Создателев Александр : другие произведения.

Обзор кинофантастики - будущее, роботы и виртуальная реальность

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я не уверен, будут ли последующие части, потому не стал добавлять в название слова "Часть первая". В основном фильмы не высшей категории, провальные или второсортные, даже в них можно найти привлекательные или интересные элементы, такие своеобразные "зёрна в соре".
    "(Не)идеальный мужчина" (2020, Россия), "Земля будущего" ("Tomorrowland"; 2015, США), "Обратимая реальность" (2021, Россия), "Суррогаты" (2009, США), "Шестой день" (2000, США).

  

Обзор кинофантастики - будущее, роботы и виртуальная реальность

  
  Я не уверен, будут ли последующие части, потому не стал добавлять в название слова "Часть первая". В основном фильмы не высшей категории, провальные или второсортные, даже в них можно найти привлекательные или интересные элементы, такие своеобразные "зёрна в соре".
  
  
  
  1. "(Не)идеальный мужчина" (фильм, 2020, Россия).
  
  Да, по сути, это не полноценная фантастика, а мелодрама с фантастическим элементом. Который, однако, вполне заслуживает внимания.
  
  В прошлом десятилетии конструкторы значительно преуспели в увеличении функциональность и схожести с человеком роботов-андроидов, причём не только и не сколько японские, сколько американские и европейские.
  Прежде всего вспоминается Boston Dynamics c Atlas (2013 год), а вот София (2015 года) от гонконгской компании Hanson Robotics скорее больше маркетинговая акция, нежели реальное достижение. И ещё прогремевшие на весь мир как раз в 2018-м секс-боты RealDoll от американской Abyss Creation Realbotix и Samanta от испанской Synthea Amatus как вполне вероятные предшественники показанных в фильме роботов.
  В фильме ютуб-канал "Клафно посидели" хоть и датирован 2019-м, но, очевидно, что возможное время действия фильма, время, в котором эта история могла быть жизненной - 2020-е, середина или вторая половина десятилетия. Конечно, альтернативные 2020-е, в которых не было пандемии и войны. Изображённый в кинокартине мир уже невозможен, часть его элементов уже ушли в прошлое, а многие - вскоре вслед за ними. Таких беззаботных самодовольных халявщиков как директор магазина импортных японских роботов в исполнении Лагашкина или тех двух патрульных полицейских, собиравшихся арестовать бывшего парня главной героини и её робота, точно должно было уже стать меньше.
  А вот когда сменят художников-оформителей... Многоквартирный дом в новом жилищном комплексе, в котором по сюжету живёт Светлана, имеет "вырвиглазную" окраску из фигур ярких, пёстрых цветов; это же настоящий кошмар эпилептика, такой вид запросто вызовет у человека припадок. Впрочем, стоит спросить и с того, кто такое оформление утвердил...
  
  
  
  2. "Земля будущего" ("Tomorrowland"; фильм, 2015, США).
  
  Провалившийся в прокате кино-аттракцион, в прямом смысле слова - антураж и часть сюжетных поворотов фильма были созданы на основе одноимённого обычного аттракциона в Диснейленде. Но мало кто обратил внимание на идейное содержание; есть хорошая статья на МирФе, можете найти самостоятельно. Вполне возможно, что дело во времени создания - на том же МирФ в другой статье рассуждали о возвращении в середине 2010-х интереса к науке и технооптимизма; тогда вышли блокбастеры "Гравитация" и "Интерстеллар", именно тогда Маск стал регулярно мелькать в мировых СМИ, стал медийной личностью. Боюсь, что этот период уже закончился, даже ещё до пандемии - волна нагнетания страха вокруг ИИ началась ещё до ковида, а позже добавилась истерия вокруг вакцинации и технологии 5G. Собственно, фильм меня "зацепил" главной героиней, которая тоже хочет полететь к звёздам, а отец - тоже инженер ракетно-космической отрасли.
  
  Есть ещё пара замеченных мной, но не попадавшихся мне в сетевых обзорах интересных деталей (хотя, если честно, я и не искал).
  Так, временем действия фильма, кануном мировой катастрофы оказывается 2019 год. Как я определил? Персонаж Джорджа Клуни спрашивает девочку-робота Афину, когда она проверяла "Спектакль", она отвечает, что 25 лет назад. После этой реплики он произносит фразу "Они и тебя выставили?" В конце фильма мы узнаём из воспоминаний Афины, что высылка Уокера из параллельного измерения состоялась в апреле 1994-го. 1994 плюс 25 даёт 2019. Судя по одежде и растительности, действие происходит в тёплую часть года; также в начале кинокартины главгероиня вместе с младшим братом собираются в школу, затем следуют сцены в учебных классах. Цветения тоже не видно, более того, в полях уже стоят довольно высокие стебли. Если допустить, что это сентябрь (Техас и Флорида, конечно, довольно тёплые места, но зимой там всё же прохладно), то через два месяца (на таймере обратного отчёта в доме Уокера значилось 59 суток) будет ноябрь...
  А среди катаклизмов, которые должны были составлять грядущий крах цивилизации, были названы война - война между крупными державами, с ядерным оружием; политические потрясения и, как главные беды - таяние ледников и повышение моря в результате глобального потепления с исчезновением пчёл (и других насекомых-опылителей). Все из тех, о которых много говорили в 2000-х, кроме одной, той, что забыли в 2010-е - глобальная эпидемия, пандемия. Которая в предполагаемый в фильме срок и произошла...
  
