Старковский Владимир Алесандрович : другие произведения.

Этика как она есть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    См. заглавие.

  Владимир Старковский.
  Этика как она есть.
  
  Оглавление.
  
  Предварительная глава. Этика............................................
  0.1 Этика.
  0.2 Этикет.
  0.3 Этическая система.
  0.4 Глава "Этика" - информация к размышлению.
  I.Глава. Совесть......................................................................
  1.1 Всеобщность совести.
  1.2 Неприятие совести.
  1.3 Совесть - условие нравственного самосовершенствования.
  1.4 Совесть - условие объективного миропонимания.
  1.5 Глава "Совесть" - информация к размышлению.
  II. Глава. Альтруизм...........................................................
  2.1 Любовь к ближнему - первая заповедь мира.
  2.2 Любовь к ближнему - соучастие в радости и страдании.
  2.3 Проявления любви.
  2.4 Проявления эгоизма.
  2.5 Клановая любовь или клановый эгоизм.
  2.6 Глава "Альтруизм" - информация к размышлению.
  III. Глава. Терпимость..........................................................
  3.1 Природа недружественности.
  3.2 Честь - честолюбие.
  3.3 Насилие: заступничество и вразумление.
  3.4 Прощение - равновесие мира.
  3.5 Глава "Терпимость" - информация к размышлению.
  IV. Глава. Умеренность..........................................................
  4.1 Потребности человека.
  4.2 Зло ненасыщаемости.
  4.3 Желание - добровольное страдание.
  4.4 Зло соблазна.
  4.5 Принуждённость к труду.
  4.6 Не в деньгах счастье.
  4.7 Деньги и нравственная деградация.
  4.8 Искушение эроса.
  4.9 Глава "Умеренность". Информация к размышлению.
  V. Глава. Скромность...............................................................
  5.1 Предметы гордости.
  5.2 Лицемерность и лживость гордости.
  5.3 Безысходность гордости.
  5.4 Зависть - обратная сторона гордости.
  5.5 Равенство.
  5.6 Гордость или достоинство.
  5.7 Скромность и достоинство.
  5.8 Тщеславие и смысл жизни.
  5.9 Честь - честность или честь - честолюбие.
  5.10 Синдром гордости.
  5.11 Глава "Скромность". Информация к размышлению.
  
  
  Предварительная глава. Этика.
  
  0.1. Этика.
  Порядок в обществе поддерживается главным образом тремя поведенческими комплексами, это право, этикет и этика.
  Нормы права обеспечивают в обществе порядок материально - практических отношений.
  Нормы этикета поддерживают в обществе порядок поведенческого единообразия, обеспечивают предсказуемость человеческого поведения.
  Нормы же этики призваны поддерживать общество в состоянии дружественности, любви и согласия, а не в обычном лицемерном, шатком и безучастном равновесии, основанном на страхе перед осуждением и наказанием.
  Задача этикета и права - ограничивать грубые формы чужого зла, задача этики - искоренять тонкие формы зла личного.
  Законы этики идеальны - это законы абсолютного добра, а потому их безукоризненное исполнение невозможно, к безупречному соблюдению законов этики можно только стремиться.
  Общество не способно принять этические законы (законы абсолютного добра) в качестве нормы поведения хотя бы потому, что в соответствии с ними, и каждый человек и все общество в целом будут выглядеть беспринципно, непорядочно и бесчестно.
  Общество не в состоянии регламентировать соблюдение законов добра, в силу их трудноисполнимости, а потому соблюдение этических законов обречено быть личным делом каждого.
  Предмет этики можно определить как всеобщий и универсальный кодекс братства, любви и согласия.
  Конечное назначение нравственного закона - это поддержание человеческого сообщества в состоянии любви и согласия, основанного лишь на всеобщем и добровольном исполнении правил добра.
  В любом мировоззрении основополагающими являются понятия добра, понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности.
  При всей своей неприметности и кажущейся второстепенности, именно понятия добра и зла, так или иначе, определяют достоинство всех проявлений человека.
  Человек может быть подчинен законам, обычаям, общественному мнению, государству, силе, клановым интересам и тому подобному, но власть добра - это единственная власть, верховенство которой может быть принято безоговорочно. Власть же всего остального отвергается человеком именно в меру несоответствия этой власти законам добра и справедливости (за которые, впрочем, человек обычно принимает свои собственные интересы).
  Как это ни странно, но главенство добра признаётся даже в отсутствие сколько-нибудь достоверного и ясного представления о нем.
  Абсолютный авторитет столь призрачного понятия, как добро,
  его идеальность,
  его присутствие в сердце каждого человека,
  а также совершенное предназначение законов добра - служить универсальным кодексом гармонии человеческого сообщества,
  свидетельствуют о совершенной природе добра, и его законов, законов этики.
  
  
  0.2. Этикет.
  Абсолютные, универсальные законы добра едва различимы среди многочисленных социальных, территориальных, этнических и временных норм поведения, именуемых этикетом (приличиями, обычаями, нравами, правилами хорошего тона, общественной моралью, традициями).
  Известно множество религиозных, философских и социальных кодексов морали, однако в действительности, все эти, так называемые этические системы являются лишь помесью частных поведенческих традиций (этикета) с усеченными и искаженными этическими нормами.
  Различные социальные, философские и религиозные учения предусматривают необходимость развития в человеке самых разных, зачастую совершенно бессмысленных качеств, но какими бы навыками и способностями не овладел человек, все они будут несущественны, если их обладатель будет самодоволен, бесчестен, эгоистичен, бездушен, нетерпим, злопамятен, мстителен, алчен, невоздержан, тщеславен, высокомерен и т.д. То есть нравственные достоинства, это абсолютно важные достоинства, без которых, и в сравнении с которыми, другие человеческие качества совершенно незначимы.
  Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали.
  Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.
  Нормы этикета (публичного поведения) переменчивы, лицемерно-демонстративны и противоречиво-многообразны, а потому они не могут служить нравственным эталоном.
  Показные, лицемерные нормы этикета легко позволяют человеку быть негодяем, если это незаметно, или даже приемлемо в обществе.
  Нормы поведения (этикета) если и предусматривают соблюдение некоторых этических норм, то только самых необременительных, эти удобные в исполнении и, как правило, лицемерно-демонстративные проявления добра и принимаются обществом за нормы этики.
  Зависть, интриганство, самодовольство, фарисейство, лицемерие, часто используют понятие морали в своекорыстных целях, но всегда следует помнить, что их морализаторство ничего общего с моралью не имеет.
  
  
  0.3 Этическая система.
  Этика, как и всякая другая абстрактная информационная система, может быть приведена к стройному порядку только путём рассмотрения, сопоставления и классификации всех понятий так или иначе относящихся к ней.
  Систематизация понятий, относящихся к предмету морали, привела к построению следующей этической системы:
  1.Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, раскаяние и т.п.).
  2.Альтруизм - (доброта, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).
  3.Терпимость - (прощение, снисходительность, великодушие, уступчивость и т.п.)
  4.Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т. п.).
  5.Скромность - (о значении этого, казалось бы, второстепенного понятия, в главе "Скромность").
  
  
  0.4 Глава "Этика". Информация к размышлению.
  Искусство нравиться - это умение обманывать. Л.Вовенарг.
  Думай больше о совести, чем о репутации. Публий Сир.
  Нравственность есть деятельность обусловленная идеей добра. Ал.Ранне.
  Совесть у большинства людей, это не более как боязнь мнения других. Д.Тейлор.
  Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. А.Сталь.
  Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публилий Сир.
  Общество наказывает только такие пороки, которые опасны для его устоев. А.Моруа.
  Праведнику закон не писан. Св.Иоанн Златоуст.
  Не страхом побуждайся как держать себя, но любовью. Православное изречение.
  Молвы боятся многие, совести - кое-кто. Плиний Младший.
  Лицемерие - мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. М.Пришвин.
  Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится, или что им выгодно. Ф.Фенелон.
  Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях. Эпиктет.
  Должно быть, а не казаться. Преп.Нил Синайский.
  
