Что хотелось бы видеть в итоге деятельности Прогресоров, каким должен быть "идеальный" мир? По всей видимости, не такой, как сейчас, а гораздо лучше.
Измениться должно многое - и внешний облик мира, и его внутреннее содержание. Так или иначе, в нём должна исчезнуть черта, благодаря которой современная цивилизация движется вперёд со слишком большими потерями сил, времени и человеческих жизней: несогласованность и непредсказуемость действий людей, излишняя хаотичность.
Хаос возникает там, где существует недостаточность организации. В то же время история показывает, что всяческая "переорганизованность" отдельных индивидуумов, составляющих ячейку мира - государство - приводит к взрыву хаотичности в итоге - бунтам, революциям, моральной распущенности и т.п. явлениям.
Парадоксальность такого явления лишь кажущаяся - оно имеет вполне объяснимые причины. При упорядочении государством отдельных граждан в систему, способную действовать как единое целое, строго по команде сверху и только по ней, подавляется личная инициатива человека, исчезает его истинное самоуважение к себе, и сам человек исчезает как личность. А вместе с личностью исчезают и весь этический слой, который определяет моральный уровень индивидуума. И при первом же ослаблении контроля со стороны государства случается страшное: бывший патриот, строитель коммунизма, верноподданный государев слуга или благоверный прихожанин церкви неузнаваемо преображается, становясь собственным оборотнем (если говорить о среднестатистическом облике гражданина).
Такое случается именно тогда, когда у большинства отдельных граждан полностью утрачено личностное видение мира, собственные взгляды на позиции "хорошо и плохо", а остаётся лишь "чувство локтя", "единство", сиречь - стадность. Если нет своих, личных правил, то те правила, которые генерирует "верх", рано или поздно оказываются бессильны - и этот сбой приводит к падению режима и смене власти, чаще всего - не лучшей. Государство, оставаясь при этом цельным с виду организмом, превращается в колонию клеток-мародёров, уничтожающих его изнутри. Граждане пи этом, как ни странно, не деградируют, а прогрессируют в плане морали по сравнению со своим недавнишним состоянием - как не парадоксально звучит это утверждение. Они учатся - на самом деле именно учатся! - в этот период иметь своё мнение и жить в мире рядом с другими гражданами, не подавляя и не уничтожая их, причём им приходится создавать собственные правила на собственном опыте путём проб и ошибок, что называется, "с нуля" - и зачастую даже с более низкой, чем ноль, отметки. Чтобы ощутить себя Личностью, нужно себя проявить. Самое простое и примитивное проявление Личности - силовое. Можно не уметь говорить и пребывать в коммуникативной изоляции, но если немой тебя ударит, ты его заметишь и начнёшь с ним считаться.
Дальнейшее развитие индивидуальной морали по мере роста индивида идёт уже по другим параметрам - интеллектуальных и духовных слоёв. И на каждом этапе всё начинается с силового воздействия - давления авторитетностью мнения, давления эгрегором, а для того, чтобы окружающие начали считаться с умом и духом желающего стать больше, ему необходимо объединиться с другими по принципу партии или религии. При этом духовный рост влившегося в очередное "стадо" заканчивается - личность должна начать подчиняться общим правилам, чтобы её не сожрали единомышленники!
Круг замыкается - и мы опять приходим к тоталитаризму, так и не успев стать Человеком.
Если рассмотреть эти периоды с внешней стороны государства и на уровне межгосударственных отношений, то можно увидеть, как меняется агрессивность политики в такие периоды - от неудержимой и логически необоснованной агрессивной экспансии до вполне разумной и взвешенной внешней политики и даже помощи соседям. Но основным для сегодняшнего мира типом взаимоотношений государств является вооружённое противостояние и тихая угроза соседям путём демонстрации и постоянного напоминания о той военной силе, которой располагает держава. Нужно признать это некоторым прогрессом по сравнению с недавним относительно прошлым - когда для поддержания собственного реноме государственные умы были просто обязаны устраивать бойни. Хаос войны был необходим для поддержания порядка внутреннего, для утверждения в умах подданных идеи о необходимости сплочения и повиновения. Ибо что может заставит человека отказаться от своих личных взглядов более эффективно, чем смертельная угроза ему самому и его близким?
При таком раскладе оказывается, что противостояние с соседями жизненно необходимо самим хозяевам государств, а значит, войны и границы НЕИЗБЕЖНЫ, пока существуют государства как таковые, а мораль человека носится по замкнутому кругу от полного неосознания себя до осознания необходимости победы "своей" партии. Последнее, кстати, не является высшей ступенью морали и этики - и немногим ближе к ней, чем первое состояние.
Находясь в государстве и будучи зависима от него, личность не способна преодолеть эту последовательность трансформаций и вырваться из её замкнутого круга. Хотя бы в силу причин необходимости своего материального обеспечения и безопасности, которые всецело находятся в руках государства. Рано или поздно личности приходится подчиняться, смиряться и прекращать свой рост, более того - деградировать в исходное, нехарактерное даже для дикой природы состояние суперстадности.
