Лодзь встретил Софию неприветливо. Лил дождь, холод забирался под одежду, а люди смотрели косо и враждебно. Девушка едва смогла нанять экипаж, который смог бы довести ее до нужной деревни.
Когда карета тронулась с места, окатив Софию грязью с ног до головы, девушка осталась на развилке совсем одна. Подхватив с земли саквояж и оглядевшись, она зашагала по узкой едва различимой тропинке. Деревушка предстала ее взору, как только София сделала пару шагов. Неказистые домики были разбросаны по долине весьма небрежно, вдалеке высились купола церкви, а чуть поодаль, внушая страх и смятение, величественно возвышался замок, исполненный в лучших традициях готики. Решив, что ее покойный дядя наверняка и был хозяином замка, София поспешила к древнему сооружению.
Близилась ночь, ни в одном окне не горел свет, и поначалу София расстроилась. Надеясь, что в замке есть хоть кто-нибудь, девушка внимательно вглядывалась в мутные витражи, как вдруг заметила едва различимый силуэт в окне. Сердце девушки радостно запрыгало - коротать ночь на улице совсем одной она не хотела.
Признаться, желание поскорее оказаться у мирно потрескивающего щепками огня пересилило всякое благоразумие - София, не помня себя, кинулась к дубовым дверям. Удивительно, но они были не заперты.
Уже через секунду девушка оказалась во тьме просторного холла. Лишь слабый свет из-под двери робко бежал вперед, теряясь во мраке коридора. Немного привыкнув к сумеркам, София разглядела подсвечник. Рассвечивая путь восковым огарком, она направилась внутрь здания, надеясь разыскать кого-то живого.
София долго блуждала по бесконечным коридорам, заглядывая в пустые мрачные залы, пока ее внимание не привлекла небольшая светлая комнатка, обстановка которой показалась ей наиболее обжитой. Не выпуская из рук свечу, София прошла внутрь, мимо огромной кровати, застеленной шелковым покрывалом. У окна стоял резной шкаф - София не смогла удержаться и, поставив свою дорожную сумку на пол, раскрыла дверцы. Шифоньер был заполнен женскими платьями невиданной красоты. Ткани приятно пахли сухоцветом, и София просто не сумела устоять перед искушением до них дотронуться. Когда ее взгляд упал на зеркальную дверцу, девушка страшно закричала и, выронив свечу, обернулась.
На пороге стоял незнакомый мужчина.
Свеча тут же погасла, но свет от ярких молний помог Софии разглядеть его. То был мужчина средних лет, на его бледном лице ярко пламенели глаза, а меж бровей залегла насмешливо-недоуменная морщинка. Он был красив, но взгляд - тяжелый, неприветливый, полный непонятной муки - отпугивал, заставляя дрожать осиновым листом.
Он разглядывал ее минуту, а разглядев, подошел ближе. В ту минуту Софии почудилось, что он хочет убить ее, но мужчина лишь наклонился, чтобы поднять свечу.
- Кто ты? - Выпрямившись, спросил он. Голос его, будто неведомая сила, привел девушку в чувство, но она не смогла вымолвить и словечка. Язык будто отнялся.
Незнакомец ждал ответа.
- Простите, простите, пан... - Зашептала София. - Я проходила мимо, и в окне мелькнул силуэт... ваш, или вашей жены... Я думала... - Тут он помрачнел, а девушка испугалась еще больше. - Простите, простите, пожалуйста! - Не говоря больше ни слова, София бросила к выходу.
Мужчина усмехнулся и невесело поглядел ей вслед.
София не помня себя бежала прочь от замка. Ноги несли ее к церкви - единственное место, где она могла чувствовать себя спокойно. К ее ужасу, церковь оказалась закрыта. Выронив саквояж, София со всей мочи принялась колотить по запертым дверям.
- Откройте! Пожалуйста, откройте скорее! - Кричала она, но ее перекрывал рев грозы.
Казалось, прошла целая вечность, прежде чем ей открыли. Сначала София услышала тяжелые неспешные шаги, а после и скрип поворачивающегося в замке ключа. Девушка едва дождалась, пока дверь приоткроется, и, издав вздох облегчения, ворвалась внутрь. Наступив на край собственного платья, она тут же рухнула на пол.
За спиной захлопнулась дверь, и высокий женский голос спросил:
- Кто вы?
София приподнялась и, наткнувшись взглядом на иконы, перекрестилась. Не успев ответить на вопрос, она услышала еще чьи-то шаги и увидела высокого рослого мужчину. Он посмотрел на гостью с удивлением, а после спросил у той, кто ее впустил:
- Матушка Анастасия, кто это?