  
  
  
  1.Глава. СОВЕСТЬ.
  
  1.1 Всеобщность совести.
  Совесть - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их.
  Человек путает и искажает даже самые простые понятия, особенно если он в этом заинтересован, но сложнейший, и не очень чёткий кодекс нравственных законов сохраняется даже при его всеобщем несоблюдении.
  Постоянство этого знания можно объяснить только тем, что голос совести (по мнению многих философов и мыслителей) - это голос Бога.
  Во многих европейских языках слово "совесть" происходит от словосочетания "совместное знание".
  Совесть, со - весть, совместное ведение, общее знание.
  
  1.2 Неприятие совести.
  Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.
  Человеку "выгодно" не слышать голоса совести, или хотя бы извратить его, но несмотря на призрачность совести, удается заглушить лишь тонкие ее проявления.
  Человек не желает замечать своё зло ещё и потому, что для человеческой гордости унизительно испытывать чувства сопутствующие совести, это чувства стыда, вины и неправоты.
  Недобросовестный может легко оправдать или даже не заметить в себе сколь угодно страшное зло, причем совершенно искренне, он может быть совершенно чистосердечен в своей нравственной слепоте.
  Недобросовестный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови.
  
  
  1.3 Совесть - условие нравственного самосовершенствования.
  Нравственное развитие человека зависит только от его способности видеть проявления зла в себе, и мерой стыда за это зло.
  Человек способен искоренить своё зло лишь в той мере, в которой сможет его осознать.
  Совестливость - это единственный путь становиться порядочней, лучше, добрей, честней.
  Совестливый избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь нравственно совершенней.
  Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.
  Достоинство нравственного человека в том, что его свобода неопасна для общества, и для гармонии человеческих взаимоотношений.
  
  
  1.4 Совесть - условие объективного миропонимания.
  У человека нет другого объекта для изучения тонких человеческих проявлений, кроме самого себя.
  Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех.
  Но недобросовестный невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение определяется главным образом такими его качествами, как: алчность, бездушность, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, наглость, нечестность, недоброжелательность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство, хамство, циничность и т.п.
  Бесчисленные тонкие и тончайшие проявления зла, в значительной степени определяющие поведение человека, недобросовестный или не замечает в себе, или воспринимает их искаженно - оправдательно, таким образом, недобросовестность лишает человека способности глубоко и объективно понимать множество человеческих проявлений.
  Впрочем, грубые, поверхностные недостатки и проступки других людей, недобросовестный конечно замечает, и делает это всегда очень старательно, но тонкое и глубокое понимание людей самодовольному совершенно недоступно.
  Несовестливый, из-за своей ограниченности в понимании людей, воспринимает человеческие проявления поверхностно-примитивно, то есть как глупец.
  Совестливый же имеет мужество распознавать в себе все более тонкие и сокровенные мотивации зла. Такая самоизученность, дает человеку проницательность в понимании других.
  Человек глубоко, тонко и верно понимающий мотивации человеческих проявлений, отличается проницательностью и рассудительностью, то есть тем, что часто определяется как ум.
  Ум это следствие объективного и глубокого понимания человеком других людей, обусловленного утончённой совестью.
  
  
  1.5 Глава "Совесть". Информация к размышлению.
  Сознаться в своей неправоте - это стать умнее, чем были. П.Буаст.
  Сознание своего несовершенства приближает к совершенству. И.Гете.
  Не замечать своих недостатков - страшнее всех других недостатков. Персидское изречение.
  Убейте вашу совесть - это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни. О.Мирабо.
  Хуже казнь заслужить, чем подвергнуться ей. Овидий.
  Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным. Л.Толстой.
  Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым. Эпиктет.
  Не старайтесь познать самих себя, а то вам противно станет. В.Ходасевич.
  Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Св.Иоанн Златоуст.
  Совесть - это дело человека, которое он ведет против себя. И.Кант.
  Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит. Ф.Ларошфуко.
  Совесть - закон законов. А.Ламартин.
  Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Б.Паскаль.
  Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. А.Чехов.
  
  
  
  
  
  2.Глава. АЛЬТРУИЗМ.
  
  2.1 Любовь к ближнему - первая заповедь мира.
  "Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий "мое" и "твое". Г.Филдинг.
  Исполнение одного только этого правила привело бы наш мир к согласию, хотя бы по причине всеобщего отказа от ненасытных личных интересов в пользу ближнего.
  Любовь к ближнему и как следствие равенство или даже предпочтение его интересов - это единственно возможный способ нейтрализовать всеразрушительный человеческий эгоизм, так как результатам человеческого бытия больше некуда деваться: или для себя, или для других.
  Справедливость - заключается в принятии равенства своих и чужих интересов, то есть справедливость может быть заключена только в любви к ближнему.
  Замещение эгоизма альтруизмом - это коренное изменение человеческой сущности и направленности бытия.
  Альтруизм невыгоден и нерационален, в предпочтении интересов ближнего нет ни какой очевидной целесообразности, но именно выбор в пользу любви к ближнему и делает человека пригодным для жизни в совершенном обществе.
  
  
  2.2 Любовь к ближнему - соучастие в радости и страдании.
  Личными интересами жертвуют многие, но обычно только ради самых близких, при этом удовольствия, облегчения и радости других переживаются как свои.
  Человек, не отмечающий разницы между своими интересами и интересами ближнего имеет возможность жить, радоваться и быть счастливым за всех, с кем он уравнял свое "Я".
  Соучастие в чужой радости и придает рациональный смысл предпочтению интересов ближнего, то есть, чем больше ты принесешь добра другим, тем больше будет радости у тебя самого.
  Но соучастие в радости - это прежде соучастие в страдании, сострадание также заставляет человека жертвовать личными интересами, дабы облегчить не только участь ближнего, но и свое сострадание.
  В любви чужая радость - это своя радость и чужое страдание - свое страдание, без любви же, чужая радость - это повод для зависти, а чужая беда - повод для радости.
  Свидетельство любви к ближнему заключается в готовности пожертвовать личными интересами ради другого, дабы обрести свое счастье в его радости.
  Мера пожертвования личными интересами - это мера любви.
  
  
  2.3 Проявления любви к ближнему.
  Любовь к ближнему определяется и проявляется как;
  1).Благожелательность: желание блага другому как самому себе, доброта.
  2).Сострадательность: (следствие благожелательности) милосердие, отзывчивость, сочувствие.
  3).Жертвенность: (следствие сострадательности) щедрость, самоотверженность, подвиг.
  4).Соучастие радости: (следствие жертвенности).
  5).Симпатия: (следствие соучастия радости) расположение, приязнь.
  6).Духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству.
  7).Телесное влечение - эрос.
  Любовь мужчины и женщины основывается на притяжении эроса - сильнейшей страсти, до предела обостряющей человеческие отношения и скованной со всех сторон личными интересами, ответственностью, мнением окружающих, моралью, законами. Драматизм такой ситуации выявляет и благородные и низкие человеческие качества особенно ярко, отсюда такое напряжение и многообразие отношений между мужчиной и женщиной.
  
  
  2.4 Проявления эгоизма.
  Важно отметить, что асоциальное поведение эгоизма обусловлено не стремлением к самоутверждению, как поведение гордыни, и не страстью к насыщению своих потребностей, как поведение неумеренности, а неспособностью эгоиста отождествлять себя с другими людьми.
  Недружественное поведение эгоизма обусловлено бездушностью (несострадательностью, бесчувственностью, чёрствостью, бессердечностью), неспособностью человека отождествлять себя с другим человеком, и только как следствие этой неспособности, эгоизму присущи такие проявления недружественности, как: бестактность, безжалостность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, способность причинить зло.
  Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.
  Безнадёжность эгоизма в том, что бессердечность является его естеством, и он её просто не замечает.
  Любовь эгоизма - это любовь к своему удовольствию, прошло удовольствие - прошла любовь.
  
