Тринадцатая заповедь (кинокомедия)
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Идут титры:
ТРИНАДЦАТАЯ ЗАПОВЕДЬ
СЦЕНАРИЙ Бориса Сотникова
На экране мы видим кабинет сценариста. Сценарист, кончив печатать на машинке, поднимается, вынимает отпечатанный лист и, усмехаясь, говорит в зрительный зал:
- Ориентировочно - кинокомедия, а вообще-то у-жасная история!
РЕЖИССЁР ....................................
Мы видим режиссёра за монтажным столиком. Волнуясь, передвигая плёнку целыми метрами, он озабоченно говорит зрителям:
- Дело наше - творческое. Боюсь, натворили мы тут дел!
ОПЕРАТОР ....................................
Съёмочная площадка. Прильнув к камере, оператор снимает сцену, в которой фотограф Ломтев в ужасе выскакивает из сарая и падает в корыто с водой.
Оператор перестаёт снимать, поворачивается к нам и, подмигнув, сообщает:
- Мне лично фотографа жалко - всё-таки коллега в какой-то степени.
В ролях:
АБИТУРИЕНТКА ВЕРОЧКА - арт. ....................................
Открывается дверь и в столовую комнату, где стоит длинный стол, заканчивающийся буквой "Т", какие ставят в кабинетах директоров, входит миловидная девушка в халатике и с грустью произносит:
- Опять абитуриентка!..
Это Вера, племянница Якова Ивановича Панченко. На глаза ей попадается надпись на стене, сделанная краской над "председательским" стулом:
ДУМАЙ!
КАК ЖИТЬ?
Вера криво усмехается.
- Мой дядечка! - саркастически сообщает она, кивая на надпись. - Любитель надписей и древних изречений. - Вздыхает: - Думай, как жить? Ему хорошо, а вот кто хоть раз проваливался, знает, какое чувство проникает в душу. - Неожиданно светло улыбается: - А теперь туда проникло такое!.. Ой, - опускает она ресницы, - закрою глаза, и вижу...
Мы видим улыбающееся лицо симпатичного парня с озорными глазами.
А теперь видим, что он стоит перед тумбочкой, на которой покоится большой глиняный бюст, ещё мокрый от воды. В скульптуре вылеплено окарикатуренное лицо пожилого мужчины. Парень что-то поправляет пальцами на мокрой глине и чуть отходит, любуясь произведением.
Внизу экрана появляется надпись:
АКТЁР ДРАМТЕАТРА СЛАВА ОВЕЧКИН - арт. ....................................
Слава, вновь приступая к поправкам на лице скульптуры, говорит:
- Честное слово, не знаю, почему так выходит: фамилия у меня тихая, а где ни ступлю - либо горит, либо кричат "держите!". - Он оглядывается на дверь, ведущую в спальню родителей, продолжает:
- Мама давно махнула на меня - Насреддин из Бухары! А дядя девушки, с которой я познакомился, ставит на меня в своём дворе волчьи капканы. Ну и тип! - восклицает он, ткнув пальцем в бюст.
- Это я тип?! - схватывается и садится на постель взлохмаченный, проснувшийся мужчина в майке и в длинных, "бухгалтерских" трусах. В нём мы сразу узнаём человека, изображённого в скульптуре.
Внизу экрана появляется надпись:
ЗАВЕДУЮЩИЙ СКЛАДОМ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ ЛИКЁРОВОДОЧНОГО ЗАВОДА
ЯКОВ ИВАНОВИЧ ПАНЧЕНКО - арт. ....................................
Сидя на кровати, Панченко прислушивается к лаю собаки во дворе, потом вскакивает и босиком подбегает к раскрытому окну. Разглядывая рыжего лающего пса на цепи и надпись на собачьей будке: "Хто не гавкает, тот не ест!", он кричит прямо в зрительный зал:
- Ну скажите мине, есть справэдлывисть у нашему городе? Даже бюст Сократа на улице этого... Дэмьяна... Бедного укралы! А теперь на мою голову ещё отот артыст? - Панченко высовывается в окно и разглядывает куст роз под соседним окном и большой волчий капкан на земле. Переведя взгляд на своего огромного пса, добавляет: - Та мой Рэвизор, даром шо собака, бэз диплома, а у жизни больше понимает, чем той Славка Овечкин!
