Желающий выделить себе место в женском сердце должен уметь побеждать в нем, соперничая с другими, вместо того, чтобы всякий раз проигрывать, упражняясь в бесплодном поединке с самим собой.
* * * Љ 101
Натура проявляет себя в крайней необдуманности образа действий. Сила, таким образом, празднует жизнь, слабость же - обречена размышлять.
* * * Љ 102
Возведение мелких незначительных недоразумений в масштабы всеобщих бедствий и катастроф - единственный способ заставить привлечь внимание человечества к собственным ошибкам.
* * * Љ 103
В женской доступности очень много от хлеба насущного, только в вечной непостижимости идеала кроется его истинная красота!
* * * Љ 104
Злоба и ревность - эти человеческие черты, перенятые у нас собаками, свидетельствуют о взаимной выгоде: собаки нашли себе хороших учителей, а мы - достойных подражателей.
* * * Љ 105
Пытливый ум, привыкнув во всем доискиваться до сути, направляет взоры к сердцу, желая докопаться до истины и здесь. Он привычно раскладывает свои рабочие инструменты - здравый смысл и трезвость суждений, готовя площадку для возведения будущей логической постройки. Он старательно анализирует и сортирует факты, делая свою обычную работу. Наконец, когда место расчищено от мусора сомнений и под будущий стройный небоскреб высотой в тысячу умозаключений заложен фундамент идеи, выясняется, что плоды рук разума родят воздух: Земля, где покоится фундамент, превращается в пустоту и растущий дворец рушится, разлетаясь на мириады разрозненных обрывков мысли. Тогда в недоумении он начинает копать рядом и вновь лопата ловит воздух, а построенное по строгим законам логики здание валится на бок, рассыпаясь в пыль. С остервенением рассудок принимается строить еще и еще, получая при этом прежний эффект. И чем больше у него самомнения, тем яростней он будет метаться по маленькому пятачку чувств, плодя зияющие черные дыры, все менее видя вокруг себя какую-либо опору. Самый тщеславный ум сражается до последнего и, изрешетив все вокруг себя, в конце концов, проваливается в бездонную пустоту, где ему и предстоит сгинуть в никуда. Исчезнув в темноте собственного бессилия, разум, наконец, отрекается от своих былых намерений, мгновенно получая взамен самого себя.
Побывав в такой странной перипетии, он, пожимая плечами, уходит из сердца, унося с собой все свои орудия, предоставив загадочному зодчему, живущему в нем, самому ваять свои призрачные крепости без помощи каких бы то ни было инструментов, удивленно удаляясь от этого тайного властелина, столь не любящего малейших вмешательств в свои дела рук человеческих.
* * * Љ 106
Как часто лавры побед помнят заслугу лишь первого шага!
* * * Љ 107
Как ничтожно благоразумие! Как беспомощна гордость!
* * * Љ 108
Если бы наши потери вздумали вдруг, объединившись, предъявить счет тем выгодам, в чью жертву они были принесены, последним, пожалуй, чтобы откупиться, пришлось бы всю жизнь просить милостыню.
* * * Љ 109
Повышенный интерес к мелочам свидетельствует о неспособности проявить интерес к предметам более возвышенным.
* * * Љ 110
Оправдания - лучшие доказательства вины, так же как и взаимные упреки - лучший способ избавить себя от каких бы то ни было объяснений.
* * * Љ 111
Молодым мир даже стар по-новому, старикам - и нов по-старому.
* * * Љ 112
Плоды размышлений без самих размышлений - еще не знание, болтовня о великом не есть величие.
* * * Љ 113
Объяснить непонятно - значит, сказать больше, чем знаешь.
* * * Љ 114
Некоторые считают, что их искушенность в вопросах любви сможет заменить им в этих вопросах голос сердца!
* * * Љ 115
Нет для женщины болезни мучительней ее самостоятельности.
* * * Љ 116
Думать о любви во время еды - все равно, что петь, пытаясь это сделать, сидя на стульчаке.
* * * Љ 117
Похоронными, равно как и свадебными процессиями, говорит всегда одна печаль: и в том, и в другом случае нам есть, кого оплакивать.
* * * Љ 118
К своему несчастью дураки редко сознают всю глубину собственной глупости.
* * * Љ 119
Как ум одних, так и ограниченность других, граничит с безграничностью.