  
  
  2.5 Клановая любовь, или клановый эгоизм.
  Клановые интересы связывают государства, нации, сословия, организации, коллективы, знакомых, семьи.
  Интересы семьи, чаще чем что-либо, заставляют человека идти наперекор совести.
  В угоду близким людям и клановым интересам очень часто совершаются прегрешения против истины, справедливости и нравственного закона.
  Клановые интересы, как бы частично освобождают человека от необходимости соблюдать законы добра, хотя бы потому, что отказ от личных интересов, часто равнозначен отказу от коллективных интересов.
  Клановые эгоизм, стяжание и гордыня еще более тягостны и ведут к тем же нравственным преступлениям, что и личные пороки.
  Клановый эгоизм легко прощает "своим" любые несправедливости, если конечно они совершены против "чужих", "чужим" же клановый эгоизм не прощает ничего.
  Близкие дороги нам нашей близостью к ним, то есть в своих близких, мы по сути любим самих себя.
  
  
  2.6 Глава "Альтруизм". Информация к размышлению.
  Когда люди любят друг друга они не нуждаются в справедливости. Аристотель.
  Люди созданы друг для друга. Марк Аврелий.
  Чужая голова не болит. М.Сервантес.
  Справедливость осуществляется не стремлением к справедливости, а любовью. Л.Толстой.
  Унижающий другого унижает и меня. У.Уитмен.
  Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни. Ф.Вольтер.
  Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. А.Джами.
  К людям надо относиться как к детям, или как к больным. Ф.Достоевский.
  "Да", сказанное другому означает "нет", сказанное себе. Неизвестный автор.
  Не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А.Шопенгауэр.
  Сострадание - основа всей морали. А.Шопенгауэр.
  Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием. Л.Вовенарг.
  У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. Ж.Гюйо.
  Истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семейству - отечество, отечеству - человечество. Ж.Даламбер.
  И друзей и недругов нужно судить равной мерой. Менандр.
  Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Л.Толстой.
  Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. А.Чехов.
  Нет никого, кто любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей... Эпиктет.
  Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами. Л.Толстой.
  Эгоист - тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне. Ю.Тувим.
  
  
  
  
  3.Глава. ТЕРПИМОСТЬ.
  
  3.1 Природа недружественности.
  Недружественность (недоброжелательность, неприязнь, нетерпимость) порождается уязвлённым честолюбием, скрытой завистью и ущемлёнными корыстными интересами.
  Но эти мелочные причины недружественности осознавать неприятно, а потому они всегда неосознанно подменяются идеями справедливости.
  Недружественность бывает четырех типов:
  взрывная - вспыльчивость, гнев;
  вялотекущая - сварливость, злословие;
  скрытая - злопамятство, обида;
  и неприязнь (ксенофобия) - это нетерпимость к чужим, иным, другим, к отличающимся, выделяющимся и непохожим.
  "Чужих" обычно отличает: клановая принадлежность, национальность, место жительства, уровень благосостояния, общественное положение, убеждения, мировоззрение, род занятий, образ жизни, и т.п..
  Беспричинная, на первый взгляд, неприязнь к "чужим", так же порождается гордыней, завистью и корыстью.
  Мера дружественности человека определяется не по его отношению к друзьям и близким, а по его отношению к посторонним, а в особенности, по его отношению к своим неприятелям.
  
  
  
  3.2 Честь - честолюбие.
  Обычно наша гордость просто надумывает себе обиду, а равно и врага.
  Злонамеренные, тяжкие оскорбления обычно вырастают из мелкого конфликта, в котором никто не хотел уступать.
  Превосходство в конфликте чужих убеждений и прав ущемляет нашу гордость, это вызывает стремление утвердить превосходство своих интересов и своей правоты.
  Желание отомстить, ответить, оставить за собой последнее слово - это желание возместить ущерб, нанесенный нашей гордыне чужим превосходством.
  Законность мщения объясняется оскорбительностью превосходства в конфликте чужого права.
  Чужое превосходство оскорбительно для гордости в любой форме, везде и всегда, а потому гордость скрыто мстит чужому превосходству злословием, осмеянием, осуждением, а при удобном случае и насилием.
  Конфликт обостряет оскорбительность чужого превосходства, ибо делает его явственным.
  Честь - честолюбие защищает в конфликте не свою правоту, а высоту своего права.
  Честь, по А. Шопенгауэру, это мнение других о нашей ценности и наш страх перед этим мнением, т. е. сохранение чести - честолюбия это лишь сохранение высокого мнения о себе в глазах злоречивой, язвительной, лицемерной толпы, исповедующей пошлую, публичную иерархию ценностей.
  Человек хранящий обиду на превосходство силы ничтожества, тем самым принимает его систему ценностей, и признаёт его превосходство.
  Никто не в силах лишить человека чести, ибо никто не в силах заставить нас поступать бесчестно, а превосходство чужого права сокрушительно лишь для чести - честолюбия, боящейся мнения мелких людей.
  Истинная честь, честь - честность незаметна и невыгодна, и потому она тихо презирается вульгарной системой приличий как наивный идеализм.
  Простить недруга вроде бы и невозможно, но если проявить великодушие и не мстить ему, не злословить, не желать зла, думать о нем без злости, встать на его место и понять его, найти ему оправдание, а себе долю вины, пожалеть его пребывающего в заблуждении и злобе - вот из этого и сложится прощение.
  Наше недоумение о том, почему наши враги живут хорошо и как их терпит Бог, оно от зависти, от самодовольства, от непонимания меры вины и меры довольства каждого, от эгоистического представления о справедливости, требуемой немедленно и по нашему разумению.
  
  
  
  3.3 Насилие: заступничество и вразумление.
  Уязвлённая гордость требует мести, но она может быть безучастна к чужим унижениям, любовь же раниться страданием других, но отказывается от личной обиды ради мира, ибо односторонняя справедливость мести лишь дает злу новую жизнь.
  Кто из сторонников мести ранится чужим страданием более чем своим?
  Заступничество требует от человека мужества и благородства, тогда как мстительность руководится лишь распаленной ненавистью.
  Справедливость заступничества в его сторонней беспристрастности, тогда как месть алчна, слепа и разрушительна.
  И не следует уравнивать кулачное право личной неприязни, с необходимостью защищать родину или другого человека.
  Насилие вразумления, это - право любви, ибо любовь является одновременно и судьей и адвокатом; как любящий родитель наказывает своего ребенка не в отместку, но во усмирение своевольной, эгоистической неразумности стремящейся к краю пропасти.
  Право строго вразумлять - это особое назидательное право близких людей, оправданное их любовью.
  