  Концовка у фильма счастливая, катастрофы не произошло, но и мир в состоянии далёком от оптимального. Но вот кому вручили новые значки вербовщики? Молодой человек, расписывавший доску математическими формулами, точно достоин внимания. Ладно, уличный музыкант-гитарист, художница и девочка-балерина тоже сойдут. Смотритель слонов, техник ветряков и сажательница деревьев добавлены из-за экологической повестки. Но судья и дизайнер кузовов автомобилей? Они-то тут причём? Какие из них мечтатели? О чём таком они мечтают? Даже страшно представить...
  
  
  
  3. "Обратимая реальность" (фильм, 2021, Россия).
  
  Фильм посмотрел с большим интересом, его создателям удалось подавить недоверие, до конца по большей части сохранялось ощущение правдоподобности происходящего, за исключением возраста противников виртуальной реальности - в основном это были довольно молодые люди, среди них не показали ни одного человека среднего и пожилого возраста. Да, молодёжи обычно проще освоить новые технологии, они более склонны к радикализму в своих взглядах, но всё равно это выглядит странно, сильно выбивается из общей панорамы. Впрочем, после просмотра, перебирая в уме запомнившиеся сцены, находишь дополнительные огрехи.
  
  Время действия, как я предполагаю из показанного в фильме и текущего состояния, тенденций развития виртуальных технологий - конец 2030-х или начало 2040-х, то есть "наше время + 20 лет" в прямом смысле слова. Года 3-5 на работающий прототип, через 7-8 лет серийная модель, ещё несколько лет на раскрутку - удешевление производства, увеличение функционала и заполнение библиотеки контента.
  В фильме показано, что устройствами виртуальной реальности пользуются как смартфонами в наше время. Нам демонстрируют, что пока большинство едет на работу погрузившись в "путешествия", Вика (молодая девушка, одна из главных персонажей) читает книги. Но в поезде она одна такая! В то время как у нас до сих пор находятся люди, которые в метро вообще читают обычную бумажную газету. Да, чаще всего это люди в возрасте, но всё же... Также удивляет, что мы видим только взрослых людей. Присутствуют молодые люди, присутствуют пожилые, но нет детей и подростков. Частично можно объяснить это - судя по реплике главного персонажа - разделением города на части, в которых живут или работают люди определённых уровня дохода и профессиональных категорий, но всё равно странно.
  
  Прикинул возраст профессора - изобретателя виртуальных путешествий. Предполагаю, что ему 50-60 лет. Тогда, отсчитав от рубежа 2030-40-х годов 50 лет, получаем рождение в конце 1980-х или начале 1990-х годов. Когда он был ребёнком, его напугал клоун, и, когда от страха он бежал, его сбила машина. В советское время клоуна можно было встретить разве что в цирке да на телевидении, но позже появилось много аниматоров, выступающих на улице. В общем, эта часть биографии профессора вполне ложится в предполагаемые мной временные границы. А сейчас он должен быть ещё относительно молод, где-то между 30 и 40 годами - мужчина в самом расцвете жизненных сил.
  
  Далее, оформление помещений компании и спецодежда разными оттенками серого вызывает чувство подавленности и тоски. Ожидаешь, что российская IT-корпорация должна косплеить американские фирмы, такие как Google, Apple или Microsoft, а потому должны быть светлые или тёплые цвета. Да, у нас тут технологическая антиутопия с нуаром - подражание киберпанку, но уже существует посткиберпанк, и есть реальность со своим здравым смыслом. Так, к примеру, случайные прохожие одеты как обыватели в фильме-антиутопии "Разрушитель" со Сильвестром Сталлоне; как я понимаю, это полноценный оммаж. Да и в целом костюмы персонажей очень вычурные, вряд ли так будут ходить в будущем.
  
  
  
  4. "Суррогаты" (фильм, 2009, США).
  
  Детектив с Брюсом Уиллисом в главных ролях, довольно редко показываемый на ТВ.
  В начале фильма, когда задаётся экспозиция, показываются кадры с реальными разработками в области робототехники, конструирования экзоскелетов и дистанционного управления с помощью нейроинтерфейсов, преимущественно неинвазивных. Они были подписаны как события 14-летней давности. Сняты эти кадры, конечно, раньше самого фильма, так что можно заявить, что время действия - конец 2010-х или скорее начало 2020-х.
  
  Нам показывают мир, где роботы-аватары, стоящие как смартфон, ходят по улицам - на работу и по магазинам - в то время как люди сидят дома в специальных установках. В каком-то смысле это сбылось - только вместо роботов программы видеосвязи, онлайн-магазины с онлайн-оплатой по банковской карте и утилиты удалённого доступа с VPN.
  
