Быть честным в наше время невероятно сложно и трудно. Быть честным по настоящему, до конца. Когда, взвешивая возможность получить выгоду или сохранить свои убеждения, заставляешь себя от выгоды отказываться. Которая очень нужна, ведь её отсутствие в современном мире равнозначно отсутствию всяческого дохода и средств к существованию.
Отсутствие денег не даёт вам возможности реализовать свои честные, а не честолюбивые планы. Нельзя сегодня, как в средние века, придти на площадь юродивым в лохмотьях и завоевать внимание народа - по крайней мере, надолго и в масштабах больше этой площади. Не те времена. Не те нравы. Не тот менталитет.
Нельзя сегодня, не имея ни копейки за душой, взять и окружить себя сотнями единомышленников, которые понесут ваши идеи дальше лишь потому, что вы сказали что-то правильно. Пусть даже ваши единомышленники - честные люди, но... Им очень скоро окажется некогда этим заниматься. У них самих - кредиты, долги, семьи, проблемы. Они, как и все вокруг - люди зависимые.
Зависимые от системы современного феодализма, или рабства - называйте, как хотите. Но эта система делает людей подневольными, а не свободными. Когда нет у человека денег - он должен следовать системе, чтобы эти деньги получить и иметь возможность выжить. Есть у человека деньги - он должен следовать системе, чтобы эти деньги не потерять.
В системе очень много значит статусность человека. От статусности зависит не только его уровень жизни - а ещё и то внимание, которое уделяют его словам и мнению окружающие, тот уровень согласия, которое он имеет с внешним миром людей. И это всегда было так: чем богаче представитель рода человеческого, тем более весомо его мнение в обществе.
Даже если его богатство нажито нечестным путём. Даже если он богат благодаря не труду в поте лица, который он сам превозносит как необходимое условие морали, честности, как главное достоинство для людей, а нажито его богатство путём лжи и обмана, воровства и гнусных, недостойных даже мерзкой крысы, поступков.
Самое удивительное - люди вокруг чаще всего прекрасно осведомлены об истинном источнике могущества такого человека, но упорно убеждают себя в том, что ему нужно верить. Блеск золота воспринимается ими за сияние святости.
Так было всегда, так было во все времена. Везде и всюду, где только появлялась возможность одним значительно возвыситься над другими, где это возвышение порождало зависть и желание "жить хорошо, а не как быдло". Начинается конкуренция между людьми, считающими себя людьми честными, в ходе которой такое качество, как честность, люди не просто теряют массово, всем народом. Дело обстоит ещё хуже: честность в обществе становится нежелательной.
И тогда наступают плохие времена. Настолько плохие, что для выживания в них необходимо быть сильным человеком, и эти сильные люди, в конце концов, побеждают слабых и порождают времена хорошие. Заставляя слабых людей быть честными - принудительно. Что приносит слабым людям неимоверные страдания и ненависть к тем, кто не даёт им быть слабыми.
Честность и сила - на самом деле не просто синонимы, это одно и то же. Если понимать, что настоящая сила - не в кошельке, не в мышцах и не в лошадях. А в тебе самом. И в правде.
Пресловутая система, создаваемая слабыми людьми, тоже - сильная штука. Она создаётся ими для того, чтобы удерживать сильных людей в рабстве, подчинении, в крепостной зависимости. Хочешь жить - умей вертеться.
Сильный человек - очень часто умный человек. Настоящий интеллект и честность взаимосвязаны, хотя бы в силу того, что чем больше в нас разума, тем дальше и обширнее мы способны видеть последствия тех или иных действий, тем лучше понимание и ощущение взаимосвязи событий вокруг нас, воздействия на мир и жизнь характеров, наклонностей... самых разных факторов, которые для людей не слишком умных выглядят хаотической мешаниной случайностей.
Понимание необходимости честности - это, в первую очередь, понимание конечных результатов того или иного способа воздействия на мир самим человеком или его окружения. И понимание того, что конечный результат, иногда безумно далёкий от текущего момента, гораздо важнее для всех, чем сиюминутная личная выгода.
Сократу не раз говорили, близкие ему люди - друзья и ученики - что он, конечно, очень умный. Умнее всех. Но при этом он - чересчур честный. И это его до добра не доведёт, это навредит им. Слишком большая честность - это плохо!
Как ни странно, это говорили люди, которые сами себя считали менее умными, чем Сократ. И менее сильными. И кое в чём они оказались правы на своей дистанции предвидения событий: для Сократа лично всё плохо кончилось. Ему пришлось пройти через собственную казнь, чтобы его дело продолжило жить и развиваться. Чтобы понятие честности как силы появилось в человеческой цивилизации. Чтобы люди сделали ещё один маленький шажок вперёд от обезьяны к человеку.