  
  
  3.4 Прощение - равновесие мира.
  Мир разрушается в столкновении различных представлений о справедливости.
  Человек всегда считает себя справедливым, он оспаривает всех, кто думает иначе и всех, кто затрагивает его интересы.
  В конфликтах обе стороны всегда считают себя правыми, но по логике хотя бы одна из сторон всегда не права. И это всегда не мы?!
  Погасить возникший конфликт можно или сокрушив противника, или простив его, проявив терпение, сдержанность, уступчивость, великодушие, самообладание, самокритичность.
  Добродетель терпимости заключается главным образом в отказе от беспредельных претензий на воцарение своих собственных представлений о справедливости.
  Терпимость, это прежде всего способность прощать.
  Простить - это, значит, принести в жертву миру раненую гордыню, праведную обиду, справедливый гнев, превосходство правоты, понесенный ущерб, надежду на месть.
  Прощение - это миротворчество за счет личных интересов, это нераспространение ответного зла.
  Великодушие в прощении.
  Сильному легко прощать, слабому - трудно.
  Если бы мы не прощали друг друга бессчетно, то мир давно взорвался бы от взаимной ненависти, но чтобы разладить мир одного человека, достаточно одной обиды, одного намерения ко злу.
  Терпимость без прощения - это лишь сокрытие зла.
  Мир утаенного недовольства - это мир на лезвии ножа.
  Мир покоится на весах между злом совершенным и злом прощенным. Прощающий сокращает зло мира, злопамятный его накапливает, мстящий - преумножает.
  Прощающий утверждает тем самым законность и своего права на прощение.
  Требующий мести, отрицает тем самым, и свое право быть прощённым в иной ситуации.
  Каждый человек выпускает в мир меру своего зла, и растворяет в прощении меру зла чужого, соотношение этих мер и определяет меру дружественности человека миру.
  
  
  
  3.5 Глава "Терпимость".Информация к размышлению.
  Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других. Ф.Вольтер.
  Если желаешь, чтобы мир изменился, сам стань этим изменением. М.Ганди.
  Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного. М.Ганди.
  Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее. И.Гёте.
  Лучше терпеть зло, чем причинять зло. Г.Гессе.
  Подлецы - самые строгие судьи. М.Горький.
  Мнения наших врагов о нас гораздо ближе к истине, чем наши собственные мнения. Ф.Ларошфуко.
  Люди лучше убеждений. А.Любищев.
  Соперник - это негодяй, который хочет того же что и я. Неизвестный автор.
  Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее. Платон.
  Если осел орет на тебя, ты не ори на осла. Английская пословица.
  Кто сердится из-за пустяка, тот удовлетворяется пустяком. Арабская пословица.
  На собаку, виляющую хвостом, рука не поднимается. Японская пословица
  Средства борьбы со злом оказываются иногда хуже, чем само зло. Публилий Сир.
  Лучшее средство при гневе - промедление. Сенека.
  Из двух пререкающихся прав тот, кто умолкает первым. Талмуд.
  Враг повергнутый может ещё оправится, примирённый же - вполне побеждён. Ф.Шиллер.
  Оскорбление, которое мы наносим и от которого страдаем, измеряются разными мерками. Эзоп.
  Никто не может быть опозорен деянием другого. П.Шелли.
  Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения. Ж.-Ж. Руссо.
  
  
  
  
  4.Глава. УМЕРЕННОСТЬ.
  
  4.1 Потребности человека.
  Потребности человека бывают трех видов:
  1. Физические потребности. Проявляются как стремление к удовольствиям и комфортности бытия.
  2. Потребность в безопасности. Проявляется как тревога перед возможными бедами, бедностью, болью, болезнями, голодом, врагами, и другими несчастьями. И как стремление предохраниться и застраховаться от всего вышеперечисленного.
  3. Эмоциональные потребности. Проявляются как стремление к приятным и сильным эмоциям и впечатлениям посредством игр, зрелищ, забав, событий, приключений, информации, алкоголя, наркотиков и т.п..
  Эмоциональная недостаточность (скука) обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же скука преследует человека непрестанно и является одним из основных стимулов к действию.
  Как только человек перестает чем-либо заниматься, в отсутствии внешних источников впечатлений его тут же настигает приступ эмоционального голода, который и толкает человека к действию.
  Скука порождается праздностью, внутренней бессодержательностью человека и его привычкой к сильным эмоциям и впечатлениям.
  
  
  4.2 Зло ненасыщаемости.
  Если бы наш мир вдруг стал совершенно-изобильным, то многие уподобились бы свиньям, которые от неумеренного питания теряют даже способность стоять на ногах, или крысам из известного опыта, в котором крыса, нажимая кнопку получала удовольствие через вживленный в ее мозг электрод. Крыса жала на кнопку, до тех пор, пока не умирала от истощения.
  Если бы наш мир вдруг стал совершенно - изобильным, то это было бы просто убийственно для жадного, ленивого, невоздержанного человечества.
  Свойственная человеку неумеренность, в условиях совершенного изобилия наверняка привела бы человечество к самоуничтожению в удовольствиях.
  Невоздержанный человек пропал бы в условиях совершенного изобилия, как капризный ребенок в условиях абсолютной вседозволенности.
  Неизобильность данного нам мира предохраняет человечество от деградации в пресыщении и праздности.
  Любое изобилие было бы безвредно для человека, если бы человек сохранял независимость воли от пристрастия к удовольствиям, праздности и богатству; то есть, чем аскетичней человек, тем полнее мера изобильности допустимо - безвредная для него.
  Как это ни странно, но именно умеренность (неприхотливость, воздержанность, аскетичность) делает человека пригодным для бытия в совершенно - изобильном мире.
  Необходимость воздерживаться от удовольствий - это плата за саму возможность эти удовольствия неограниченно получать.
  Никакое изобилие неспособно насытить неумеренность даже одного человека, поскольку невоздержанный человек ненасытен в своем стремлении к удовольствиям, комфортности и богатству.
  Ненасытность человеческих желаний утолить невозможно, ибо нет предела совершенству желаемого.
  Исход человеческой ненасытности возможен разве что как безраздельное употребление всего мира.
  
  
  4.3 Желание, это добровольное страдание.
  То, что мы воспринимаем как мучительную недостаточность бытия, это, как правило, лишь страдание нашей ненасыщаемости, которую невозможно удовлетворить, как невозможно потушить пожар соломой.
  Достаточность мира не может определяться его изобильностью, но только нашей неприхотливостью.
  Наши довольство, счастье и благополучие не могут определяться изобильностью бытия, но только нашим отказом от нескончаемых желаний, которые и заключают в себе наше страдание - недовольство.
  Как это ни странно, но именно наше желание довольства, счастья и благополучия само по себе и является нашим недовольством, несчастьем и неблагополучием.
  Неудовлетворенное желание - это и есть несчастье; чем сильней желание (или нежелание), тем сильней страдание.
  Если человек болен или голоден, то он страдает по объективным причинам; если же человек не болен и не голоден, то он уже может быть счастлив, желания, превышающие эту меру благополучия, уже несут несчастье в самих себе!
  Свобода хотеть - это свобода страдать.
  Счастье - это довольство настоящим.
  Быть счастливым так же естественно как дышать, пока воздух есть, ты его просто не замечаешь, и только когда мы лишаемся возможности дышать, начинаем понимать какими счастливыми мы были несколько секунд назад.
  
  
  4.4 Зло соблазна.
  Почти все бесчестные дела и преступления были сначала просто желаниями - соблазнами.
  Соблазны овладевают человеком неприметно и понемногу, не встречая сопротивления, соблазны разрастаются, подчиняют волю человека, превращаются в господствующую силу, способную толкнуть человека к совершению любой подлости и любого преступления.
  Соблазненность - это умозрительная примерка желанного беззакония.
  Соблазняющийся не совершает зла только из страха перед осуждением и наказанием.
  Если гарантировать соблазнившемуся безнаказанность, то зло будет совершено незамедлительно.
  Сдерживающий свои желания из страха перед осуждением и наказанием, по сути, не является честным человеком, но лишь трусливым, бессильным и лицемерным.
  В поступках человек показной, в желаниях - истинный.
  Нереализованные соблазны разрушают человека изнутри, он становится завистливым, зловредным, злоязычным, раздражительным, склочным, язвительным.
  Совесть покидает соблазняющегося, ибо совесть не приемлет предполагаемое беззаконие равно, как и практическое.
  Преисполненный соблазнов ненадежен, как злая собака на тонкой цепи.
  Общество, преисполненное соблазнов, пронизано завистью и притворством, и удерживается от распада только страхом и силой.
  
