Аннотация: Права на данную рецензию принадлежат strangearts.ru
История стала легендой, легенда - фарсом.
А потом уже и анекдотов насочиняли...
ст. о/у Goblin
Страшная это штука - сиквел.
Особенно если первый фильм стал хитом...
"Поджопник" был во всех отношениях знаковым. И комикс, и его экранизация. Этап как в комикс-индустрии, так и в экранном его воплощении. Новый шаг, развитие самоиронии. Самосатира.
Это было не просто веселое кино с серьезным подтекстом. Это было "серьезное" кино, где зритель смеялся над тем, над чем следовало бы плакать. Режиссер Мэттью Вон, хоть и запятнает себя год спустя "Первым классом", тогда удержал штурвал. Было соблюдено главное правило, завещанное Парацельсом - "дозировка должна быть рассчитана точно". Тонкая грань, за которой злая и едкая сатира, высмеивающая через высмеивание штампов комиксов саму суть заштампованного американского общества, превращается в откровенно тупой набор гэгов, перейдена не была.
И тут на тебе - сиквел. Нет, оно понятно, бабло имеет свойство заканчиваться, да и было, от чего отталкиваться. Оттолкнулись.
"Поджопник 2" по сути своей - сиквел типичнейший. И, учитывая его специфику, хочется поначалу думать, что это специально. Но вдумчивый разбор не оставляет этой версии права на существование.
Сюжет развивается из первой части. Все то, о чем плакали со страниц комиксов многие супергерои многие годы, нам преподали в сгущено-сублимированном виде. Тут вам и "великая ответственность" Паука, и "тайна личности" Бэтмена, и "групповая терапия" Мстителей и всех других команд. В общем, все как всегда...
И все это на фоне уже привычных язв общества - high school, беспорядочные половые связи (и их отсутствие), машина из "убежища", садо-мазо и педофилия. Это уже не говоря за привычные уже наркотики и толерантность.
И вот тут начинают появляться вопросы.
Все, кажется, то же самое, что и в первом фильме, но на самой грани восприятия начинаешь ощущать что-то противоестественное.
Но что?
Актеры играют чудо, как хорошо. И сам Поджопник с его сопливо-пубертатной рефлексией, и его застенчиво-отмороженная боевая подруга Хит-гёрл, и Кровавая Мгла в мамином латексе - безудержно хороши. Плюс, в новом фильме на место приглашенной звезды первой части - Ника Копполы - пришел талантливейший лицедей Джим Керри. Его Полковник Звезды-и-Полосы несет в себе столько сарказма и угара, что можно было, в принципе, никого больше не показывать. Вообще, ведущие персонажи не просто типичны - они архитипичны, в каждом из них сконцентрировано большинство (если не все!) проблем и характерных штампов их реальных типажей. Один сильно верующий ультра-патриотичный бывший преступник чего стоит? Это не говоря про остальных...
Второстепенные персонажи вообще иногда огонь - и Мать Россия (ох, увидеть бы на большом экране нормально переведенный каламбур о ней и Мамоеб... Мазафакере!), и Виолатор Сид, и три придурка в масках, изображающие злодеев! А Человек-Насекомое и его коллеги по цеху? Это просто песня!.. Отдельного упоминания заслуживает Джорах Мормонт в роли дядюшки Ральфа - единственный серьезные человек во всем фильме.
И снято вроде бы хорошо - красиво, громко, ярко, местами даже смешно (большей частью, где и должно быть, но хотелось бы чаще). Огонь горит, кровь льется, газонокосилки летают... Даже "Коробейники" звучат...
Но что-то не так...
Слишком как-то много всего. И торчит. Нарочито.
Слишком серьезные переживания сменяются слишком "ржачными" моментами, слишком серьезные драки - совершенно нереальными разборками, тонкая сатира - дешевыми и пошлыми шутками. И это не идет на пользу фильму в целом. Ведь, как известно, в комедиях количество не переходит в качество со времен тортов и падений Бастера Китона.
Известно, что культура, точно так же, как сапоги - лицо солдата, есть лицо народа. И культура комиксов - отражение культуры американского народа. Не всего, но той части, для которой простые комиксы делаются. Простой его части. Для тех, кто чуть выше белой швали, но еще не стал настоящим средним классом, с их катером и гаражом на три машины. И "Поджопник" Мэттью Вона был скальпелем, вскрывающим раны этого общества. Но под наркозом того, что высмеивается только комикс.
Он был копированием заимствования и заимствованием копирования, самоиронией и аутосарказмом, издевательством и восхвалением. Примером рекурсии постмодернизма, ленты Мёбиуса из двух сторон - комикса и общества, с какой не начни, все равно перейдешь на другую.
А сиквел, увы, стал лишь пародией. Все то, над чем так смеялся первый фильм, пышно расцвело во втором. И от этого становится грустно. Ведь сейчас, когда комикс-культура если еще не в упадке, то в стагнации, когда всем, кому близок этот жанр современного искусства, необходимо сплотиться в борьбе за его дальнейшее развитие, один из потенциальных его убийц - кинематограф - наносит такой удар...
Можно смеяться над собой по-разному. Можно тонко. Аккуратно, почти вообще без улыбки - как "Wanted". Можно с полу-истерическим смехом и грустными глазами. Как "Поджопник".
А можно с дебильной ухмылкой и дергающимся глазом. Как "Поджопник 2"...
Вот только мало кто оценит такой смех.
Только тот, кто сам так смеется...