Аннотация: Пьеса была сочинена в 1987 году, но, похоже, не потеряла свою актуальность. Мы опять катимся в "счастливое" прошлое...
ЭТО НЕ Я, ГОСПОДИ!
Предисловие автора (написано в 2002 г.)
Пьеса сочинена в 1987 году. Ознакомлен с нею был весьма узкий круг близких автору людей. Через несколько лет автор решился на передачу пьесы одному модному тогда режиссеру, прославленному, в том числе выбором ярких цветов для своих пиджаков, - да таких, что от них можно было ослепнуть.
Однако модный режиссер не сдержал своего обещания ответить самодеятельному драматургу. И рукопись не вернул...
В 1993 г. драму в стихах прочел, правда, не театральный, а балетный известный московский критик - Николай Эльяш. Заключение критика было такое:
- Где ж ты был раньше? Опоздал, дружок. Пьеса уже не актуальна. (Незадолго до этого развалился СССР и, без всякой помпы, втихую был похоронен его Гимн, которым пьеса начинается и заканчивается).
Но не зря и в начале, и конце пьесы автор включил исполнение Гимна. Автор предвидел, что скоро эта "песенка" будет спета. Ведь государство, где наказывают невиновных, а преступников награждают, обречено на погибель. И действительно, вскоре и государство развалилось, и его главная песенка была отправлена в архив Истории. Но ненадолго. Снова на просторах Родины зазвучала мелодия - гимн несуществующей более страны. Что же с текстом? Менять его не впервой...
А теперь немного о самой пьесе. В ней отражен один день из жизни группы заключенных, ожидающих исполнения своих судебных приговоров. Действие происходит 16 февраля 1984 года - в день похорон генсека КПСС. Андропов, хотя и не надолго, исполнил мечту многих "славных чекистов" - занял высший пост в "государстве рабочих и крестьян". Юрий Владимирович, в свое время заманивший в смертельную ловушку руководителей Венгрии (1956),* был похоронен с почетом и пышностью.
А ведь именно при нем продолжали гноить в тюрьмах невиновных людей, при нем изгоняли из страны людей мыслящих, честных и смелых; при нем продолжалась война в Афганистане, развязали которую маразматики из Политбюро; при нем сбили иностранный пассажирский самолет, имевший несчастье сбиться с курса;* при нем в кинотеатры и бани вваливались агенты в штатском и выясняли - почему посетители сих заведений не находятся на работе. Это при нем продажные писаки расхваливали "прелести" жизни в самом большом в мире "лагере мира" и на все корки ругали то, что вскоре будут расхваливать до небес. Это при нем, еще когда он был главой тайной полиции, поддерживали и славили высокопоставленных чинов "братских стран" - министра обороны Польши, отдавшего приказ стрелять в безоружных демонстрантов и министра МВД Восточной Германии, приказавшего убивать любого, кто попытается преодолеть Берлинскую стену. Это при нем скрывали от народа правду о
расстреле "славными чекистами" польских офицеров в Катыне (1940) и свои собственных граждан - рабочих в Новочеркасске (1961).
Свои мысли о чудовищно жестоком, и, прежде всего по отношению к собственным гражданам, режиме коммунистов, автор начал записывать уже с начала восьмидесятых годов, но изложил их на бумаге, в форме пьесы, лишь после того, как услышал из уст Горбачева - слово ПРЕСТУПНИК по отношению к Сталину. Но сказавший А, на этом застрял, хотя в русском алфавите еще много букв. Ведь сатрап только ретиво продолжал дело Ленина и его шайки, захватившей власть в стране.
В помощь своим собственным мыслям о подлинной природе правителей своей страны, призвал автор одного из гениальных поэтов. Байрон* хотя и написал свои нетленные строки много, много лет тому назад, но мир, как видим, не изменился. В мире, во всяком случае в тех странах, где правят моральные уроды, царит зверская жестокость, наглая ложь, мерзкое насилие, непомерная корысть, ненасытная жадность, подлая зависть, жалкое тщеславие, несусветная глупость, развязная циничность.