  
  
  4.5 Принуждённость к труду.
  Недостаточность мира принуждает человека к труду, как к физическому, так и к умственному.
  Труд дает человеку пищу не только для тела, но и для ума, праздность лишает человека и того, и другого.
  Усердный труд, создавший цивилизации, в условиях изобильности превратился бы во всеобщую деградирующую праздность.
  Принужденность к труду вырабатывает в человеке волю преодолевать свое тяготение к сладостной, но гибельной праздности.
  Недостаточность мира вынуждает человека проявлять находчивость, изобретательность, накапливать знания и творчески их применять, то есть страдания ко всему прочему, ещё побуждают человека к творческому отношению к жизни, страдания пробуждают в человеке его божественное, созидательное начало, его таланты.
  Принужденность к труду невольно наталкивает человека на эмоциональные удовольствия, содержащиеся в труде, что позволяет человеку найти для себя непринудительные побуждения к труду.
  Добровольность труда может вырасти только из принужденности к труду.
  Добровольное предпочтение усилий труда комфорту праздности является важнейшим аскетическим выбором человека, предохраняющим его от деградации, в условиях возможной изобильности.
  Праздная жизнь приятна, но и труд должен приносить какое-либо удовлетворение (хотя бы сытость); и если алчность стремится добиться трудом богатства, комфорта и удовольствий, а гордость чести признания и славы, то отказавшийся от устремлений гордости и алчности может иметь побуждения к труду лишь в виде служения благу ближнего, получая удовлетворение от чужих радостей, или от самого процесса созидания.
  Созидательное, творческое удовлетворение - это удовольствие от изменения сущего к лучшему, к более полному и совершенному.
  Предрасположенный к делу сообразен перспективе бесконечной эволюции мира.
  Ничто кроме дела, ни в силах наполнить содержанием бесконечное личностное бытие, никакое другое времяпрепровождение не может дать человеку такого множества эмоций, впечатлений, знаний и опыта.
  Мирное, приязненное отношение к своему любимому делу почти целиком решает для человека проблему счастливой наполненное его бытия.
  Лучший отдых и лучшее развлечение - это другое любимое дело.
  
  
  4.6 Не в деньгах счастье.
  Богатство - это обычное олицетворение счастья, довольства и благополучия.
  Желать богатства человека вынуждают:
  1 .Страх перед голодом.
  Страх перед бедой.
  Страх перед немощью.
  2.Страдания от неудобств скудости.
  Стремление к комфорту.
  Стремление к удовольствиям.
  3.Стыд перед презрением к бедности.
  Стремление к признанию своего богатства.
  Стремление к превосходству своего богатства.
  Богатство дает человеку обильную и вкусную пищу, чувство уверенности, комфорт и удобства, удовольствия и развлечения, чувство гордости и "уважение" окружающих, радость за благополучие близких; то есть богатство, казалось бы, дает человеку все необходимое для счастья, а потому неудивительно, что стремление к богатству является единственной целью жизни большинства людей.
  Но если человек болен, или несчастен в личной жизни, или если он страдает от жадности, или зависти, страха или ненависти, то уже никакое, даже самое большое богатство, не принесет ему облегчения.
  Желание найти счастье в богатстве неосуществимо хотя бы потому, что любой достигнутый уровень благополучия быстро прискучивает алчному, страдание же алчности остается с ним навсегда.
  Как это ни странно, но мера алчности - это и есть мера бедности, а мера безразличия к богатству - это и есть мера достатка.
  Благополучным может быть лишь человек независимый от размеров своего богатства.
  Счастье не в деньгах, а в их ненужности.
  Неправда, что нажитое добро "карман не тянет и есть не просит", то есть не создает проблем; каждый отдельно взятый предмет имущества действительно необременителен, но когда их становится много, то жизнь человека превращается в непрерывный уход за своим имуществом, человек попадает в пожизненное безысходное услужение к своей собственности.
  Жизнь сребролюбца - это ограниченный смертью период стяжания.
  Алчный живет будущим, то есть не живет вовсе.
  Сребролюбие приносит богатство единицам, но забирает жизнь у всех, кто подчинился ему.
  Многие, в конце концов, замечают безысходность жизни-стяжания и начинают тосковать от бессмысленности своего бытия, но любое изменение привычного образа жизни стяжателя убыточно, то есть совершенно для него недопустимо.
  За деньги человек платит жизнью.
  
  4.7 Деньги и нравственная деградация.
  Алчность ограничивает развитие человека в каком - либо ином направлении, круг интересов человека - стяжателя сужается до проблем прибыли, накопления и экономии.
  Расчетливость безразлична ко всему искусному и духовному, ибо прекрасное не несет в себе ни пользы, ни выгоды, от этого корыстолюбивый всегда примитивен, ограничен, прозаичен и бесплоден.
  Алчность изживает из человека доброту, сострадательность и щедрость, ибо, как известно, всякое "да", сказанное другому, - это "нет", сказанное себе; таким образом, алчный поневоле становится бездушным эгоистом.
  По мере роста богатства, растут и возможности для благотворительности, и пренебрегать страданиями окружающей нищеты, сидя на растущем мешке с деньгами, становится возможным, только взращивая в себе жадность и бессердечность.
  Богатство ставит человека в условия гораздо более строгой нравственной ответственности за недеяние легкоосуществимого, "малозатратного" добра.
  Роскошь в ответе за голод.
  Грех не в богатстве и благополучии, но в порабощении человеческой воли к добру властью богатства; грех в приобретаемых вместе с богатством бессердечии, высокомерии и неумеренности.
  Ни копейки из нажитого богатства в мир иной человеку не взять, но вся порочность, нажитая в корыстолюбии, навсегда становится неотъемлемой частью человеческого естества.
  Пристрастность к удовлетворению своих желаний, интересов и потребностей неизбежно выливается в разрушение альтруистических качеств личности, и как следствие в разрушение межличностных отношений, в открытые выражения недружественности, вплоть до проявлений самой чудовищной жестокости.
  Мера хотения - это мера потенциальной враждебности.
  Как бы безобидно ни выглядела алчность при отвлеченном рассмотрении, но в жизни она является причиной подавляющего большинства преступлений, в том числе и моральных.
  
