С.Спивак : другие произведения.

Окончательная победа над злом. Мораль 22 века

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассуждения о формах и причинах зла.

  Человек ошибочно считает, что у зла есть только одна универсальная причина. Одни называют ее Дьяволом, другие Иблисом, третьи еще как-то. Но что такое зло? Существует масса определений зла, и многие из них противоречат друг другу. Ошибка большинства моралистов в том, что они рассуждают о зле с точки зрения отдельной персоны. Их детский ум интересует только один вопрос: "Что несет вред лично мне?" Но понятие зла следует анализировать на уровне системы, а не на уровне единичного объекта. Правильный вопрос звучит так: "Что несет вред нам?" И тогда определение зла становится четким и однозначным: зло - это такое действие или явление, которое разрушает систему.
  
  Любой объект есть часть какой-то системы. И каждая система является объектом для вышестоящей системы. Например, человек. Его организм есть сложная многоклеточная система, но с точки зрения общества, отдельный человек - это единичный объект. Так же и общество есть всего лишь единичный объект с точки зрения истории. История человечества - это объект с точки зрения Жизни. А Жизнь - это всего лишь объект материального мира. И то, что для одной системы является злом, может не являться злом для другой. Одно и то же явление может укреплять одну систему и разрушать другую. Поэтому не существует абсолютного зла. Добро или зло - это субъективная оценка, которую дает конкретному явлению та или иная система. Например, почему общество тысячелетиями борется с животными инстинктами в человеке, но никак не может победить их окончательно? Потому что то, что разрушительно для общества - красть, убивать, лгать и т.п. - хорошо для отдельной личности. Это конфликт систем, а не конфликт добра и зла.
  
  Интересы какой системы защищает религия? На словах религия утверждает, что заботится о каждой персональной душе, но на деле она прежде всего служит обществу. Категории добра и зла церковь рассматривает относительно общества, а не личности. Добро в религии - это то, что в конечном итоге несет благо обществу, а зло - то, что разрушает общество, и не где-то там в загробном мире, а прямо здесь и сейчас. Да, для верующего Дьявол действует на персональном уровне, но вред от дьявольских козней наступит для души только после смерти, а для общества - уже сейчас. Чтобы заставить объект системы не вредить системе и было придумано посмертное наказание. Иначе совершенно непонятно, что же плохого кроме конфликта с законом принесет лично тебе несоблюдение божественных заповедей. Украл - стал богаче, блудил - получил удовольствие, и т.д. Что же тут изначально плохого для отдельной личности? А вот для общества эти грехи действительно несут неминуемую гибель. Потому что вместо сотрудничества ради общего блага, люди, живущие инстинктами, будут грабить, убивать и насиловать друг друга. В случае конфликта интересов системы и подсистемы стабильность системы достигается за счет принудительного ограничения свободы действий ее объектов. Понятно, что это очень сложный, противоречивый и, в целом, малопродуктивный путь борьбы со злом.
  
  Но кто же такой Дьявол? В религии Бог считается творцом всего сущего, а не только человеческого общества, поэтому в образе Дьявола смешались представления о зле для общества идущем и от надсистемы, и от подсистемы. Образно говоря, зло обществу от Биосферы - это зло сверху, а зло от отдельного человека - это зло снизу. Это два принципиально разных типа зла и их нельзя смешивать. Победить зло можно только дифференцированно. Какое зло несет Биосфера обществу? Эпидемии, голод и войны. Есть еще природные катаклизмы, но это уже зло сверху на уровне всей Биосферы. Источником природных катаклизмов служит система, для которой Биосфера является объектом - сам физический мир и его законы, самая крупная система, доступная нашему восприятию.
  
  Существует только одна причина, по которой Биосфера целенаправленно стремится причинить зло человеческому обществу. С помощью эпидемий и войн Биосфера пытается уменьшить численность популяции чрезмерно расплодившегося вида животных. В этом смысле человечество ничем не отличается от других видов животных. Например, с точки зрения крыс Биосфера так же, как и людям, представляется неким Дьяволом, иррациональным источником зла, непрерывно насылающим на невинных крыс эпидемии, голод и войны за ресурсы. Крысы не понимают, что истинным источником всех этих бед являются они сами, точнее, их численность. Как только количество крыс возвращается к норме, сразу исчезают и крысиные эпидемии, и крысиные войны. Так Биосфера поддерживает равновесие между разными видами животных. Ведь Биосфера есть сложная система из разных видов живых существ, и эта система все время находится в движении, она изменяется, чтобы поддержать динамическое равновесие с окружающей средой. И чрезмерно расплодившийся вид одних живых существ мешает другим живым существам, а значит, и всей системе, так же сильно, как и изменение климата. Как же победить зло сверху? Очень просто - не надо выходить за рамки, установленные Биосферой. Пока численность популяции соответствует норме, Биосфера никак не вмешивается в ее жизнь.
  
