II. Глава. Альтруизм...........................................................
2.1 Любовь к ближнему - первая заповедь мира.
2.2 Любовь к ближнему - соучастие в радости и страдании.
2.3 Проявления любви.
2.4 Проявления эгоизма.
2.5 Клановая любовь или клановый эгоизм.
2.6 Глава "Альтруизм" - информация к размышлению.
III. Глава. Терпимость..........................................................
3.1 Природа недружественности.
3.2 Честь - честолюбие.
3.3 Насилие: заступничество и вразумление.
3.4 Прощение - равновесие мира.
3.5 Глава "Терпимость" - информация к размышлению.
IV. Глава. Умеренность..........................................................
4.1 Потребности человека.
4.2 Зло ненасыщаемости.
4.3 Желание - добровольное страдание.
4.4 Зло соблазна.
4.5 Принуждённость к труду.
4.6 Не в деньгах счастье.
4.7 Деньги и нравственная деградация.
4.8 Искушение эроса.
4.9 Глава "Умеренность". Информация к размышлению.
V. Глава. Скромность...............................................................
5.1 Предметы гордости.
5.2 Лицемерность и лживость гордости.
5.3 Безысходность гордости.
5.4 Зависть - обратная сторона гордости.
5.5 Равенство.
5.6 Гордость или достоинство.
5.7 Скромность и достоинство.
5.8 Тщеславие и смысл жизни.
5.9 Честь - честность или честь - честолюбие.
5.10 Синдром гордости.
5.11 Глава "Скромность". Информация к размышлению.
Предварительная глава. Этика.
0.1. Этика.
Порядок в обществе поддерживается главным образом тремя поведенческими комплексами, это право, этикет и этика.
Нормы права обеспечивают в обществе порядок материально - практических отношений.
Нормы этикета поддерживают в обществе порядок поведенческого единообразия, обеспечивают предсказуемость человеческого поведения.
Нормы же этики призваны поддерживать общество в состоянии дружественности, любви и согласия, а не в обычном лицемерном, шатком и безучастном равновесии, основанном на страхе перед осуждением и наказанием.
Задача этикета и права - ограничивать грубые формы чужого зла, задача этики - искоренять тонкие формы зла личного.
Законы этики идеальны - это законы абсолютного добра, а потому их безукоризненное исполнение невозможно, к безупречному соблюдению законов этики можно только стремиться.
Общество не способно принять этические законы (законы абсолютного добра) в качестве нормы поведения хотя бы потому, что в соответствии с ними, и каждый человек и все общество в целом будут выглядеть беспринципно, непорядочно и бесчестно.
Общество не в состоянии регламентировать соблюдение законов добра, в силу их трудноисполнимости, а потому соблюдение этических законов обречено быть личным делом каждого.
Предмет этики можно определить как всеобщий и универсальный кодекс братства, любви и согласия.
Конечное назначение нравственного закона - это поддержание человеческого сообщества в состоянии любви и согласия, основанного лишь на всеобщем и добровольном исполнении правил добра.
В любом мировоззрении основополагающими являются понятия добра, понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности.
При всей своей неприметности и кажущейся второстепенности, именно понятия добра и зла, так или иначе, определяют достоинство всех проявлений человека.
Человек может быть подчинен законам, обычаям, общественному мнению, государству, силе, клановым интересам и тому подобному, но власть добра - это единственная власть, верховенство которой может быть принято безоговорочно. Власть же всего остального отвергается человеком именно в меру несоответствия этой власти законам добра и справедливости (за которые, впрочем, человек обычно принимает свои собственные интересы).
Как это ни странно, но главенство добра признаётся даже в отсутствие сколько-нибудь достоверного и ясного представления о нем.
Абсолютный авторитет столь призрачного понятия, как добро,
его идеальность,
его присутствие в сердце каждого человека,
а также совершенное предназначение законов добра - служить универсальным кодексом гармонии человеческого сообщества,
свидетельствуют о совершенной природе добра, и его законов, законов этики.
0.2. Этикет.
Абсолютные, универсальные законы добра едва различимы среди многочисленных социальных, территориальных, этнических и временных норм поведения, именуемых этикетом (приличиями, обычаями, нравами, правилами хорошего тона, общественной моралью, традициями).
Известно множество религиозных, философских и социальных кодексов морали, однако в действительности, все эти, так называемые этические системы являются лишь помесью частных поведенческих традиций (этикета) с усеченными и искаженными этическими нормами.