  4.8 Искушение эроса.
  Нет дела более обязывающего, стесняющего и многотрудного, чем взращивание детей, тем более в условиях скудного бытия.
  Уберечь от вымирания расчетливое, незаинтересованное в многодетности человечество могло только безудержное влечение эроса и невозможность легко и действенно распоряжаться рождаемостью.
  Влечение эроса обусловлено лишь величайшей необходимостью преумножения рода человеческого.
  Однако сластолюбивый человек всеми возможными способами стремится обратить страсть эроса лишь на преумножение удовольствий.
  Тяготение эроса в силу объективных обстоятельств стало сильнейшим искушением человечества.
  Эрос столь силен, что придает привлекательность всему, к чему он примешивается, отсюда такое многообразие проявлений эроса.
  Влияние эроса столь велико, что понятия морали и нравственности непроизвольно отождествляются только с его ограничениями.
  Как невозможно определить, сколько зерен становятся кучей, а сколько деревьев - лесом, так неопределима и грань между допустимыми и непозволительными проявлениями эроса; и где непозволительное переходит в болезненное, а болезненное в противоестественное, противоестественное в неправомерное, а неправомерное в преступное.
  Легализация всё более откровенных проявлений эроса приближает признание правомерности всех его непозволительных пока проявлений, и то, что сегодня еще кажется постыдным и преступным, завтра может стать нормой жизни.
  Эротомания овладевает сознанием и волей человека и общества неприметно и понемногу, не встречающая сопротивления страсть разрастается в самые противоестественные формы и проявления, вплоть до преступлений на сексуальной почве, их жестокость и извращенность свидетельствуют о том, куда ведет человека соглашательство со страстью.
  Преступления на сексуальной почве являются исключительно следствием систематического потворства человека своей похоти, а социальная легализация эроса, его к этому активно подталкивает.
  Беспринципная, низменная часть общества утратила последние нравственные тормоза религии и традиций, и теперь со сладострастием наблюдает за свидетельствами все более полной легализации проявлений эроса, ибо воцарение беспредельного распутства является неосознанным идеалом стадной части общества.
  Воцарение в обществе беспредельного распутства сдерживается вовсе не твердостью моральных убеждений общества, а причинами вполне приземленными.
  Если что и препятствует распутству стать нормой жизни, так это, прежде всего, самое странное человеческое чувство, чувство ревности - это притязание на личную большую близость к другому человеку.
  Ревность обращает на себя внимание лишь в крайних своих проявлениях, в действительности же ревность пронизывает отношения полов повсеместно, ничто так действенно и всесторонне не препятствует распространению распутства как ревность.
  Эротоманизацию общества немного сдерживает присутствие в обществе детей, но уже и их учат в некоторых школах не "потешно-архаичной" целомудренности, а безопасному и грамотному сексу, оправдывая необходимость такого просвещения тем, что якобы миллионы абортов и венерические эпидемии являются результатом всеобщей простодушной неосведомленности, тогда как в действительности это результат легализации распутства и беспринципной похоти.
  Единственным результатом сексуального просвещения, является устойчивое массовое убеждение в естественности, допустимости, правомерности, моральности, и легкодоступности любых сексуальных удовольствий.
  Распространение сексуального просвещения - это всего лишь лукавое потворство массовой эротомании, скрытое под благовидным предлогом.
  Некогда распространение распутства сдерживалось опасностью нежелательной беременности, возможность предохранения и прерывания беременности, ставшая легкодоступной ныне, является скрытой причиной революции распутства, грянувшей в XX веке.
  Зло беззаконного эроса вовсе не в удовольствиях, а в порабощении человеческой воли страстью, в разрушении стыда, совести, и мира человеческих отношений; в разрушении института семьи, в преумножении человеческого бесстыдства, лицемерности и беспринципности.
  
  
  
  
  
  4.9 Глава "Умеренность". Информация к размышлению.
  Вы - рабы всего, что жаль отдать. М.Волошин.
  Деньги - вещь хорошая и приятная, вот только люди их портят. Т.Герцль.
  Не богатые, но служащие богатству осуждаются. Св.Иоанн Златоуст.
  Жадный беден всегда. Ф.Петрарка.
  Чем ты обладаешь, то обладает и тобой. Петроний.
  Бедность не добродетель, а уменье переносить бедность - вот добродетель. Пифагор.
  Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало. Русская пословица.
  По - настоящему богат тот, кто ни в чем не нуждается. Ф.Филельфо.
  Тот, кто много накопил, многого лишится. Хун Цзычен.
  Если бы все человеческие желания исполнялись, земной шар стал бы адом. П.Буаст.
  Кто вечно желает, тот проводит свою жизнь в ожидании. П.Буаст.
  Кто сам считает себя несчастным, тот становится несчастным. К.Гельвеций.
  Человек всегда недоволен своей участью, считая счастливыми других. Гораций.
  Дайте человеку все, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это все не есть все. И.Кант.
  Страдание - это побуждение к деятельности. И.Кант.
  Страдание есть результат несоответствия между желаемым и имеющимся. X.Марти.
  Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь. Б.Паскаль.
  Бедняк нуждается в хлебе, а богатый во всём. Армянская пословица.
  Был бы мир пловом, а я - ложкой. Даргинская пословица.
  Все печали терпимы, если есть хлеб. М.Сервантес.
  Человек, недовольный немногим, не бывает доволен ничем. Эпикур.
  Когда все есть, то ничего не надо. В.Борисов.
  Стремись к лучшему, но довольствуйся настоящим. Исократ.
  Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть что можешь. Л.Толстой.
  Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим. Б.Франклин.
  Здоровый нищий счастливее больного короля. А.Шопенгауэр.
  
  
  
  Глава 5. СКРОМНОСТЬ
  
  5.1 Предметы гордости.
  Достоинствами - причинами для гордости человеку могут служить:
  благополучие, благосостояние, имущество, ценности, вещи, убеждения, идеология, образование, просвещенность, опытность, компетентность, посвященность, причастность, приближенность, авторитетность, влиятельность, высокое положение, звание, должность, знакомства, связи, родство, сословная принадлежность, стиль жизни, род занятий, заслуги, достижения, мастерство, способности, творческие проявления, вкус, манеры, артистичность, красноречие, остроумие, оригинальность, исключительность, первенство, прогрессивность, современность, модность, независимость, ловкость, дерзость, бесстрашие, воинственность, сила, привлекательность, одежда, донжуанство, возраст, пол, национальность, место жительства и т.д.
  Одним словом, достоинствами - причинами для гордости человеку могут служить любые престижные обстоятельства.
  Вульгарно, мера значимости человека определяется степенью его причастности к предметам гордости (к престижным ценностям) и общественным признанием этого.
  Недостаточность причин для гордости воспринимается гордым человеком мучительно, как личная унизительная ничтожность (комплекс неполноценности), а признание и осознание высоты своих достоинств доставляют такому человеку сладостное чувство гордости (комплекс самоценности).
  Стремление к гордости - это стремление обрести или проявить свои достоинства, это общее, первичное устремление человека, большинство человеческих проявлений обусловлены именно этим устремлением.
  Гордость - это удовольствие от осознания и признания высоты своих достоинств.
  Честолюбие - это стремление к лестному мнению о себе.
  Тщеславие - это стремление быть объектом интереса и внимания.
  Гордость, честолюбие и тщеславие триедины и нераздельны в причинах и следствиях и часто именуются просто - гордость (самолюбие).
  
  
  5.2 Лицемерность и лживость гордости.
  Наслаждение гордостью воспринимается как вполне пристойное, потому что человек гордится не собой, но лишь тем, к чему он имеет отношение; наслаждение превосходством переносится на объект гордости, который и знаменует превосходство гордеца, гордец же при этом может с чистой совестью изображать скромность для себя и для других.
  Стремиться к гордости вроде бы и пристойно, однако при этом почему-то принято скрывать ее проявления: амбициозность, бесцеремонность, высокомерие, дерзость, заносчивость, кичливость, надменность, пренебрежительность, самодовольство, самоуверенность, хвастовство, чванство и т.п.
  Вульгарное понимание скромности - это сокрытие проявлений гордости, такое общепринятое двуличие гордости легализует притворство как норму отношений, лицемерие признается правилом хорошего тона.
  Стремление к гордости склоняет к лживости, ещё и потому, что изображать из себя человека с достоинствами куда как проще чем быть таковым в действительности.
  Лживость гордости проявляется в неестественности поведения гордеца, манеры гордости это: бравада, важничание, демонстративность, кураж, манерность, наигранность, нарочитость, позерство, претенциозность, хвастовство, чопорность и т.п.
  У человека нет другого способа опозориться, кроме как обнаружить несостоятельность в том, что составляет предмет его гордости, таким образом, каждая причина гордости налагает на человека бремя ответственности за соблюдение ее положительного образа, отсюда беспокойство, мнительность и лживость в гордом человеке.
  Состояние гордости - это тревога за благоприятное мнение о себе, это мнительность, притворство и тягостная претензия на собственную значимость, - из этого состояния вырастает добрая половина самопроизвольных психических расстройств, возникающих тогда, когда человек подпускает гордость на необратимо близкое расстояние к своей душе.
  Гордость ищет лестного мнения о себе у окружающих и при этом отвечает им же скрытой недоброжелательностью за свою рабскую зависимость от их мнения, за необходимость притворяться перед ними, за их ничтожность и превосходство.
  Человек стремящийся к лестному мнению о себе утрачивает свободу быть самим собой, он становится послушной марионеткой общественного мнения.
  Коварство гордости состоит в том, что она разрушает мир окольными путями, оставаясь при этом, как правило, незамечаемой из-за скрытности её прямых проявлений, откровенных проявлений самодовольства.
  
