народным проректором? по "Эскулапу?. А мы, в результате реализации его режиссёрских способностей, стали "золотым составом 90-х?. Пребывая в ином мире и
225
другом времени, понимаешь, как много сил этот человек вложил в молодёжное театральное движение областного центра. Уже не помню, как обсуждалось предложение оставить КВН и дружно стать СТЭМом "Эскулап?. Однако метаморфоза команды КВН произошла. Идея Мишунина нашла своих приверженцев и реализовалась в кратчайшие сроки. Для целостного концерта требовался сценарный материал. В легендарную "Шизюрмалу? были взяты, наряду с незначительным количеством старых номеров, новые миниатюры, написанные прямо здесь, "на коленке?. В то время из нас фонтанировало вдохновение. Миниатюры писались легко. Я написал "Индейцев?, которых отредактировал Логинов. Он стал нашим режиссером, сценаристом и автором всех "эскулаповских? миниатюр. Такие известные вещи, как "Поэты?, "Эллада?, "Суд?, "Классификация женихов?, "Варенье?, - нашли своих зрителей и с успехом прокатились по сценическим площадкам Смоленска и иных населённых пунктов родной области. Конечно, все успехи "Эскулапа? связаны не только с сильными сценариями. Юрием Викторовичем проводилась интенсивная административно-хозяйственная работа. Мы получили место для репетиций, появились спонсоры, возможность гастролировать, зарабатывая деньги и, наконец, возникла возможность получать "индульгенции? за наши крутые залёты в учебном процессе. Чуть позже стали проводить "огоньки?. Зрители могли сидеть за столиками и, наслаждаясь концертом, вкушать пирожки, запивая деликатесы жидкостями различной крепости. И, конечно же, "свадьбы? в педиатрическом общежитии, которые обычно начинались после концертов и продолжались с вечера пятницы до утра воскресенья. Нас любили и знали не только студенты. С большой симпатией к нашему творчеству относились преподаватели, что в значительной мере способствовало устойчивой академической успеваемости.
Фестивали. Незабываемый вкус фестивалей. Подготовка к ним. Как сейчас слышу: "Новомосковск, Орша, Курск?.
К фестивалю в Новомосковске сшили костюмы малинового цвета по моде 90-х. Все по-настоящему. Три примерки. К одеянию полагались галстук-бабочка и белая рубашка. Непременным атрибутом сценического костюма были цветные семейные трусы. Существовал даже номер, когда под занавесь весь состав выходил в семейных трусах, гордо неся перед собой переброшенные через руку аккуратно сложенные клубные брюки. Юмор, так скажем, сомнительный, однако зал был в восторге. Просто публика была уже на таком "разогреве?, что палец покажи - и зал "ляжет?.
226
В Новомосковске мы были абсолютно новыми коллективом, что не помешало нам получить Гран-При.
Театр стал обрастать музыкальным сопровождением. За клавишные отвечал Андрей Кравцов, а с саксофоном блистал виртуозный Володя Самойленко.
В Новомосковске на "Юмористическом Противостоянии? после конкурсных программ весьма бурно проходили дружеские застолья.