Теперь мы видим крупным планом рыжую собачью морду с лихими белыми бровями. Чем-то она напоминает своего хозяина - то же самодовольное и тупое выражение.
- Гав! Гав! Гав! - старается пёс с экрана.
Внизу появляется надпись:
РЕВИЗОР - роль бесплатно исполняет Трезор гражданина Недовольного.
Панченко возле окна, подтянув трусы, восторженно объявляет:
- Имеется жених дэфицитного коэффициенту, от!
В гостиничном номере молодой человек в белой майке и чёрных брюках подходит к отрывному календарю на стене, отрывает листок "2 июля, четверг, 1974" и говорит:
- Второй месяц пошёл...
Отходит к зеркалу и, разглядывая себя, продолжает с одесским акцентом:
- Межьду прочим, если у человека тут, - стучит пальцем себя по лбу, - варит, он найдёт способ красиво жить, будьте уверены.
Внизу на экране появляется надпись:
ЮРА-ПРОФЕССОРЧИК, КОМАНДИРОВОЧНЫЙ ИЗ ОДЕССЫ - арт. ....................................
"Профессорчик", оборачиваясь к нам, говорит:
- На Дерибасовской интеллигентные люди зовут меня "Юра-Профессорчик". В Одессе знают, как называть интересных людей, можете не сомневаться. - Кидает в рот конфетку. - Межьду прочим, Остап Бендер - мой дедушька. Закройте вашу энциклопедию! - кричит он в зрительный зал. - Там этого пока нет. Я говорю - пока, - помахивает он ладонью.
В столовую врывается бурная, лихо одетая жена Якова Ивановича, Мария Павловна.
- Нет, погодите! - кричит она в зрительный зал.
Внизу появляется надпись:
МАРИЯ ПАВЛОВНА ПАНЧЕНКО, СЛАБАЯ ЖЕНЩИНА - арт. ....................................
Мария Павловна с вызовом продолжает:
- Да, я слабая женщина. - Швыряет на стол сумочку. - Так скажите мне, - поправляет она кончиками пальцев свою причёску, - кроткой женщине можно теперь поступить в институт без? Ну, хотя бы без двоюродного блата? Я уже не говорю о родном. Молчите?
- Молчу! - говорит огромный шофёр Кошкин, вылезая из кабины грузовика и захлопывая дверцу. - Моё дело шофёрское: привезти, отвезти, - рассматривает он вокзал, железнодорожные пути, вагоны, виднеющиеся вдали.
Внизу на экране появляется надпись:
ШОФЁР КОШКИН - арт. ....................................
Кошкин поворачивается к нам, продолжает:
- Об остальном пусть думает начальство, ему за умственное расстройство платят. А я считаю: мужику щас без образования легче. Открутил смену, подвёз там кого, и 200 рэ обеспечено. Без инфарктов.
- Верно, Ваня. Работа у начальства - слеза с уксусом, - жалуется у себя во дворе прораб Кульков, закрывая капот "Москвича". Вытирает руки, прислушиваясь к работе мотора. Подрагивает капот.
Внизу экрана появляется надпись:
СОСЕД ПАНЧЕНКО, ПРОРАБ КУЛЬКОВ - арт. ....................................
- Опять же дома, - жалуется нам Кульков, - живём по сценарию Екатерин-Ванны.
Дверь в доме Кулькова распахивается, на крыльцо вылетает ведьмой с горячей шипящей сковородой в огне тёща Кулькова - выплёскивает со скороды горящее масло.
Кульков, показывая на тёщу пальцем, продолжает:
- 20 лет у меня тёщей работает.
Тёща скрывается в доме, а Кульков вздыхает:
- Режиссёром, конечно, жена.
И опять резко распахивается в доме дверь. На крыльце возникает грозная жена Кулькова, кричит:
- Никола-а-ай! Где трёшка, что лежала на буфете?
