Аннотация: Что-то мне говорит, что в нынешнем году третья часть будет доделана...
ЗОЛОТОЙ УММКА,
или Тропа Алекса
хроника идеи
Просека первая
ДРЕЙФ УММКИ
Зарубка третья
ПЛЕННИК КАЛУГУЛЫ
Пойдем же, Авраам, в твою страну,
где плоть и дух с людьми - с людьми родными,
где все, что есть, живет в одном плену,
где все, что есть, стократ изменит имя.
И. Бродский.
"Земля - колыбель человечества, но нельзя!"
Ш. Сироткин.
"И это вы считаете кражей? В таком случае наши взгляды на жизнь диаметрально противоположны".
О. Бендер.
1
Алекс сидел на пороге гаража и стриг ногти ножницами по металлу. Стричь было неудобно, но других не было. Под ногтями забилась грязь и смола. Ему досталась еще та работенка: сдирать старую краску и обрабатывать корпус наждачной бумагой. Вик занимался более ответственным делом - приваривал новые крылья взамен проржавевших старых. Около "Нимфы", выкаченной на солнышко и похожей на молодящуюся красотку, чей век уже давно вышел, лежал кабель сварочного агрегата с держаком. Электроды кончились, и Войт пошел за новыми в соседний блок к Слэву. Тому самому, чей портрет Алекс сделал на стене отверткой четырьмя месяцами раньше.
В гараже царил хаос. Кругом валялись инструменты, запасные части, банки с краской, шпаклевкой и массой других вещей, предназначение которых для Спиро представляло загадку. Несмотря на то, что всякие железяки Алекс порой охотно рисовал, он предпочитал держаться от них подальше. Он с трудом понимал то удовольствие, которое находил Вик, запуская руки по локоть во внутренности какого-нибудь очередного "железного коня". Гаражное сообщество, состоящее из полудюжины владельцев автомобилей, признало Войта за своего и в периоды безденежья подбрасывало шабашки в виде битых машин "новых гроссов".
Но теперь Войта занимала только его собственная. Правда, с каждым днем рвение бортмеханика убывало и эпитет "короста" был еще не самым сильным. Оправдывая свое отношение к опостылевшей машине, он говорил с досадой:
- Не для себя же, для какого-нибудь Козлевича... Чтоб я еще связывался с "Нимфой"! Все, хватит с меня железных коней.
Еще в эгвекитаунских подвалах из-под его рук выходили неказистые самоделки, фантастических форм повозки, называемые везделазами. Они имели гигантские колеса из авиационных камер, стянутых строп-лентами. Некоторые аппараты были без кузовов, открытые всем ветрам и дождям. Они с удивительным проворством взбирались по склонам сопок, форсировали мелкие речушки, преодолевали снежные заносы. Рыбаки и охотники, грибники и ягодники просто мечтали о таких средствах передвижения. Особенно с наступившим Потеплением. И тем более в Чумландии. Здесь же, в Калугуле, иметь две машины было пижонством. К тому же "финансы пели романсы". Большие надежды на поправление дел в этой области приятели возлагали на предстоявшую поездку в Скиев, где их ждало новое приключение - создание передачи под названием "Астролябия". В ней, по замыслу Вика, должен был возродиться из небытия дух самого великого комбинатора, чтобы публика, желающая заглянуть в будущее, могла удовлетворить свое любопытство.
- Главное, никакой отсебятины. Все как в романе. Приехал брамин-йог, пророк Сулейман, то бишь Самуил, отвечает на вопросы зрителей. Конгениально! Самого Бендера припахали! Ты въезжаешь в юмор? Четыреста первый способ сравнительно честного отъема денег. И что самое главное, - Вик делал многозначительную паузу, - весь сбор поступает несчастным детям, цветам асфальта. Или хотя бы твоим "умкам", а? Детям торосов и айсбергов!
Спиро улыбался: еще бы, ведь такой поворот событий прямо или косвенно лил воду на мельницу дальнейшего повествования народного романа. А там, действительно, глядишь, что-то выгорит и для авторов "Умки". Он уже мысленно переносился в Скиев, где не был еще ни разу в жизни. Ему казалось, что там их ждет что-то необыкновенное. Может быть, счастье?
2
Сим Вильес, возвращаясь с гастролей вместе с туземным ансамблем "Арканон", заскочил по пути в Калугулу. Во Френчии им пришлось побывать на фестивале национальных коллективов, в нескольких городах дали концерты. На видеокамеру Сим заснял некоторые эпизоды гастролей: облаченные в шкуры танцоры, обливаясь потом на тридцатиградусной жаре, демонстрировали охочим до экзотики жиропейцам древнее искусство чумок.
Алекс чертовски хотелось узнать, как обстоят дела с их гимном, но не хотел прерывать захлебывающегося от впечатлений Вильеса и терпеливо смотрел на экран. Не останавливаясь, Сим перешел на воспоминания о созданном им, еще в Эгвекитауне, квартете "Станс", среди участников которого была и Илона, об их неожиданном для всех лауреатстве на всегроссийском конкурсе.
- Так, а теперь пьем чай.
Илона принесла блюдо с гречневыми блинами. Вильес вдруг расхохотался.
- Ты это чего?
- Да вспомнил, как ты в общаге нашей жил. Как ни посмотришь, все кашу варит: утром гречка, в обед и вечером. Сейчас, наверное, на нее смотреть не можешь?