Утреннее пиво, незабываемо вкусное, приносили с пивоваренного завода, что располагался невдалеке от общежития. Культуру потребления горячительных напитков отслеживал Юрий Викторович. Но и ему порой приходилось нелегко. После заключительного банкета по случаю окончания фестиваля Юрий Викторович собирал нас по всему городу из мест проживания других СТЭМов... Кого-то извлекал из женского общежития, а некоего "истинного коммуниста? подобрал под памятником В. И. Ленину. Следующим этапом Юрию Викторовичу приходилось заталкивать наши не очень свежие тела в зелёный вагон, следующий в обратном направлении. Как сейчас помню его дикторский баритон уже в тамбуре поезда: "Держитесь, сынки, вы же лауреаты! Вам здесь любой мужик нальёт и любая девчонка полюбит?. Конечно же, ярчайшим воспоминанием стал наш первый фестиваль в Курске, где мы победили. Фестиваль "Курская аномалия? очень сблизил нас. Запомнилось, когда в холле гостиницы почти двести участников фестиваля изображали верблюдов под музыкальное сопровождение Володи Самойленко. Он играл на саксофоне одну из самых известных композиций Дюка Эллингтона - "Караван?. С большой теплотой провожали нас друзья из курского и воронежского СТЭМов, знакомые нам по Новомосковску. Три часа ночи. Привокзальная площадь. На привокзальном пьедестале Володя Самойленко играет "Goodbye, America?. И наплывает грусть, осознание того, что на следующий год этого уже не будет. Ровно через год мне предстоит заниматься врачебной деятельностью в какой-нибудь маленькой провинциальной больнице. В российской глубинке. И уже никогда не выйду в составе "Эскулапа? на сцену. И не будет гастролей, фестивалей и всего прочего, что сопровождало мою жизнь три последних года. А ещё помню гастроли в каком-то колхозе. В сельском клубе, где и сцены как таковой не было. Но публика оказалась на редкость благодарной. Директор клуба, сельская молодежь, фельдшер, доярки аплодировали не останавливаясь. Что исполняли, уже не помню. Расплатились с нами по "безналичному расчету? - выдали два ящика водки. Алкоголь было решено оставить до следующего вечера. Но сначала открылась первая бутылка, затем вторая, третья... Была ещё
227
буханка черного хлеба, одна на всех. А далее "свадьба?, которая продолжилась в педиатрическом общежитии, "где ночь глюкозы слаще?. В общем, весь гонорар растворился. А фестиваль в Орше! Программа походила на конкурс сельской самодеятельности. Была откровенно скучна. А потому возникло стойкое ощущение случайности нашего пребывания на этом празднике жизни. Конечно, выступили. На голову выше других коллективов. В местном театральном буфете охотно меняли "зайцы? на рубли. Средством от хандры стала смесь водки с ликёром "амаретто?. Ночью, в доме колхозника, где мы жили, немного почудили путём дефиле по коридору в цветных "эскулаповских? трусах, чем оскорбили нравственные чувства дежурной по этажу. Та пожаловалась Мишунину, за что тот нас изрядно пристыдил и призвал к нравственной дисциплине в мыслях и поступках. Юрий Викторович был разносторонне одарённым человеком. Он вкладывал в нас не только театральные знания. От него много узнали о религии, культуре, философии. Он был кладезем медицинских знаний. Именно он повлиял на выбор моей первой специальности - анестезиология-реаниматология. И другие ребята - "эскулаповцы? стали первоклассными врачами, благодаря его напутствию и отеческому благословению в профессию. Безумно грустно было покидать "Эскулап?, осознавать, что не будет больше трехразовых репетиций, вечеров, фестивалей. Не будет прежних друзей и не будет того времени, которое безумно жаль. Тяжело было сдерживать слёзы. Я прожил в Бруклине уже несколько лет. И однажды при посещении библиотеки уловил на себе любопытствующие взгляды двух молодых женщин. Они сидели за соседним столом и говорили по-русски. Затем, преодолев смущение, обратились: "Скажите, откуда мы можем вас знать? Вы ведь из России? Где получали образование??. Получив исчерпывающий ответ, обе улыбнулись и сообщили: "Тогда понятно. "Курская аномалия?. Мы наблюдали вас из зала. Вы из "Эскулапа"?. Я не мог скрыть радости и гордости. Дело в том, что одна из женщин оказалась женой режиссера Курского СТЭМа. Естественно, этим же вечером мы встретились и продолжили воспоминания по-настоящему, как в эпоху фестивальной молодости. СТЭМовцев много по всему миру. Мелькают лица фестивальных друзей на сайтах в Израиле, Америке, Италии, Германии. А совсем недавно в Бруклин из Иллинойса переехал жить Алексей Тумашов - художник-оформитель наших пригласительных билетов на все
228
"эскулаповские? вечера. Вот ведь как мир тесен. А может "Эскулап? безграничен? Что для меня СТЭМ? Конечно, это состояние бесконечно-беспечного счастья, лучшего времени моей студенческой жизни и период уникального явления, которое носило название "Эскулап?. И закончу тем, с чего начал: "Живи, живи, мой "Эскулап!"?. Бруклин, Нью-Йорк, США, 2018 год