1.4 Совесть - условие раскаяния и самосовершенствования.
II. Глава. Любовь ............................................
2.1 Любовь - первая заповедь мира.
2.2 Любовь - соучастие в радости и страдании.
2.3 Проявления любви.
2.4 Проявления эгоизма.
2.5 Суд над эгоизмом.
2.6 Клановая любовь или клановый эгоизм.
2.7 Господь Бог о клановом эгоизме.
III. Глава. Терпимость.......................................
3.1 Природа недружественности.
3.2 Честь - честолюбие.
3.3 Насилие: заступничество и вразумление.
3.4 Прощение - равновесие мира.
IV. Глава. Умеренность.......................................
4.1 Смысл сотворения человека.
4.2 Потребности человека.
4.3 Зло ненасытности.
4.4 Спасительность страданий
4.5 Принуждённость к труду.
4.6 Добровольность труда.
4.7 Не в деньгах счастье.
4.8 Деньги и нравственная деградация.
4.9 Искушение эроса.
4.10 Зло соблазна.
V. Глава. Скромность............................................
5.1 Предметы гордости.
5.2 Лицемерность и лживость гордости.
5.3 Безысходность гордости.
5.4 Зависть - обратная сторона гордости.
5.5 Равенство.
5.6 Гордость или достоинство.
5.7 Скромность и достоинство.
5.8 Тщеславие и смысл жизни.
5.9 "Я" или мир.
5.10 Честь - честность или честь - честолюбие.
5.11 Смирение Бога.
Примечания к главе "Скромность".
VI. Глава. Ум................................................................
6.1 Некоторые ложные представления об уме.
6.2 Ум, как следствие совести.
6.3 Ум, как следствие альтруизма.
6.4 Ум как следствие терпимости.
6.5 Ум как следствие аскетичности.
6.6 Ум как следствие нравственности.
6.7 Глупость как следствие гордости.
6.8 Гордость ума.
6.9 Глупость амбициозных воззрений.
6.10 Высокоинтеллектуальная глупость.
VII глава. Бог есть Добро............................................
7.1 Некоторые ложные представления о Боге.
7.2 Искупление мирового зла.
7.3 Бог есть Добро.
Предисловие.
Эта книга предназначена для медленного чтения, читайте пожалуйста не спеша, с расчетом на собственное бессмертие.
Предварительная глава. ЭТИКА.
0.1 Закон и свобода.
Свобода - это независимость от законов (правил, ограничений, норм, требований, порядков).
Свобода достигается или попранием законов или их принятием.
Зло - это всего лишь последствия нашей свободы в праве попирать нравственный закон.
Бог, мог бы остановить всё зло мира в один момент, лишив всех нас свободы, но человек лишённый свободы (свободы выбора между добром и злом), ограничивается столь существенно, что становится безынтересен как субъект взаимоотношений.
Праведнику закон не писан. Св.Иоанн Златоуст.
0.2 Адам, добро и зло.
Согласно Библии и христианскому вероучению, первый человек сначала не имел представления о законах морали, понятия добра и зла не были ему органично присущи.
В таком состоянии человек мог нарушать нравственные законы, но только невольно (без умысла и пристрастия).
Невольные нарушения закона не могли быть вменены человеку в вину, потому что он в принципе не понимал что такое добро и зло.
Человек в таком состоянии неизменно пребывал в рамках совершенной воли Бога, но он не был полноценным, то есть воленезависимым сопричастником бытия Бога.
Человек, не имевший понятия о добре и зле, не мог вступить в противоречие с совершенной волей Бога, но это единение в добре не было результатом свободного выбора человека, оно было для человека неизбежно.
Человек обретший понимание законов добра и зла, сделался источником свободной и несовершенной воли, то есть воли способной к осознанному совершению зла.
Вместе с пониманием добра и зла, человек обрёл вкус к радостям зла, и стал нести ответственность за все проявления зла в своих мыслях, словах и поступках.
Человек вкусил знание нравственного закона вопреки воле Бога, человек был предупреждён о том, что знание закона повлечёт за собой страдания и смерть, то есть знание закона повлечёт ответственность за его несоблюдение.
Почему Адам соблазнился знанием закона на столь тяжких условиях предположить трудно, ибо невозможно проникнуться мироощущением совершенно счастливого человека.