- Да нет, почему... Цикловски, между прочим, обожал гречневую кашу.
- Ты, говорят, оперу пишешь?
- Оперу? А, понял... Про тебя, кстати, тоже написал. Хочешь почитать?
Вильес, прикончив блины, прочел кусок путевых впечатлений Алекса. С его лица не сходило выражение: "Пишете, ну-ну". Найдя в тексте место, где Спиро описывал свое житье-бытье в общежитии "Арканона", он заметил:
- Тут написано: "Ему пришлось менять продукты на спирт ". - Он отчеркнул ногтем строчку. - Насколько я помню, все было наоборот.
- Действительно... - Спиро взял коленкоровую тетрадь. - Но тут уже не исправишь. Что написано пером... Ты лучше скажи, что с нашим гимном?
Сим Вильес еще шире улыбнулся:
- Перенесли конкурс опять. Теперь уже на октябрь. Слушай, а что за тридцать три бум-бума, аккомпанирующие хору? Это ты придумал? Я ведь в составе комиссии был, мы там все голову сломали - что бы это значило? Потом дошло... Юморист.
- А чем плохо? Выходят этаких тридцать три богатыря и бьют в традиционные бубны. Выдержан народный стиль, все как положено. Значит, перенесли конкурс...
"Что-то он недоговаривает, регент наш".
Еще по Эгвекитауну Алекс помнил, как резко Сим изменился после обращения в "истинную веру". Их небольшую общину однажды посетил и Спиро. Из чистого любопытства. Правда, пение молитв и говорение на "многие языках" не произвело на Алекса никакого впечатления. Ему пришла в голову крамольная мысль, что для того, чтобы обращаться к Богу, вовсе не обязательно собирать толпу в расчете на то, что так будет слышнее. Позже Вильес поостыл, но Спиро не раз видел этот лихорадочный блеск в глазах у Сима и его супруги, уже в Ханадыре, когда невзначай заходили разговоры религиозного характера. Нечто подобное огоньку азарта охотника, загоняющего дичь, Спиро видел у Ади Душа - то они на пару с Гроузом "охмуряли" Алекса в студии. Тогда Душ преображался: из обычно полурасслабленного утомленного взора сыпались искры, это была страсть.
- Собираемся на гастроли в Голяндию, готовим документы в Мозгве. Сейчас туда, а потом в Ханадырь. Ты, кстати, знаешь, что билеты подорожают? Смотри, засядешь здесь...
- Ну вот, накаркаешь еще.
3
Слова Вильеса о грядущем очередном повышении цен на билеты оказались пророческими. Компания "ЧумАвиа", чтобы не мелочиться, сразу взвинтила на пятьдесят процентов. Спиро, узнав об этом, только обреченно вздохнул: капкан захлопнулся.
В самой стране общая ситуация тоже усугублялась. Взлетели на воздух два жилых дома в Мозгве. В Черокию вновь ввели войска для создания санитарной зоны, ничего хорошего это не предвещало. Мятежники отчаянно сопротивлялись. На этом фоне произошла очередная смена премьера. Взамен краснощекого Стэпа пришел совершенно новый человек - бывший полковник КОГБР Вальтер Пуант. Его невысокий рост и боксерская манера склонять голову к плечу, словно готовясь к удару, говорили о том, что этот шутить не будет. Особенное впечатление на гроссиян произвела его фраза, когда речь зашла о террористах. "Надо будет в сортире, извините, в сортире найдем и расплющим!" Рейтинг премьера рос не по дням, а по часам. Бес Гант, командир чероков, воюющих на стороне федералов, воплотил слова премьера буквально: загнал в нужник четырех сепаратистов и сбросил на него автокраном бетонную плиту, о чем со смехом сообщил в одном из интервью. Алекс содрогнулся, услышав это. Жестокости хватало со стороны каждых противостоящих друг другу сил. Отрезанные головы, части тела... Особенно потряс сюжет о заложнице, совсем еще ребенке, которой бандиты поочередно отрезали пальцы и отсылали родителям, требуя немыслимый выкуп. Ее чудом удалось освободить.
"Если это лучший из миров, то каковы же другие? Нет, надо что-то с ним делать. Смягчение нравов одним Потеплением не произведешь. Здесь надо что-то более радикальное". Вспоминая о мерсах, Алекс чувствовал, как его окатывала волна стыда за людей.
...Ремонт "Нимфы" подходил к концу. Оба приятеля уже предвкушали, как самое большее через месяц, они будут в Скиеве.
- Вот еще новый Илья Муромец! Лежал-лежал тридцать лет на печи, вылез на свет божий...
- Нет, я только половину срока отмотал... Пятнадцать лет.
- Тоже не слабо.
- И что странно: за все время меня и не тянуло назад. Другие в отпуск, а мне там хорошо. Эгвекитаун - удивительное место, его можно сравнить с бильярдной лузой. Закатился в нее и все... Край света, тишина, покой. Может быть, потому что он на берегу залива Креста и Полумесяца?
- Ну и что с того?
- Там энергетика нулевая. Видимо, не случайно такое название - плюс на минус дают ноль.
- В смысле?
- Ханадырь другой. Там такие скачки энергетические, перепады, рельеф сказывается. "Мерканские горки". Да еще ветер. А в заливе сопки кругом и ты - как в лукошке яйцо...
- Не протухло яичко золотое?
Они рассмеялись.
- Нет, в бильярд играть можно.