- Откуда ж я знаю, Лёленька! - заплетаясь, лепечет Кульков и распахивает дверцу "Москвича". - Посмотри где получше...
- Ну ладно, про-РАБ несчастный, я посмотрю! - многозначительно обещает жена Кулькова и скрывается в доме.
Кульков, торопливо перепрятывая трёшницу из кармана в кепку, трагически произносит:
- Ну, и куда от такой жизни зовёт внутренний голос? Правильно, - показывает он рукой в направлении города, - туда! - Он садится в кабину, снимая с тормоза машину, продолжает: - Потому, я - тоже человек. - Направляет машину к воротам. - Хотя и мужчина. Которых, кстати, надо беречь, - вспоминает Кульков и, выезжая на улицу, заканчивает: - Как сказано в энциклопедии, человек - это хамо-запиенс!
На улице, прибавив скорости, Кульков объявляет:
- Попросил Кошкина встретить на вокзале знакомых с Кавказа: сообщили, нужен грузовик. Что у них там?! - пожимает он плечами.
Из открытых дверей багажного вагона выходят с гробом на плечах и спускаются по деревянному настилу два молодых грузина.
Внизу экрана появляется надпись:
ВАНО И РЕВАЗ - арт. ....................................
Парни, приседая от тяжести гроба, но с бодрой и дружной отмашкой шествуют мимо изумлённого милиционера, выходят на перрон, направляются вниз, к привокзальной площади.
На площади их встречает Кошкин, показывает рукой на свой грузовик - дескать, туда.
Уставшие от тяжести парни допускают возле машины неловкое движение, и гроб с их плеч грубо падает прямо на асфальт. Кошкин от сочувствия вздрагивает и с изумлением смотрит сначала на крышку гроба, на которой мелом сделана идиотская надпись "Нэ кантават!", а потом на отставшее дно гроба и щель, из которой золотисто выглядывают бока мандаринов.
- Ну и ну! - восклицает Кошкин. - Кажется, вы - ребята весёлые!
- Лично я - человек невесёлый, - заявляет тучный фотограф Ломтев, выходя на балкон из своей квартиры на пятом этаже. - Даже грустный.
Внизу на экране появляется надпись:
БРОДЯЧИЙ ФОТОГРАФ ЛОМТЕВ - арт. ....................................
- И вообще к этой истории я отношения не имею, - заканчивает Ломтев хмуро. - У меня своя линия.
Идут остальные титры: художник картины, композитор, директор и т.д.
Городская окраина. Только что взошло солнце.
Частные дома, заборы, сады. Всюду щебечут птицы.
А вот и дом-усадьба Якова Ивановича Панченко с эмалевой табличкой на углу дома: "Ул.Демьяна Бедного, д.N16".
В белой майке и белых парусиновых брюках, похожих издалека на кальсоны, Яков Иванович стоит возле собачьей будки и мирно беседует со своим псом, преданно глядящим ему в лицо.
- Шо, Рэвизор, нэ опохмэлявся? Давление как? У норме? А в меня от барахлит, мотор барахлит, - похлопывает Панченко себя ладонью по сердцу. - Пора на минэральную пэрэходыть. - Он отходит от собачьей будки к шлангу под яблоней, берёт шланг в руки, открывает вентиль и пьёт. Напившись, начинает поливать сад.
С тротуара, идущего вдоль штакетника Якова Ивановича, Панченко выглядит довольно пикантно: задумчивая поза с опущенной головой, опущенная к бедру рука, струйка, падающая на комли яблони. Всё это видит и по-своему оценивает идущая по тротуару пожилая женщина - стыдливо отворачивается и, прикрыв лицо сумочкой, быстро семенит, чтобы скорее пройти "неприличное место".
Панченко замечает действия женщины, досадливо плюёт:
- Нэ жись - кавээн! До себя в сад нельзя увийты: усе весёлые та находчивые!
Яков Иванович швыряет от обиды шланг на землю и направляется к деревянной, раскрытой настежь уборной в глубине сада.