Стихи Байрона как будто только сегодня написаны о вчерашних правителях советской России.
"... Тайные дела князей и доказать, и покарать - не так легко... Шайка старых, одной ногой
в гробу стоящих бесов, седых и лысых, с дряблыми руками, с потухшим взором, чуждым слез,
помимо слез дряхлости, - чья голова трясется, а сердце - камень, - и они, в интригах, вершат
судьбу людей, как будто жизнь не более чем мертвые их чувства в их проклятой груди!"...
"...Злодеи вы, но вы и прокуроры, и судьи вы, и палачи...".
Что же касается того, что, что действующие лица разыгрывают сцены из пьес Байрона - это,
конечно же авторский прием. Многие, вероятно, воскликнут - это невероятно! Но в камерах
"демократической" России происходят более невероятные вещи - они переполнены людьми, совершившими
зачастую столь малозначительные проступки, за которые достаточно было отделать штрафом или даже
порицанием. Если кто и украл какую малость, то зачастую от нужды, от голода. У 99,9 % поселенцев
российских тюрем нет миллионных счетов в заграничных банках. Они не грабили страну и ее богатства.
Настоящие грабители или те, кого в этом подозревают, на свободе, или уже на свободе - за них
иногда само государство платит откупные ...
Конечно же, вор - есть вор, он заслуживает наказания. Но не от самих воров! Не от казнокрадов! Не от садистов! Не от бездушных и жестоких тварей! Не от судей, самих замаранных в делах противозаконных! Не от следователей и дознавателей-садистов, избивающих беззащитных людей в своих кабинетах. Не от тюремщиков-мучителей!
Эта пьеса была написана в предвидении того, что Гимн СССР, пусть и не скоро, но "прикажет долго жить". Неожиданностью для автора явилось лишь то, что Гимн исчез гораздо раньше, чем он предполагал. Еще большей неожиданностью стало то, что на просторах родины опять звучит не умирающая, как Кащей Бессмертный,* музыка. Музыка ненавистная для уха уже замученных миллионов советских людей и терзаемых опять, - даже в ту секунду, когда вы читаете эти строки, сотен тысяч "дорогих россиян"...
(Комментарий к некоторым помеченным - * - словам и фразам размещен после основного текста).
Фрагменты из пьес Д. Байрона даны в переводе Г. Шенгели.
На правах рукописи.
(1987 г.)
ЭТО НЕ Я, ГОСПОДИ!
"Не все, меня услышав, будут рады"
Данте
Действующие лица:
"Профессор" - около 40 лет, бывший учитель;
Опрятно одет. Носит очки.
"Поэт" - 22 года, бывший журналист:
неряшлив; держится независимо.
"Батя" - около 45 лет: неряшливо одет, обросший.
"Оскар" - 21 год, художник, хорошо сложен, очень
красив.
"Подсвечник" - 18 лет, тунеядец, учебу в школе бросил;
на вид ничем ни примечательная личность.
"Новенький" - 18 лет, только что закончил учебу; очень
симпатичен, выглядит моложе года на два.
"Контролер" - около 50 лет: обрюзгший, с красным носом
(он же может играть и роль тюремного врача).
"Конвоир" - 18 лет; призван недавно на службу во
внутренние войска. Он же часовой на вышке
и тюремный библиотекарь.
- - - - - - - - - - - - - - -
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
На сцене изображена тюремная камера - плохо оштукатуренные стены, мрачные своды. Слева от
камеры просматривается прогулочный дворик с натянутой над ним металлической сеткой. Выше видны
вышка и прожектор. Справа к камере примыкает бокс - маленькое помещение с тускло горящей
лампочкой. Железная дверь с глазком и закрывающимся наглухо окном для раздачи пищи отделяет
узников от остального мира. Виднеется маленькое оконце с двойной решеткой.