  
  5.3 Безысходность гордости.
  Безысходность гордости в ее ненасыщаемости.
  Сколь высокого положения не достиг бы гордец, он всегда будет страдать от недостатка признания, он всегда будет устремлен к возвышению собственной значимости, становясь при этом все более себялюбивым, все более разжигаясь страстью к самоутверждению.
  Разрастаясь, гордость стремится превзойти всех, просто человек до поры боится признаться себе в столь грандиозной претензии.
  Человек не может не развиваться, человек стремится быть совершенней, но чем больше у него достижений, тем больше причин для гордости.
  Нравственное падение под весом собственных достоинств неизбежно, если свои достоинства ставить себе в заслугу, т.е. если гордиться ими.
  Избежать ловушки самодовольства, можно только лишь отказавшись от "авторских" прав на свои достоинства и достижения, отнеся их на счет судьбы, случая, воспитания, участия других, врожденных способностей и т.п.
  
  
  5.4 Зависть - обратная сторона гордости.
  Гордость получает удовлетворение лишь в сравнении с чужой малостью.
  Гордость, это скрытое наслаждение превосходством, при обнаружении у других больших достоинств, гордость оборачивается чувствами зависти, досады, ущербности.
  Стремление к гордости - это скрытое стремление стать объектом зависти, это скрытое стремление уязвить окружающих своим превосходством.
  Стремящийся смотреть "сверху вниз" с гордостью, автоматически обрекает себя на то чтобы смотреть "снизу вверх" с завистью.
  Зависть - это обратная сторона гордости.
  Зависть - это досада на чужое превосходство, это страдание гордости, уязвленной превосходством чужих достижений, достоинств, благ, успехов.
  Зависть унизительна, поскольку является признанием чужого превосходства, а потому она всегда скрывается (и прежде всего от себя), неосознанно замещаясь злословием, неприязнью, осуждением, осмеянием, ненавистью направленными на объект зависти; а причины для недоброжелательности завистливый человек всегда находит.
  Зависть оправдывает свое негодование желанием равенства и справедливости, но как их достичь, если у каждого завистника свои представления о справедливости?
  Вульгарное стремление к равенству и справедливости - это всего лишь скрытое стремление ущемленной гордости (то есть зависти) возвыситься, уничтожить чужое превосходство, опустить возвысившихся до своего уровня.
  Благородная, но утопичная идея справедливости и социального равенства издавна использовалась для разжигания ненависти и оправдания насилия, что часто приводило к огромным человеческим жертвам и перераспределению благ, но никогда не приводило ни к равенству, ни к справедливости.
  Возвысившись, зависть обращается в гордость и уже презирает оставшихся "внизу", вымещая свою прошлую униженность.
  Предметы гордости только издалека выглядят невинно, но дорвавшийся до них теряет и совесть, и здравомыслие.
  
  
  5.5 Равенство.
  Уважение и самоуважение гордости основано на признании ее достоинств. Но уважение может пониматься не только как признание достоинств, но и как норма отношения к каждому человеку, как признание достоинства каждого человека в том, каков он есть, независимо от его причастности к престижным ценностям.
  Признание абсолютного достоинства каждого человека в том, каков он есть, безо всяких на то причин и условий - это признание равенства всех в праве на уважение.
  Равенство - это равенство человеческого достоинства, это равенство в праве на уважение.
  Равенство невозможно устроить для других (для всех), ибо чья-либо гордость при любых условиях будет уязвлена чьим-либо превосходством.
  Равенство осознается и принимается лично каждым, как равенство человеческого достоинства по праву человеческого естества.
  Всеобщее равенство может быть только личной манерой взаимоотношений.
  Достоинство (чувство собственного достоинства) - это беспричинное самоуважение, основанное на осознании своего равенства со всеми, на осознании всеобщего равенства человеческого достоинства, на признании достоинства каждого человека.
  
  
  5.6 Гордость и достоинство.
  Гордость - это самоуважение на превосходстве, а достоинство - это самоуважение на равенстве.
  Самоуважение человека складывается как из гордости, так и из достоинства, но гордость и достоинство в человеке взаимовытесняют друг друга. То есть, чем выше человек ценит предметы гордости, тем менее у него остается уверенности в праве на беспричинное самоуважение (на достоинство), гордец переносит свое достоинство на предметы гордости и в случае их недостаточности чувствует себя неполноценно - таким образом, человек утрачивает достоинство через гордость...
  ...а признание человеческого равенства, обесценивает предметы гордости, таким образом, достоинство упраздняет иерархию гордости в сознании человека.
  Признание всеобщего равного права на уважение лично за каждым человеком - это утверждение и своего достоинства также...
  ...а гордое пренебрежение к другим оборачивается болезненно - мнительным самолюбием, ибо человек непроизвольно переносит свое отношение к людям на их отношение к себе.
  Пренебрегающий обладателями меньших достоинств, признает тем самым и свою ничтожность перед обладателями больших достоинств...
  ...а признающий достоинство меньшего утверждает тем самым и свое достоинство перед большим.
  Наслаждение своими достоинствами оборачивается в человеке так же и сознанием собственной ничтожности в иерархии гордости, то есть гордость оборачивается ущербностью...
  ...а безразличие к высоте своих достоинств в равной мере безразлично и к превосходству чужих достоинств, т.е. скромность, оборачивается в человеке чувством собственного достоинства.
  
  
  5.7 Скромность и достоинство.
  Скромность, это безразличие к лестному мнению о высоте своих достоинств, это стиль поведения человека безразличного к иерархии предметов гордости.
  Приведенное выше определение скромности в равной степени может быть отнесено и к чувству собственного достоинства, и это неудивительно, ибо достоинство - это обратная сторона скромности.
  Скромность и достоинство освобождают человека от необходимости притворяться, чтобы выгодно выглядеть и позволяют быть непринужденным, естественным, искренним.
  Обладатель достоинства чувствует себя непринужденно как на дне общества, так и в его верхах, гордец же меняется от презрения к подобострастию.
  Спокойная уверенность достоинства для гордости недостижима, она вечно мечется от величия до неполноценности.
  Скромность и достоинство неуязвимы для чужого превосходства, от него страдают только гордость и зависть.
  Скромность и достоинство участливы к чужой малости, гордость же, в лучшем случае лишь высокомерно - снисходительна.
  Пренебрежение гордости к обладателям меньших достоинств скрывается за притворной вежливостью, а при удобном случае и не скрывается.
  Скромность и достоинство сохраняют непринужденность отношений, ибо не обнаруживают неравенства, а также не стремятся и не боятся его обнаружить, тогда как гордость и зависть создают вокруг неравенства лицемерно - напряженное умолчание.
  Скромность и достоинство порождают взаимоуважение даже между господином и слугой, тогда как гордость сеет неприязнь даже среди друзей.
  