Различные социальные, философские и религиозные учения предусматривают необходимость развития в человеке самых разных, зачастую совершенно бессмысленных качеств, но какими бы навыками и способностями не овладел человек, все они будут несущественны, если их обладатель будет самодоволен, бесчестен, эгоистичен, бездушен, нетерпим, злопамятен, мстителен, алчен, невоздержан, тщеславен, высокомерен и т.д. То есть нравственные достоинства, это абсолютно важные достоинства, без которых, и в сравнении с которыми, другие человеческие качества совершенно незначимы.
Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали.
Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.
Нормы этикета (публичного поведения) переменчивы, лицемерно-демонстративны и противоречиво-многообразны, а потому они не могут служить нравственным эталоном.
Показные, лицемерные нормы этикета легко позволяют человеку быть негодяем, если это незаметно, или даже приемлемо в обществе.
Нормы поведения (этикета) если и предусматривают соблюдение некоторых этических норм, то только самых необременительных, эти удобные в исполнении и, как правило, лицемерно-демонстративные проявления добра и принимаются обществом за нормы этики.
Зависть, интриганство, самодовольство, фарисейство, лицемерие, часто используют понятие морали в своекорыстных целях, но всегда следует помнить, что их морализаторство ничего общего с моралью не имеет.
0.3 Этическая система.
Этика, как и всякая другая абстрактная информационная система, может быть приведена к стройному порядку только путём рассмотрения, сопоставления и классификации всех понятий так или иначе относящихся к ней.
Систематизация понятий, относящихся к предмету морали, привела к построению следующей этической системы:
1.Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, раскаяние и т.п.).
2.Альтруизм - (доброта, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т.п.).
3.Терпимость - (прощение, снисходительность, великодушие, уступчивость и т.п.)
4.Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т. п.).
5.Скромность - (о значении этого, казалось бы, второстепенного понятия, в главе "Скромность").
0.4 Глава "Этика". Информация к размышлению.
Искусство нравиться - это умение обманывать. Л.Вовенарг.
Думай больше о совести, чем о репутации. Публий Сир.
Нравственность есть деятельность обусловленная идеей добра. Ал.Ранне.
Совесть у большинства людей, это не более как боязнь мнения других. Д.Тейлор.
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. А.Сталь.
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публилий Сир.
Общество наказывает только такие пороки, которые опасны для его устоев. А.Моруа.
Праведнику закон не писан. Св.Иоанн Златоуст.
Не страхом побуждайся как держать себя, но любовью. Православное изречение.
Лицемерие - мерить поступки не перед своей совестью, а перед лицом других. М.Пришвин.
Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится, или что им выгодно. Ф.Фенелон.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях. Эпиктет.
Должно быть, а не казаться. Преп.Нил Синайский.
1.Глава. СОВЕСТЬ.
1.1 Всеобщность совести.
Совесть - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их.
Человек путает и искажает даже самые простые понятия, особенно если он в этом заинтересован, но сложнейший, и не очень чёткий кодекс нравственных законов сохраняется даже при его всеобщем несоблюдении.
Постоянство этого знания можно объяснить только тем, что голос совести (по мнению многих философов и мыслителей) - это голос Бога.
Во многих европейских языках слово "совесть" происходит от словосочетания "совместное знание".
Совесть, со - весть, совместное ведение, общее знание.
1.2 Неприятие совести.
Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.
Человеку "выгодно" не слышать голоса совести, или хотя бы извратить его, но несмотря на призрачность совести, удается заглушить лишь тонкие ее проявления.
Человек не желает замечать своё зло ещё и потому, что для человеческой гордости унизительно испытывать чувства сопутствующие совести, это чувства стыда, вины и неправоты.
Недобросовестный может легко оправдать или даже не заметить в себе сколь угодно страшное зло, причем совершенно искренне, он может быть совершенно чистосердечен в своей нравственной слепоте.
Недобросовестный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови.
Нравственное развитие человека зависит только от его способности видеть проявления зла в себе, и мерой стыда за это зло.
Человек способен искоренить своё зло лишь в той мере, в которой сможет его осознать.
Совестливость - это единственный путь становиться порядочней, лучше, добрей, честней.
Совестливый избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь нравственно совершенней.
Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.
Достоинство нравственного человека в том, что его свобода неопасна для общества, и для гармонии человеческих взаимоотношений.
1.4 Совесть - условие объективного миропонимания.
У человека нет другого объекта для изучения тонких человеческих проявлений, кроме самого себя.
Насколько глубоко человек понимает себя, настолько глубоко он понимает всех.
