Прежде, чем петь ему оду, давай попробуем разобраться - что же это такое? Мы привыкли соотносить это понятие с Искусством, ведь именно в нём наиболее ярко проявляются таланты человеческие. Безусловно, талантливых людей очень много, их способности порою просто потрясающи. Но разница между великолепным ремесленничеством - Искусством и скромным по своим масштабам Творчеством огромна. Посмотри, как художник-профессионал (поэт, писатель, скульптор и так далее) оценивает работу своего коллеги. Он, прежде всего, пройдётся по технике: правильности композиции, точности линий, качестве цветовой гаммы. И только потом будет вникать в Идею картины. Причём начнёт тоже с технической стороны: что именно изображено, почему выбран такой ракурс, что хотел сказать автор, прилепив в сюжет этот странный покосившийся сарай? И так далее и тому подобное. Этот порядок обязателен не только у профессионалов, но и у тех, кто считает себя ценителем искусства (это выражение употребляется чаще) или творчества (реже).
Уверен, что художники и ценители будут со мной яростно спорить, доказывая, что у них всё наоборот - вначале они смотрят в Нечто, а потом уже на то, из чего это сделано. Я же спорить не буду, предложу только проследить за работой своего подсознания, как оно действует. Если ты не будешь предвзят, то сам убедишься в верности сказанного.
Техническая сторона - вот что оценивается человеком прежде, чем он заглянет в духовность. "Встречают по одёжке...", как говорит пословица. И если "одёжка" не слишком крутая, то и духовность в глазах ценителей и оценщиков меркнет сама собой. Но беда не в этом. Мы и "творим" в том же порядке - вначале спрос, стоимость, техника, правильность, логика, качество, а затем уже Душа, если для неё останется место.
Как ни странно, но детские рисунки, в которых техники нет и быть ещё не должно, видятся и оцениваются совсем по другому... Не потому ли, что детская непосредственная, и ещё не слишком "закалённая" обществом Душа способна, пока ещё способна, создать любую Вселенную и вместить её на маленьком листке бумаги, невзирая ни на какие каноны "льзя" и "низзя"? Не потому ли, что для ребёнка ещё не важно, как его оценят, во сколько оценят, попадёт ли его имя в престижный каталог, принесёт ли этот рисунок мировую славу или будет растоптан критиками?.. У него есть Мир, яркий, неповторимый Мир его Души, и своим неказистым рисунком он просто открывает в него дверь. Он рисует не для нас и даже не для себя. Он Творит. Его творение - это дом его Души, открытый для всех. Он там Живёт и приглашает всех в эту Жизнь. И мы интуитивно, изначально не ожидая от ребёнка высокого технического мастерства, сразу же смотрим в Мир его Души, не запечатанный ещё клеймом взрослых канонов и законов.
Вот и вся разница между великолепным Искусством и простым Творчеством.