Создателев Александр : другие произведения.

Идея фильма по роману Станислава Лема "Непобедимый"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Быть всё время серьёзным невозможно. Порой мне хочется просто подурачиться, поделиться чем-то незамысловатым и незатейливым.
    Уже довольно давно я читал роман Станислава Лема "Непобедимый". Уже зная главный сюжетный поворот книги, я сильно встревожился на эпизоде, когда после первой разведывательной вылазки с одноимённого корабля на него начинает падать некий чёрный дождь... Тогда я представил эту сцену и решил, что в ней должна играть тревожная музыка, которая бы намекала, что персонажи находятся в потенциальной опасности, в "шаге от беды". И также подумал, что на основе романа можно было бы снять неплохой боевик с элементом триллера в космическом антураже. ...

  

Идея фильма по роману Станислава Лема "Непобедимый"

  
  Быть всё время серьёзным невозможно. Порой мне хочется просто подурачиться, поделиться чем-то незамысловатым и незатейливым.
  
  Уже довольно давно я читал роман Станислава Лема "Непобедимый". Уже зная главный сюжетный поворот книги, я сильно встревожился на эпизоде, когда после первой разведывательной вылазки с одноимённого корабля на него начинает падать некий чёрный дождь... Тогда я представил эту сцену и решил, что в ней должна играть тревожная музыка, которая бы намекала, что персонажи находятся в потенциальной опасности, в "шаге от беды". И также подумал, что на основе романа можно было бы снять неплохой боевик с элементом триллера в космическом антураже. В нём есть экшн-сцены - столкновения людей с "тучей", есть другие жуткие подробности и волнительные моменты - вид останков экипажа предыдущего корабля, затея капитана пропустить через поле нескольких "капель" во время следующего выпадения "чёрного дождя". Книгу довольно легко было бы экранизировать - в ней много действия и описаний, а в нашем реальном мире уже хорошо развилась компьютерная графика.
  Позже я услышал про игру по мотивам книги, и помню, что её обзор меня разочаровал. Оказалось, что сделали "бродилку" - точнее, детективный квест с блужданием по пустыне и сбором разбросанных по ней вещей.
  
  Я решился всё же записать свои мысли и довести их до своей собственной полноценной концепции экранизации. Можете считать нижележащий текст сценарной заявкой или даже spec script.
  
  Для выполнения этой задачи я повторно ознакомился с романом, достав с полки и перелистав страницы тома собрания произведений.
  
  Открывающей сценой фильма я бы сделал пробуждение экипажа от гибернации; книга начинается с торможения корабля перед выходом на орбиту вокруг планеты.
  Следующей заменой был бы порядок действий перед посадкой. Сначала ещё на орбите запустить исследовательские зонды-спутники, и лишь затем - спуститься вниз рядом с местом нахождения ранее пропавшего и найденного снова корабля-близнеца, да и то при уверенности в безопасности посадки. Ещё при облёте следовало бы проверить параметры атмосферы и строение недр этой планеты. С орбиты, дистанционно можно было бы найти и "металлический город", и собственно рой - скопление миниатюрных насекомоподобных роботов инопланетного происхождения. Определить дистанционно их характеристики - обнаружить генерации ими электромагнитного поля... Вообще без посадки. Но без посадки не было бы и истории. Впрочем, люди наверняка захотели бы посмотреть поближе - большинство из нас любопытны, а уж люди знания - тем более... Но тогда получилась бы лишь короткометражка.
  
  Впрочем, опрометчивое поведение людей в книге можно объяснить передачей духа эпохи и желанием автора подтрунить над ним.
  Всё-таки книга вышла в 1963-м, через два с половиной года после полёта Гагарина, в разгар космической гонки.
  Сейчас люди, уже успев "наломать дров" и "потанцевать на граблях" здесь, на Земле, повели бы себя уже аккуратней и осторожней. И сюжет - для сохранения правдоподобия - хорошо бы скорректировать в этом плане.
  
