Есть такой странный канал в Дзене. Называется "Сделано у нас!" Авторы канала, писая кипятком от восторга, описывают строительство новых заводов в РФ и выпуск на них наипередовейшей во всем мире продукции.
Этот наигранный восторг к меня лично вызывает раздражение, смешанное с отвращением к авторам этой дезы. Проезжая по любому городу в России, видишь остановленные и разрушенные заводы. В мегаполисах корпуса бывших заводов используют или под барахолки/рынки, или строят на их месте торговые центры, или сдают их бывшие производственные площади в аренду под офисы.
В Москве это ранее всемирно известные ЗИЛ, АЗЛК, Рубин, Слава, Трехгорная мануфактура, Динамо, Красный октябрь, Фрезер, и множество других менее известных заводов и фабрик. По моей субъективной оценке, в РФ остановлено и разрушено примерно 90% заводов. В других городах положение не лучше, а во многих моногородах - значительно хуже.
При этом, автор этого канала, пишет, что все это было разрушено в 90-е годы, при Ельцине. Окстись, автор! Ельцина уже 20 лет, как нет у власти. За 20 лет, с 1945 года по 1965 год разрушенная страшной войной страна была полностью восстановлена и по всем показателям в разы превзошла довоенный уровень. А за последние 20 путинских лет никаких сдвигов не видно. Весь "рост ВВП" о котором трубит этот автор и ему подобные борзописцы , пришелся на нулевые годы, когда росли цены на вывозимые за рубеж нефть и сырье. А в последние десять лет цены на нефть падают и положение только ухудшается.
Единственное, что как-то развивается в России - это производства, связанные с добычей и экспортом сырья за бугор. Восторг брызжет! Построен завод по выпуску труб! Построен завод по выпуску танкеров! Строятся морские буровые платформы! Ура! Только все это нужно, чтобы гнать за рубеж нефть и газ.
Построен вагонный завод! Построен завод локомотивов! Уря-я-я! Вот только, все это нужно, чтобы гнать за бугор алюминий, сталь, медь, уголь и лес. В советское время по отношению к странам третьего мира, бывшим колониям, бытовал пропагандистский штамп: "страна - сырьевой придаток Запада". Это понятие теперь полностью применимо к современной России. Помнится лет десять назад, когда нефть стоила за сотню долларов, наша власть гордо вещала: "Россия - сырьевая сверхдержава!" Это теперь так называется страна - сырьевой придаток.
Лично у меня в голове не укладывается, как можно гордиться огромными объемами экспорта углеводородов и другого сырья из России за рубеж. Это в самом прямом смысле воровство из природных кладовых, принадлежащих всему народу! А все "бабки" от продажи природных богатств оседают на заграничных счетах узкого круга ограниченных лиц.
Народу от этого изобилия остаются "слезки мышкины". Ладно, я пенсионер, на мой век, я надеюсь, этих кладовых хватит. А вот на долю моих детей, уже останется значительно меньше. А внукам вообще придется затягивать пояса, и идти в ближайший лес за дровами, печку топить. По всем оценкам, нефти в недрах осталось лет на тридцать. Причем, с каждым годом себестоимость ее добычи увеличивается, поскольку легко извлекаемые запасы уже закончились. Российская "элита" грабит народ, да еще и гордится этим. И самое смешное, предлагает гордиться этим же самым самому ограбляемому народу. "Газпром - достояние России!" Только вот, не всей России. А того же узкого круга ограниченных лиц.
Причем, что удивительно, у теперешних "эффективных менеджеров", не хватает ума даже напилить из бревен досок, а из щепок и опилок наделать ДСП. В Китай в огромных количествах гонят лес - кругляк! А уже китайцы из нашего леса делают пиломатериалы и экспортируют их по цене в несколько раз дороже. Этому факту у меня логических объяснений нет. Разве что, китайцы кому-то что-то откатывают. В больших объемах "зеленью". То же самое по все другим видам сырья. Гонят за бугор алюминий и медь "чушками". Да наделать хотя бы из чушек провода, или листы или профиль! В разу стоимость возрастет! Ан нет!
Это были эмоции.
Теперь немного конкретики (из Инета) .
В 1985 году РСФСР производила 80 тысяч металлорежущих станков, из них четверть- умные станки с программным управлением. Сегодня мы бултыхаемся на цифре 5 тысяч станков. Причём станки захудалые: для нарезания резьбы, снятия гусениц, сверления отверстий... Никаких умных станков (фрезерных, роторных конвейерных линий) мы не производим. Всё покупаем за рубежом. Делим 4 на 80 и получаем 5%. То есть мы имеем всего 5% от станкостроения РСФСР. Станкостроительная отрасль разрушена не в клочья, а в клочки. В последнюю "брежневскую пятилетку" выпускалось 20 тысяч ткацких станков, а сегодня выпускается 7 станков. Не 700, не 7 тысяч, а всего 7 единиц. Значит, у нас нет станков для текстильной промышленности. Если будут введены настоящие санкции, когда введут запрет на ввоз в Россию станков высокого уровня, то в России даже не смогут сшить подштанники для армии.
Итого, потери в станкостроении - 95% объема производства.
В СССР в 80-е годы выпускалось порядка 400 шт. в год самолетов и вертолетов, военных и гражданских . Весь гражданский воздушный флот СССР летал на отечественных самолетах. Да и за рубеж они поставлялись массово. В РФ в последние годы выпускается порядка сотни штук самолетов и вертолетов в год, большей частью военных. Разрекламированный как чудо техники Суперджет никто брать не хочет из-за его ненадежности. Только Аэрофлоту его силком впихивают. Да и состоит этот Суперджет на 80% из импортных комплектующих.
Потери в авиастроении - 75% объема производства.
Тракторов в РФ сейчас выпускается менее 10 тыс. штук в год. В СССР выпускалось 500 тыс. штук в год. Потери - 98%.
Грузовых автомобилей и автобусов в СССР выпускалось более 500 тыс. штук, в РФ - 150 тыс. шт. в год. Потери - 70%. Доля РСФСР из объема, производившегося в СССР не везде выделена, но общая картина совершенно ясна.
Лишь легковых автомобилей сейчас выпускается больше, чем в СССР. Вот только, все мы понимаем, что это все "отверточная сборка" из крупных узлов, поставляемых в РФ из-за рубежа.
В конструкцию любого вида техники: самолета, трактора, автомобиля или станка входят подшипники качения, шариковые или роликовые. В СССР выпускалось 800 миллионов штук подшипников в год. А в современной РФ? Чуть больше 4 миллионов штук! Или 0,5% от уровня СССР. Потери - 99,5%. Вот это и есть интегральный показатель деградации машиностроения в России. Приплыли! Под руководством "эффективных менеджеров".