Кто бы мог подумать, что лозунг "Назад, в пещеры!" в наше время может воплотиться не просто в реальность, а в реальное направление творчества и эстетики. Настолько реальное, что оно высечено в камне даже не на века - а на сотни тысяч лет, как минимум.
Север штата Нью-Мексико. Здесь живёт и работает уникальный художник-камнетёс, скульптор Ра Полетт (Ra Paulette), применяя принцип, отчасти обратный принципу творчества Микеланджело. Он не отсекает всё лишнее от камня, а высекает всё лишнее из скалы. Работает не с поверхностью природного материала, а с его внутренним содержимым.
Просто облагородить и осветить природную пещеру ему мало. Ему нужно облагородить её так, чтобы у входящего человека захватывало дух не от земной, а подземной красоты в полном смысле этого слова.
Невероятная, практически нечеловеческая геометрия сводов, коридоров и залов, стены и потолки, испещрённые уникальными рельефами, выполненными на высочайшем художественном уровне вручную - всё это оставляет неизгладимые впечатления в сознании зрителя.
Именно зрителя. Творения Полетта - это застывшее в камне действие, его узоры и общая форма оставляют впечатление немыслимого живого существа, замершего на секунду, чтобы человек, пришедший сюда, мог оценить всю красоту, грандиозность и изящество творения одновременно - от общих объёмов до мельчайших деталей.
И всё это сделано вручную. Представить себе объём такого и глобального, и кропотливого труда, который длится в подземном царстве уже целое поколение, может далеко не каждый. Колонны, вырубленные под землёй в песчанике и подпирающие своды на высоте 12 метров - это уже не совмещается в сознании с возможностями одного человека, не применяющего иной строительной техники, кроме кайла, лопаты и тачки. А уж любовно расписать эту колонну и всё вокруг резными узорами...
И таких пещер Ра Полетт создал более десятка. Гениальный дизайнер, гениальный архитектор, гениальный мастер по камню, который при этом не искал славы или денег. Он просто творил свои "Храмы Пустыни", как он сам их называет. О его творениях мир узнал лишь благодаря фильму режиссёра Джеффри Каро, а до того момента об этой титанической работе знали немногие.
Кажется, главным для Полетта в работе является одиночество. Ему чужда жажда славы, оценка, восхищение: главное, чтобы никто ему не мешал создавать его шедевры, которые он творит для себя.
А в итоге, оказывается - для всех.
Его работами будут восхищаться и через сотню тысяч лет те, кто будет населять эту планету. Даже тогда, когда от нас и всей сегодняшней цивилизации не останется и воспоминаний.
А вот красота камня, в который человек вложил душу, вечна.