Известный политически ангажированным “Левиафаном” Звягинцев переключился на социально-бытовые проблемы гораздо меньшего масштаба и… Получилось очень даже хорошо! По крайней мере, с моего угла зрения.
Перед нами семья в процессе развода. Муж и жена активно грызутся между собой за бывшее общим имущество и учащегося в младших классах сына. В один из дней, когда бывшие супруги приходят к выводу, что обоим нагрузка в виде сына будет только мешать и потому ему место в интернате, детская душа не выдерживает и мальчик убегает из дому. Проходят часы пока горе-родители, наконец, замечают исчезновение сына и обращаются сначала в полицию, а затем в ПСО.
Банально до зубной боли и предсказуемо по самое не могу. По крайней мере, так говорят авторы отрицательных рецензий. Я же подтверждаю, что сюжет, действительно, банален до зубной боли и предсказуем по самое не могу, но в этом и не только в этом соль! Просто есть такие истории, банальность которых не отвращает, а наоборот придает смысла, если, конечно, сценарист и режиссёр смогут подать своё творение так, чтобы оно цепляло.
Как и чем может цеплять вышеописанная банальщина? Звягинцев не был бы Звягинцевым без гнетущей от начала до конца атмосферы и открытого, а по сути плохого конца. И да, я знаю, что многих именно это и отвращает. Одним просто не хочется погружаться в мрачную, да ещё и без света в конце историю, потому что их собственная жизнь полна вовсе не лёгких проблем. Другие видят в подобной подаче сюжета прямое предательство страны родной, России-матушки =\ Опущу своё отношение к обоим категориям и скажу только то, что я не против мрачных сюжетов, если они со смыслом. И я не вижу никакого предательства в констатации прискорбных фактов.
“Нелюбовь” практически полностью соответствует своему названию, потому что здесь, если не всем, то многим, плевать на многое и многих. И у отца Алёши, и у матери мальчика, и бабушки по материнской линии, и у любовницы изменившего своей жене мужа, и у не желающего почти ничего предпринимать для поиска ребёнка полицейского свои причины, доводы и аргументы, чтобы вариться в собственном соусе, добиваться чего-то исключительно для себя и думать только о себе, посылая окружающих на три известные буквы.
Политика в “Нелюбовь” ограничивается идущими фоном новостями по телевизору в начале и в конце, да маленьким кусочком радионовостей где-то посередине хронометража. Телевизор и радио надрываются, чтобы сообщить о новых, шокирующих событиях в “Дом 2”, происшествиях по ходу избирательной кампании Барака Обамы и боевых действиях на Донбассе, но… обитателям эгоистичного, равнодушного, вроде бы амбициозного, но в тоже время стоячего болота нет до того никакого ровным счётом никакого дела. А тонуть, исчезая без вести, в этом болоте приходиться тем, кто больше всего нуждается в любви и внимании, то есть детям.
Едва появившимся листочкам суждено не распуститься, породив новые побеги, а почти сразу же засохнуть вместе с породившей их веткой. Засохнет одна ветка, за ней другая, потом третья, десятая и вот уже само дерево погибло и сломалось под напором ветра. К чему эти пространные мысли? Кто смотрел и понял образность начальных и заключительных кадров, тот поймет.
Ну и ещё фильм - неплохая иллюстрация процесса работы добровольческого поисково-спасательного отряда созданного на основе добровольческой организации “Лиза Алерт”.