  Ещё один пункт - уменьшение параметров корабля, размера экипажа и имеющегося оборудования.
  В книге фигурирует практически целый авианосец, хотя и названный крейсером (оказывается, что крейсером второго класса, но одним из самых больших космических судов на своей базе). Восемьдесят три (мне запомнилось только восемьдесят) человек на борту, в конструкции предусмотрена кают-компания, библиотека и лазарет, в числе взятого груза были бронированная самоходная машина, несколько внедорожников попроще и куча других автоматических машин. К тому же, даже с гибернацией должно быть предусмотрены большие запасы воздуха, воды и пищи... Сажать такую махину на планету явно глупо, скорее всего - даже невозможно в реальности. Учитывая, что Лем был поборником твёрдого подхода - в романе корабль двигался в межзвёздном пространстве на релятивистской, околосветовой скорости - выходит два варианта. Первый - основной корабль остаётся на орбите, а на планету садится челнок на нескольких человек. Тогда логичнее не пропажа другого "авианосца" (название забылось; оказалось, что "Кондор" - тоже какое-то военное), а лишь первой разведывательной группы. Второй - изначально меньший корабль с меньшим экипажем и более компактным снаряжением. Максимум 15-20 человек, а в комплекте - лишь один вездеход. Я выбрал бы второй.
  Другие причины сокращения числа действующих лиц - придание истории камерности и каждой потери большего веса, увеличение времени на каждого члена экипажа, раскрыть их как личности и дать зрителям прочувствовать трагедию их смерти. В книге большинство персонажей являются функциями, они появляются в паре-тройке эпизодов со снабжением коротким описанием.
  
  У меня до сих пор вызывает недоумение чрезвычайно большой экипаж на аппаратах серии "Энтерпрайз" сеттинга "Star Trek". В неканоничных фильмах, срежиссированных Абрамсом, даже особенно заметно, что большинство из них в сюжете являются статистами и эпизодическими персонажами, зачастую расходными - собственно, с оригинального сериала пошёл термин "краснорубашечник" - это был, как правило, молодой человек невысокого звания, сопровождающий главных героев и первым вляпывающийся в неприятности. Если же говорить о самих главных героях, то с их статусом они вообще не должны "приключаться". Если капитан и первый помощник могут выбирать, кто из них остаётся на корабле командовать в рубке, а кто - отправиться в миссию, то главы специальных служб - связи, инженерной и медицинской - как начальники обязаны находиться на своих постах. Хотя опять же - если бы персонажи вели себя логично, то большинства сюжетов этих сериалов не было бы...
  Для сравнения, в книге Лема капитан Горпах всё время остаётся внутри, за бортом руководством наземных операций занимается его помощник Роган (который и выступает главным героем). Большая часть экипажа оставалась на корабле, лишь отдельные выбранные группы выходили наружу. Бортовой врач покидал судно лишь по своим профессиональным обязанностям - исследовать погибших и помогать выжившим... Да и Горпах сам по специальности - астрогатор (то есть навигатор), ему и в правду нечего делать снаружи (а это уже упрёк в адрес моего любимчика Ивана Ефремова на поведение Вира Норина в романе "Час Быка").
  
  Далее шло бы более-менее точное повторение сюжета книги... Обследование места "приземления", затем ближайшей части океана. Потом вылазки к "Кондору" и "городу" - в таком порядке, а не наоборот, как в романе. И во время первого же, а не второго посещения артефактов происходит первая трагедия. Теряет память Кертелен; в книге его специализация не названа, входил в группу Галлахера для геологического исследования.
  Затем параллельно происходит потеря сразу четырёх разведывательных групп, одна из них - на аппаратах, названных летающими тарелками; впрочем, при выборе второго, минималистичного подхода, будет фигурировать пара машин типа аэротакси.
  Без опоры на книгу, без списка экипажа, я бы оставил в конце фильма шесть уцелевших - капитан-навигатор, его помощник, бортовой врач и инженер электронных систем (то есть большей части технического оснащения, кроме части элементов двигательной системы и жизнеобеспечения) и первая жертва, "впавший в детство" учёный или техник.
  