Но недобросовестный невольно избегает объективного самопонимания, потому что не желает замечать, что его поведение определяется главным образом такими его качествами, как: алчность, бездушность, бесстыдство, высокомерие, гордыня, двуличие, жадность, жестокость, злопамятность, злорадство, зависть, интриганство, корыстолюбие, лживость, лукавство, льстивость, мелочность, малодушие, мстительность, наглость, нечестность, недоброжелательность, недобросовестность, нетерпимость, неблагодарность, несправедливость, пренебрежительность, притворство, равнодушие, раздражительность, самодовольство, самодурство, самоуверенность, скупость, сварливость, тщеславие, угодливость, упрямство, хвастовство, хамство, циничность и т.п.
Бесчисленные тонкие и тончайшие проявления зла, в значительной степени определяющие поведение человека, недобросовестный или не замечает в себе, или воспринимает их искаженно - оправдательно, таким образом, недобросовестность лишает человека способности глубоко и объективно понимать множество человеческих проявлений.
Впрочем, грубые, поверхностные недостатки и проступки других людей, недобросовестный конечно замечает, и делает это всегда очень старательно, но тонкое и глубокое понимание людей самодовольному совершенно недоступно.
Несовестливый, из-за своей ограниченности в понимании людей, воспринимает человеческие проявления поверхностно-примитивно, то есть как глупец.
Совестливый же имеет мужество распознавать в себе все более тонкие и сокровенные мотивации зла. Такая самоизученность, дает человеку проницательность в понимании других.
Человек глубоко, тонко и верно понимающий мотивации человеческих проявлений, отличается проницательностью и рассудительностью, то есть тем, что часто определяется как ум.
Ум это следствие объективного и глубокого понимания человеком других людей, обусловленного утончённой совестью.
1.5 Глава "Совесть". Информация к размышлению.
Сознаться в своей неправоте - это стать умнее, чем были. П.Буаст.
Сознание своего несовершенства приближает к совершенству. И.Гете.
Не замечать своих недостатков - страшнее всех других недостатков. Персидское изречение.
Убейте вашу совесть - это самый большой враг всякого, кто хочет быстро добиться успеха в жизни. О.Мирабо.
Хуже казнь заслужить, чем подвергнуться ей. Овидий.
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным. Л.Толстой.
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым. Эпиктет.
Не старайтесь познать самих себя, а то вам противно станет. В.Ходасевич.
Страшен не грех, но бесстыдство после греха. Св.Иоанн Златоуст.
Совесть - это дело человека, которое он ведет против себя. И.Кант.
Как бы ни был проницателен человек, ему не постигнуть всего зла, которое он творит. Ф.Ларошфуко.
Совесть - закон законов. А.Ламартин.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Б.Паскаль.
Хорошему человеку бывает стыдно даже перед собакой. А.Чехов.
2.Глава. АЛЬТРУИЗМ.
2.1 Любовь к ближнему - первая заповедь мира.
"Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий "мое" и "твое". Г.Филдинг.
Исполнение одного только этого правила привело бы наш мир к согласию, хотя бы по причине всеобщего отказа от ненасытных личных интересов в пользу ближнего.
Любовь к ближнему и как следствие равенство или даже предпочтение его интересов - это единственно возможный способ нейтрализовать всеразрушительный человеческий эгоизм, так как результатам человеческого бытия больше некуда деваться: или для себя, или для других.
Справедливость - заключается в принятии равенства своих и чужих интересов, то есть справедливость может быть заключена только в любви к ближнему.
Замещение эгоизма альтруизмом - это коренное изменение человеческой сущности и направленности бытия.
Альтруизм невыгоден и нерационален, в предпочтении интересов ближнего нет ни какой очевидной целесообразности, но именно выбор в пользу любви к ближнему и делает человека пригодным для жизни в совершенном обществе.
2.2 Любовь к ближнему - соучастие в радости и страдании.
Личными интересами жертвуют многие, но обычно только ради самых близких, при этом удовольствия, облегчения и радости других переживаются как свои.
Человек, не отмечающий разницы между своими интересами и интересами ближнего имеет возможность жить, радоваться и быть счастливым за всех, с кем он уравнял свое "Я".
Соучастие в чужой радости и придает рациональный смысл предпочтению интересов ближнего, то есть, чем больше ты принесешь добра другим, тем больше будет радости у тебя самого.
Но соучастие в радости - это прежде соучастие в страдании, сострадание также заставляет человека жертвовать личными интересами, дабы облегчить не только участь ближнего, но и свое сострадание.
В любви чужая радость - это своя радость и чужое страдание - свое страдание, без любви же, чужая радость - это повод для зависти, а чужая беда - повод для радости.