На внутренней, раскрытой стороне двери, сделан карман, из которого выглядывает книжка с заголовком "Уголовный кодекс". Ниже кармана приклеен лист бумаги с надписью: "Изучай, сидя временно, шоб не сидеть постоянно!"
Панченко входит в уборную и закрывает за собой дверь. С этой стороны на двери приклеен большой плакат с изображением городской стройки.
Изображённая на плакате стройка превращается в живую - башенные краны начинают поворачиваться, люди - задвигались. Всюду штабели досок, кирпича. Снуют рабочие. Натужно воют моторами самосвалы. Жаркое солнце, пыль.
Один из самосвалов въезжает на рабочую площадку, где строится жилой дом.
В кабине самосвала крутит баранку мрачный шофёр с гримасами бывшего уголовника. Неподалёку от рабочего вагончика шофёр тормозит, закуривает сигарету и, облокотясь на дверцу, смотрит на вагончик - кого-то ждёт.
На крыльце дома появляется Мария Павловна, громко зовёт:
- Яша, хватит созидать, завтрак готов!
Теперь мы видим Якова Ивановича, поливающего цветы. Он закрывает воду, опускает шланг на землю и направляется к дому.
В столовой, там, где стол превращается в букву "Т" на председательском месте, стоит сковорода с жареной картошкой, лежит сыр, шпроты. Стоит рюмка и полбутылки коньяку.
Панченко входит в столовую уже одетым в свой парусиновый костюм, обозревает стол, потирает руки и первым делом наполняет рюмку. После этого он важно садится на своё "председательское место" под надписью на стене и накалывает вилкой шпротину. Выпивает из рюмки, морщится и сообщает: - Фу! Клопами отдаёт, как в того пэсимиста! Плохо дело.
Закусывая и не глядя на вошедшую жену, он сурово вопрошает:
- Вытуриентка спит?
- Так рано же ещё, Яша! - присаживается Мария Павловна за стол.
- З вахты надо раньше вэртаться, от! Опять из тем артыстом дэжурила до пэтухов?
Дверь вагончика распахивается, из неё выходит прораб Кульков с нарядом в руке. Он направляется к ожидающему его шофёру.
- Значит, так, - говорит он, подходя, - валяй сначала к моему соседу, Панченко. Разгрузишься, и сделаешь потом две ходки сюда. А после завезёшь 500 штук к Чупракову - за городом дачу строит, знаешь?
- А может, сразу? - спрашивает шофёр из кабины.
- А тут что, будут стоять? - возмущается Кульков.
И возмущается Мария Павловна:
- А ты не дежурил со мной? Молодость же...
- Молодость - то в неё, - перестаёт Панченко есть. - А серым веществом, - стучит себя по лбу, - хто должен, Сократ? Так его вже нет.
- Яша, я шевелю веществом, я понимаю, но...
- Нэ опровэргай! Своих детишков нету, так хоть за моей племянницей доглядай. Юбку, понимаете, до аппендицита вже довэлы! Ревизор и той морду отворачивает - стесняется.
- Ты не справедлив к девочке, Яша.
Панченко долго и мрачно смотрит на жену, словно изучает её.
- А ну скажи мине, справедливисть есть? А у чём она заключается? От. Молчишь? Слухай тогда но сюда. Усе знают, - наливает он в рюмку, - дураков - много. Умных... - выпивает он из рюмки, - тоже много.
- Может, мне ещё в соревнование включиться? - злится на Кулькова шофёр.
- Надо будет, включишься! И на собрании выступишь, - кричит Кульков, - обязуюсь, призываю, и так далее.
- Это ещё зачем? - выкатывает глаза шофёр.
- Затем! На передовиков не обращают внимания: работает, не работает - всё равно работает. А у тебя на роже написано: левая ходка!
Шофёр неожиданно обижается:
- А для кого я их сотворяю, себе, что ли?!
- Что?! - взрывается Кульков. - А кто за это "бабки" получает? Может, ты в пользу государства стараешься? Может, напишем тебе на борту: "Призываю работать по субботам бесплатно!"?
- Как же быть, Яша? - спрашивает Мария Павловна.
