"Хазарский словарь Даля"
Роман
Привет тебе из тьмы веков, брат
Павич Милорад!
Твой ученик
Владимир Даль
Гл.21 "Барокко"
БАРОККО несклон. итал. худож. все странное, необычайное, неправильное, на-
сильственное в сочинении и исполнении картины, здания и пр., но не смеш-
ное; чудимый, дикообразность.
Все, Милорад, попытки, которые предприняли Кальдерон, Тассо, Полоц-
кий и Ломоносов, реализовать принципы барокко в литературе не увенчались
успехом. Ничего у них не получилось. Только я да ты создали полноценную
барочную литературу. Все в наших словарях необычно, неправильно, вовсе-то
и на роман не похоже, но нет, это вам, господа, не киберпанк и не постмо-
дернизм. Барокко! Настоящее барокко, но литературное. Твой словарь, Мило-
рад, напоминает мне живопись Рубенса: эффектные декоративные композиции,
парадные портреты. Мой же роман - это архитектура Растрелли. Пространст-
венный размах, текучесть сложных криволинейных форм, контрастность, дина-
мичность образов, аффектация. А происходит, Милорад, это итальянское сло-
во от арабского "баракка", что означает творческая созидательная сила, ис-
ходящая от Всевышнего. Барокко является вершиной творения, и нет искусст-
ва выше барокко! Когда Господь творил небо и землю, был это примитивизм.
Когда создал Он светила небесные, был это классицизм. А когда слепил Ада-
ма из праха земного, следовал Создатель принципам модернизма. Но женщина,
устаревшее название Ева, вершина творения, кончерто гроссо, соната, сюита,
- стала первым шедевром в стиле барокко! В арабском же мире, Милорад, ба-
ракка до сих пор сохранилась в виде чистой энергии. Все гробницы святых
восточного мира излучают ее на паломников. Одних излечивает она от болез-
ней, другим очищает помыслы. Да и у нас, православных, остались еще благо-
датные мощи. А вот слово "баракка" мы уже забыли, хотя было оно в хазар-
ском языке еще во времена Ильи Муромца, помнишь, когда привез он из Флан-
дрии трофейные картины ван Дейка, все говорил, что источают они неповтори-
мую баракку. Любили русские богатыри да князья стиль барокко, вот и по-
строил Рюрик московский Кремль по проекту Расстрели. Сегодня осталась от
того Кремля только стена. Но источает она до сих пор баракку, на которую
и стекается со всего евразийского пространства люд, там есть и фин, и ны-
не уж не дикий тунгус, и друг степей калмык.
|