- Крутой, что ли? - и Вик долбанул Алекса в бок жестким кулаком. Спиро локтем отпихнул приятеля и сполз с капота.
- Хорош болтать, давай работать.
4
Алекс лежал в наполовину откинутом кресле "Фарта" и смотрел в небо через открытый верхний люк. В глубоком небе плыло рваное месиво облаков. Хотелось запустить в легкую синеву руку и погонять эту стаю. Навстречу белым хлопьям пролетели две птицы, две черные чаинки. Звучала легкая музыка, облака таяли в невидимых струях, как куски сахара в воде. Не хотелось шевелиться. Лежать, лежать, смотреть в небо, слушать музыку и ни о чем не думать.
"Как же я не видал прежде этого высокого неба? И все мы как можем не замечать его? Что должно с нами случиться, чтобы мы увидели его, вот так близко, как я сейчас? Какая-то бесконечная суета, бег по кругу: судорожные поиски, бессмысленная борьба... Зачем все это, когда есть величественное, высокое небо?" Алекс вспомнил, как его иногда охватывали подобные мысли еще на Севере, в Эгвекитауне и, в особенности, на метеоточке. Словно завороженный, он смотрел на какое-нибудь облако, медленно дрейфующее по синему небу над заливом, представляя себе, что кто-то, за тысячи киломиль, точно также смотрит в небо и над ним плывет такое же облако, и над другим, и над третьим... И улыбаясь, Алекс беззвучно шевелил губами: "А где-то в Калифорнии..."
Мимо протарахтел трактор. Дорогу, на обочине которой стояла машина, обступал лес: березы и сосны. Вдали, прямо по курсу, высилась труба. Какой-то поселок, какая-то птицефабрика. Говорят, здесь полно грибов. Алекс равнодушно фиксировал все эти мелочи, не пытаясь придать ходу мыслей какой-то строй. Было только десять часов утра. Сольце, продираясь лучами сквозь крону высокой сосны, выхватило оранжево-красный ствол. Листва берез легко вибрировала.
Что-то случилось. Что-то сломалось в той механике, что несла Алекса от одной пристани к другой. Он застрял в Калугуле, как пароход, севший на мель. Вик, встречая безмолвный вопрос в глазах Алекса, вздыхал, кряхтел, морщился, тер виски и материл всех и вся. А главное - бестолковых покупателей, которые только звонят, интересуясь ценой на "Нимфу", но дальше этого не идут. Шабашек не было и бортмеханик переквалифицировался в строителя: небольшая дачка - реверанс в сторону тещи - была в стадии "еще немного, еще чуть-чуть". Единственное, что его развлекало - это ходить по грибы. Он был страстный грибник и носился по лесу как угорелый, притаскивая целые мешки. Собирать Вик любил один, Алекс по этому поводу не имел ничего против: он не находил во "второй охоте" никакой прелести.
Послышался треск сучьев, и из леса вывалился Вик с рюкзаком и ведерком, доверху наполненным опятами. Загрузив багажник, они покатили домой. Вик долго насвистывал какую-то мелодию, потом плюнул:
- Вот ведь привязалась проклятая! И кто ее сочинил?
Это был шлягер сезона "Кокнули негросса".
- Не мешало бы обзавестись каким-то документом, Шура. А то как-то несерьезно.
У Спиро была бумажка, свидетельствующая о том, что он, будучи руководителем детского агентства "Умка-Пресс", находится в отпуске. Но согласно дате возвращения, срок отпуска закончился, и в настоящее время он должен был быть в Ханадыре. Это могло вызвать вопросы у полиции. Тем более сейчас, когда принимались дополнительные меры безопасности, ужесточались всякие правила и приезжий люд стоном стонал. Особенно в Мозгве.
- Не мешало бы. Какой тебе документ нужен?
- Министра... путей просвещения. Ха-ха! Шутка... Кем только я не был, в трудовой страницы кончились. А в итоге? Сижу в этом долбанном городишке как последний дурак, ни денег, ни работы.
- Вообще странно, ты являешься помощником председателя Ассоциации "Полярный Трек" по международным связям, так вроде? А проявляешь какое-то упадничество.
Войт отхватил себе такую должность еще в самом начале организации дела побратимства северных народов. Видимо, в расчете на интенсивные международные контакты Ассоциации. Контакты не состоялись, во всяком случае, таких масштабов, на которые рассчитывал Вик, и ему пришлось подыскивать другой вид деятельности. Но запись в трудовой книжке осталась, и при случае он демонстрировал ее, вызывая острые приступы зависти у своих гаражных приятелей.
- Это все равно, что должность директора погорелого театра.
Видя, что Алекс готов ринутся в бой, Вик поднял руки:
- Молчу, молчу.
- Ты лучше руль держи.
Когда они шли из гаража, Вик вдруг остановился и повернулся к Спиро, рассказывающему, как ему удалось сагитировать Роншара участвовать в романе-игре.
- О! - и замер, подняв палец.
- Что такое?
- Знаешь, ты кто? - неожиданно сказал Вик.
- Кто?
- Чичиков. И все твои "мертвые души", которых ты пытаешься выдать за группу авторов, только для того, чтобы орудовать ими как тараном. Двери прошибать во всякие высокие кабинеты и учреждения.
Алекс пожал плечами.
- Не только. Но и вбивать в кое-какие чугунные головы одну простую мысль.
- Какую?
- Жить прожить надо...