* * * Љ 120
Гнушаясь простотой и доступностью своих добрых дел, мы упиваемся высокомерием совершаемых нами мелких глупостей.
* * * Љ 121
Ни человек не может превозмочь обстоятельств, ни обстоятельства - человека.
* * * Љ 122
Измена для женщины - единственное в своем роде средство, позволяющее ей всякий раз избегнуть очередного своего ничтожества.
* * * Љ 123
Сила натур - в силе их любви. Ощущая беспомощность, необходимо проститься с самолюбием. Бессмысленно прерывать благородную работу чужого сердца, придающую храму души столь ювелирную четкость форм и изящество линий.
* * * Љ 124
Если бы меня спросили, что я люблю больше всего на свете, я ответил бы, наверное, - любовь.
- Любовь? Как странно...
Странно, ибо как мучительна эта болезнь! Как она, закрадываясь в душу, заставляет стонать и надрываться сердце! Как оно, превращаясь постепенно в сплошной рваный лоскут, корчится в судорогах и клянет проклятую напасть. И как, обезумев, рвется попасть внутрь любимого существа, словно в какую-то сказочную, таинственную крепость, где живет в гордом и холодном уединении молодая царица (молодая - ибо нельзя любить старость), - Ее душа. И как хочется обнять ее и, обняв, плакать, смеяться или петь, безразлично, что - лишь бы дать этому счастью выход; и прийти, наконец, к согласию с собой, и понять себя...
Странно говорить о любви к любви, ибо любовь несбыточна, потому что она божественна. Она слишком горька, чтоб не быть болью на этой земле. Жизнь - молоток. Он дробит нас, перемалывая то, что в нас, на куски. Встречаясь, мы разбиваемся о свою замкнутость и неумелость. Оставаясь наедине с собой, мы задыхаемся от ограниченности своего земного круга, от невозможности объять эту звездную даль, от безысходности. И кажется, кто-то сыплет нам в сердце волшебные золотые искры, и оно, вспыхивая, рождает в ответ свой тихий загадочный свет, чудно озаривший собой все привычные, окружающие нас предметы.
Но это - лишь мгновенье. А дальше хлынувший поток повседневности вновь и вновь смывает и уносит с собой все хрупкие, призрачные постройки нашей души, этой вечно печальной, мятущейся, страждущей перемен в себе самой идеалистки. И выздоравливая, она плачет по ушедшей боли и изо всех сил стремится отринуть от себя надвигающийся, словно стена, словно долгий полярный день, словно бездыханная темнота, Вечный покой, ибо он есть безмятежность, а безмятежность - небытие. Любовь - это кровь, вода, сок, которым пронизана вся действительная жизнь, а остальное - что, как не ожидание своего нового воскресения?
Истинно прекрасен только миг, вздохом доносящий мимолетное дыхание красоты в вечном трепете жизни.
* * * Љ 125
Все ложное - сложно, все истинное - просто, лишь печаль художника ускользающе прекрасна.
* * * Љ 126
Люди бродят в потемках, толкаясь и наступая друг другу на ноги. Слова гаснущими отзвуками тонут в пустоте. Лишь по счастливой случайности из немыслимого хаоса лиц выпадает два близких сердца, зажегших костер взаимопонимания. Огни звезд в ночи свидетельствуют о неизбежности чуда. Говорить друг с другом можно только держась за руки.
* * * Љ 127
Брошенные живут всегда вопреки тому, что их бросили.
* * * Љ 128
Что за идиотская обязанность - быть оригиналом! Оставим посредственности доказывать свою незаурядность. Только мнимые достоинства нищенствуют, промышляя милостыней доказательств.
* * * Љ 129
Подлинный интерес к людям может проявляться только в доброжелательности к ним. Всякий другой вид любопытства - лишь очередная маска, надеваемая нашим тщеславием.
* * * Љ 130
Злорадствуя по поводу чужой глупости, мы тем самым приветствуем в ней свою собственную.
* * * Љ 131
Приходится согласиться: из всех дураков более всего несносны старые дураки.
* * * Љ 132
Никогда не проси о том, чего тебе не предлагают, и никогда не огорчишь себя отказом.
* * * Љ 133
Прост и понятен нам ложный путь других, отчего же так удивительны собственные ошибки?