- Пока выдвигають поровну, - мрачно отвечает Панченко, закусывая картошкой и не глядя на жену. - От этой дэмократии и уся плутанына. Нэ разберёшь, дэ умный, а дэ дурак. У дурака даже докумэнты лучше, шоб нэ зачах, шоб кадровик у нёму нэ сумливався. А надо как?
- Начальник, ты шо, чокнулся сёдни? - орёт шофёр. - Ну, не так выступил, а ты сразу в протокол!
- Ну, и я не так, - парирует Кульков, - у тебя на роже и другое написано.
- Чё ещё там? - настораживается шофёр.
- Гипертония с прожилками. Когда пьёшь, закусывай!
- А ты мне меню не утверждай, начальничек. - Шофёр с обидой рассматривает лицо прораба. - Может, у других интереснее написано, и печать, как на сургуче, есть.
- Выдвыгать надо нэ по докумэнтах - по голове! - объясняет Панченко жене свою теорию. - Понимаешь всемирное течение жизни - руководи государством. Не понимаешь - баней. Соображаешь у торговле - твоё место у министэрстве. У тебя хвилософия у голове - ты дипломат!
- Яшенька, так тебе же тогда...
- В умного человека каждая надпись должна своё значение иметь. Умный должен извлекать из жизни заповэди. Как говорыли старые рымляне: "Мы едим, шобы жить, а съедаем, шобы нэ моглы жить наши врагы!". Ну, мине пора на государственную службу, - смотрит Панченко на часы. - У другой раз доскажу, хто и кем закусует, - встаёт он из-за стола.
- Ну ладно! - суёт Кульков шофёру наряд. - Посовещались на высшем уровне, и хватит. Будем считать, договаривающиеся стороны обменялись конструктивными предложениями!
- Чё, какими предложениями?
- Насчёт закуски. Ладно, трогай. Беседа прошла в сердечной обстановке. А газеты покупай для чтения. Конструктивно - значит, без мата, понял?
Шофёр даёт газ и с грохотом отъезжает. А Кульков направляется к лежащим возле штабелей кирпича рабочим - там идёт вялый банчок.
- Иван Фёдорыч, - обращается Кульков к молодому рабочему,- прояви сознательность, уложи хоть кирпичик! Кто же будет строить, если вы будете прохлаждаться?
- Не могу, прораб, мне укол сделали от холеры.
- Вася! - бросается Кульков к перекуривающему слесарю возле остановившегося крана. - Родной, ударь молоточком, ведь кран же стои`т! Для чего же тебя сюда вызвали, "рабочий класс"?
- Заплатишь аккордно, ударю, - зевает слесарь.
- Где же я тебе их возьму? - чуть не плачет Кульков.
- Моё какое дело? - лениво отвечает парень.
На площадке появляется главный инженер. Увидев Кулькова, начинает орать на него:
- Почему простаиваете? Почему кран не работает?!
- А вы их спросите, не меня! - огрызается Кульков. - Щас ведь какой рабочий пошёл? Перед ним на колени надо.
Оба они - и прораб, и главный - становятся перед рабочими на колени. Главный инженер говорит:
- Ребятушки, братцы, не погубите: надо!
В номер гостиницы входит "Профессорчик" с бутылкой коньяку.
За столом сидят Вано и Реваз. Перед ними три пустых стакана, закуска. "Профессорчик" подходит к столу и наливает из открытой бутылки в стаканы. Спрашивает:
- Ну, как я, быстро? О, вы уже и закусочку сообразили?
- Врёшь, брат, - говорит Кульков, сидя за столиком в вагончике и рассматривая в зеркальце свой нос, - жизнь свою печать ещё не поставила: закусываем!
Все трое в номере уже закусывают - стаканы пусты. "Профессорчик" курит. Как бы продолжая прерванный разговор, произносит:
- Ну ладно, соседи, познакомились, а теперь по-честному: что вы умеете?
- Покажим? - смотрит Реваз на Вано.
- Давай! - весело откликается Вано.
Оба вскакивают, выходят на середину номера и, став рядышком, начинают в темпе хороших конферансье:
- Раньши этот вэточка, - выхватывает Вано из внутреннего кармана пиджака засушенную веточку мимозы, - тыперь гербарий - стоил рубль па-старому, да?