- Интересно. Знаю, это моя фраза. Я ее написал у тебя в мастерской в Эгвекитауне. Прямо на стене, красной краской.
Они пересекли шоссе и подошли к киоску, чтобы купить сигарет.
- Сохранился этот домик или нет?
- Мастерская? Да вроде стоял еще, когда уезжал. Заколоченный... И потом, почему "мертвые души"? Некоторые очень даже ничего.
- Ладно, будет тебе еще одна глава. Прямо сегодня напишу. Не веришь?
Так родилась вторая глава приключений Вика Войта в Чумландии.
5
Большой черный кондор раскинул свои крылья на обложке книги. Грудь грозной птицы была словно пробита навылет. "Воины Сердца". Спиро открыл и перелистал страницы книги Данила Перьина - основателя нового прогрессивного движения. Ури Карпентер, сотрудник Калугульского института социологии, перевел ее с джунглийского. Чем дальше Алекс читал, тем больше крепло в нем убеждение, что все это очень близко по духу. Сам Данил был колоритной личностью: физик-ядерщик по образованию, потом психотерапевт, учился у яньиньдейских шаманов на Гавайях, объездил весь мир и стал основателем организации "Фонд Священной Мли". Спиро проглотил книгу в один присест. Под многими страницами, посвященными Пути Воина, он был готов подписаться.
Очень напоминает "Путь Умки". Готовая теоретическая база. Меняй воина на умку, и все дела. Как, например, это: "Индейцы Яки, населяющие горы Северной Мексики, имеют своеобразное понимание концепции Воина. В нем можно проследить трансформацию идей, которые несли конкистадоры. Они говорят, что в каждом племени определенные мужчины и женщины призваны следовать по Пути Воина. Они слышат зов своего сердца - наиболее важной, по мнению янь-иньдейцев, части тела. С точки зрения внешнего наблюдателя, трудно выделить таких людей, потому что важная часть Пути Воина - относиться к себе со смирением и не считать себя "каким-то особенным". Воины играют особую роль в жизни племени. Это именно те, кто привносят в мир нечто НОВОЕ".
Спиро медленно листал книгу.
Смирение, смирение... Смириться под ударами судьбы. Или все же попытаться что-то изменить? Привносим ли мы, умки, "нечто новое" в этот мир? И зов какой части тела нужно слышать нам?.. Впрочем, что тут неясного? Конечно же ума, то есть головы, мозга!
- Эй, листописец, иди обедать!
Вик кашеварил на кухне и с хитрым видом что-то сыпал в сковороду.
- Такого ты еще не пробовал.
Готовить он любил и мог из чепухи соорудить вполне съедобную вещь. "Грибы в соусе абыкадо" пошли за милую душу. Почему из "абыкадо", Вик не стал говорить.
Отвалившись от стола, он начал шарить глазами по комнате. Через мгновение с видом сыскной собаки, подбирающейся к партии героина, вскочил с табуретки.
- Самый счастливый момент в жизни - это найти то, что тебе в данный момент больше всего нужно! - торжествующий Вик нашел сигарету на кухонной полке.
Спиро тут же вытащил блокнотик и нацарапал изреченный перл. Вик сделал удивленное лицо: "Не понял?". Алекс улыбнулся, пряча блокнот:
- А что ты хочешь, становишься исторической личностью.
- Я стал исторической личностью, как только родился, - моментально отреагировал Вик. Заметив остановившуюся на полпути руку Алекса, добавил:
- Это тоже надо записать.
6
Движимый желанием побольше разузнать о движении Воинов Сердца, Спиро отправился в Калугульский институт социологии. Ури Карпентер вел семинары в лаборатории конфликтологии. Сам институт размещался в педагогической академии. Ее трехэтажное здание из красного кирпича Алекс нашел на скрещении улицы Линча, ныряющей вниз, к реке и Стародворянского бульвара. Бывшая гимназия, из стен которой в свое время вышли довольно известные люди, встретила пустотой коридоров и скучающим вахтером.
Старинная лестница, с коваными решетками и со стертыми поколениями гимназистов и студентов мраморными ступенями, привела Спиро на третий этаж. Табличка на двери была скромной, и на ней значились всего лишь четыре буквы - КАИС. Секретарь попросила немного подождать, еще шли занятия.
Сидя на низком подоконнике и разглядывая проезжающие по улице машины, Алекс думал о том, что его путь чем-то напоминает блуждание в темноте. Нет системы, четкого плана, зацепки, позволившей ему двигаться дальше. Дальше - куда? В смысле географическом было понятно, но что касается смысла более значимого... Ему, как воздух, необходимо знать, что затеянная возня с "Золотым Умкой" не напрасна. Он на перекрестке, вроде того, что внизу, только светофор отключен. Ясно одно, что подъемов впереди немало и автомашина, начинающая движение по склону вверх, сначала неизбежно немного скатывается вниз...
Дождавшись конца занятий, Алекс вошел в аудиторию. Студенты собирали тетради, расходились. Из-за стола поднялся молодой парень в пиджаке в мелкую сеточку и очках в тонкой золотой оправе. Это был Ури Карпентер.