  Большинство членов экипажа не получило имён и участия в сюжете от автора. Потому ограничимся рассмотрением действующих названных лиц - помимо Горпаха и Рогана - и их судьбы в истории с возможностью их объединения и дополнения.
  
  Начнём с ключевых:
  
  Планетолог Баллин. Один из самых активных персонажей в сюжете. Гибнет в составе группы Рогана.
  Нейрофизиолог Сакс. В фильме будет специально прикомандированным судмедэкспертом.
  Врач Нигрен. В фильме будет штатным бортовым врачом.
  Биохимик Мак Минн. Исключить из повествования в фильме, заменить Саксом.
  Лауда, палеобиолог. Поскольку в книге он "проговаривает" авторское объяснение, то стоит его сделать похожим на Лема, если не внешне, то хотя бы по манерам и привычкам. В фильме будет просто биологом.
  Гаарб. Специальность не названа. Третий по старшинству. Для фильма придётся придумать специализацию.
  Гралев, физик/биофизик. Потерял память. Поменять специализацию.
  Ярг и Тернер, боцманы. Погибли в составе группы Рогана. Поменять специализацию.
  
  Эпизодические:
  Иордан и боцман Бланк - два участника первого выхода с корабля. Исключить из повествования в фильме.
  Модерон, доктор Квастлер, биолог Иоппе. Исключить, заменить другими персонажами.
  Стормонт, врач. Витте и Эльдьярн, технологи. Магдов, техник. Исключить из повествования.
  Эретт, техник-картограф. Просматривал снимки с орбиты. Исключить из повествования в фильме, заменить Баллином.
  Фитцпатрик, Броза и Кехлин, океанологи. Исключить из повествования в фильме, заменить планетологом Баллином и биологом Лаудой.
  Хагеруп, биолог и Кралик, техник. Исключить из повествования.
  Физик-атомник Сарнер. Исключить из повествования в фильме, заменить другим персонажем.
  Петерсен, заместитель главного инженера и Ганонг, инженер. Исключить из повествования в фильме, объединить или заменить другими персонажами.
  Новик, главный геолог и Галлахер, геолог. Оставить только одного в фильме.
  Хен, сварщик. Исключить.
  Язон, физик-ядерщик. Исключить из повествования в фильме, заменить другим персонажем.
  Стром, расчётчик орбиты. Исключить.
  Кронотос, главный кибернетик. Появляется впервые как оппонент Лауды с идеей разума у роя. Исключить из повествования в фильме, заменить другим персонажем.
  Заурахан, заместитель главного кибернетика, и Ливин, кибернетик. В фильме будет лишь один штатный робототехник, его роль будет расширена за счёт других, например, того же Кронотоса (это греческое или псевдогреческое имя звучит слишком пафосно).
  
  Примечательно, что в книге перед возвращением Рогана без своей группы Горпах заявляет, что у него под рукой осталось лишь семь дееспособных человек, из них два врача.
  
  В фильме помимо коптеров с пилотами пропадает без вести лишь ещё пара человек в наземной группе, ещё один из них - Гралёв - возвращается со стёртой памятью. И лишь затем происходит несчастие с Роганом и его группой.
  
  Следующим крупным отступлением было бы оружие робота-автомата, точнее - самоходной машины с ИИ (в книге фигурировал электронный мозг) по прозвищу "Циклоп". Вместо луча антипротонов, использование которого, как и электронного, в атмосфере вряд ли возможно - свет лазера для испарения горных пород, как, например, в составе инструментальных комплексов ChemCam на марсоходе Curiosity и SuperCam на Perseverance.
  