Честность для будущего человечества, для его могущества, имеет значение не меньшее, чем приручение огня, изобретение колеса и бюрократии. Сократ понял это одним из первых. Человечество без честности обречено. Или на гибель, или на деградацию, через пещеры, на ветки.
Сократ предпочёл смерть лжи. Чтобы действительно оценить его поступок, необходимо иметь ума не меньше, чем у него. Он одним из первых восстал против системы, насаждающей ложь. И он не победил её: система, убив философа, продолжила культивирование лжи и слабости. Она восторжествовала тогда, и торжествует до сих пор.
Я не буду пересказывать здесь всю историю борьбы сильных людей со слабыми, все поражения и победы в этой длительной войне, в которой сильные и честные люди учились и учатся находить всё более простые и безболезненные способы преодолеть своих противников - людей слабых. И ту самую систему, которая порождается слабыми людьми.
Безболезненные и нетравматичные в первую очередь для них, слабых людей. Ибо одно из качеств по-настоящему сильного человека - жертвенность, в том числе и ради своих врагов.
Я ограничусь лишь парой примеров из истории ХХ века. Чтобы с их помощью подсказать вам, как можно бороться с этой, казалось бы, непобедимой и всемогущей системой, порождающей ложь и несправедливость, лишающей человечество свободы, достатка, счастья и, в конечном итоге - возможности быть человеком. Превращающей его в бездушный винтик.
Лишь в силу того, что эта система заставляет отказываться тебя от честности.
В 1915 году немка еврейского происхождения Клара Иммервар убила себя, застрелившись из пистолета мужа - немца еврейского происхождения Фрица Габера.
И он, и она были химиками, имели весьма высокий авторитет среди учёных. И были мужем и женой уже 14 лет. Но Фриц Габер - никто иной, как тот самый человек, благодаря которому начались газовые атаки на полях Первой Мировой войны. Он разрабатывал наиболее эффективные, в его понимании, способы, убивать и калечить людей при помощи ядовитых газов. Это, как он неоднократно заявлял - очень гуманное решение, которое позволит "быстрее прекратит войну и спасти многие жизни".
Клара не смогла переубедить мужа, и она не могла жить дальше с осознанием того факта, что подарила 14 лет своей жизни этому чудовищу, более того - во многом помогла ему добиться успеха на более ранних этапах, когда исследования Габера носили более мирный характер. И она предпочла смерть дальнейшей жизни. И выгоде от жизни, получаемой такой ценой.
А что Фриц Габер? Через сутки после её самоубийства он организовал первую газовую атаку на Восточном фронте. Этот человек знал, что такое выгода. А его жена знала, что такое честность.
Фриц Габер и Клара Иммервар
Могла ли Клара повлиять на Фрица как-то иначе, чтобы остановить его и помешать самой идее газовых атак вырваться на поле практического применения? Вряд ли мы сможем дать здесь однозначный ответ, но, скорее всего - нет, не смогла бы. Ведь, кроме Габера, эту идею вынашивали ещё сотни голов - и среди учёных, и среди военных, и среди политиков.
Но, по крайней мере, Клара была полностью честна и верна себе. Она сделала выбор, достойный Сократа.
А через три года Фрицу Габеру была присуждена Нобелевская премия по химии. И он прожил долгую и счастливую жизнь.
Спустя 40 лет после первой газовой атаки произошла первая в мире атомная бомбардировка. Которая была, по большому счёту, ничем иным, как испытанием ядерного оружия на людях. На жителях Хиросимы испытали урановый заряд, на жителях Нагасаки - плутониевый. Это был следующий уровень в технологии массовых убийств после первой газовой атаки 1915 года.
Никакой надобности в убийстве полумиллиона гражданского населения Японии, на самом деле, не было - Советская Армия уже фактически уничтожила в Китае армию квантунскую, имперский японский флот терял свои последние корабли, император был занят составлением текста соглашения о наиболее достойных условиях капитуляции.
Но президент США Гарри Трумэн настоял на том, чтобы атомные бомбы были сброшены на японские города. Ему и американскому генштабу нужно было знать, как именно атомный взрыв убивает людей, тем более - как убивает массово.
Разрабатывали атомное оружие самые передовые тогда учёные, много учёных. Оппенгеймер и Эйнштейн - самые известные из этой группы гениев, опережающих своё время. И они, практически все, были против этих бомбардировок - о чем и было заявлено Трумэну.
Но очередной великий американский президент, получивший свою должность незадолго до этого момента, попросту приказал им заткнуться. И они заткнулись. И продолжили свой великий труд по дальнейшему развитию созданного ими оружия. Уже зная наверняка, как им распорядятся их хозяева.
