Аннотация: Легко ли быть Музой? Думаю, что нет...
В этом автор рецензии абсоютно согласна с автором книги - Русланом Киреевым...
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МУЗОЙ?
Женщины в жизни великих...
Ответ на этот вопрос попытался дать прозаик и эссеист Руслан Киреев в своем двухтомнике "Музы любви", вышедшем недавно в издательств "СЛОВО/SLOVO". В первом из них рассказывается о Музах любви отечественных писателей, во втором-зарубежных.
"Не счесть читательских поколений, что были околдованы пленительными женскими образами -, пишет в предисловии автор -, но поэтический гипноз не в состоянии убить простого человеческого интереса: а существовали ли в действительности эти необыкновенные существа? И если да - как звали их? В каких отношениях они были с теми, кто даровал им бессмертие в своих романах, новеллах, пьесах? Одним словом, кто они, музы любви?
Более шестидесяти знаменитых имен писателей проходит перед читателем и женщин их жизни, превосходящих, замечу, это число... И женщины эти - не просто прототипы героинь, а реально-осязаемые
Маргариты, следовавшие по жизни за своими Мастерами или неожиданно пересекавшие линии их судеб светом яркой ослепительной звезды...
Кому не известно имя Анны Керн, воспетой великим поэтом земли русской? Однако, как замечает автор, имя намного "оказалось счастливее его владельца". Парадокс? Но, действительно, у имени и у реальной женщины, носившей его, как бы разные судьбы. " Одна-
другая... Другая судьба влачилась среди трудностей, унижений
и оскорбительной нужды". Одно дело - писать письма хорошенькой
молоденькой женщине, в семнадцать лет отданной замуж за генерала, втрое старше её.. Полушутя-полусерьезно приглашать её бросить своего генерала и приехать жить к нему в Михайловское... И совсем другое... Совсем другое - не наставлять рога своему старому и постылому мужу, сохраняя при этом семью и внешние приличия, а действительно в один прекрасный день взять и в всё бросить. И просто сбежать от генерала к Пушкину. Бросив вызов свету, а свою жизнь - бросив к ногам поэта...Такого не ожидал даже Пушкин. Роман этот длился не так уж и долго. У влюбчивого поэта были потом другие увлечения, наконец, Натали. А Керн однажды запишет в своём дневнике: "Я буду жить, чтобы любить...и страдать." С письмами Пушкина она никогда не расставалась ... "Даже выходя из дому, клала, на всякий случай в сумочку. А потом...Потом, под угрозой голода, продала по пятерке за штуку." Вот это судьба "мимолетного виденья" и " гения чистой красоты"!
...Прототипом Суламифи у А.Куприна была вполне реальная женщина - его вторая жена Елизавета Морицовна. Хорошенькая сестра милосердия, бывшая намного моложе автора и вдохновившая его на написание повести о царе Соломоне и его юной возлюбленной, жила в качестве давней и бедной знакомой в доме первой супруги Куприна -знатной литературной дамы. Эту даму писатель довёл "не только до острой неврастении... но даже и до более серьезного нервного расстройства". Не удивительно, ведь однажды даже, как рассказывает в своих мемуарах первая жена создателя "Суламифи", он "бросил горящую спичку мне на подол. Я была в черном газовом платье. Платье загорелось".
Ну, а что же Лизонька, воспетая и увековеченная - уж она-то должна была быть счастлива? Когда не мифическая героиня, а юная Лиза ждала ребенка, жена Бунина - В.Н. Муромцева отмечает в своих воспоминаниях один эпизод, свидетелем которого она случайно стала: "Куприн с гостями отправился по ночным притонам - продолжалось это не час и не два. И даже, надо полагать, не три. И всё это время беременная женщина простояла в ожидании на лестничной площадке.
Вернувшись..., мы застали Елизавету Морицовну на том же месте, где ее оставили. Лицо ее, под аккуратно причесанными волосами на прямой ряд, было измучено." Бедная Суламифь...
Быть Музой, женой Мастера - возможно, почетно и ответственно, но какой же это тяжкий крест... Несли его по жизни Елизавета Морицовна, и Софья Андреевна Толстая. И многие другие...
Любить и быть любимой...А если нелюбимой, отвергнутой?
... "Самоубилась здесь, хотя я знаю, что после этого ещё больше собак будут вещать на Есенина...Но и ему, и мне всё равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое." Так написала в предсмертной
записке Галина Бениславская, личный секретарь Есенина, застрелившая себя на могиле голубоглазого поэта. Застрелившаяся после пяти осечек револьвера...
Бодлер, Мандельштам, Маяковский и Блок, Стендаль и Бальзак, Тургенев и Мопассан, Герцен и Хемингуэй, Чехов и Пастернак... Они любили и их любили. Или - не любили. Такое тоже бывало.
"В любви мы все похожи на квартирантов",- заметил как-то любвеобильный Ги де Мопассан.
"Ты идешь к женщинам? Не забудь взять плётку!"- изрёк устами своего героя философ и поэт Ницше в главном произведении своей жизни"Так говорил Заратустра". А вдохновила, как ни странно, на написание этого труда, отвергнутая, несчастливая любовь его к молоденькой, хорошенькой и очень умненькой дочке одного русского генерала...
Есть книги, которые нельзя читать быстро "по диагонали" или в
метро, настолько они требуют к себе уважения. Мне кажется, что "Музы любви" Руслана Киреева относятся к такого рода книгам. Их читают неспешно, удобно расположившись в кресле под ненавязчивым освещением абажура. Жаль только, что вышли "музы" таким небольшим тиражом - всего пять тысяч экземпляров.
И ещё. В книге есть посвящение. Свой труд писатель посвящает