  После потери контроля над "Циклопом" капитан приходит в ярость, но быстро приходит в себя; затем, после уничтожения машины, отправляет, говоря об ответственности за людей, Рогана в предложенном техниками варианте защиты - шапочке... нет, не из фольги, а из проволочной сетки, экранирующей поля подобно клетке Фарадея - искать пропавших членов экипажа. Но если ты говоришь об ответственности, то почему не отправляешься сам?
  Во время прочтения эта часть чувствовалась нелепой и неправдоподобной, а потому в фильме будет иначе - остатки команды вяжут сорвавшегося капитана, который готовился окончательно решить вопрос с роем (роем инопланетных миниатюрных роботов) с помощью собираемого им из подручных инструментов генератора ЭМИ. А электромагнитный импульс заодно бы "сжёг" и земную электронику, после чего людям пришлось бы выживать посреди пустыни, надеясь на отправку сюда второй спасательной миссии... Что реалистичнее фигурировавшей в книге ядерной зимы - признака времени написания, но воспринимающейся как мера из числа "из пушки по воробьям".
  В фильме экранирующее голову покрытие будут предлагать врач и инженер электронных систем, которые перед этим спорят о возможности некроэволюции и форме мутаций в технических устройствах.
  Вылазка Рогана наружу с шапкой-сеточкой на голове проходит успешно - уловка сработала. Он проходит под роем и хоронит погибших товарищей; возможности забрать их тела на корабль у него нет.
  
  Почему же ещё не сняли? Многие элементы истории уже примелькались в уже выходивших фильмах. Инопланетных артефактов на другой планете - Марсе (с ним сравнивался Регис 3) или другой пустынной у других звёзд - уже было немало в голливудском кино с 1980-х по 2000-е. Картины беспорядка в помещениях "Кондора" мне при чтении напомнили сцены из первого фильма отечественной кинодилогии "Параграф 78", в которой потеря разума сотрудниками военной лаборатории была обусловлена заражением искусственно созданным, но всего лишь биологическим вирусом.
  Рой миниатюрных роботов тоже уже появлялись - я могу вспомнить сразу, без раздумья, два недавних примера - тоже инопланетных, одичавших, но "прирученных" заново антагонистом в фильме "Стартрек: Бесконечность" и созданных людьми для своего обслуживания, но ставших смертоносными в эпизоде "Smile" 10-го сезона сериала "Доктор Кто".
  
  Выходит, что с данной книгой повторилась замеченная Лемом ситуация с фантастическо-философскими трактатами почитаемого польским мэтром британского писателя Олафа Стэплдона "Последние и первые люди" и "Создатель звёзд" - те намного раньше стали сокровищницей идей и сюжетов для англо-американской фантастики на следующие полвека.
  
  Но что же выделяло бы ленту? Посыл из книги.
  Оставшаяся без хозяев продвинутая техника продолжила бороться за своё сохранение и "одичала", приобрела новый облик и новые свойства, приспособившись к условиям окружающей природы, и стала полноценной самобытной частью данной планеты. Теперь эти роботы - уникальный образец некроэволюции, то есть эволюции неживых систем, и местная стихийная сила, которой принадлежит занятое ей пространство.
  А как передать в фильме? Сначала - "проговорить" в выступлениях помощника капитана и биолога на общем собрании после гибели целой группы, затем - через описанную в книге картину полёта скопления перед взором отдыхающего после тяжёлого труда главного героя, дополнительно снабжённой музыкальным сопровождением в виде плавной, размеренной печальной мелодии.
  
  Концовку я придумал следующую: возвращаясь назад, почти у корабля Роган случайно теряет шапочку. Рой устремляется к нему и зависает над головой. Человек готовится к смерти, но он скоро понимает, что чувствует себя также. Машины после долгого, в пару минут, кружения, отлетают кучей в сторону, и Роган безмолвно и с угрюмым выражением лица достаёт и направляет на их скопление пистолет.
  Тут идёт калейдоскоп кадров - равнины, усыпанные чёрными пятнами; скелеты в песках и насыпи могил посреди лишённых растительности горных долин.
  Помощник капитана опускает оружие, теперь его лицо выражает умиротворение и усталость. Помедлив, он убирает пистолет, поднимает упавшую сетку, поворачивается к кораблю... и видит инженера. Вдвоём, не разговаривая друг с другом, они входят внутрь. Корабль поднимается на включённых двигателях; успокоившийся, с полоской крови под носом, Горпах выводит его за пределы атмосферы. Титры.
  
  Полагаю, пану Станиславу, которому не нравились фильмы по его книгам, эта лента могла бы и приглянуться.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"