Никто из них не совершил самоубийства, как Клара Иммервар. Даже не попытался этого сделать. Но, на самом деле - нужен ли был такой шаг, чтобы бомбу взорвали в море, лишь для демонстрации японцам мощи оружия США, без ненужных человеческих жертв? Ведь этого уже вполне хватило бы, чтобы прекратить войну и ускорить капитуляцию Японии!
Группе Оппенгеймера достаточно было объявить о своей забастовке - всего лишь. Сказать Трумэну: больше ничего делать не будем, ищи других специалистов где хочешь! В таком случае у Гарри не было бы никакой гарантии, что "Толстяк" и "Малыш" сработают.
Они могли заставить своего президента не убивать людей! Даже без цикуты и пистолета, безо всякого вреда для себя. Даже подняв цену самим себе в глазах своих хозяев, кстати. Но они не сделали этого. Выгода и спокойная жизнь для них оказались важнее честности. Эти умнейшие люди - не наследники Сократа. Хотя именно они смогли бы изменить привычное для нашей цивилизации положение дел, когда умные люди служат людям недалёким, когда гуманисты работают на человеконенавистников, а честные - на подлецов.
Не хватило маленького шага, какой-то толики решимости и самоуважения. И погибло более 500 тысяч человек. А президенты и генералы убедились в своём превосходстве над теми, кто умнее их.
Учёные группы Оппенгеймера получили мировую славу, никто из них не жил в бедности. Сколько долларов они получили за каждого погибшего в тех бомбардировках, которые они могли предотвратить, просто ничего не делая? Волновал ли их этот вопрос?
Мир значительно изменился со времён Сократа. Ему пришлось убить себя, чтобы люди поняли, что честность - не просто отвлечённое понятие. Клара Иммервар убила себя, пытаясь остановить газовые атаки на незнакомых ей людей, и прекрасно понимая, что у неё ничего не получится - это был акт безысходности честного человека.
Но группе Опенгеймера уже не было нужды ни стреляться, ни даже объявлять голодовку. Они попросту не захотели ссориться с начальством! Всего лишь.
Как можно их считать после этого достойными людьми? Или честными?
Система, делающая самых лучших недостойными, система, которая способна убить всех людей Земли, опутала всю планету. И сами люди стали её неотъемлемой частью, соглашаясь быть лишь немного менее честными, чем они есть на самом деле. И становясь всё более глупыми по мере того, как шаг за шагом они утрачивают свою честность.
В нашей стране уже 30 лет творится чёрт-те что. По некоторым данным, население России сегодня - не 147 млн., а всего около 90. Даже правительство, ещё недавно обтекающее вопрос вымирания державы, сегодня признаёт стремительное сокращение населения.
Мы потеряли в мирное время десятки миллионов человек! Больше, чем за Великую Отечественную войну.
А что делает наше вымирающее население - другими словами, и более честно, что делаем мы? Мы все - и не надо отделять себя от массы, если вы не отшельник и не эмигрант за границей. Никто из нас поодиночке - не народ, и говорим мы с волнением о вымирании не вас или меня лично - а о вымирании народа.
Что делает этот самый народ, чтобы не вымирать? Он заявляет, что ничего не может сделать - власть захватившие подлецы сильнее его...
А может быть, ничего делать и не надо, раз сделать ничего нельзя? Может быть, и правда, вообще ничего не делать? Отказаться что-то делать для этой власти? Так, чтобы эта власть не смогла сделать ничего - ведь она что-то делает лишь исключительно руками народа, вашими руками!
Но, чтобы принять такое решение осознано, нужно быть сильным человеком. И человеком честным. Не пора ли нам признать, что честность - именно то качество, которого нам не хватает, чтобы быть сильными? Сильнее системы.
Я не собираюсь давать какие-то рецепты сопротивления системе лжи, опутавшей страну и убивающей её. Страна - это, в первую очередь, её народ, это люди, это - ВЫ. Выживания достойны, всё-таки, не подлецы и дураки, его достойны честные и умные. Никто из нас не считает себя дураком и подлецом, а раз так - то умный и честный человек сможет найти свой способ противостояния системе. Свой, личный.
Или же он примет решение плыть дальше по течению? Тогда это решение - показатель его силы. Насколько народ российский разумен, насколько он честен? Ответ на это даст лишь конечный результат противостояния.
...Уже очень, очень давно Сократ показал будущим поколениям, как сильный человек может бороться с системой и побеждать. У кого ума хватает - тот понимает. И теперь мы знаем, что добиться результата можно и без чаши с цикутой, и без войны.