  Зло снизу имеет совершенно другую природу. Каждый живой организм управляется несколькими базовыми инстинктами и самый сильный из них - инстинкт самосохранения. Дикое животное всегда живет в нужде, и потому важнейшим условием выживания является стремление обладать как можно большими ресурсами. При этом инстинкт самосохранения сосредоточен исключительно на интересах самого организма. Инстинкт не интересуют ни благо надсистемы, ни благо подсистемы. Именно поэтому животное живет по принципу "умри ты сегодня, а я - завтра". Вот почему мораль животного мира строится на принципах "убей, укради, блуди". Потому что все это выгодно организму и обеспечивает ему максимальные шансы на выживание. И пока человек жил, как обезьяна, мораль животного мира полностью соответствовала морали тогдашнего общества. Но когда человек стал жить, как человек, мораль животного мира стала мешать развитию человеческого общества. И общество придумало много способов ограничить свободу животных инстинктов. Появились законы, полиция, тюрьмы. А главное, появилась мораль цивилизации "не убей, не укради, не блуди". Чем лучше человек контролировал свои животные инстинкты, тем сильнее было общество. В результате естественного отбора побеждает сильнейший, и общество с человеческой моралью победило тех, кто жил по законам обезьян. Но надо помнить, что система - это не просто сумма ее членов. Поэтому сила общества не означает, что все его члены очень сильны. Наоборот, каждый отдельный представитель цивилизованного общества, опутанный массой моральных ограничений, слабее дикаря, но вместе цивилизованные люди непобедимы.
  
  В истории бывали отдельные эпизоды, когда общество вырабатывало такую удачную систему ценностей и такую эффективную систему воспитания, когда отрицательное действие животных инстинктов было полностью подавлено. Так было в Медном веке на территории Передней Азии и Ближнего Востока. Ровный климат, обилие ресурсов обеспечили благоприятные условия существования ранней цивилизации и со стороны Биосферы. На протяжении примерно двух тысяч лет на всей этой территории не было ни войн, ни преступности, ни бытового насилия. Недавно изобретенное сельское хозяйство, с одной стороны, обеспечило всех пропитанием, а с другой - в силу своей малой производительности - обеспечило всех занятостью. Но потом климат изменился, ресурсы кончились, а производительность труда немного повысилась. В результате появилось рабовладельческое общество, с его насилием, имущественным неравенством и эксплуатацией. Мир снова погрузился в ад непрерывной войны, как это было в Каменном веке. В таком мире мы живем до сих пор. Таким образом, какой бы совершенной не была мораль, какой бы хорошей не была бы религия и система воспитания, сами по себе они не способны надолго обеспечить стабильность общества. Животные инстинкты и программы Каменного века всегда найдут способ навредить цивилизации.
  
  Победить зло можно только одним способом. Надо уничтожить причину зла, а не бесконечно бороться с его проявлениями. Причиной зла сверху являются ложные представления общества о Жизни, приводящие к перенаселению. Причиной зла снизу является сам человек. Точнее, программы Каменного века по которым действует его организм и его сознание. Надо изменить базовые программы человека, надо привести его внутренние установки в соответствие установкам цивилизованного общества. Надо, чтобы человек был человеком не только на уровне разума, но и на уровне инстинктов. Другими словами, надо сделать из человека Эльфа. Тогда, и только тогда будет окончательно побеждено и зло сверху, и зло снизу.
  
  Окончательная победа над злом отнюдь не означает уничтожение Дьявола или возвращение его к Богу. Дьявол тут вообще ни при чем, как ни при чем все прочие детские сказки и фантазии. Победа над злом есть всего лишь устранение причин конфликта между системой и подсистемой. Интересы системы и подсистемы должны всегда совпадать. Ситуация, когда те действия и явления, которые несут зло системе, никогда не принесут добро ее объектам, и наоборот, возможна только при переходе всего человечества на новую эволюционную ступень.
  
  Очевидно, что эволюционные возможности развития системы ограничены возможностями ее объектов. И эти возможности люди давно исчерпали. Вот почему дальнейшее эволюционное развитие общества возможно только при полной замене всех людей на планете на Эльфов. Ведь именно Эльф является следующей эволюционной ступенью развития человека. Горизонт "Я - не Я" у Эльфа намного шире, чем у человека. То, что человек считает чужим и потому относится потребительски, Эльф считает собой и своим. Самоидентификация Эльфа идет на уровне и организма, и общества, и Природы в целом. Поэтому Эльф физически не способен творить человеческое зло.
  
  Однако Эльфа нельзя создать с помощью воспитания. Более того, в современном мире, где торжествует анти-эволюция, Эльф не может возникнуть сам по себе. Эльф может появиться на свет только как результат личного волевого усилия человека, который хочет и может стать Эльфом. Я назвал этот процесс "Пробуждение и Трансформация". Этот процесс сложен и состоит из нескольких этапов. Но мало знать о Пробуждении и хотеть стать Эльфом. Не все люди способны стать Эльфами. Что же делать? Конечно, я не призываю к немедленному поголовному истреблению всех тех представителей вида хомо сапиенс, кто не может стать Эльфом. Задачи эволюции решаются тысячелетиями. Я всего лишь указываю направление, в котором надо двигаться, если люди хотят победить зло. Но пока на Земле есть хоть один человек, живущий по программам Каменного века, зло никогда не уйдет в прошлое. Ведь этот человек даст потомство и передаст свои устаревшие программы последующим поколениям. И сколько бы не было на Земле Эльфов, как не велики были бы их успехи, новый поворот истории снова закрутит карусель зла.
Оценка: 1.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"