Реваз выхватывает из нагрудного карманчика круглый металлический рубль - показывает его, держа двумя пальцами:
- Тэпэрь - па-новому, нет?
Вано выкрикивает в зрительный зал:
- Жит можьна!
Реваз, выпучив глаза, вторит:
- Каму нам благадарит?
Вано, прижимая ладонь к сердцу:
- Вам, дарагие! Ви любитэ сваих женщин, ми - ваши дэньги.
Реваз, обольстительно улыбаясь:
- И женщин тожи.
Вано, указывая куда-то пальцем вдаль:
- Там...
Мы видим полутёмный сарай и знакомый нам гроб на верстаке. И Слышим азартный голос Вано:
- ... в грабу у Кулькова в сарае - не тётушка Дарико, нэт!
Его сменяет обиженный голос Реваза:
- В нём лежит наша жизн, видэли би ми её в бэлих тапочках!
А теперь мы видим Вано в номере, он поясняет:
- Ми так возим тыпэрь мандарини!
Оба парня возвращаются на свои места.
- Вы мне нравитесь, - улыбается "Профессорчик", - молодцы! Только ведь много на своих мандаринах - хоть и сохранили вы их до июля! - не заработаете.
- Сколка сможим, - скромно говорит Реваз.
- А хотите заработать по-настоящему? - спрашивает "Профессорчик", оценивающе разглядывая парней.
- Канэчна! - отвечает Вано.
- Кто аткажится? - добавляет Реваз.
"Профессорчик" серьёзнеет:
- Могу вас взять на работу.
- Какая работа? - спрашивает Реваз.
- Что за работа? - интересуется Вано.
- Не всё сразу, - загадочно ухмыляется "Профессорчик", видя, что парни клюнули. - Главный мой принцип - доверие, - сообщает он. - Доверие начальника, его родственников. Потом 10 минут работы, и...
- Ничего не понял! - восклицает Вано.
- Сейчас поймёте, - приглашает "Профессорчик" парней жестом к себе поближе. Те склоняются к нему.
Комната племянницы Панченко, Веры. Вера лежит на кровати, гладит котёнка. Она только что проснулась и счастлива от своей молодости, красоты. В раскрытое окно вливается свежий утренний воздух - колышет занавеску. Доносится щебет птиц.
Дверь в комнату Веры раскрывается, входит Мария Павловна.
- Вставай, Верочка. Яков Иванович уже на государственную службу удалился, сердится на тебя.
- Чем же это я не угодила государственному деятелю?
- Готовишься поступать в образование, а вместо книжек - на вахте со Славой!
- Что же мне, целыми сутками наукой мозги компостировать?
Вера встаёт с постели, набрасывает на себя халатик.
Мария Павловна вздыхает:
- Дал указание: чтоб не пускать на улицу. Верочка, я не против любви. Слава, безусловно, может... взволновать. И проникнуть. Но Юра... У него же связи, папа - морской генерал! А лучшее приданое для девушки сейчас - диплом. И потому я скажу тебе, как одна греческая мать: с ним! - тычет Мария Павловна пальцем в портрет Славы на столике Веры. - Или - на нём! - указывает она перстом в далёкое пространство.
Нам кланяется "Профессорчик", вошедший в кабинет директора универмага Бершадского. В руках у него большая сумка.
- Ефим Яковлевич, к вам можьно? - спрашивает он.
Директор отрывается от бумаг за своим столом, рассматривает "Профессорчика" в тёмном сатиновом халате рабочего и говорит:
- По-моему, ты уже здесь. Чего тебе?
- А вы меня на цепь, вместе с вашим Ревизором! - говорит Вера Марии Павловне. - И считаете это - "культурной революцией"! Руководить ею будет дядечка, у него и заповеди есть.
- Заповеди - не только у дяди! - обижается Мария Павловна. - А ничего, живут ведь... другие.
- Ну хорошо, хорошо, буду читать целый день, только оставьте меня в покое!