Наша ответственность за выбор Адама, по сути не является ответственностью всех за прегрешение одного, потому что этот выбор, так или иначе был бы сделан каждым человеком, выбор Адама - это выбор каждого, и ответственность человека за свободу во зле неизбежна для всех.
Можно с определённостью сказать, что со знанием нравственного закона возросли психо - интеллектуальные возможности человека, он стал более интересен как субъект взаимоотношений: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло". (Быт.3.22)
Отказываясь от послушания высшему, чем он сам, человек не обретает независимости, но неизбежно подчиняется низшему.
Святейший Патриарх Алексий II.
0.3 Направленность человеческого бытия.
Знание добра и зла повлекло необходимость освободиться от власти зла над своей волей, чтобы быть не только искушённым, но и дружественным.
Направлением и целью бытия человечества отпавшего от совершенной воли Бога, является его возвращение к Богу, воссоединение в Боге, но уже на основе всеобщего и добровольного принятия законов добра в качестве руководства к жизни.
Необходимость подчинения человека законам добра, необходимость их принятия человеком - это не каприз Господень, это единственная возможность обеспечить гармоничное, братское существование любого сообщества.
А какую цель, кроме устроения совершенного бытия, может преследовать Господь Бог?
И библейские пророчества, и вся логика христианской теории эволюции бытия свидетельствуют о намерении Бога устроить совершенное бытие, но гармоничное мироустроение может основываться только на всеобщем и добровольном соблюдении законов добра.
Спасти свободу можно только через братство. В.Гюго.
0.4 Этикет.
Однако абсолютные, универсальные законы добра едва различимы среди многочисленных социальных, территориальных, этнических и временных норм поведения, именуемых этикетом (приличиями, обычаями, нравами, правилами хорошего тона, общественной моралью, традициями).
Известно множество религиозных, философских и социальных кодексов морали, однако в действительности, все эти, так называемые этические системы являются лишь помесью частных поведенческих традиций (этикета) с усеченными и искаженными этическими нормами.
Необходимость единообразно - предсказуемого поведения человека в обществе вынуждает общество устанавливать нормы поведения, (этикета) который и принимается общественным сознанием за нормы морали.
Поведенческие традиции этикета не имеют прямого отношения к морали, и потому часто воспринимаются со стороны как нелепые и комичные неписаные законы, которые со временем приходят и уходят, в отличие от вечных и неизменных законов добра.
Нормы этикета (публичного поведения) переменчивы, лицемерно-демонстративны и противоречиво-многообразны, а потому они не могут служить нравственным эталоном.
Публичные, показные, лицемерные приличия не претендуют на глубокую оценку нравственности человека, они признают нравственные достоинства (добродетели) человека по их видимым проявлениям, что позволяет человеку быть негодяем, если это незаметно, или даже приемлемо в обществе.
Нормы поведения (этикета) если и предусматривают соблюдение некоторых этических норм, то только самых необременительных, эти удобные в исполнении и, как правило, лицемерно-демонстративные проявления добра и принимаются обществом за нормы этики.
Люди судят о пороках и добродетелях лишь на основании того, что им не нравится, или что им выгодно. Ф.Фенелон.
0.5 Добро.
В любой системе взглядов основополагающими являются понятия добра и зла, понятия исконного, всеобщего, безусловного закона, закона заведомой справедливости, правоты и праведности.
При всей своей неприметности и кажущейся второстепенности, именно понятия добра и зла, так или иначе, определяют достоинство всех проявлений человека.
Человек может быть подчинен законам, обычаям, общественному мнению, государству, силе, клановым интересам и тому подобному, но власть добра - это единственная власть, верховенство которой может быть принято безоговорочно, власть же всего остального отвергается человеком именно в меру понимания человеком несоответствия этой власти законам добра, справедливости и правды (за которые, впрочем, человек обычно принимает свои собственные интересы).
Как это ни странно, но главенство добра признаётся даже в отсутствие сколько-нибудь достоверного и ясного представления о нем.
Абсолютный авторитет столь эфемерного понятия, как добро,
его идеальность,
его присутствие в сердце каждого человека,
а также совершенное предназначение законов добра - служить универсальным кодексом гармонии человеческого сообщества,
свидетельствуют:
и о совершенной (божественной) природе добра,
и об абсолютном господстве Держателя Совершенного Добра,
и о самом Его существовании.