  
  5.8 Тщеславие и смысл жизни.
  Вульгарное воплощение смысла жизни - это наибольших размеров напоминание о себе, которое обеспечивало бы максимально долгую жизнь в чужой памяти, то есть стремление к гордости, по сути, является неосознанным стремлением увековечить себя значимостью своих достоинств.
  Стремление человека к гордости (к чести, к признанию, к славе) - это стремление человека расширить территорию своего бытия за счет чужого сознания, это неосознанное, а порой сознательное стремление расширить и продлить свою жизнь за счет чужой памяти.
  Как животное "метит" территорию, обеспечивающую ему условия жизни, так тщеславный человек стремится "пометить собой" чужое сознание, дающее ему территорию умозрительного бытия.
  Что бы оставить след в чужой памяти, тщеславный стремится выделяться, отличаться, возвышаться, привлекать внимание, вызывать интерес, производить впечатление, удивлять, эпатировать, оставлять о себе память, хотя бы даже дурную и анонимную.
  Например, некто Герострат дабы обессмертить свое имя в человеческой памяти, сжег одно из семи чудес света, и это неудивительно, ибо недовольство окружающих для тщеславия - это та же слава и память, убийственна для тщеславия лишь безвестность.
  Империи исчезают с лица земли, и ничего от них не остается, кроме имен деспотов, а простодушный перед ужасом небытия человек все стремится обессмертить себя в крови и памяти потомков, насаждая при этом иерархию гордости и в мире, и в себе.
  Отказаться от устремления к суетному невозможно без переосмысления цели своего бытия.
  Человек движим лишь:
   гордостью,
   потребностями,
   и любовью к ближнему;
  соответственно и цели бытия заключаются:
   в самоутверждении,
   в удовлетворении
   и в заботе о благе ближнего.
  Первенство интересов ближнего ведет человека к обретению им нравственных качеств, имеющих абсолютную ценность; первенство альтруизма - это первенство сострадания, долга, чести и совести.
  Но неверие в полноценную бесконечность бытия заставляет человека спешить удовлетворить свою гордость и свои потребности здесь и сейчас, а не приносить их в жертву идеальным представлениям о мире, которые еще неизвестно чем обернутся.
  Если жизнь человека бесконечна и полноценна, то эта наша жизнь - почти что ничто, но она (согласно религиозным представлениям) определяет нашу дальнейшую участь.
  Но если смерть - небытие, то земная жизнь - это все.
  
  
  5.9 Честь - честность или честь - честолюбие.
  Существуют две нормы морали, два личных нравственных кодекса, один кодекс показной, лицемерный, поверхностный для открытого принародного соблюдения, и другой кодекс личный - это сокровенные правила отношения к людям и к себе.
  Это двойственное представление о морали соответствует двойственному понятию о чести; это или принародная честь - честолюбие, или сокровенная честь - честность.
  Честь - честолюбие - это одобрительное мнение окружающих.
  Честь - честность - это чистая совесть.
  Соответственно:
  Стыд перед окружающими - это страдание честолюбия.
  Стыд перед собой - это страдание совести.
  Честь - честолюбие допускает любую выгодную подлость, если она не будет обнаружена и осуждена.
  Честь - честолюбие отдает дело совести на суд окружающих.
  Честь - честолюбие утверждает превосходство суда молвы над судом совести.
  Честь-честолюбие подменяет совесть воображаемой сворой сплетников, интриганов и лицемеров, заслужив одобрение коих, можно считаться порядочным человеком.
  Честь - честолюбие с ее фальшивой моралью стремится подменить и вытеснить из человека обременительную совесть.
  Каждая общественная группа имеет свои понятия чести - честолюбия.
  Существует понятие чести среди воров и понятие чести среди шлюх. Э.Хемингуэй.
  Гордость внешне может быть щедра и сострадательна, но на самом деле она движима лишь самодовольством и лестной молвой, анонимная добродетельность для гордыни не имеет смысла.
  Гордая праведность - это просто гордость, не имеющая в себе никакого добра.
  Гордость обращает все добрые человеческие проявления лишь в повод для самодовольства.
  Гордость делает существование неподдельного добра в человеке в принципе невозможным !
  Скромность (безразличие к лестному мнению о высоте своих достоинств) - это условие чистоты и честности добра.
  Неподдельное добро только от любви, от соучастия в чужой радости и в чужом страдании.
  
  
  
  5.10. Синдром гордости.
  Комплекс скрытой гордости.
  Психологические проявления: страх перед насмешкой, осуждением, презрением; страх перед молвой, перед нелестным, неодобрительным, пренебрежительным мнением. Мнительность, настороженность, обидчивость, подозрительность, ранимость, тревожность; чувство неполноценности и ущербности, стремление к признанию и одобрению своих достоинств, достижений и благ.
  Поведенческие проявления: лицемерность, манерность, наигранность, нарочитость, неискренность, неестественность, притворство, чопорность, щепетильность, застенчивость.
  Комплекс тщеславия.
  Психологические проявления: стремление привлекать внимание и вызывать интерес. Стремление выделяться, отличаться, производить впечатление, удивлять, оставлять о себе память, хотя бы даже негативную, стремление к известности и славе.
  Поведенческие проявления: демонстративность, бравада, вычурность, кураж, позерство, хвастовство, эпатажность.
  Комплекс честолюбия.
  Психологические проявления: стремление к лидерству, первенству и превосходству, неприятие чужого лидерства, первенства и превосходства. Неприятие преимущества чужих достоинств, благ, успехов, мнений.
  Поведенческие проявления: стремление главенствовать, поучать, принуждать, распоряжаться, руководить. Неприятие замечаний, предложений, критики, и советов. Упрямство, завистливость, несговорчивость, высокомерие, самодовольство, самоуверенность, надменность, важность, амбициозность.
  Агрессивные проявления честолюбия: вызывающее поведение, воинственность, вандализм, грубость, дерзость, жестокость, нигилизм, пренебрежительность, хамство, циничность, экстремизм.
  Агрессивное поведение честолюбия порождается его стремлением силой и демонстративным презрением утвердить свое превосходство над человеком, обществом и законом, в юридической практике эта мотивация именуется хулиганскими побуждениями.
  
  
  5.11 Глава "Скромность". Информация к размышлению.
  Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое. В.Белинский.
  Равенства трудно достичь потому, что мы стремимся стать равными только с теми, кто выше нас. А.Бек.
  Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. Ф.Вольтер.
  К превосходству всегда питают отвращение. Б.Грасиан.
  Отвергающий обличения обнаруживает страсть гордости. Cв.Иоанн Лествичник.
  Льстить - значит говорить человеку именно то, что он о себе думает. Д.Карнеги.
  Чем значительнее человек, тем больше удовлетворения получают люди, оскорбляющие его. Д.Карнеги.
  Как правило, всем нравиться то, о чем известно, что оно всем нравиться. Г.Лауб.
  Человек тщеславный равно получает удовольствие, говоря о себе как хорошее, так и дурное. Ж.Лабрюйер.
  Как только дурак похвалит нас - он уже не кажется нам так глуп. Ф.Ларошфуко.
  Чужое тщеславие тем особенно несносно для нас, что оно оскорбляет наше собственное. Ф.Ларошфуко.
  Диоген расхаживал в грядной одежде по роскошному ковру в комнатах Платона. "Я попираю, - сказал он, - гордость Платона". - "Да, - возразил Платон, - но только посредством другого вида гордости". Г.Лихтенберг.
  Лучшее в добрых делах - это желание их утаить. Б.Паскаль.
  Неведомый и неимущий человек, опирающийся лишь на свою добродетель, стоит выше всемирного завоевателя. Б.Паскаль.
  Чем хвалишься, тем и подавишься. Русская пословица.
  Придет гордость, придет и посрамление. Соломон.
  Если хочешь вести людей на смерть, скажи им, что ведешь их к славе. Ш.Талейран.
  Никто не может быть опозорен деянием другого. П.Шелли.
  Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства. А.Шопенгауэр.
  Я знатен - и люди чтут меня. Но то, что они чтут, - это высокая шапка и широкий пояс. Я унижен - и люди презирают меня. Но то, что они презирают, - это холщовый халат и соломенные сандалии. Но ведь в действительности люди меня не чтут - чему же мне радоваться? Они в действительности меня не презирают - чему же мне огорчаться? Хун Цзычен.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"