Александр Пушкин : другие произведегия
Комментарии к Домик в Коломне
...Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.
II
А чтоб им путь открыть широкий, вольный,
Глаголы тотчас им я разрешу...
Вы знаете, что рифмой наглагольной
Гнушаемся мы. Почему? спрошу.
Так писывал Шихматов богомольный;
По большей части так и я пишу
К чему? скажите; уж и так мы голы.
Отныне в рифмы буду брать глаголы.
III
Не стану их надменно браковать,
Как рекрутов, добившихся увечья,
Иль как коней, за их плохую стать, -
А подбирать союзы да наречья;
Из мелкой сволочи вербую рать.
Мне рифмы нужны; все готов сберечь я,
Хоть весь словарь; что слог, то и солдат -
Все годны в строй: у нас ведь не парад... (с)
Такая авторская позиция, его т.н. "творческое кредо", представляется весьма уязвимой. Очевидно, что неумеренное использование глагольных рифм чревато резким снижением поэтического уровня.
К сожалению, Ваш подход находит поддержку в широких кругах поэтической общественности.
Глагольные рифмы
Простите за избитость темы!
Глаголами рифмуем все мы,
или почти...Но, есть пииты,
что только тем и знамениты:
их рифм глагольных никогда
вы не услышите:
"Беда,
не счесть вреда,
когда,
не приложив труда,
поэт рифмует слово "мать"
с глаголом...скажем, "вынимать"...
иль "обнимать",
иль "зажимать",
или "дремать",
или "хромать" -
Да, это ж, просто....вашу мать!"
"Лишь тот пиит неповторим,
кто пишет без глагольных рифм!"
"Уж, коли написал ты "мать"...
То - должен сразу понимать...
(опять...глагол...едрена мать!)
Его рифмуй, хотя бы - "тать"
иль "Кать",
иль "рать"
как крайний случай - "мат",
что из "шахмАт"...
(Чем чаще смена ударенья,
тем ярче все стихотворенье!)
Простить готовы, без вопросов,
и примененье переносов...
когда ни рифм, ни ритма нету,
и безобразные сонеты,
и, даже стих...без смысла гол...
но, извините...не глагол!"
Что я могу на то ответить?
(глагол... сумели вы заметить?)
Коль ты поэт, а не злодей:
"Глаголом жги сердца людей!"
Когда ж воскликните: "Неверно!"
Скажу... вам вовсе откровенно:
"Уж извини, пошел ты на...!
В стихах не смыслишь ни хрена!"
Красный Александр
http://samlib.ru/k/krasnyj_a/glagol.shtml
Откройте любой словарь рифм. Вы найдете там тысячи глагольных.
живут - бегут, берегут, берут, блеснут, блюдут, боднут, болтнут, болтнут... и еще 1127 рифм. Подбирать их не стоит никаких творческих усилий, потому-то графоманы всех мастей так их обожают.
С моей точкой зрения солидаризуется СИшный автор Иван Зеленцов. В отзывах к стихотворению одного из Ваших эпигонов он пишет:
Дальше. У Вас чудовищные рифмы, причем половина из них - рифмы глагольные. Современная теория стихосложения вообще не рекомендует рифмовать одинаковые части речи, однако глагольных стоит избегать в первую очередь. Чем они плохи? Да тем, что с их помощью можно за три минуты зарифмовать любую мысль. Но при этом страдает язык. Оригинальная, необычная рифма хороша сама по себе (см. лингвистическая непредсказуемость). Но при этом ее поиск заставляет по-другому строить всю фразу, если хотите, переворачивать тонны словесной руды, в которой и рождаются настоящие находки. А, например, "критиковать - насрать" или "блинов - снегов" - это практически не рифмы - слишком мало созвучий. А у Вас такими рифмами наполнено большинство стихов. Попробуйте поискать интересные рифмы. Поначалу будет трудно выразить мысль, но, когда получится, Вы поймете, как изменится в лучшую сторону Ваш текст. А потом Вы поймете, что эти рифмы сами Вас ведут и помогают находить новые мысли и новые решения. Это очень интересное ощущение. (конец цитаты)
Персонаж одного из рассказов Чехова, редактор провинциальной газеты, возмущается:
"...Взял я эти самые субъективные стихи и читаю... Чепуха невозможнейшая! Читаешь их и чувствуешь, что у тебя глаза чешутся и под ложечкой давит, словно ты жёрнов проглотил... Посвятил стихи Зрякиной. Посвяти он мне эти стихи, я бы на него мировому подал! В одном стихотворении пять раз слово "стремглав"! А рифма! Ландышей вместо ландышей! Слово "лошадь" рифмует с "ношей"! (с)
Автору следовало бы вырабатывать более критическое отношение к своему творчеству с точки зрения современной версификации, которая не приветствует применение бедных, банальных рифм.
БАНАЛЬНЫЕ РИФМЫ (франц. banal) - избитые, примелькавшиеся рифмы: море - горе, кровь - любовь, даль - печаль, слезы - морозы - розы, волн - полн и т. п. Некоторые из этих рифм по своему звучанию относятся к разряду богатых рифм (роза - мороза), но вследствие частой повторяемости в стихах они примелькались и утеряли тот минимум неожиданности и ту свежесть, какие необходимы для богатой рифмовки. К Б. р. относятся глагольные рифмы, рифменные пары существительных с окончанием на "ение" и "ание", прилагательных на "ой" и т. п.
Что было поэтическим откровением двести лет назад, сейчас воспринимается как вопиющая тривиальность.
|