После того, как Спиро в двух словах объяснил Карпентеру цель своего визита, решили, что удобнее будет потолковать у него дома. Идти было недалеко. По дороге Спиро поделился своими впечатлениями о Калугуле. Ему, как "где-то художнику", чрезвычайно понравились ее живописные улицы. С них еще не были вытеснены коробками из железобетона цепко вросшие в землю старинные деревянные дома. Карпентер, в свою очередь, не удержался от вопросов, касающихся столь отдаленных мест, откуда принесло Алекса: Чумландия казалась чуть ли не другой планетой. Занимаясь социальными конфликтами, он не мог не поинтересоваться, что происходит с северянами, проблемами их переселения, масштабами перемен. Мимо ушей Алекса не прошло замечание Ури о его руководителе - завкафедрой института, профессоре Айце: он занимался проблемами парапсихологии и влиянии экстранормальных явлений на глобальные процессы. И что им не мешало бы встретиться.
Миновав монумент воинам, павшим в Карфагестане, они поднялись на пятый этаж панельной "хрущовки". Узнав, что жена Ури - психолог, в памяти Спиро невольно возникла Энн Роншар. "У нее тоже будет прекрасный повод лишний раз вспомнить профессиональные навыки, - подумал Алекс, доставая свои бумаги. - Припереться с края света, чтобы агитировать взрослых людей заняться игрой в... Во что?"
Но все оказалось очень мило: Спиро приложил максимум усилий, чтобы не слишком заморочить голову двум молодым людям Полярным проектом. Инесса же, в свою очередь, угостила гостя чаем с изумительно вкусным земляничным вареньем, а потом подарила свой рассказ "Он".
- Навеяно мерсианским вторжением. Рассказ написан августе 1996 года, за неделю до Глобального Сдвига, когда все сидели и ждали космической атаки. Как-то странно сейчас об этом вспоминать... Я не уверена, что рассказ подойдет, решите сами. Обещать писать сейчас не могу, у нас нет выхода в инфернет. Вот когда появится, тогда вполне возможно.
- Она у меня пророк. Ведь именно в августе все это и произошло.
- А как относятся мляне к Глобальному Сдвигу, вы изучаете?
- Нет. Это нам... не интересно.
- Но... Странно.
- Есть более важные темы.
Ури рассказал о своей работе над переводом и подарил экземпляр, сопроводив надписью: "Алексу на радость". К большому огорчению Алекс узнал, что Перьин не так давно скончался. Последователи Пути Воина были и в Гроссии, в блокнот был записан их адрес в Мозгве. Заметив неподдельный интерес, Ури рассказал о своих поездках на регулярно проводимые семинары под Калугулой "Обществом Каны", куда съезжались люди, пытающиеся найти новые пути в своих поисках гармонии с миром.
- Есть интересный опыт построения общины "Китеж", детского семейного дома. Ты же занимаешься с детьми, думаю, будет полезно побывать там. Это у нас в воеводстве, под городком Буэрто, киломиль семьдесят. К ним многие ездят. Возглавляет Мирт Морзе, журналист, писатель. Я слышал его лекции на магнитофонной ленте. Бери на заметку.
У Карпентеров был компьютер (что с удовлетворением отметил про себя Алекс) и Ури скачал с дискет все, что полагалось будущему участнику. Правда, он тут же дал понять, что со временем зарез и писать не сможет. Хотя идея понравилась.
- Могу предложить нечто другое.
На дискету Алекса были переписаны тексты, созданные слушателями курсов института. В основном это были стихи. Единственная прозаическая вещь - полудетективная история "Властелин подземелий" Майка Трина, калугульского автора-фантаста. Алекс взял след. В тот же день он позвонил в Легион писателей Калугулы. Там ему дали телефон Майка и еще одного автора - Алена Лоуренса.
7
Ален оказался плотным эпикурейцем, лет под пятьдесят. С первого взгляда почему-то думалось, что он принадлежит к цеху поэтов. Наверное, этому способствовала его внешность: римский нос и копна вьющихся волос. Но, как понял в последствии Спиро, сам Лоуренс на дух не переваривал поэтическую братию, считая, что в литературе происходит форменное засилье стихоплетов. Он был одним из немногих прозаиков Калугульского воеводства, написал несколько исторических повестей и роман. В настоящее время из-под его пера выскакивали детективы, по словам Алена, пользующиеся успехом, так как на прилавках они не залеживались.
Его квартира, скромно обставленная, располагалась в самом центре города. На стенах висели живописные работы самого хозяина, выполненные в примитивистской манере, старинные иконы - он пробовал себя в разных областях, в том числе в качестве реставратора. Узнав о художничестве Алекса, Лоуренс тут же сообщил, что закончил Народную академию искусств заочно и просил не судить строго его работы. Разговор заладился. Ален провел немало времени на Севере, в районе Северного Урлана, был геологом, нефтегазоискателем. Его неторопливая манера говорить и дотошность в деталях свидетельствовали об основательности. Но и выпить он предпочитал основательно. Бутылка "Ночи Калугулы" была незамедлительно разлита в два стакана и содержимое своего Лоуренс, на глазах ошеломленного таким началом Алекса, тут же препроводил в свою утробу. Спиро, сославшись на отсутствие столь замечательных навыков, предложил разделить вторую порцию пополам, на что возражений не последовало. На свет была извлечена красная папка с тесемочками. Он не успел толком рассказать суть проекта, как раздался звонок, и на пороге возникли два добрых молодца в кожаных жилетах. "Не то бандюганы, не то копы". Алекс склонился к последнему. Вскоре один из них, званием поменьше, слетал за выпивкой. За разговорами выяснилось, что вся здешняя писательская тусовка состоит из изрядных пьянчуг.