Бог не предлагает ничего невозможного, но только совершенное. Блаженный Иероним.
0.6 Этика.
К интуитивному пониманию законов добра и зла (к совести) человечество получило от Бога так же прямое, точное, ясное изложение этих законов, содержащееся в Евангельских заповедях.
Евангельская этика отличается от прочих моральных кодексов:
- отсутствием в ней частных, преходящих поведенческих норм;
- исчерпывающей предметной полнотой;
- всеобъемлющей универсальностью;
- и невероятной нравственной высотой.
Эта качественная исключительность евангельской этики свидетельствует не только об ее предметной истинности, но и об ее сверхъестественном происхождении.
Об исключительности евангельской этики свидетельствует хотя бы то, что в иных этических системах полностью или почти полностью отсутствует принципиально важная для гармонии человеческих отношений, сложная для понимания, и очень болезненная этическая дилемма: гордость-смирение, занимающая в христианском нравственном богословии одно из центральных мест.
Евангельские (этические) законы, преследуют ту же цель, что и два других поведенческих кодекса: право и этикет - это поддержание порядка в обществе. Но если юридические нормы обеспечивают в обществе порядок материально - практических отношений, а нормы этикета - порядок поведенческого единообразия, то этические законы призваны поддерживать общество в состоянии дружественности, любви и согласия, а не в обычном лицемерном, шатком и безучастном равновесии, основанном на страхе перед осуждением и наказанием.
Предмет этики можно определить, как правило мира, как всеобщий кодекс братства, любви и согласия предназначенный для вменения самому себе.
Правила предписывающие поддерживать единение, мир и гармонию человеческого сообщества, за счёт жертвы личных интересов и удобств, собственно и являются нормами добра, относятся к предмету этики и имеют божественное происхождение.
Задача этикета и права - ограничивать чужое зло, задача морали - совершенно искоренить своё.
Законы этики (евангельской) идеальны - это законы абсолютного добра, а потому их совершенное соблюдение невозможно, к их безупречному исполнению можно только стремиться.
Общество не способно принять евангельские законы абсолютного добра в качестве нормы поведения хотя бы потому, что в соответствии с ними, и каждый человек и все общество в целом будут выглядеть беспринципно, непорядочно и бесчестно.
Общество не в состоянии регламентировать соблюдение законов добра, в силу их трудноисполнимости, а потому соблюдение этических законов обречено быть личным делом каждого.
Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона. А.Сталь.
0.7 Бесплодность обрядовых культов.
Исповедание вероучений и религиозно-философских теорий, которые не направляют человека к исполнению Евангельских заповедей - бессмысленно, ибо они не могут привить человеку абсолютно - важных нравственных достоинств, хотя бы в силу примитивности, или даже ложности их представлений об этике (о принципах человеческого совершенства).
Различные философские и религиозные учения предусматривают необходимость развития в человеке самых разных, зачастую совершенно бессмысленных способностей, но сколь бы великими талантами и возможностями не овладел человек, все они будут несущественны, если их обладатель будет самодоволен, бесчестен, эгоистичен, бездушен, нетерпим, злопамятен, мстителен, алчен, невоздержан, тщеславен, высокомерен и т. д., то есть нравственные достоинства, это абсолютно важные достоинства, в сравнении с которыми, другие человеческие качества совершенно незначимы.
Различные философские и религиозные учения видят человеческое совершенство в исполнении человеком всевозможных ритуальных формальностей, обрядов, обычаев, как будто их исполнение делает человека совершенней (нравственней, праведней, добродетельней).
Но и великое множество околохристианских сект не способны сделать человека лучше, ибо их модели вероисповедания носят или формально - обрядовый, или ограниченно - избирательный, или необременительно - удобный характер.
Ложные религиозные учения декларируют, что для обретения благоволения Божьего, достаточно одного лишь поклонения Ему, а это значит, что подлецы и злодеи будут любезны Богу только за свою угодливость.
Такой подход к богопочитанию представляет Бога как любителя лести и раболепия.
Предостережение Господне: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного". (Мф.7.21).
Воля же Отца Небесного, изложенная в Евангельских заповедях заключается исключительно в этических требованиях, предъявляемых человеку.
Любовь к Богу нередко разрастается до ненависти к людям. Ф.Рюккерт.
0.8 Этическая система.