По обе стороны камеры расположены двухъярусные железные нары, за ними проглядывает "умывальник" -
кран над унитазом тюремного типа. Над дверью прикреплен репродуктор.
Со сцены в зал светит слепящий зрителей прожектор (с вышки). Через весь зал с руками за спиной
и в наручниках медленно идет "Новенький". За ним шествует "Конвоир" с оружием. Луч прожектора
следит за ними... Где-то вдали слышится лай овчарок.
Эти двое поднимаются на сцену и подходят к боксу. Конвоир снимает наручники, обыскивает
"новенького" и вталкивает его в бокс, с силой захлопывая за ним железную дверь.
Прожектор гаснет, постепенно, глаза зрителей, привыкнув к темноте, опять могут различить
ранее увиденную сцену.
Новенький садится на лавку, охватив голову руками. В камере же видны спящие на нарах фигуры
узников. Профессор, проснувшись от стука двери, встает, омывает под краном лицо и начинает
ходить взад и вперед. Лампочка в боксе почти затухает и зрителям видна только камера.
Профессор (подходит ближе к краю сцены):
Рассвет как вор в степи крадется,
и медлит появиться Солнца луч.
Моя душа уже не рвется
привет послать вам из-за туч.
Года растрачены впустую,
великой цели не достиг.
В минуту жизни роковую
лишь тайну смерти я постиг...
(из коридора доносится топот сапог, лай собак)
Мы в жизни мало успеваем, -
кругом соблазнов миллион.
И размышлять мы начинаем,
когда стучится смерть в наш дом.
(Отходит вглубь камеры. Из репродуктора сначала доносится хрип, щелчки, - затем сигналы
точного времени. Звучит "Гимн Советского Союза", в исполнении хора и оркестра.
Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!
Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надежный оплот!
Партия Ленина - сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведет!
На нарах начинается шевеление. Первый соскакивает Батя и кричит:
- Подъем, красавчики! Вставайте!
Под краном рожи умывайте
и поживей! Да не толкайтесь, -
на воле не хотели жить -
в тюрьме поразвлекайтесь!
(Из коридора слышатся крики: - "Подъем!", в дверь стучат кованым сапогом).
Батя (подходит к Хачику, накрывшемуся с головой под одеялом, и стягивает с того одеяло):
- Вставай, строитель коммунизма!
Я отучу тебя от онанизма!
(Узники соскакивают с нар и, толкая друг друга, устремляются к умывальнику).
Батя (продолжает):
Эй, мерзавцы! Школа вас чему учила?...
Вперед батьки не высовывайте рыла.
Старших надо уважать.
Пропустите..., вашу мать!
(Заключенные умываются. Затем, по знаку Бати, Хачик
начинает делать "приборку - сапожной щеткой сметает пол, лазая по нему на четвереньках.
Профессор уткнулся в газету. Из репродуктора, после небольшой паузы, зазвучала тихая,
гнетущая музыка. Из коридора раздаются звуки - шум от катящейся тележки с бидонами, стуки
открывающихся окошек для раздачи пищи. С лязгом открылось оконце и в камере на сцене.
Все берут алюминиевые миски и кружки; становятся в очередь (кроме Бати). Батя садится за стол,
ему подносят кружку с чаем и миску с кашей. Профессор нарезает хлеб и подсаживается за стол.
К ним присоединяется и Поэт. Остальные со своими мисками рассаживаются на нарах. Завтрак
проходит быстро и без разговоров. Продолжает звучать траурная музыка.
Опять с треском открывается оконце и кто-то невидимый для зрителей забирает освободившиеся миски.
Окошко залапывается. Хачик еще раз проходится со щеткой по камере, подметая крошки.
Открывается дверь и заходит Контролер, с очень важным видом. Узники выстраиваются в один ряд.
Контролер: (проходит перед строем и считает, чуть ли не тыча пальцем в каждого заключенного)