Степаненко Александр Владимирович : другие произведения.

Жизнь на половину

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ из того же цикла, что и "Кольцо скасения". Второй рассказ из "житейской мистики". Пока достаточно неудачен, необходимо проделать еще большую работу над ним (см. коментарии :))

  Жизнь на половину.
  (история о том как не следует поступать)
  
   История, о которой хотелось бы рассказать, уже практически стала легендой. Достоверно проверить, правда это, или вымысел, сейчас нет возможности, но все же события описанные в ней по большей мере вероятны. Да наверное, так оно и было...
   Есть на юго-западе Украины многонациональный край, называется он Бессарабия. Здесь довольно интересно переплелись языки, культуры, обычаи и даже верования. А произошло все немногим более двухсот лет назад при правлении еще Екатерины второй, в то время было разогнано и уничтожено Крымское ханство, в связи с чем распустили и Запорожское казачество, а крестьяне на территории всей Российской империи ощутили на себе полноту силы крепостного гнета. Только вот беда, освобожденные земли на юге, возле Крыма, были практически пусты, здесь промышляли лишь небольшие шайки кочевников.
   Такое положение, очевидно, не устраивало императрицу. Вот и стали приглашать сюда на поселение всех кого угодно, обещая низкие налоги, свободы и тому подобные привилегии. И сюда потянулись люди со всей Европы: болгары и евреи, немцы и гагаузы, молдаване и румыны, украинцы и русские, цыгане и поляки. Всех, в общем, не перечесть. Ехали сюда в основном семьями или лучше сказать семействами, в большинстве своем они основывали новые села и селения, да так и остались здесь и поныне. Но все же в первую очередь сюда бежали те, кто боялся воинской повинности, кто скрывался от долгов, а кто просто был сорвиголовой или хотел быстро разбогатеть. Наши же с вами соплеменники - русские и украинцы стремились в Бессарабию всеми силами, убегая от помещиков. Их конечно же преследовали по всей строгости закона, но достаточно было пересечь невидимую границу этой земли, и ты становился свободным человеком! На многое здесь закрывались глаза, многое просто упускали из виду, такова была политика того времени. Нужно было заселить целый регион.
   И регион заселялся, так были образованы немецкие, русские, болгарские, гагаузские, украинские и молдавские села. И даже сейчас, спустя более двухсот лет, путешественник будет удивлен насколько отличаются они друг от друга. Немецкие села строились на века - до сих пор стоят старинные немецкие дома и церкви, построенные с такой геометрической точностью и правильностью, что глазу просто не за что зацепиться. В болгарских селах все дома разукрашены, а в селах где дома побелены снаружи известью, утопающие в цвету вишен живут украинцы, ну а дома с большими окнами и острыми, высокими крышами можно увидеть только в гагаузских селах. Кто такие гагаузы, например, не знает никто, даже они сами толком не могут ответить на этот вопрос. Язык их чем-то отдаленно похож на турецкий, а обычаи настолько странные и непонятные, что просто в голову не вкладываются.
   Село, о котором я хотел бы поведать, было исконно русско-украинским. В верхней половине села жили издавна русские, а в нижней украинцы. Понятно, что за двести лет стали общими и язык и культура. Только вот говорить с ними сложно, однозначно понять, о чем говорят здешние жители, не сможет ни русский, ни украинец. Ну да это все так к слову, а вот интересно другое, издавна у жителей этого села дела идут из рук вон плохо. Да и не то чтоб они были ленивые, точно такие же, как и их соседи, да вот только не везет им. Бывает так нужный в июне дождь обходит поля вокруг села стороной, а то и того хуже, когда наступает время урожай собирать, задождит на неделю, и половина урожая сгниет прямо в поле, а то, бывает, нападет на животных эпидемия, и вымрут в селе все куры или там свиньи. Но и совсем уж плохо, вы не подумайте, тоже тут не живут, просто жить в нормальном достатке здесь практически никто не может.
   Так вот и маются тут люди от урожая к урожаю, от зарплаты до зарплаты. Только лишь старики над молодежью посмеиваются - ну-ну мол старайся-старайся, все равно ничего не выйдет.
  Короче говоря, передается в селе из поколения в поколение не то история, не то легенда, что мол висит и тяготеет над всеми здешними жителями проклятье. А дело, говорят, было так. Когда сюда приехали первые переселенцы, то жили они первое время в землянках, в ужасном холоде и нужде, а недалеко от них уже было село со своей церковью и даже школой. Вот и решили люди попросить у Бога помощи, собрали денег у кого сколько было, и пошли к соседскому священнику, дабы тот новое село освятил.
   Договорились они на определенный день, который здесь, кстати говоря, празднуют до сих пор. Пришел священник, освятил село, нарек его Александровка, указал место где храм надо строить, показал где надо кладбище отвести, ну, в общем сделал все как положено. Подошло дело к застолью, люди не поскупились, поставили на стол у кого что было самое лучшее. Ну а под конец застолья стал батюшка намекать, что, мол, хорошо бы заплатить за его работу, как о том ранее договаривались. Принесли ему люди деньги, завернутые в льняной платок, а священник развернул его и начал денежки считать. Переглядываются люди, топчутся, шепчутся между собой - шутка ли, обещали одно, а дали только половину от обещанного. Досчитал батюшка до конца, молча деньги в рясу спрятал, развернулся, и уходя, небрежно сказал: "Ну как заплатили половину, так и жить на половину будете!"
   Вот с тех самых пор и начались злоключения, и до сих пор все это тянется. В этом году все село бросилось подсолнечник сеять, за него хорошие деньги давали. И все было хорошо, и дожди пошли вовремя, и во время уборки ничего не случилось, убрать все успели. Да вот только на подсолнечник в этом году цены нет, а платить за соляру надо, вот и отдают жители весь свой урожай за копейки и опять на следующий год надеются, и надеются они уже так больше двухсот лет...
   Так что люди добрые не обижайте других, держите свое слово, и не дай Вам Бог обмануть священника!
  
  
  
  
  Алан, 2006 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"