Этика, как и всякая другая абстрактная информационная система, может быть приведена к стройному порядку только путём рассмотрения, сопоставления и классификации всех понятий так или иначе относящихся к ней.
Систематизация понятий, относящихся к предмету морали, привела к построению следующей этической системы:
1.Совесть - (самокритичность, честность, добросовестность, покаянность, самоосуждение и т. п.).
2.Любовь - (доброта, альтруизм, благожелательность, сострадательность, милосердие, отзывчивость, жертвенность и т. п.).
3.Терпимость - (прощение, снисходительность, великодушие, сдержанность, уступчивость и т.п.)
4.Умеренность - (умение довольствоваться малым (имеющимся), воздержанность, аскетичность, неприхотливость и т. п.).
5.Скромность (о значении этого, казалось бы, второстепенного понятия, в главе "Скромность").
1.Глава. СОВЕСТЬ.
1.1 Всеобщность совести.
"Блаженны нищие духом". (Мф.5.3) - это важнейшая нравственная заповедь христианства, она обычно трактуется как: счастливы совестливые (в словаре древних иудеев не было слова "совесть").
Совестливость - это способность замечать в себе проявления зла, несправедливости, непорядочности, порочности и устыжаться их.
Интересы совести всегда направлены против эгоистических интересов человека.
Человеку "выгодно" не слышать голоса совести, или хотя бы извратить его, но, несмотря на призрачность совести, удается заглушить лишь тонкие ее проявления.
Человек путает и искажает даже самые простые понятия, особенно если он в этом заинтересован, но сложнейший кодекс нравственных законов сохраняется даже при его всеобщем несоблюдении.
Постоянство этого нерационального знания можно объяснить только тем, что голос совести (по мнению многих философов и мыслителей) - это голос Бога.
Во многих европейских языках слово "совесть" происходит от словосочетания "совместное знание".
Совесть, со - весть, совместное ведение, общее знание.
А какое еще знание должно быть органично присуще человеку, если Господь от нас ничего не требует кроме соблюдения нравственного закона?
Совесть - закон законов. А.Ламартин.
1.2 Неприятие совести.
Но испытывать сопутствующие совести чувства стыда, вины, неправоты унизительно горько для человеческой гордости, а потому человек и не желает замечать своё зло.
Можно легко оправдать или даже не заметить в себе сколь угодно страшное зло, причем совершенно искренне.
Безнадежность бессовестного в том, что его самодовольство чистосердечно, он честен в своей нравственной слепоте.
Самодовольный может быть столь виртуозен в самооправдании, что будет видеть себя добропорядочным, даже если у него руки будут по локоть в крови.
Совестливый же, избегая стыда перед судом своей совести, избегает делать зло, таким образом становясь совершенней.
Совершенство человека может определяться только тонкостью видения им своего зла, и мерой стыда перед его совершением.
Человек может преодолеть свою неправедность лишь в той мере, в которой сможет ее осознать.
В своих чувствах, мыслях, словах, поступках можно заметить (если совесть позволяет) грубые, тонкие и тончайшие проявления самолюбия, самолюбования, самодурства, самоуверенности, высокомерия, притворства, тщеславия, честолюбия, мелочности, равнодушия, раздражительности, презрения, осуждения, жестокости, злопамятности, злорадства, злословия, недоброжелательности, язвительности, подозрительности, гнева, алчности, хвастовства, грубости, дерзости, неблагодарности, угодливости, мстительности, упрямства, лености, малодушия, нетерпения, лживости, бесстыдства, скупости, зависти, интриганства, лукавства, цинизма, двуличия, неумеренности, льстивости - из этих, и тому подобных свойств и состоит человеческая порочность, а то, что нельзя убивать и красть, так это понятно и неимущему совести.
Не старайтесь познать самих себя, а то вам противно станет. В.Ходасевич.
1.3 Совесть - школа проницательности.
Быть абсолютно порядочным невозможно хотя бы потому, что психологическая тонкость греха может достигать совершенной неуловимости.
Совестливый имеет мужество распознавать в себе все более тонкие и сокровенные мотивации своей непорядочности, несправедливости и безнравственности. Такая самоизученность, дает человеку проницательность в понимании других.
Человек понимает других настолько глубоко, насколько глубоко он понимает себя.
Но проницательность добросовестности не ведет к осуждению окружающих, ибо глубокое понимание природы зла порождает лишь сострадание к простодушному падшему человеку, к тому же чужое зло, обязательно напоминает совестливому о своем собственном.