* * * Љ 134
Покоренные вершины становятся для нас победами лишь на закате, когда путь пошел уже на убыль. При подъеме же, вершина - лишь один из крутых пиков: чуть выше или чуть ниже - какая разница?
* * * Љ 135
Шаг к победе всегда семимильный.
* * * Љ 136
Счет идет уже не на слова и даже не на поступки. Спор ведется между нами и местом в жизни, Судьбой нам уготованным.
Делами нашими нам же да воздастся!
* * * Љ 137
Мешки под глазами помнят многих Пухлых Кошельков.
* * * Љ 138
Быть не может, чтобы женским чарам самим по себе была дана такая власть над нами. Женщины - это только изящные позолоченные погремушки в дьявольских руках.
* * * Љ 139
Чем слабее любовь, тем сильнее она подвержена внезапной смене наших настроений, прихотей и желаний; чем сильней мы любим, тем менее нуждаемся в чисто внешних ее проявлениях.
* * * Љ 140
Если ваша жена изменяет вам и вы утешаете себя тем, что всякий может оказаться на вашем месте, отойдите с него скорее - оно не ваше!
* * * Љ 141
Глупцы, губящие свое счастье, с легкостью хоронят и чужое, видя в нем лишь отголосок собственной глупости.
* * * Љ 142
Боль сохраняет жизнь. Все брошенные до самой гробовой доски останутся верны предмету своей страсти изменой, бросившие же - напротив, сохранят измену во имя забвения собственной неверности.
* * * Љ 143
Равнодушному безразлично, к кому быть равнодушным.
* * * Љ 144
Страсть - глаза сердца. Мораль - лишь посох в руках бредущих на ощупь слепцов, не позволяющий им сбиться с дороги.
* * * Љ 145
Любовь - игра, в которой более любящий всегда в проигрыше.
* * * Љ 146
Уточненный ум изощряет порок, тогда как ум грубый и недалекий блюдет себя в относительной чистоте.
* * * Љ 147
Способный ко многому да не сподобится быть способным на все. Могущим многое многое да проститься!
* * * Љ 148
Чем глубже знания, тем сильней ощущается пропасть невежества, их окружающая. Не для того ли и дан нам разум, чтобы всякий раз заглядывая в нее, вновь и вновь давать нам почувствовать себя идиотами?
* * * Љ 149
Не лучше ли обратить слабость характера в неумение вершить злые дела, чем в нежелание творить благо?
* * * Љ 150
Упреки в скверном характере, все же, лучше сожалений об его отсутствии.
* * * Љ 151
Вельможные глупцы, на каждом шагу козыряющие своей спесью, как вам удается уживаться рядом с самими собой?
* * * Љ 152
Чем менее мы жаждем власти, тем сильней себе ее подчиняем. Сила должна бояться, иначе в чем бы, скажите, она искала себе оправданий?
* * * Љ 153
Одиночество вновь и вновь возвращает нас к исканиям вечной юности.
* * * Љ 154
Количество наших добрых дел впрямую перерастает в прекрасные качества нашей души.
* * * Љ 155
Ревность толкает безумца к новым жертвам. Да прибудут его страдания!
* * * Љ 156
Тот, у кого хватило ума захотеть не быть бездельником, уже сделал первый шаг к тому, чтобы не быть им.
* * * Љ 157
Дураки не любят удивляться - им все известно!
* * * Љ 158
Искусство быть старым заключается в том, чтобы суметь вовремя отказаться от того, что в молодости могло бы составить обильную пищу сердцу.
* * * Љ 159
С приходом опытности мы становимся мудрее и ... безрассудней.
* * * Љ 160
Нашими ошибками никак не исчерпать того зла, которое мы творим.
* * * Љ 161
Как часто, греясь в лучах былой славы, мы становимся лишь жалкими рабами собственных достижений.
* * * Љ 162
Нам всегда легче согласиться с мнением, совпадающим с нашим, нежели переменить его на противоположное.
* * * Љ 163
Нашими усилиями не всегда гарантирован успех, но успех их всегда оправдывает.
* * * Љ 164
Даже полностью повергнув своих врагов, мы редко успокаиваемся.
* * * Љ 165
Что толку видеть все вокруг, выбери главное!
* * * Љ 166
Наша гордость заставляет нас забывать о себе то, чего мы никогда не простили бы другим.