Свидетельство любви к ближнему заключается в готовности пожертвовать личными интересами ради другого, дабы обрести свое счастье в его радости.
Мера пожертвования личными интересами - это мера любви.
2.3 Проявления любви к ближнему.
Любовь к ближнему определяется и проявляется как;
1).Благожелательность: желание блага другому как самому себе, доброта.
6).Духовное влечение: (следствие симпатии) стремление к общению, единению и братству.
7).Телесное влечение - эрос.
Любовь мужчины и женщины основывается на притяжении эроса - сильнейшей страсти, до предела обостряющей человеческие отношения и скованной со всех сторон личными интересами, ответственностью, мнением окружающих, моралью, законами. Драматизм такой ситуации выявляет и благородные и низкие человеческие качества особенно ярко, отсюда такое напряжение и многообразие отношений между мужчиной и женщиной.
2.4 Проявления эгоизма.
Важно отметить, что асоциальное поведение эгоизма обусловлено не стремлением к самоутверждению, как поведение гордыни, и не страстью к насыщению своих потребностей, как поведение неумеренности, а неспособностью эгоиста отождествлять себя с другими людьми.
Недружественное поведение эгоизма обусловлено бездушностью (несострадательностью, бесчувственностью, чёрствостью, бессердечностью), неспособностью человека отождествлять себя с другим человеком, и только как следствие этой неспособности, эгоизму присущи такие проявления недружественности, как: бестактность, безжалостность, грубость, жадность, жестокость, наглость, нетерпимость, способность причинить зло.
Живущий для себя, своими интересами и представлениями легко пренебрегает и жертвует интересами окружающих хотя бы в силу своего эгоистичного понимания справедливости.
Безнадёжность эгоизма в том, что бессердечность является его естеством, и он её просто не замечает.
Любовь эгоизма - это любовь к своему удовольствию, прошло удовольствие - прошла любовь.
2.5 Клановая любовь, или клановый эгоизм.
Клановые интересы связывают государства, нации, сословия, организации, коллективы, знакомых, семьи.
Интересы семьи, чаще чем что-либо, заставляют человека идти наперекор совести.
В угоду близким людям и клановым интересам очень часто совершаются прегрешения против истины, справедливости и нравственного закона.
Клановые интересы, как бы частично освобождают человека от необходимости соблюдать законы добра, хотя бы потому, что отказ от личных интересов, часто равнозначен отказу от коллективных интересов.
Клановые эгоизм, стяжание и гордыня еще более тягостны и ведут к тем же нравственным преступлениям, что и личные пороки.
Клановый эгоизм легко прощает "своим" любые несправедливости, если конечно они совершены против "чужих", "чужим" же клановый эгоизм не прощает ничего.
Близкие дороги нам нашей близостью к ним, то есть в своих близких, мы по сути любим самих себя.
2.6 Глава "Альтруизм". Информация к размышлению.
Когда люди любят друг друга они не нуждаются в справедливости. Аристотель.
Люди созданы друг для друга. Марк Аврелий.
Чужая голова не болит. М.Сервантес.
Справедливость осуществляется не стремлением к справедливости, а любовью. Л.Толстой.
Унижающий другого унижает и меня. У.Уитмен.
Каждый человек виновен во всем хорошем, чего он не сделал в своей жизни. Ф.Вольтер.
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. А.Джами.
К людям надо относиться как к детям, или как к больным. Ф.Достоевский.
"Да", сказанное другому означает "нет", сказанное себе. Неизвестный автор.
Не может быть добрым тот, кто жесток с животными. А.Шопенгауэр.
Сострадание - основа всей морали. А.Шопенгауэр.
Мы укоряем обездоленных, дабы не обременять себя состраданием. Л.Вовенарг.
У человека нет возможности всем делать добро, но у него всегда есть возможность всем желать добра. Ж.Гюйо.
Истинно честный человек должен предпочитать себе - семейство, семейству - отечество, отечеству - человечество. Ж.Даламбер.
И друзей и недругов нужно судить равной мерой. Менандр.
Не слушайте никогда тех, кто говорит дурно о других и хорошо о вас. Л.Толстой.
Не так связывают любовь, дружба, уважение, как общая ненависть к чему-нибудь. А.Чехов.
Нет никого, кто любя деньги, удовольствия и славу, любил бы и людей... Эпиктет.
Не есть ли единение с десятками - разъединением с тысячами и миллионами. Л.Толстой.
Эгоист - тот, кто заботится о себе больше, чем обо мне. Ю.Тувим.