Самодовольный же, напротив, старается выявить как можно больше пороков в окружающих, но лишь для того, что бы затмить свои. Злословие всегда стремится доказать одну и ту же мысль:"А Я, хороший!".
Слова Христовы: "И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучек из глаза твоего"; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего". (Мф.7.3,4,5).
"Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставивши ее посреди. Сказали Ему: Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.
Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.
Они же, услышавши то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Иисус, восклонившись и, не видя никого кроме женщины, сказал ей: женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Она отвечала: никто. Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши". (Ин.8.3-11).
Может ли мерить вещи тот, у кого нет мерки даже для себя? Плиний Старший.
1.4 Совесть - условие раскаяния и самосовершенствования.
"Покайтесь!" (Мф.4.17) - это первый призыв первой проповеди Христа.
"Они (ученики Христа) пошли и проповедовали покаяние". (Мк.6.12).
Притча Христова: "Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам себе так: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику !
Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий себя, унижен, будет, а унижающий себя возвысится". (Лк.18.10-14).
"Унижающий" себя покаянием не то чтобы достоин возвышения за это, просто покаянность, совестливость - это единственный путь становиться лучше, добрей, честней, сообразней миру, а вот это уже заслуживает возвышения.
Невозможно быть безупречно - добросовестным хотя бы из-за того, что зло неотъемлемо от любых человеческих проявлений, но возможно увидеть свою вину, раскаяться и стать лучше.
Раскаяние - это признание справедливости нравственного закона и своей вины перед ним.
Достоинство человека признающего свою вину перед нравственным законом, не в том, что он выслуживается перед Богом и за это будет пропущен в Рай, а в том, что его поведение, становящееся все более сообразным нравственному закону, наносит все меньший ущерб дружественности человеческого сообщества.
Абсолютная (перед Богом) ценность нравственного человека в том, что его свобода не только неопасна для окружающих, но напротив, благотворна для гармонии человеческих взаимоотношений.
Принимающий нравственный закон становится пригодным для бытия в условиях совершенного мира.
Конечное назначение нравственного закона - это поддержание человеческого сообщества в состоянии любви и согласия, основанного лишь на всеобщем и добровольном исполнении правил добра.
Будущее сообщество праведных - это вовсе не союз религиозных фанатиков, это сообщество людей по-настоящему честных, добрых, великодушных.
Ад же - это не месть ослушникам, а вынужденная изоляция необратимого зла, утвердившегося в собственной справедливости.
Люди со временем бесповоротно разделяются на все более внимательных к голосу своей совести и на все более нечувствительных к нему.
Справедливость и могущество нравственного закона признал бы всякий, стоя перед лицом Судии и Смерти, но надолго ли такое согласие?
Принятие закона тогда будет твёрдым и чистосердечным, когда закон немощен и осмеян, когда его исполнение невыгодно, а жертвенность веры выглядит бессмысленно.
Слова Христовы к апостолу Фоме (не верящему): "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие". (Ин.20.29.)
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Б.Паскаль.
2.Глава. ЛЮБОВЬ.
2.1 Любовь - первая заповедь мира.
Слова Христовы: "Возлюби Господа Бога твоего... сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки". (Мф.22.35-40).
Весь закон! Соблюдение только этих двух правил привело бы наш мир к согласию, хотя бы по причине всеобщего отказа от ненасытных личных интересов в пользу ближнего.
Любовь к ближнему и как следствие равенство или даже предпочтение его интересов - это единственно возможный способ нейтрализовать всеразрушительный человеческий эгоизм, так как результатам человеческого бытия больше некуда деваться: или для себя, или для других.
Справедливость - заключается в принятии равенства своих и чужих интересов, то есть справедливость может быть заключена только в любви.
Любовь невыгодна и нерациональна, в предпочтении интересов ближнего нет ни какой очевидной целесообразности, но именно выбор в пользу любви к ближнему и делает человека пригодным для жизни в совершенном мире.
Замещение эгоизма любовью - это изменение человеческой сущности и направленности бытия.
И если для приведения мира к гармонии достаточно одной только любви, то верно, что любовь - это сам Господь, Его Закон и исполнение Закона.
Всеобщий мир царил бы на земле, если бы не было понятий "мое" и "твое". Г.Филдинг.