Женщина только руками развела, а София торопливо поднялась и, кое-как отряхнув платье, быстро заговорила:
- Простите... Мое имя София Горчак. Я получила письмо от пана Раховского и приехала только сегодня.
Мужчина расплылся в улыбке и шагнул к девушке, раскрывая объятия:
- О, это вы! Очень, очень рад! - София едва смогла вздохнуть, когда он наконец ее выпустил и энергично затряс ее руку. - Я уже и не ждал вашего приезда, что вас задержало? - Он тут же смутился. - Простите, я не должен спрашивать! А где ваша мать?
- Вы пан Раховский? - Догадалась София и взглянула на женщину. Это была полная круглолицая монахиня, в черной поношенной рясе, на поясе у нее висели четки.
- Это матушка Анастасия, - пояснил Леандр. Монахиня кивнула. - Так где ваша мать? С ней что-то случилось? - Повторил мужчина.
- Мама не смогла приехать, - ответила София, почувствовав неловкость, и заправила за ухо непослушный локон.
- Что же мы здесь стоит, - вдруг спохватилась матушка Анастасия. Пан Раховский тоже засуетился.
- Конечно, пойдемте! Пойдемте, скорее, - и он увлек девушку к незаметной двери в самом дальнем углу церкви. София тем временем осмотрелась. Помещение выглядело не лучшим образом. Многие окна были разбиты, а скудная мебель сломана - все здесь представляло жалкие обломки. Леандр заметил ее взгляд и сказал:
- Уж лучше не смотрите, пани Горчак! Давно такого не случалось с нашей церковью!
- А что здесь произошло? Кто мог сотворить такое? - Тихо спросила София и вслед за новыми знакомыми прошла в соседнюю комнату. Очевидно, она служила кому-то спальней - здесь стояла кровать и узкий шкаф. Слева София увидела еще две двери - они вели в точно такие же кельи. Слева расположилась кухня.
- Здесь раньше жил барон, - пояснил пан Раховский, приглашая Софию сесть. - А церковь... Кто знает, кто это сделал! Одно ясно, не люди то были вовсе, не иначе!
- Вандалы! Истинные вандалы! - Забормотала матушка Анастасия, боязливо оглядываясь. - Говорят, дух барона до сих пор скитается в этих стенах, ищет покоя!.. - И она мелко закрестилась. София нахмурилась.
- Не говорите ерунды! - Возмутился пан Раховский. - Не хватало вам за местными всякие глупости повторять!
- А как же не повторять? - Всплеснула руками монашка. - Как же не повторять, когда я и сама слышала?
- Что вы такое слышали? - Сердито проговорил Леандр.
- Как что? Ходит тут все время, ходит и ходит, - Анастасия нервно ухватилась за четки, но Леандр только отмахнулся.
- Эхо, матушка...
- Какое уж тут эхо, - проворчала женщина, но спорить не стала и умолкла. Пан Раховский повернулся к Софии.
- Вы к нам надолго? Барона-то мы уже похоронили, не дождались вас...
- Я понимаю, - заверила его девушка. - Если можно, я хотела бы здесь остаться.
- Сдурела совсем девка! - Едва различимо пробормотала матушка Анастасия, а пан Леандр мягко проговорил:
- Что же вам тут делать? Место глухое, никаких развлечений...
- А мне они ни к чему, - возразила София и улыбнулась. - Я бы хотела служить церкви, занять место дяди...
- Это серьезное решение, давайте мы обсудим это завтра. - Немного поразмыслив, предложил Леандр. - Вы здесь оставайтесь, эта комната ведь ваша теперь... Матушка Анастасия сегодня с вами останется, а я завтра приду. - Он поднялся и шагнул к двери. - Завтра и поговорим...
Анастасия ушла вслед за Леандром. Она долго проворочалась в соседней комнате, а после тихонько захрапела. София тем временем не смогла не удержаться и принялась рассматривать вверенное ей наследство. Среди вещей баронов Кровацких она нашла письма и альбом детских рисунков. На самой верхней полке платяного шкафа девушка обнаружила старинную шкатулку. В ней лежали какие-то бумаги, оказавшиеся документами на дом, и драгоценности. Несколько минут девушка перебирала камни, а после вдруг заметила неестественно торчащий край бархатной обивки. Выложив все содержимое шкатулки, София аккуратно прощупала дно. Что-то подсказывало ей, что шкатулка была с секретом. Наконец, сработала пружина, и дно отскочило, открывая потайное отделение. На свет София извлекла несколько пачек туго перетянутых купюр. Отставив шкатулку, девушка сложила найденное в пустую коробку и сунула ее под кровать.
Еще раз оглядевшись, София наконец легла в постель. Она еще долго не могла заснуть и думала о том, чем теперь обернется ее новая жизнь.