Аннотация: Старые легенды и их практическое применение...
Разговор Боотуров. Кыргыс Кэм. Время Вражды.
- Так, вроде бы на этот раз мы хорошо подготовились. Мы ничего не забыли?
- Да нет, брат, ничего не забыли. Меч, пальму, копье, лук. Стрелы взял.
- Сто одну?
- Так точно. Сотня первых паршивые, все равно подлец собьет их. А вот последняя стрела то, что надо. С широким лезвием, крепкое древко, лакированное, тройное оперение, соколиное, настоящая йохуддинская сталь с косой заточкой, чтоб сухожилие ему чик, когда он через речку...
- Совсем забыл. Речка! Так, надо взять смену белья. Не люблю ходить в мокром, да и не лето сейчас на дворе. Простудиться проще простого.
- А ты прыгай получше. Что может быть проще, чем перепрыгнуть через речку. Я вот каждый день речку перепрыгиваю раз этак двадцать, только для поддержания формы. Знаешь, как организм укрепляет?
- Это потому, что у тебя с рождения нож в заднице.
- Нож у меня в ножнах, а в заднице всего лишь наконечники тунгузейских стрел, которые я так и не смог выковырять с прошлого раза. И все из-за тебя. Какого клята ты решил что у оленей рога должны быть похожи на два трухлявых бревна.
- Так там не было ветвистых веток.
- Ну это еще ничего. Какого клята ты тогда мычал? Олени вроде не говорят "му-му".
- А что тогда они говорят?
- Я тебе что, оленевод что ли? Откуда я знаю. Может быть они говорят "олень-олень-олень". Но точно не мычат.
- Мычат, не мычат, какая разница. Все равно я возьму с собой смену белья.
- Лучше бы лишнее копье взял с собой. Помнишь, когда в прошлый раз шамана к дереву прикололи, копье сгнило на прямо глазах. Потом пришлось всех догонять и потихоньку резать ножом. А это, брат, не по боотурски...
- Оружие- это так, мелочи жизни. Человека при случае можно и кулаком свалить. Лучше скажи, ты не видел мою сковородку? Горчицу я вроде захватил.
- Какого клята тебе горчица вдруг пригодилась?
- Так мы парня, когда догоним, должны же ему колено съесть. А колено с горчицей знаешь как вкусно.
- Тебе бы только брюхо набивать. Поди лучше, свали дерево ударом кулака.
- Делать нечего, дров и так хватает, зачем валить. А хотя придется. Надо же снять с его верхушки голову...голову... нашего... что там, что-то я не разгляжу.
- Ну уж точно не наш родственник. По моему это вообще заячья башка.
- Точно заячья. Вот поганец. Лентяй какой. Не мог что ли родственника какого нашего найти. Надо же заячью башку на верхушку сосны повесить.
- По-моему у нас то и родственников с головами не осталось. Один безголовые. Всем бошки посрубали.
- Ох уж этот Кыргыс Кэм. Можно же было просто письмо накарябать. А теперь придется лезть вверх или валить эту сосну, доставать этот родственный заячий череп и хоронить с клятвой мести. По-моему, глупо мстить за зайца. Тем более не помню я этого ушастого в нашей родне. По крайней мере на прошлом ысыахе я с ним кумыс не пил и хоровод не водил.
- Надо брат, надо. Это уже вопрос чести, а не родства с зайцами.
- Ну и клят с ним. Все равно уже собрались. Сковородку, я все-таки взял оказывается. Это хорошо.
- И что с ней делать будешь. От стрел прикрываться. Поверь мне, своему брату, не поможет. Я пробовал. Даже дешевые тунгузейские стрелы пробивают.
- Да нет. Помнишь, мы должны дать отведать маме подлеца, колено ее сыночка, типа "попробуй старушка оленинки". Вот и решил на этот раз приготовить, обжарю на маслице с лучком, перчиком, вдруг не узнает. Да и самим можно попробовать. Эти мамы всегда догадываются, чем им угощают, попробует чуток и сразу: "Это же, клят вас раздери, колено моего сына, не простудись он накануне, я бы сейчас отведала вашего, ху-ху-ху". Ох уж эти мамки. Их не обманешь.
- Нет. Помнишь один раз, одна мамка не узнала что это колено ее сына.
- Это потому, что это было дерево, а дерево даже с горчицей трудно распробовать. Старушка чуть зубы себе не обломала, пока пыталась разжевать.
- А все равно это было колено ее сына. Мы же не виноваты, что это оказался протез.
- Да совсем боотуры честь потеряли. Раз тебе съели колено, все, выбыл из игры, значит. Никаких тебе больше приключений и отрезанных голов на верхушках сосен. А то ходят тут с протезами. Вот наши дяди же не ходят с протезами головы, а спокойно лежат в земле. Отрезали, значит- все.
- Да уж.
- Ну что брат, пошли? Отомстим этой ээ... куда кстати заячья башка смотрит.
- Вроде в сторону Хангаласцев.
- Тогда отомстим же за нашего родича... нет, просто нашего ээ... зайца-побегайца, этим хангаласским собакам. Клянемся своей... клят, не охота за зайца запястье прокусывать.
- Клянись чем-нибудь другим.
- Клянемся своими, что у меня там в карманцах... ага... носовыми платками и ээ... костяной пуговицей и комком шерсти, что враги захлебнутся в своей крови... Клят, мы же сами не на крови поклялись... так, что враги захлебнутся в своих носовых платках, костяных пуговицах и комках шерсти. Клянусь! Клянусь! Клянусь... Брат, ты что? Сейчас клятву пропустишь. Нельзя же без нее.
- Да вот воронов высматриваю. Не видать их.
- Точно, воронов нет... Кто же тогда будет говорить подлецу, что мы вышли на охоту за его коленом с местью за зайца-побегайца? Если он не будет готов, то и боя не будет. Придется тогда его спящего заколоть.
- Да уж. Не люблю я спящих закалывать. Нехорошее это дело. После этого обычно, надо обязательно улус основывать, обычно на берегу Биллуя, и обзаводиться звериными именами.
- Чувствую, что тогда нас по любому обзовут Братцами Зайцами.
- Надо срочно поймать ворона, научить и послать его хангаласской собаке.
- На Утином Озере вроде сейчас уток полно. Может не будем воронов искать? Может утку послать?
- Ага, и что она ему передаст. Что братья кря, хотят кря-кря его кря, потому что он кря-кря их кря-кря-кря?
- Точно, я об этом не подумал. Ладно, найдем ворона по дороге и всему научим. Клят! Это же надо, подлец даже собственным вороном не обзавелся. Теперь мы его за него должны ловить и обучать...
- На то он и подлец.
- Эх-эх-эх, новые времена, нет в них чести. Тоже мне Кыргыс Кэм.