- Вот и умничка, вот и ладно! - улыбается Мария Павловна. - Пойдём завтракать, чтобы жить. А вечером... Юра придёт, узнаем, что он выведал в институте.
- Вот, достал для тёти Сони, - открывает "Профессорчик" сумку и показывает Бершадскому мандарины.
- Закрой! - зловеще шепчет Бершадский, взглядывая на дверь. - Ты что, забыл, где я живу? Тоже мне, Христос с Дерибасовской!
- Так тётя Соня ж любит фрукту!
Бершадский добродушно возмущается:
- Я уже что, похож на тётю Соню, нас можно уже спутать?
- Ефим Яковлевич! - подхватывает игру "Профессорчик". - В Одессе на пляже вы уже не сойдёте за известного миру Аполлоненко. Но здесь, если вас причесать у Гинзбурга, вы ещё - ого-го! А тётя Соня, - щёлкает "Профессорчик" языком, - уже не то, ей нужна фрукта!
- Отвези ей домой, - смеётся польщённый директор. - Пусть перерабатывает витамины, на другое она уже не годится, разве что фаршировать рыбу. Сколько с меня? - достаёт он бумажник.
- Что-о?! - театрально протестует "Профессорчик". - Ефим Яковлевич, ви меня таки оскорбляете: свои люди! Для вас я, как тот шахтёр из Горловки, достану из-под земли любой дефицит. Но шёб Юра взял хоть копейку - извините меня! - закатывает он глаза и, весь изобиженный, направляется к двери, чтобы уйти.
Кульков в своём вагончике снимает телефонную трубку, набирает номер.
- Слухаю! - раздаётся в трубке.
- Як-Ваныч? - оживляется Кульков. - Приветствую: Николай. Созидаешь?
Склад готовой продукции ликёроводочного завода. Всюду ящики с бутылками, огромные бутыли в плетёнках, рабочий столик возле полуподвального окна, устроенный опять же в виде буквы "Т". За столиком, окружённый накладными, сидит на "председательском месте" с телефонной трубкой в руке Панченко. Над его головой приклеена к стене бумажка с надписью "Соблюдай закон и себя!". Панченко, поглядывая в раскрытые двери склада на грузчиков, автомашины во дворе, радостно спрашивает:
- Шо, говоришь, вже отправил? От спасибо! Молодэц, говорю! Мине кырпыч - во как: погреб решил облагородыть!
- Слушай, Як-Ваныч, срочно надо две канистры спирту! Ко мне базарные грузины приехали. Ага! Девочек обещали, как ты просил, и номер в гостинице обеспечат. Они там уже устроились, а товар у меня.
- Молодэц, Коля! Фалю. Когда устрэтимся на высшем уровне? А, пойнял, пойнял. Я тебе вэчером такые картинкы покажу! - Панченко достаёт из стола пачку "открыток" из продукции фотографа Ломтева, разглядывая обнажённых "красавиц", давится от смеха: - Такые пейзажи, я тебе доложу, пальчики оближешь! Шо? Та не, на базаре купыл. Одын чудак продавал. Хорошо, сукин кот, делает!..
Городской базар, так называемая "Барахолка". В сторонке от спекулянток, торгующих универмаговскими туфлями и кофточками, стоит тучный Ломтев с переносной витриной с цветными карточками. Рядом с ним стоит фотоаппарат на треноге. В руках у Ломтева пачка "открыток", он задевает прохожих:
- Не желаете? - И показывает веером своих красоток.
Кто усмехается и идёт дальше. Кто хмурится. А Ломтев пускается в философию:
- Я что, не спекулянт какой-то, - смотрит он в сторону спекулянток, - картинки продаю. Могу сфотографировать, если желаете. Дело невинное, можно сказать, а житья, - взгляд в сторону проходящего вдалеке милиционера, - нет.
- Не желаете? - предлагает он прохожему в брюках, с короткой причёской. "Тот" оборачивается и... оказывается женщиной. Фотограф стыдливо прячет свою продукцию.
- А з выду такой, - сообщает Панченко, - и нэ подумаешь: многодетный отец симэйства! Так шо за хлопцы твои грузыны?