Аннотация: Каждому своё. Трудновато, иногда, найти своё место.
БОЛЬШАЯ КРАСНАЯ КНОПКА
Когда нам на ВЦ установили очередную машину серии ЕС (полный аналог IBM 360/370), все ходили смотреть, восхищались её дизайном. Ну и действительно, было на что посмотреть. Белые строгие линии, на них цветные лампочки, дисплей приятного вида и футуристического дизайна. В общем немцы постарались. Дело в том, что машину этой модели серии ЕС делали немцы.
Одновременно с этим, у нас произошли мелкие кадровые изменения. А именно: видимо, кого-то из начальников попросили пристроить чьего-то сынка на какую-нибудь достойную должность. Ну ему и дали должность заместителя начальника машины. Ну, была такая должность. Сынок был армянской национальности (назовём его, к примеру, Ашот), но, видать, не из тех армян из Еревана, которые во всём мире обычно состоят в интеллектуальной элите.
Он сразу нашёл себе белый халат и ходил везде вроде, как будто, он тоже из местных программистов. Он же сознавал, что он (хоть и дебилом считался ранее) всё-таки начальник, хоть и небольшой. И у него, как у каждого начальника должен быть механизм управления подчинёнными, конкретный механизм, ну, типа плётки, что ли. Ну что-то, обозначающее его начальственный статус, ну должно быть. А на ВЦ, вы же понимаете эту атмосферу. Это совершенно отвязанные интеллектуалы, которые никого ни во что не ставят. И завоевать у них авторитет очень и очень непросто.
На центральном пульте ЕС-1060, там, где эти самые ряды разноцветных лампочек мигают (это биты основных регистров, которыми в останове, в принципе можно манипулировать, но этот способ умер к 1970 году, пожалуй) на правом верхнем урезе красиво изгибающейся центральной панели было осторожными немцами установлена кнопка аварийного прерывания питания в виде здоровенной красной кнопки, предназначенной для того, чтобы по ней били ладонью, рукой, кулаком или как уж там получится в случае страшной аварии с электричеством.
Этот самый Ашот постепенно начал понимать, что такая здоровенная кнопка явно не спроста, так как другие значительно меньше. Значит у неё есть особое предназначение. Он легко догадался какое. Это же кнопка для начальника! Всё просто и понятно! Такая Большая Красная Кнопка может, при особых, видимо, обстоятельствах, однозначно продемонстрировать как его нужность, так и его статус начальника!
Поэтому товарисчь Ашот в своём белом халате программиста довольно часто ходил в машинном зале, ну и понятно, всё время заглядывался на Большую Красную кнопку, как на свою потенциально любимую девушку. Поскольку любимых девушек у него в Москве не было, да, и пожалуй быть вряд ли могло, (в Москве не очень любят армян-дебилов в молодом возрасте), всё его сознание было сосредоточено на потенциальной демонстрации собственной незаменимости.
Вы уже догадываетесь, чем это всё могло забавно закончиться. Так и есть. Ходил-ходил Ашот вокруг этой самой Красной Кнопки, по его соображению, предназначенной именно для начальства (ну, то есть, именно для него), да и вдарил по ней.
Это невозможно передать, что значит аварийный останов. Это страшная вещь. Гаснут лампы, в воздухе (оставшемся воздухе) звучит звук смерти - звук останавливающихся двигателей вентиляторов всего, двигателей дисков. УУ-уу-у-у-у! Это звук смерти. Всё умирает, не приготовленное к этому. Но сам звук! Это нечто. Ничего ужаснее я до того не слышал. Отрубается всё питание, гаснет свет, ну как при пожаре и гермозона (там, где большие диски) наполняется белым дымом. Это подпорное питание углекислотой, во избежание возгорания. Звучит сирена, чтобы персонал покинул машинный зал, после чего двери в зал автоматически запираются и в зал пускается фреон до полного заполнения. Это гасит любой огонь. Так предусмотрено.
Полная катастрофа. Катастрофа ещё и главное, в том смысле, что, то, что ты сделал и написал за весь этот день, всё пропало.
И у тебя навсегда остаётся в ушах этот звук смерти: УУ-уу-у-у!!
Ну, потом, кто неделю, кто две недели, а кто и больше месяца, восстанавливали свою работу. Тогда ещё не было систем сохранения, только учились. Если считать по тогда, это около 680 человек упирались и занимались не своей работой, а восстановлением произошедшего. Ущерб был неслабый. Ну и сама машина и её системы всегда после аварийного останова нуждаются в серьёзном ремонте.
Понятно, что больше мы Ашота не видели никогда. Если бы увидели, ему, вероятно, стало бы плохо. Просто разорвали бы. Начальники. Ха!