Аннотация: По итогам четырех сезонов. Права на данную рецензию принадлежат strangearts.ru
Путь в никуда.
Пусть и с опозданием - не так давно закончился четвертый сезон - но все-таки хочется поговорить о нынешнем флагмане сериального сегмента DC - телесериале "Стрела".
Данный сериал, основанный на истории не слишком распиаренного в России персонажа Оливера Квина, действующего под псевдонимом Зеленая Стрела, стал по настоящему основным в телевизионной вселенной Detective Comics, позволившим запустить еще два полноценных сериала и пару ассоциированных, что в условиях некоторого отставания от Marvel на большом экране дало шанс восстановить позиции и вернуть паритет сил.
Оставив в стороне предысторию сериала (фраза "Проведя пять лет на адском острове" объясняет одновременно и все, и ничего) стоит остановиться на другом - на том, что стало причиной популярности данного проекта.
Первый сезон, знакомящий зрителя с основными персонажами, сразу продемонстрировал и схему построения сюжета. Двойное повествование - центральная линия, постоянно перемежающаяся флэшбэками - позволяет широко маневрировать в рамках основной истории и конструировать разнообразные сюжетные ходы. Конечно, это не нелинейность Тарантино и не многолинейность Гая Ричи, но смотрелось достаточно свежо и оригинально, особенно для мира телекомиксов. А уж с учетом остальных факторов...
Хорошие, пусть и не особо известные актеры - весьма фактурный Стивен Амелл в роли главного героя и талантливый Джон Барроумэн, хорошо известный фанатом "Доктора Кто", в роли антагониста, качественные и весьма дорогие для сериала без особого CG съемки, хорошо поставленные трюки и достаточно запутанный сюжет позволили сериалу пробиться в лидеры рейтинга, но настоящую любовь зрителей заработали не они. По настоящему сериал полюбился по причине совмещения "теплой, ламповой" атмосферы комикса с нетипичной тогда, в 2012 году, жесткостью, переходящей в жестокость. А фраза "Ты подвел этот город!", предварявшая смерть очередного злодея, давно превратилась в мем.
Выгодно смотрелся и форм-фактор - при единой линии повествования имелся и некоторый элемент процедурала, выражавшийся в появлении небольших, на эпизод-два, линий, полностью закрывавшихся (пусть иногда и только на время) за эти серии. Хотя в сумме с постоянными флэшбэками это делало повествование немного рваным, в равной степени такое построение и освежало основной сюжет, позволяя не прибегать к неизбежным при столь объемных сезонах пустого наращиваниях хронометража и исключить неоправданные провисания и затягивания.
Большим плюсом к этому стала и политика DC о отношению к персонажам - в сериале "Стрела" появляется (а иногда и остается) масса героев и злодеев вселенной как собственно Зеленой Стрелы, так и многих других фронтменов, имеется масса отсылок, аллюзий и иного материала, дающего ссылки на множество известных событий и персонажей комикс-вселенной, являющейся первоисточником. Это, особенно на фоне скуповатых в этом плане конкурентов, в частности, стартовавших годом позже "Агентов Щ.И.Т.а", стало очень важным для фанатов критерием.
Однако когда исключительно положительно встреченный зрителями и критиками первый сезон сменился вторым, стало заметно, что долго держать марку сериалу без законченной истории не удастся. Первой ласточкой стал отказ от насилия, что уравняло "Стрелу" с мультсериальным сегментом, где никто никого не убивает. Нет, совсем до уровня ситкома по количеству смертей удалось не скатиться, но остались смерти только "сюжетные".
Вторым моментом стало явное ослабевание истории. Увеличение количества персонажей, появление все большего количества сюжетных линий, все больший упор на драму и линии любовные - каждое из этих изменение пусть немного, но подмывало фундамент проекта.
Да, спору нет - классические герои и злодеи, известные каждому фанату места и события продолжали удерживать зрителя у экранов, но с каждой серией все четче становилось понимание того, что это налицо стагнация.
Третий сезон был успешной попыткой вернуть уровень - глобальная не только по меркам данного сериала история и кроссовер с новым, масштабным проектом вызвал настоящий интерес, а не просто желание посмотреть, что же покажут дальше. Однако, как и ранее, сюжет становился все более линейным, а ходы все предсказуемее. Стоит ли говорить, что при всей динамичности и интересности - а очень многие моменты в этом сезоне заслуживают похвалы - в целом ощущение от сезона оказалось не слишком восторженным.
А четвертый сезон стал окончательным тупиком. Кажется, все худшее в сериале достигло апогея. Совершенно невнятная история, чрезмерное использование любовных и юмористических элементов, введение совершенно посторонних линий для кроссоверов и повышение накала драматизма там, где без этого можно (и нужно!) было обойтись - все это пустило сериал под откос.
С одной стороны, это и понятно. Место флагмана занял другой основной проект, два сайд-проекта - законченный и начинающийся - отвлекли на себя часть рейтингов, тут темпом и качеством можно и пренебречь. Но при таком объеме это опасно - отвернувшийся зритель может похоронить сериал, а другой, при всех его плюсах, пока еще не так прочно встал на ноги. Но, видимо, это все не учитывалось.
Мощный, оригинальный, восторженно встреченный мальчиками (за экшн!) и девочками (за милашку Амелла!) по всему миру сериал, увы, но скатился к уровню того, с чем и конкурировал почти всю свою историю. И пусть основные фишки сериала - большое количество комикс-персонажей и высочайший уровень кроссоверности - остаются без изменений, сам сериал уже не тот. Теперь это такое же яркое, но почти бессмысленное зрелище, как и непонятно к чему подводящие "Агенты Щ.И.Т.а". А у тех хотя бы есть сопряжение с основной киновселеной, от чего DC открещивается с непонятной простому зрителю энергией. Так что остается либо ждать полной деградации (в худшем случае), либо, как и в случае с "Константином", просто прекращения (это в лучшем). В любом из описанных вариантов сериал мы, фактически, потеряем.
Потому, что оба варианта это один путь.
Путь в никуда.