- Ты бы написал о последней разборке в кабаке "Калугула". Это было что-то!
Старший добрый молодец, разузнав о миссии Алекса, безапелляционно заявил:
- Тебе нужно дать материал о проекте? Сейчас организуем.
Взяв телефонную трубку, он созвонился с редакцией "Прикокского листка" и тут же договорился о встрече. Не откладывая дело в долгий ящик и распрощавшись с осоловевшим Лоуренсом, молодцы повели Алекса на встречу. "Как под конвоем", - мелькнуло у него в голове.
По дороге у здания универмаркета им попался шустрый старичок, торгующий книгами. Предлагая свой товар прохожим, он что-то громко декламировал. Один из сопровождающих, задержавшись, купил у старичка книгу стихов. Оказывается, их продавал сам автор. "Отсидел чуть ли не двадцать лет...". Книга называлась "Поэзия прозы". На внутренней обложке синела размашистая надпись авторучкой: "Редакции "Прикокского листка" от автора. 7.6.99. Калугула". Кожаный жилет почему-то решил, что Алекс журналист и вручил ее в качестве подарка на память. Для Спиро осталось загадкой, что он наговорил автору книжки.
У здания художественного салона его неожиданные спутники нашли поджидающего сотрудника газеты, и, отсалютовав, исчезли. Рефлекторно Алекс выхватил взглядом яркий информационный щит у входа в салон - "Калугульский ивангард". Шевельнулась мысль: "Надо сходить. Художники, как и журналисты, свой народ".
Поездка на автобусе в редакцию была совсем недолгой и через пять минут Спиро грузил замредактора. Хмель уже выветрился, и Алекс ловил себя на мысли, что напрасно поддался порыву и приехал сюда. "Отвлекаю серьезных людей от серьезного дела. Что им "Умка"?.. Что они "Умке"?..
Возвращая папку с бумагами, замредактора заметила:
- А ваш "Кодекс Умки" мне уже попадался. У Энтони Чеха...
Потрясенный Алекс вышел из редакции.
"Первый человек, кто об этом сказал".
8
Миновав рыночную площадь, кишащую пестрой толпой, Алекс свернул в тихий переулок застройки прошлого века. Пройдя решетчатые ворота, он подошел к двухэтажному дому. Обогнув крыльцо с громадной вывеской "Стоматологический кабинет", Спиро вошел в подъезд, над которым красовалась другая, поменьше - "Редакция газеты "Перекресток Калугулы". Поднявшись на второй этаж, он нашел кабинет Майкла Трина. В небольшой комнатке стояло два стола, на одном из них высился монитор компьютера. "Уже неплохо, - подумал Спиро, - если что, сброшу с дискеты "Умку". Может быть, здесь приживется". За столом сидел владелец компьютера - светловолосый парень и с озабоченным видом что-то черкал на газетной полосе.
- Это вы звонили? - он поднял на Алекса взгляд серо-голубых глаз. Складка на переносице слегка разгладилась. - У нас тут запарка с номером, но несколько минут я могу уделить. Так значит, откуда к нам?
При слове "Ханадырь" у него удивленно поднялись брови. Чем больше объяснял Алекс суть идеи, тем серьезнее становился Трин. Откинувшись на спинку стула, он покрутил в руках авторучку.
- Интересно. Я-то по телефону понял, что это детский проект и в нем участвуют дети.
- Поначалу так и было, но теперь подавляющее большинство - взрослые.
- А взглянуть на рукопись или, что у вас есть с собой, можно?
- Вот дискета, здесь слепок того, что размещено в инфернете.
Пока содержимое дискеты перекочевывало на диск компьютера, Спиро огляделся по сторонам. На стене, прямо над Трином, на гвоздике висела боксерская перчатка.
- Боксом занимаетесь?
- Это не моя. Подарок шефу. Но когда-то занимался немного.
- Рассматривайте мое предложение как своеобразный вызов на литературный ринг, творческий турнир. И, похоже, один из писателей Калугулы вызов принял.
- Да? Кто же?
- Ален Лоуренс. Детективщик.
- Да, есть такой. Хм... Честно говоря, заманчиво. Но я должен предварительно посмотреть все. Через пару дней скажу точно. Надолго к нам?
- Собираюсь на следующей неделе в Мозгву. Возможно, удастся выйти на какое-нибудь издательство или журнал.
- А до этого с центральными изданиями не имели дело? В таком случае, я попробую соединиться со своим литературным агентом, может быть, он вам подскажет что-то дельное.
Вернувшись домой, Алекс не удержался от соблазна и обратился к оракулу. Его ответ гласил: "Гениальная комбинация, блестяще доведенная до конца". Тогда Спиро решил заодно проверить шансы Алена Лоуренса. Здесь оракул был менее благосклонным. Его ответ "Очень жаль" свидетельствовал о том, что участие калугульского детективщика под большим вопросом.
...Спустя четыре дня раздался звонок. Это был Трин.
- Как и обещал, одну главу я для вашего романа написал. Можете заехать и забрать. А что касается возможной публикации, то мой агент в Мозгве сказал, что подобные вещи уже не актуальны. В свое время народ наигрался в интерактивные вещи. Хотя я понимаю, что ваш случай особый.
Алекс торжествовал: первый профессиональный писатель встал вместе с ними на тропу "Золотого Умки".
9
- Так и не сходили мы в музей Цикловски, - сказал Алекс, провожая глазами памятник в виде ракеты, взлетающей с постамента, возведенного посреди аллеи Парка ракетонавтики.
