Перечисление святых всех стран и народов, мощи которых приносят исцеление страждущим чуда больным, может составить внушительную книгу - при условии, что это будет лишь список, без жизнеописаний и прочих сопутствующих историй.
Сопутствующие истории о настоящих и выдуманных исцелениях займут уже целую библиотеку.
Но если подойти здраво к этой "отрасли здравоохранения", и начать исследования с помощью медицины чудесных выздоровлений в наши дни, чтобы на основе реальных наблюдений создать настоящую статистику - увы, вся "библиотека" сократится до тоненькой брошюрки. И если проверить ещё более тщательно оставшиеся единицы исцелённых чудом, то станет ясно: это самовнушение, и ничего более.
Подобный результат достигался и на сеансах печально известного Кашпировского. И "излечивались" люди, заряжавшие воду от Чумака.
Надо честно признать: мощи и иконы не лечат. Изменения в организмах происходят в результате или физического, или химического, или ментального воздействия. Но не какого-то "божественного", "сакрального", или "святодушного".
Целебной силой могут обладать некоторые источники, особенно минеральные. Не секрет, что большинство природных источников считаются "святыми" или "чудесными" с незапамятных времён. В православной традиции такой источник становился "святым", как правило, после того, как в нём или около него обнаруживалась непонятно откуда, вполне реальная, земная икона. Рисованная людьми.
Но если почитать летописи и другие исторические документы, провести в этих местах археологические исследования - в большинстве случаев окажется, что это место считалось святым или чудесным ещё до христианства.
"Современные святые" - ни при чём. Или химический состав воды помогает что-то исцелить (в незначительном виде), или то же самовнушение, вера в чудо, даёт некоторым людям положительный эффект.
Бывают ледяные источники, в которых после купания проходят немощи. Для необразованного и примитивного сознания это - чудо. Но без всяких чудес и молитв святым современная медицина применяет принципы криотерапии - лечения холодом. Такое воздействие на организм мобилизует иммунную и обменную систему и позволяет в не слишком запущенных случаях преодолеть начинающуюся болезнь. Особенно хорошо этот метод работает, когда человек находится в высоком тоне - в принципе, то же самое бывает и с верующими при посещении таких природных "лечебниц". К этому разряду можно и должно отнести и традицию крещенских купаний в проруби, так популярную в России.
Но, если при прохождении криотерапии за вашим состоянием, и соблюдением необходимых правил наблюдает врач, то в случае "обращения к святым" попытка излечиться превращается в бесконтрольный эксперимент с непредсказуемым результатом.
Самое опасное в таком случае - возможность сердечного приступа от резкого охлаждения. Среди православных считается, что такого быть не может, что человек в любом виде и состоянии во время такого действия находится "под божьим покровом" - но зачем тогда возле купелей во время массовых крещенских окунаний дежурят сотрудники МЧС и врачи? И такие случаи бывают, вплоть до того, что младенцы погибают при крещении - но они элементарно замалчиваются.
Так же велика опасность простудиться - это случается ещё чаще, но проявляется позже. И замалчивается ещё больше - кому же из верующих захочется признаться, что чудо "случилось наоборот"? В силу такого отношения любая жалоба в такого рода сообществе на плохое самочувствие после "святой процедуры" служит основанием для обвинения пострадавшего в какой-то "греховности" и прочих уничижениях личности со стороны верующих.
Ну, и само собой, при массовых водных процедурах существует прекрасная возможность получить бонусом к предполагаемому исцелению разного рода инфекционные и кожные заболевания: от чесоточного клеща до венерических. Нельзя сказать, что это невозможно при обычном купании, допустим, в реке или море, но необходимо учитывать, что в "святых купальнях" плотность людей, как правило, гораздо выше - а значит, несколько выше и шанс подцепить совсем не святую заразу.
Учитывая, что в такие места собираются преимущественно больные люди, от психически нездоровых до венерических, лучшей техникой безопасности будет вообще там не появляться в их компании. Если водоёмы проточные - приходите, когда там никого не будет.
И неважно, какой святой этот источник опекает, чья икона и когда была там найдена: имейте свою голову на плечах. Даже если вы - верующий, не забывайте о том, что и бога искушать нехорошо требованиями и ожиданиями чудес, и о том, что в толпе Бога нет - даже если толпа шумит о нём сильней прибоя.
Многое из вышесказанного относится и к так распространённому целованию (лобзанию) мощей святых и разных чудотворных икон. Оставив в стороне не особенно приятное, с эстетической точки зрения, пристрастие верующих к сушёным кускам трупов, причём зачастую - принадлежащих совсем не тем личностям, как говорят верующим их духовные наставники, отметим высочайший риск заражения инфекциями при такого рода обрядах.
Утверждения церковников, что при целовании икон и мощей принципиально невозможно заразиться, не подтверждены ничем, кроме их заверений. Но любые попытки исследовать церковные артефакты на наличие болезнетворной микрофлоры встречают агрессивное сопротивление церкви.
Известны и вполне подтверждены документально исторические факты, когда церковь являлась главной причиной развития эпидемий смертельных заболеваний. И главными факторами при этом служило и массовое скопление людей во время молитв и крёстных ходов, и всеобщее целование икон и мощей - когда через слюну, оставляемую больными на этих реликвиях, за один день заражались тысячи желающих спастись от заразы.
Именно так случилось во время чумного бунта 1771 года в Москве. Известия о начинающейся в городе эпидемии собрали в церквях и на крестных ходах всех жителей, и чума буквально за неделю охватила всю первопрестольную: улицы оказались завалены трупами.
Чума пошла на спад, когда само священство, поняв, как распространяется моровая язва, спрятало от народа икону Боголюбской богоматери, считавшуюся чудотворной - через неё люди и заражались.
Но при этом разъярённая толпа верующих, лишённых своего "деревянного лекарства от чумы", разнесла половину Кремля и убила архиепископа Амвросия. А заодно уничтожила и карантинные заставы, истребила попавшихся под руку врачей. Для борьбы с эпидемией пришлось применять уже войска и пушки.
В наше время чумных эпидемий уже не случается - но, помня об этой истории, не стоит вообще заниматься лобзаниями икон-мощей, да и обычай причастия, при котором одной ложкой из одной чашки "окормляют" разбавленным вином толпы людей, запросто может подарить проблемы инфекционного плана.
Тем более, в святых местах случаются и давки, в которых гибнут иногда тысячи людей. Так было, например, в переполненном подземном переходе к святыням Мекки в 1990 году - тогда были раздавлены или задохнулись почти полторы тысячи человек. И подобные случаи в разных "святых местах" происходят практически ежегодно.
Даже верующему, но разумному человеку, сказанной тысячи слов будет вполне достаточно, чтобы понять: лучше всего вообще не приближаться к так называемым "святым местам" и, уж тем более - не стоит тащить туда и своих детей и тех, кто вам дорог.