Мир будущего должен быть свободен от этих циклов - каждый человек должен иметь возможность НЕОГРАНИЧЕННОГО духовного роста, а это значит - он не должен находиться в состоянии угрозы со стороны, он не должен испытывать материальных проблем - он должен быть максимально независим. Главной потребностью в таких условиях окажется потребность общения с себе подобными, а также - потребность в разнообразии мира и окружения. И ещё - потребность в играх, позволяющих развивать созидательные, креативные способности человека.
Для этого необходимо выполнение следующих условий на первичном уровне (ближнее окружение человека): достаточность личного пространства - отсутствие скученности, больших поселений; возможность полного самообеспечения всем, что может оказаться необходимым, гарантированное здоровье каждого - как физическое, так и умственное, и свободная коммуникация в мировых масштабах.
Потребность в городах как центрах высокотехнологичного производства и распределения производимых благ, а так же средоточия и развития научных разработок начинает отпадать уже сегодня. При появлении всерьёз действующих нанотехнологий каждый из нас будет способен накормить и одеть миллионы человек при необходимости, не выходя при этом из дома и даже не вставая с места. Жизнь в естественном ландшафте, не загубленного урбанизацией - кто из нас не мечтает об этом? Особенно, когда рядом живут только самые близкие тебе люди - которым твой соседство так же приятно, как и тебе?
Коммуникации уже сегодня находятся в прекраснейшем виде - мы можем общаться с кем угодно и где бы он не находился. Недалёк день, когда появятся достаточно совершенные киберпереводчики - и тогда язык общения в сети не будет иметь никакого значения, перестанет иметь значение и то, японец сидит на другом конце нашего провода или танзаниец - каждый сможет увидеть моё сообщение на привычном ему языке.
Со здоровьем, гарантированным и абсолютным, дело обстоит сложнее - здесь ещё необходима масса работы генетиков по окончательной расшифровке генома человека и разработке способов его полной оптимизации (но не стандартизации!). Но, так или иначе, сегодня становится ясно - и эта задача выполнима. Тем более, генная инженерия способна на гораздо большее, чем простое здоровье человека. Уже не является секретом, что многие наши проблемы морального этического плана заложены в нас генетически.
При таких условиях люди смогут и жить свободно, независимо друг от друга, и объединяться в какие угодно формации, и, не присваивая чужой труд (что требует подчинения и порабощения) смогут обеспечить себя по высшему разряду. Необходимость в государстве как механизме контролирования и принуждения личности, необходимость в армии для защиты жизни людей от самих людей, необходимость в полиции для защиты законов государства отпадает при таких условиях существования. Только сумасшедший захочет делить общедоступное и достаточное, даже сверхдостаточное для всех, только безумец способен покинуть свой личный, уютный дом, чтобы отправиться завоёвывать ещё один такой же, который, при всей его совершенности, имеет не большую ценность, чем элементарные частицы, из которых он состоит. Делая это с риском для жизни, которая может длиться вечно в молодом и здоровом теле.
Возникнет необходимость не в политиках и военных, не в строителях и аграриях - а в людях умственного труда, способных придумывать новые формы, рождать новые идеи, уметь гениально воспитывать детей и просто читать стихи. При этом каждый станет не просто потребителем произведённых им же самим продуктов и предметов потребления - а ещё и креатором-творцом для себя и своих близких. Женщины, сегодня с восхищением перебирающие в бутиках "стильные тряпочки", смогут лишь при помощи визуализации (представления картинки в уме) реализовывать свои фантазии - каждая из них станет сама себе кутюрье и модельером. Эпоха тупого потребительства придёт к концу - когда потребитель станет и производителем одновременно. И такое положение дел может послужить реальному переходу к новой ступени в эволюции человека - подлинно духовной, основанной на его умственных и творческих способностях, а не на материальных потребностях.
Но при этой полной свободе личности, так или иначе, должны существовать и некоторое предохранительные механизмы, не позволяющие повернуть ход истории вспять и допустить в сообщество свободных людей деструктивизм и подавляющее сознание подчинение. Т.е. речь идёт о системе контроля - над полностью свободными людьми! Возможно ли это? И кому в обществе свободных людей можно доверить управление такими же, как и управленцы, равными им гражданами? Кто может гарантировать, что власть не будет применена во зло, умышленно или по ошибке? И как сделать контроль над человеком не принудительным, но добровольным, не кастрирующем его инициативу, но по настоящему поддерживающим и развивающим?
Для решения такой задачи необходимы нечеловеческие способности и нечеловеческий ум. Я говорю об искусственном интеллекте. Именно подобная система способна удовлетворить такие, даже противоречивые и взаимоисключающие требования к ней. Самое главное - чтобы она была независима от мнения отдельных людей и реагировала на всеобщие, но лишь конструктивные тенденции и проекты. При этом глобальный ИИ, имеющий прямой доступ к сознанию каждого, способен выступать не только как "надзиратель" и "полиция нравов", но и как наставник, советчик, координационный центр, совершенный поисковик информации... в общем, выполнять функции контроля, непредставимые для сегодняшнего мира. Не имея человеческого тела и, соответственно, человеческих материальных запросов, ИИ тем самым уже избавлен и от многих человеческих ошибок. Другой вопрос, как его создавать и воспитывать, какие принципы в него допустимо закладывать... Но в то же время совершенный ум действует совершенно, на основе совершенной этики, основной принцип которой - наименьшее разрушение при наибольшем созидании. И - наименьший вред любой форме жизни при наибольшей пользе. Не стоит бояться величия чужого ума.