- Еще сходим, не переживай, - ответил Войт, подпрыгивая на обглоданном сидении троллейбуса.
Такого Спиро еще не видел. Калугульское троллейбусное начальство, устав бороться с вандализмом малолетних хулиганов по отношению к кожаным подушкам, поступило просто - убрало их вовсе. Вместо этих привычных амортизаторов светились ребра обшарпанных деревянных реек. Дешево и сердито.
- Вот в Скиев съездим и сходим.
Алекс щурил глаза: солнце било сквозь наполовину залепленное рекламными листками окно. Реклама с детским простодушием взывала: "Посетите наш зоотеррариум! Наедине со смертью! Доставьте радость своим малышам. Кормление с 17.00". "Изобретатель из Обананска Ник Боярс. Средство от тараканов РАТОР, созданное простым русским человеком. Прозрачный контейнер - можно наблюдать, как насекомые поедают приманку".
- Да мне уж пора возвращаться. Хватит, нагулялся. Дело надо делать.
- Ну, ну... Бендер тебе что сказал? Свернуть в сторону и родина тебя не забудет.
Алекс промолчал. Действительно, накануне они решили узнать у оракула, какие перспективы относительно возвращения Спиро в Ханадырь. Вести оттуда доходили тревожные: невыплата зарплаты, забастовки, отсутствие авиатоплива. То, что выдал оракул, позабавило Вика - на карточках значилось: "Надо свернуть в сторону" и "Россия вас не забудет".
- Тебе же ясным языком говорят, надо ехать. Ехать, Шура, в Киев, как говаривал старик Паниковский...
- Только после того, как здесь, в Калугуле, создастся группа поддержки "Умки". Вот если бы Лоуренса уболтать... От тебя проку мало - всего две главы.
- Кто о чем, а вшивый о бане. Да не лежит у меня душа к твоей саге о Форсайтах! А с Аленом, думаю, общий язык найдем. Мне такие люди симпатичны. Тем более что он пишет телесценарий, а я режиссер как-никак.
Жилище Лоуренса располагалось недалеко от автовокзала, над крышами близлежащих домов нависал шпиль собора. Уже подойдя к самой двери подъезда, они столкнулись со странным гражданином в брезентовом плаще и разбитых сапогах. На плече у него болталась сумка, взгляд был диковатый. Некоторое время он смотрел на остановившихся приятелей, потом громко шмыгнул носом и отвалил в сторону.
- Почтальон Печкин какой-то, - сказал Вик, захлопнув загудевшую металлом дверь. После звонка в квартиру на пятом этаже на пороге возник Ален. Его могучая шевелюра стояла дыбом, переносицу рассекала суровая складка. При виде Спиро лицо писателя слегка разгладилось.
- А, проходи...
- Я с приятелем, знакомься.
Переложив из правой руки мундштук с сигаретой, Лоуренс поздоровался и произнес:
- С этими выборами с ума посходили. Представь, вваливается эта скотина и начинает мне задвигать про колунистов. Мало того, что краснопузый, так еще и пьян в стельку. Понабирают всякую шваль и агитацию разводят!
- Или контрагитацию, - заметил Вик, проходя вслед за Алексом и размещаясь на диване.
- Тоже возможно... Значит, в Мозгву едешь?
- Думаю последовать твоему совету, попробую сдать рукопись в издательство. До автобуса есть пару часов, решили зайти.
Войт хмыкнул. Он листал книгу и рассматривал рисунки различных систем пистолетов и револьверов.
- Эх, кабы мне сапоги...
Алекс взглянул на часы.
- Мы тут захватили по дороге, не возражаешь?
- Какие могут быть возражения? Естественно, нет. Правда, закуски тоже...
Спиро извлек из пакета пару сырков. Войт захлопнул книгу.
- Заодно и познакомимся.
Знакомство состоялось. Вик рассказал несколько историй, происшедших с ним в старательской артели. Время пролетело незаметно.
...Подходя к зданию автовокзала, Вик произнес:
- Интересный мужик Ален, кого же он мне напоминает?.. Повертел головой и, обратив взор в заплеванный асфальт, добавил: - Вспомнил. Ляписа Трубецкого из фильма. Я думаю, мы с ним споемся. Не задерживайся там, в Мозгве.
10
Оракул возвестил: "Витязям асфальт ни к чему". Очень обнадеживающе!
Вход в редакцию журнала "Чудеса в решете" был найден Алексом в доме на тихой улице Пегий Ровик. Разговаривающий по телефону сотрудник показал пальцем на дверь в глубине коридора. До слуха Алекса донеслись слова: "Бархатный сезон".
Кажется, дела у журнала идут неплохо, стены покрыты пенообоями, жироремонт, жиромебель...
Набираясь духу, Алекс постоял у окна в курительной комнате и сделал несколько затяжек "Блэкмора". Курить не особенно хотелось, дым казался едким и противным.
Внутренний голос говорил что-то о мизерных шансах. Столичные редакции - это все-таки иной уровень, нежели в провинции. В Калугуле ему удалось заинтересовать проектом журналиста из газеты "Вестимо" и там вышла небольшая заметка "Умка" ищет друзей", с сильным экологическим креном. Видимо, для маскировки. "Чем можно было бы взять здесь? - раздумывал Алекс, - народ бывалый, лаптями-снегоступами не удивишь...".
