Ревва Игорь Юрьевич - молодой фантаст, который уже успел запомниться читателям серией актуальных фантастических рассказов и романов. Сам писатель частенько повторяет:
"Мне кажется, что при определенном желании можно получить некий сплав казалось бы несовместимых жанров. И сплав этот может оказаться довольно привлекательным для читателя".
- Здравствуйте, Игорь! Известно, что Пушкин с раннего детства на вопрос "Кто ты?", не задумываясь, отвечал, что он поэт. А как бы ответили вы?
- Ну, в отличие от Пушкина, я сразу же задумался... Явно, не Пушкин... Кто? Наверное, ученик. Не очень прилежный, далеко не отличник. Но продолжающий учиться у жизни.
- Вы бы хотели изменить какой-нибудь из уже изданных ваших романов или даже вовсе убрать его с читательских и магазинных полок?
- Почти каждую свою вещь я сейчас написал бы уже иначе, чем раньше. Не уверен, что она стала бы от этого лучше, но то, что это была бы уже иная вещь - наверняка.
А с полок убирать - зачем же?! Пусть люди читают.
- Вся ваша склонность к фантазированию реализуется на страницах ваших произведений или в жизни все равно приходится прибегать к вранью?
- Мне кажется, что фантазия и враньё - это очень разные вещи. В жизни я люблю иногда пофантазировать, довести какую-нибудь мысль до её фантастического завершения или до абсурда. Часто многое из этого попадает в рассказы или романы. Но у меня почему-то такая жизнь, что особенно-то ничего выдумывать и не приходится. Порой такие истории случаются, что только успевай записывать.
Что же касается вранья - в жизни всячески стараюсь этого избегать. Удаётся почти всегда.
- Верите ли вы в элементы фэнтези в нашей жизни? (магия, вампиры, волшебные зелья...)
- Иногда вокруг меня происходят такие вещи, что хочешь или нет, а верить приходится.
С вампирами, правда, не встречался, но мне кажется, что особого удивления не испытал бы.
Фэнтези потому и нравится людям, что там действие построено не на научных законах, а на фантазии. Я вот, например, дракона себе вообразить могу, вампира тоже, колдуна там или ведьму. А вот представить себе механизм действия чёрной дыры - простите, с трудом. Возможно, сказывается недостаток технического образования.
- Бывало ли так, что фантастическое событие, описанное в вашем романе,
полностью или частично происходило в реальной жизни?
- Чаще бывает наоборот - когда рядом происходит такая фантастика, что просто диву даёшься.
А вообще, основная мысль любого романа всегда вполне реальна и обязательно меня интересует. Национализм ("Последнее заклятие"), неожиданно полученная власть над миром ("Сила Бессмертных"), проблема предательства и моральной ответственности человека ("Бессмертный Принц"), альтернативные варианты развития общества ("Выбор") - любая эта проблема вызывает у меня интерес. Фантастика же позволяет мне свободно и без оглядки окунуться в создание картины нереального мира, где всё может случиться, и где всё, что случается, работает именно на интересующую меня проблему.
- Ну а вот, к примеру, настроение плохое: хочется ли выместить на героях свою злобу?
- Никогда! Каждого своего героя я люблю, каждый мне дорог, что бы я ни вытворял с ним в романе. И каким бы герой ни был - положительным или отрицательным, - он всегда дорог мне.
Настроение, разумеется, от меня самого зависит слабо. Существует масса факторов, так или иначе усложняющих жизнь. Единственное, что в моих силах, это стараться по мере сил избегать их.
Когда у меня гнусное расположение духа, я просто не сажусь работать. Я знаю, что ничего хорошего у меня в этот момент не получится. И вообще я слабо представляю себе, как можно сделать что-либо хорошее или красивое, если пребываешь в плохом настроении.
- Никого не удивишь разделением всех людей на кошек и собак. Кем вы считаете себя больше?
- Даже не знаю. Кошки, наверное, всё-таки ближе.
- Кто-нибудь из наших современников может рассчитывать стать классиком жанра фантастики?
- Почему бы и нет? Было бы весьма обидно, если б этого не случилось. Но кто именно - это уж рассудит время. Масса хороших и очень известных в своё время фантастов сейчас позабыта. Время - лучший судья, оно из хорошего отбирает лучшее.
- Каких наших и зарубежных авторов фантастики вы бы включили в школьную программу?