* * * Љ 167
Нередко за отвращением ко лжи кроется желание придать вес собственной лжи.
* * * Љ 168
Мы не знаем, на чем остановить свой выбор, лишь когда речь заходит о вещах нам совсем ненужных.
* * * Љ 169
Как мало нужно знать, чтобы порицать многое!
* * * Љ 170
Сила достойно жить дает нам право и умереть достойно. Можно ли в таком случае считать вполне умершими всех тех, кто умер с нечистой совестью?
* * * Љ 171
Чаще всего самым громким оскорблением звучит пощечина самому себе.
* * * Љ 172
Слепота красит мир в черный цвет, сиянье славы слепит глаза, вот почему нельзя, греясь в ее лучах, приниматься за сколько-нибудь серьезное дело.
* * * Љ 173
Так ли уж чиста совесть у того, кто всем доволен?
* * * Љ 174
Что толку иметь талант, сумей обратить его во благо Отечеству!
* * * Љ 175
Восхищение чужими достоинствами - нередко лишь искусный способ привлечь внимание к своим собственным.
* * * Љ 176
Как мало пишут о том, о чем стоило бы сказать, как много говорят о том, что не стоит слов!
* * * Љ 177
Лгущий наполовину лжет дважды: в нем лгут не только слова, но и мысли.
* * * Љ 178
Ложь - не более, чем вздор, но нашими усилиями ей суждено прожить тысячу жизней.
* * * Љ 179
Помнить хороший совет требует от нас порой не меньше ума, чем умение его дать.
* * * Љ 180
Без путеводной звезды и любовь не в радость, и дорога без конца.
* * * Љ 181
Мы не уйдем из этой жизни до тех пор, пока нам не останется в ней хоть кем-то быть.
* * * Љ 182
Наши оплошности - не ошибки, а суть лишь нежелание их исправлять.
* * * Љ 183
Дурное настроение есть на деле отсутствие всякого настроения.
* * * Љ 184
Все только тем и занимаются, что мечтают о счастье; счастье - когда о нем не думаешь.
* * * Љ 185
Сколько хлопот доставляет нам наше жизненное устройство! Когда же жить?
* * * Љ 186
Сколь нужно быть слепым, чтобы оставаться равнодушным.
* * * Љ 187
И пороки видятся нам достоинствами, если смотреть на них сквозь призму одной лишь обыденности.
* * * Љ 188
Есть достоинства, обнаружить которые в человеке можно лишь в крайних их проявлениях.
* * * Љ 189
Как ни мало любовь наслышана об обыденности, обыденность, все же, знает о ней еще меньше.
* * * Љ 190
Живущему одним днем нечего делать в Вечности; там где есть забота о хлебе насущном, нет места творческой неустроенности.
* * * Љ 191
Страдания мятущегося духа, вызванные его недовольством собой, прекрасны; они есть залог его будущих великих побед над собой.
* * * Љ 192
Философия должна захватывать не хуже детектива, в противном случае она - не более, чем пустые умствования самовлюбленного неврастеника.
* * * Љ 193
Обыденность с годами становится столь привычною, что порой нам кажется, ее вовсе не существует!
* * * Љ 194
Опутывающая нас в повседневности рутина будничных мелочей мешает обратить свои взоры к подлинным виновникам наших бед.
* * * Љ 195
Часто мы терпим обман от близких людей из страха, боясь расставания с ними, а следовательно, и страданий, вызванных разлукой, могущих нарушить наш душевный комфорт.
* * * Љ 196
Доброта еще не дает нам права быть ленивыми. Ленность не знает границ, тогда как доброта неизбежно ограничивает себя злом, творимым вокруг нее.
* * * Љ 197
Весьма ошибается тот, кто хочет продлить себе жизнь, деля свои часы со скукою; время, проведенное в праздности, скука неизбежно выкрадет из вашей памяти!
* * * Љ 198
Красивая женщина всегда должны быть немного бестолковой. Ум только мешал бы ей полнее использовать главный свой талант, свою красоту.
* * * Љ 199
Нет смысла притворяться перед самим собой, поэтому можно не сомневаться в искренности лишь того, кто вершит добрые дела втайне от других.
* * * Љ 200
Исходный пункт - необходимое условие начала всякого пути, но если возвести исходную точку в конечный принцип всего движения, мы, пожалуй, не сдвинемся с места.