Окна редакции выходили на внутренний двор, где по кругу спортивной площадки носился стриженый физкультурник в голубых трусиках и мягких туфлях, тренируясь в беге. Еще не загоревшие белые ноги его мелькали между деревьями. "С севера, наверное, приехал гражданин". В курилку вошли двое, оживленно жестикулируя.
- А я не поеду в августе. Запишите меня на июнь. В августе малярия.
Алекс потушил папиросу и решительно двинулся в коридор к кабинету редактора. Оказалось, что редактор болен и его замещает пухлый господин в безрукавке цвета хаки. Полные щеки цвета лососиного мяса были прекрасны. Глаза смотрели почти мудро. "Золотой Умка" на зама не произвел никакого впечатления. Взвесив в руке зеленую тетрадь, он вернул ее Алексу.
- Такие объемы нам не по плечу. Да и вообще мы стараемся держаться подальше от всей этой машинерии, инфернетов и тому подобного. Даже материалы стараемся принимать по старинке, в рукописях.
Спиро слушал и тупо смотрел на изысканный рельеф обоев. Стенной спиртовой термометр показывал 18 градусов тепла.
"Ясно, - подумал Алекс, - "Умке" здесь делать нечего. Тогда, может быть, зарисовки с мест, путевые заметки? Ведь придется ездить по всей Чумландии, организовывая детское агентство".
Здесь зам был более благосклонным.
- Какой критерий? Критерий один - насколько интересно и профессионально сделан материал. Главное - побольше чудес и этих... приключений. Наш редактор, он приболел немного, так и говорит: "Никакой политики. Держаться от нее как можно дальше". Сколько журналов до кризиса выходило, где они? А мы сохранили тираж. Не чудо? Вот вы поедете, куда вы сказали? Ах да, Чумландию. Тем более. Ведь эта земля сплошь напичкана чудесами, а какие возможности для приключений!
Алекс кивал головой и думал: "Настоящим чудом окажется мое возвращение. А интересно, как бы он отнесся к истории с медальоном?"
Слегка ободренный замом, Алекс выбрался во двор, пытаясь сообразить, в какой стороне станция метро. В следующую задачу входило посещение издательства, рекомендованного Лоуренсом: "Солидные люди, не кидалово какое-нибудь".
"Надо собраться, сконцентрироваться, хватит путаться в собственных соплях. В конце концов, не для себя все это делается, не корысти ради... Тореадор, смелее в бой!"
Спортсмена-любителя уже не было, солнце плескало полной ладонью на стены домов, балконы пузатились, игриво выставляя гнутый ажур чугуна. Казалось, где-то звучали рояли, мандолины и гармоники.
"Пусть неудачник плачет..."
Окна были распахнуты. Цветники в глиняных горшочках заполняли подоконники. Толстый человек с раскрытой волосатой грудью в подтяжках стоял у окна и страстно пел. Вдоль стены медленно пробирался кот.
11
Алекс третий раз продефилировал мимо белой будки охранника, стоящей за кованой решеткой ограды. Человек в серой форме и с резиновой палкой на ремне подозрительно покосился на приближающегося. Спиро уже минут десять крутился на одном месте, пытаясь найти издательство "Ватага". Координаты он выяснил из телефонного разговора с литературным редактором, но второпях записал таким почерком, что разобрать написанное было практически невозможно.
Страж, осмотрев Спиро с ног до головы металлоискателем, указал пальцем на планшетку Унца.
- Тут у меня бумаги.
- Открывайте, открывайте.
Чертыхаясь про себя, Алекс оторвал кусочек скотча, которым были прихвачены обе половинки.
- Теперь, пожалуйста.
Пройдя еще одного охранника, Спиро вызвал лифт.
"Сказывается соседство с банком, еще бы собак завели. Только банки не взрываются, они сами лопаются".
Через пару минут он вошел в кабинет с табличкой "Издательство "Ватага". В глубине комнаты несколько женщин сидело за компьютерами. Оттуда доносился аромат кофе: был обеденный перерыв. У входа стоял стеллаж с книгами, на корешках красовался фирменный знак издательства.
Обойдя валун ксерокса, Спиро уткнулся в первый письменный стол. Рукописи стопкой поднимались с пола и захлестывали часть столешницы. Остальное пространство занимал монитор с клавиатурой и канцелярские штучки, вперемешку с блокнотами и проспектами. Через минут десять в кабинет вошел человек с кипой бумаг и утомленным выражением лица.
- Вы звонили?
Алекс подумал, что лучше всего такие люди воспринимают слово, облеченное в печатную форму и переправил через бумажный завал сначала газетную заметку об "Умке", потом Правила игры, затем все остальное.
- И что? - над рукописями взметнулись брови редактора.
- Может быть, это представит для вас интерес? - на свет божий появилась заветная тетрадь.
Взвесив ее в руке, редактор вновь взглянул на Алекса.
- А в цифровой форме есть?
- Есть.
Дискета отправилась следом.
- Вот в таком виде вся эта беда размещена в Сети. Пара сюжетных линий имеют вполне законченный вид.
- Вы знаете, если это детектив или триллер, то народ этим уже наелся. Нас сейчас интересуют такие вещи, как рассказы о животных, о природе и главное - юмор.
- Не знаю, как с юмором, но о животных тоже есть...
- Вы в Мозгве остановились? В Электростуле? Я постараюсь не задерживать с ответом. Позвоните послезавтра.