А на самом деле, это несколько заинтересованных лиц. Или заинтересованных материально, то есть деньги на этом зарабатывают, или заинтересованных честолюбием - сами пишут и используют клуб, как площадку для продвижения и восхваления, своих произведений.
В моём понятии - литературный клуб, это клуб читателей. На чей суд авторы выносят свои произведения. И только. Ничего больше. Авторам, там больше делать нечего. Но и читатели, в каждом клубе - свои. То фанаты "главного редактора", то просто друзья, то горячие поклонники жанра клуба.
Авторы, выбирают, в какой клуб, они отдадут своё произведение.
Да и вообще.
На мой взгляд. Литература, она для того и существует, что бы писатели - писали, а читатели - читали.
У писателей, как у профессионалов, должны быть свои "профессиональные" организации, или клубы. Для решения бытовых вопросов. И организации - средств производства. Литературные агентства, издательства, торговля, выставки и критики.
А у читателей - разумеется, свои места, для обсуждения книг.
Но, когда, встречаются вместе, и писатели, и читатели - то это уже, пресс конференция. А не клуб.
Две стороны.
И ещё. Как-то наболело.
Меня постоянно зовут в какие-то объединения, союзы и клубы. А я, всегда отказываюсь.
Считаю, что общение между писателями, не может происходить на "дружеской ноте". Исключение, конечно, если эти люди - друзья. А потом, уже, писатели.
Нет, не из-за зависти, и не из-за конкуренции.
Ну, о чём могут общаться, скажите мне, пожалуйста. Автор фантастических миров и автор, например, современных детективов.
Обсуждать стилистику, или яркость впечатлений?
Делится вдохновением, или сдавать внаём музу?
Да не смешите вы людей.
У них же, разные взгляды на мир, его ощущение. Чем больше они будут общаться - тем "похожее" будут их миры, в произведениях.
А кому это надо?
Вы скажете - а писатели, работающие в одном жанре.
Бред.
Любое общение - это, прежде всего, доказывание своей правоты. И если у нормальных людей, и между нормальными людьми - это вполне может существовать.
То у писателей, и между ними - увольте.
Что же они, тогда будут рассказывать читателям, в своих произведениях?
Впечатления от общения с коллегами?
Писатели, создают...
Не побоюсь этого слова - творят, для того, чтобы их произведения читали.
А читают, то, что интересно.
Попахивает тавтологией.
Что-то я увлёкся.
Пардон. Продолжаем.
2. Литература в России.
Об этом - не буду разглагольствовать. Потому, что живу вне пределов...
Но, от пары комментариев - не откажусь.
Преклоняюсь и восхищён. Бесспорно. Русская культура - это феномен.
Её и по лицу...
И под зад...
А она, всё равно - Великая.
Обидно, что коммерциализация заглушает, задавливает рекламой и валом, истинно ценные произведения. И большинство народа, в результате - обделено. Все читают детективы. А историческая и философская проза, а также поэтическая лирика - остаются уделом меньшинства. Слава богу, что японцы и испанцы, почему-то в моде. А русских-то - раз, два. Не выгодно.
Грустно.
Что-то будет через пару поколений. О чём они смогут написать?
3. Русская интеллигенция в эмиграции. Литературные сообщества.
Существует, как бы две "концессии".
Одна, верит, что они - избранные и непризнанные на родине. Поэтому, их отношение ко всему русскому - весьма предвзято. Мы - представители русской культуры. Так они о себе говорят.
И вторая - по тем, или иным причинам, оказавшаяся вне пределов России, но, чувствующая, свою причастность к русской культуре, и творящая для читателей.
Объясню свою точку зрения - более подробно. Так как и сам, ощущаю себя частью этой двуликой общности.
Так вот.
Изгнанники. Да, они талантливы. Хотя талант, определяется не экспертным заключением и не мнением критиков.
Обратимся к истории. Великие и талантливые писатели, поэты. Признание получали...
Конечно же - от читателей.
Нет смысла, ломать копья и копаться в стилистических изысках, доказывая, что талантливее другого. Не нам об этом судить.
Непризнанность, на мой взгляд - это или ошибка, стечение обстоятельств. Или - неискренность. Разумеется - перед читателем. Между собой, мы можем лгать, говорить правду в глаза, находить изъяны, или восхвалять. Какая разница. О чём мы договоримся. Или кто, кого, в чём убедит.
Нет в этом смысла - для литературы.
Есть, конечно, небольшое противоречие. В том, что путь к читателю, лежит через книги. То, есть, через распространение книг. А этот процесс, включает в себя - подготовку книги, печать, реклама, и реализация. То есть - деньги.
И чем эффективнее, процесс распространения книг - тем, естественно, больше круг читателей.
Парадокс.
Хочешь, чтобы твоё произведение читали - учись зарабатывать деньги. Вкладывай их. И тогда появится возможность для признания - или забвения.
Странно. Дико. И глупо.
Поэтому, подавляющее количество писателей и поэтов, пишут "в тумбочку". И ждут возможности - реализоваться.
В Европе, конечно, с этим, меньше проблем. Отлаженная технология литературных агентов. Система гонораров и профессионализм издателей.
Я, например, сотрудничаю сразу с тремя издательствами, но у меня есть и литературный агент. Конечно, первую повесть - я рассылал двадцати агентам. Откликнулось - восемь. Один - поверил в меня. Он хорошо потрудился. И мне - пишется легко.
Издатели - с ними сложнее. Они всегда в поиске. "Ну, напиши фантастику" - денег заработаем. Постоянно давят - то сроки, то продолжение. То - на злобу дня. Повышают гонорары - только пиши. Рынок - что и говорить.
Но, русскоговорящая, и по-русски пишущая "братия", в основном, не обращается к "акулам капитализма". Предпочитая пользоваться развивающимися, и учащимися на ошибках - Российскими издателями. А те, начинают с них "сдирать" - оплату, за агентские услуги, за допечатную подготовку, за сам процесс книгопечатания.
Дикость.
А потом, с видом меценатов - предлагают 10% от прибыли с продаж.
Абсурд.
Конечно, у девяти из десяти, опускаются руки.
Талант, должен себя реализовывать, что бы быть талантом.
А деньгами должны заниматься - профессионалы.
От этого, всего, появляется озлобленность на коллег по профессии, на аудиторию, и в итоге - на весь белый свет.
Поэтому, винить и обвинять, наших "изгнанников" - не будем. Их можно только пожалеть.
Другие.
Фанатики "пера", графоманы и "тонкие" натуры. Среди таких "творцов", чаще встречаются, таланты крупной величины.
Да, они пишут для читателей. Они отдают себя целиком искусству, творчеству. И не страдают тщеславием.
Но, они или сгорают, или остаются во власти Истории и Времени.
За них - обидно.
Но, на их счастье - есть Интернет. Совершенно, без затрат - и многотысячные аудитории. И они пишут "в сеть". И их читают. А они творят дальше.
Но и в Интернете, обосновались и те - первые (изгнанники). И выступают своеобразным щитом. Мы - литература, а вы - дилетанты.
Думают, что для того, кому интересно творчество, их комментарии, или препоны - будут являться преградой, для чтения. Ошибаются.
Интернет, пока ещё, достаточно демократичен. В лучшем смысле этого слова.
И, читатели, в нём, находят своих писателей и поэтов.
Да будет так...
Георгий Стенкин
Сентябрь 2006
На основе материала из романа "Школа, как это было..."