  Впрочем, и заявленные направления научно-технической мысли в последние годы заметно шагнули вперёд и вот-вот выйдут из лабораторий в реальную жизнь. Про роботов-андроидов уже написано в анализе другого фильма.
  
  Первая попытка создать полноценный экзоскелет состоялась ещё в 1960-е в США, вскоре после выхода книги Хайнлайна "Звёздный десант" (1959). Первые настоящие экзоскелеты военного и медицинского предназначения появились примерно в одно время - в 2010-м, вскоре после выхода фильма (модели HULC и ReWalk соответственно), а первые рабочие, предназначенные для ежедневных трудовых обязанностей, экземпляры появились в 2015-м (модель Assist Suit AWN-03, для подъёма грузов).
  Так что такой человек как доктор Лайтман, который в фильме боролся против изобретённой им же технологии "аватаров", в реальности может ходить с помощью собранного им самим экзоскелета.
  
  Первые функционирующие нейроинтерфейсы появились ещё в середине 1990-х, но первый достойный по своим возможностям вариант - вживляемый в мозг BrainGate - был представлен лишь в апреле 2021-го. Да, проект Neuralink более известен, но он в отстающих. Американское Федеральное управление по лекарственным средствам (FDA) уже пару раз отклонило заявку от компании Маска на разрешение испытаний на людях; в то время как стартап Synchron, получивший первоначальный капитал от DARPA, провёл их для своего устройства Switch в Австралии ещё в 2021-м, а в этом, 2023-м, готовится новый набор пациентов уже в США. Stentrode - стент с датчиками активности мозга - внедряется, подобно коронарному, в яремную вену человека, и регистраторы по кровотоку добираются до моторной коры. Он соединяется через провод с вычислительным чипом, помещаемым как кардиостимулятор в грудную клетку. Эта система значительно менее чувствительна, для корректировки используется трекер для движения глаз, но она намного менее громоздка и потому проще в производстве, установке и использовании, чем BrainGate и Neuralink.
  
  
  
  5. "Шестой день" (фильм, 2000, США).
  
  Ещё один фантастический фильм со Шварцнеггером в главной роли, но с акцентом на биотехнологии. В детстве этот фильм был одним из любимых, и для меня было неожиданностью, что он тоже провалился в прокате.
  
  Ориентируясь на начальную заставку, можно прикинуть примерное время действия фильма - это 15-20 лет после клонирования овечки Долли... примерно 2011-2016 годы.
  В фильме показаны ставшие реальностью в этот срок или чуть позже дистанционное управление вертолётами - в виде дронов-беспилотников, автомобили с примитивным автопилотом...
  
  Также в фильме фигурировала фирма RePet, которая принадлежала мультимиллионеру Дракеру, который явно ассоциируется и с известным уже тогда Стивом Джобсом (водолазка и очки) и прославившимся намного позже Илоном Маском (ношение чёрного пиджака, спонсирование как экстравагантных, так потенциально и реально перспективных направлений).
  
  Конечно, технология, заявленная как клонирование, им не является. Но в конце прошлого десятилетия прогресс сделал реальный процесс клонирования результативным и коммерчески доступным. Вместе с технологией геномного редактирования это позволяет создавать живых существ с нужными качествами. Например, свиней, чьи органы можно трансплантировать людям.
  В фильме упоминается восстановление численности редких и вымирающих видов с помощью этих технологий как уже свершившееся, в реальности об этом пока только говорят. Ещё в августе 2020-го, до громогласных заявлений биотехнологическими стартапами намерений в отношении мамонтов и тасманийских волков, на свет появилась первая клонированная лошадь Пржевальского. Жеребенок по кличке Курт (в честь генетика, основателя биобанка при зоопарке) был выведен из замороженных клеток, взятых в 1980-м у переселённого в зоопарк Сан-Диего жеребца. Процедуры получения зародыша и его переноса в суррогатную мать провела биотехнологическая компания ViaGen Equine, которая специализируется на клонировании лошадей и других домашних животных. Последний раз в дикой природе лошадей Пржевальского видели в 1969 году, возможно, этот вид или подвид сохранился только в неволе - в разбросанных по всему миру зоопарках и питомниках.
  
  Из прочего - куклы с растущими как у живых людей волосами и ногтями были в продаже, но особой популярностью не пользовались. Пистолетов, стреляющих плазмой и электрическими разрядами, у нас до сих пор нет. Портативные голографические проекторы, как в эпизоде с цифровыми адвокатом и психологом, были представлены в 2015-м, но повсеместными они ещё не стали. А вот сами чат-боты, а также умная техника, со встроенными электроникой и голосовыми программами, сейчас постепенно входят в наш обиход. Упоминания лазерных бритвенных станков за пределами фильма мне не попадались, но я решил поискать. Оказалось, что концепция появилась в середине 1990-х, а первая представленная публике попытка - бритва от Skarp - была предъявлена в сентябре 2015-го; краундфандинговая компания была закрыта из-за отсутствия работающего прототипа.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"