Необходимость такого независимого контроля над каждым из людей обоснована ещё и тем фактором, что сейчас и в ближайшем будущем продиагностировать собственные "этические сбои" сам человек не способен - по крайней мере, в момент их появления. Мы всегда правы, когда принимаем даже в корне неверное решение - правы для себя. Уверены в своей правоте. И, даже видя, что в результате наших действий получается совсем не то, чего мы хотели добиться, мы продолжаем упорствовать! Хотя прекрасно видим - почти сразу же - чужие подобные ошибки.
Для того, чтобы преодолеть такой парадокс человеческого сознания, потребуется не один десяток или сотня лет развития сознания - и именно в этот период ИИ будет выполнять роль предохранителя, гаранта безопасности и координатора действий. В дальнейшем, вполне возможно, пройдя череду духовных трудностей и набравшись собственного опыта, человек сможет превзойти созданного им самим наставника и учителя и перейти к новой фазе своего генезиса - воздействию разума на информационную основу Вселенной, что будет являться предпоследним этапом перед окончательным для этого мира: каждый из людей сможет создавать свои миры, свои вселенные - сообразно своим вкусам и потребностям. После чего человек разумный покинет этот континииум, оставив его новым формам разумной жизни.
Картина и утопическая, и фантастическая - и многое в ней спорно, согласен. Тем не менее, бесцельность действий способна угробить любой проект. Если мы строим плотину для того, чтобы появилось озеро - в этом есть смысл. Но если озеро нам нужно лишь ради того, чтобы был смысл строить плотину - то и плотина становится не нужна. Сытая и спокойная жизнь, которая совсем рядом - это прекрасно. Но если целью сытой и спокойной жизни является её ВЕЧНОЕ продолжение - то сущность человеческая восстанет против такого стазиса, как бы хорош и привлекателен он не был. И Проект не состоится. Хороший шахматист думает на несколько шагов вперёд - именно поэтому он и хороший. Именно поэтому ему интересно играть.
Ещё одной особенностью Проекта является предлагаемый мной новый способ планирования цивилизации. Нашу, сегодняшнюю, называть построенной согласно какому-то конкретному плану - значит идти против здравого смысла. Каждая новая формация, сменяющая старую, делала свои надстройки на полуразрушенных стенах, используя их как фундамент. В итоге история человечества, нагромоздившая массу этажей, каждый из которых учитывает скорее недостатки прошлого, нежели преимущества будущего, сегодня угрожающе трещит и шатается. Современный мир, в котором слова "демократия" и "свобода" - ключевые, не приемлет этой демократии и свободы! Потому, что христианская цивилизация в основе своей содержит психологию рабства, а никак не демократии. Кто мог подумать в IV веке от Р.Х., что забытые уже к тому времени греческие принципы управления государством станут основой мирового общественного устройства через 1500 лет? Рабство как общественно-политическая формация устарело уже во времена Константина, вводившего христианство для того, чтобы спасти свой рабовладельческий мир от угрозы надвигающегося феодализма, вернуть всё на круги своя... В итоге противоречия и диссонанса между эволюцией отношений государства и граждан и той идеологией, которую новому в то время миру навязывала молодая религия на устаревших императивах, мы получили наш сегодняшний чудовищный мир.
И это - не единственный пример просчётов в проектировании истории, просто он наиболее глобален. Такие проколы получаются раз за разом - государственные деятели учитывают неровности и трещины старого основания, совершенно не задумываясь о потомках, которым придётся надстраивать свои этажи выше.
Но есть другой способ проектирования! Начинать - с крыши. И, сообразно её узлам, геометрии и массе, проектировать последний этаж, потом - предпоследний, сообразно получившемуся результату - и так далее, до фундамента и котлована. Спроектированный таким образом дом избавлен от многих просчётов, типичных при создании проекта "снизу", да её и "на ходу". Главное в таком проекте для его начала - знать, чем будет покрыт конёк! И точную нагрузку на грунт мы будем знать к началу строительства - и, соответственно, можем выбрать наиболее подходящую для этого площадку.
Именно для такого типа проектирования я и обозначил в этой статье возможные конечные цели человечества в этом мире - и примерный маршрут к ним. И, если нам когда-нибудь суждено создавать свои вселенные - давайте начнём с того, что создадим свою, новую историю и новую цивилизацию, не разрушая при этом старую.
Спроектируем и построим свой новый дом, пусть даже рядом со старым, из которого мы все и вышли - но в котором стало душно и опасно жить. Будем строить, думая о наших потомках - чтобы не приходилось им нас проклинать, разбирая наши нагромождения и недострой, расчищая мусор и проваливаясь в незаделанные дыры перекрытий.