- А нужно ли это вообще? Фантастика - это, всё-таки, немножко сказка. Когда смотришь на цветок, наслаждаешься его ароматом - это одно. А когда тебе начинают объяснять: это пестик, это тычинка...
Наверное поэтому я так не люблю дарить цветы, хотя иногда и приходится.
- Стоит ли, на ваш взгляд, предлагать абитуриентам на вступительном сочинении свободные темы?
- Я слабо разбираюсь в педагогике. На мой взгляд, если это литературный факультет, то стоит. В остальных случаях - не уверен.
- Любой может научиться писательскому ремеслу или это дар, данный от природы?
- Ремеслу - да. Таланту - нет. Можно научить человека красиво и правильно писать, излагать свою мысль. Это обязательное условие. Но есть ли у человека талант, никто не сможет сказать точно.
Если не ошибаюсь, у Марка Твена однажды спросили, как это ему удаётся писать такие замечательные рассказы?
"Всё очень просто! Садишься и записываешь всё, что приходит тебе в голову! Самая большая проблема - ЧТО именно приходит тебе в голову..."
- Писатель - создание ночное или дневное?
- Я - ночное. Самое ночное, как сова. Но я знаю людей, которым легче пишется в иное время суток. Мне же ночью работать легче - никто не отвлекает, тишина, покой...
- У кого из ваших собратьев по перу перышки поярче будут?
- Да, наверное, у многих. Сейчас много хороших авторов. Начни перечислять - обязательно кого-нибудь, да забудешь.
- Бывало ли так, что действие в романе выходило из-под вашего контроля, развивалось и заканчивалось не так, как вы задумывали изначально? То есть вы управляете сюжетом или сюжет вами?
- Да, бывало. Роман "Конец света" писался именно так.
Я начинал его с вполне определённой мыслью, но потом он неожиданно закусил удила. И мысль, которую я хотел показать в романе, вдруг повернулась ко мне неожиданной и даже страшноватой стороной.
Странное чувство - когда не знаешь, что в следующую секунду сделает придуманный тобой герой, что он скажет, какое примет решение. Странное чувство - захватывающее и одновременно пугающее. И это бывает не так уж редко.
Иногда какой-нибудь эпизод в романе начинает развиваться и жить самостоятельно, идя наперекор моей мысли. Перечитываешь потом, через пару дней, этот эпизод, смотришь на своего героя и думаешь: "И что же ты натворил-то?!"
Я стараюсь не исключать эти эпизоды из романов. По мере сил пытаюсь сделать так, чтобы они как можно гармоничнее вошли в ткань произведения, прижились там.
- Фантаст в прошлом - это двоечник и хулиган или прилежный ученик-отличник?
- Не знаю, как остальные фантасты, а я себя отличником назвать не могу. Во всяком случае, не по всем дисциплинам. Что же касается литературы и русского языка, то оценки по этим двум предметам были весьма и весьма далеки от желаемых окружающими. Однажды даже переэкзаменовка была, классе в седьмом, если не ошибаюсь.
- Всегда ли экранизация портит хороший роман?
- Практически да. То есть, она не то, чтобы портит, она делает его другим. Кино - это совершенно иной вид искусства, со своим языком, со своими законами и правилами. Не совсем это верно - сравнивать, роман лучше или фильм. Разные вещи, совершенно разные. Это всё равно, как если сравнивать "Тайную вечерю" Леонардо да Винчи с соответствующей главой из Библии. Что из них лучше?!
- Допустим, у вас есть машина времени, а плутония всего на одну поездку. Вы бы отправились в прошлое, чтобы изменить судьбу человечества, или же в будущее - "на других посмотреть и себя показать"?
- Боюсь, что я даже и не сел бы в эту машину. Менять прошлое не хочу - Наполеон из меня никудышный. А будущее лучше делать самому.
- Вы нашли Шар из "Пикника на обочине". Что бы вы пожелали человечеству?
- Напрашивается ставшая уже классической фраза из того же романа: "Пусть никто не уйдёт обиженным". Но я тут же вспоминаю, как кто-то говорил мне, что в первоначальном варианте у Стругацких эта фраза не была последней. За ней следовала ещё одна: "И воцарилась тьма".
То есть, желания людей настолько различны, что исполнись они все разом, и действительно - "воцарится Тьма". Поэтому я просто хотел бы пожелать, чтобы люди не делали зла.
Не нужно творить добро так, как вы его понимаете, и таким, каковым вы его себе представляете. Не нужно. Просто - не творите зла.