Страсти по кубку 2015
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Кубок мира 2015. ТОП-32.
|
Котеговы царапки по кубку 2015.
Кубок мира по русской поэзии 2015. ТОП-32.
21. ЭНСК
Если хочешь, снова поедем в Энск.
И на верхней полке лежать пластом
мне за сутки, может быть, надоест
но не поезд главное, а паром.
Сколько помню родину, пацаны
крутят ручку, наматывают канат.
Ни уезда нет уже, ни страны,
а паром туда идет и назад.
И пустые лодки клюют причал,
и, скуля уключиной, тянут трос.
Если кто надумает нас встречать,
не поймет ни речи твоей, ни слез.
Ничего, что в землю вросли дома,
и кренится липовый палисад,
ты давно предчувствовала сама,
что и дом окажется нам не рад.
Ничего, останемся хоть на год,
подоконный угол займет герань,
и скруглит решительный поворот
к деревянной проступи со двора,
с холодка, уткнувшегося в окно
к забытью минутному у двери.
Что песок повсюду, так это дно,
никому об этом не говори.
Так и не смог для себя решить, это монолог мужчины и женщины или монолог женщины с самой собой. Второй вариант для меня почему-то ложится естественнее на текст.
Так и не смог понять, Энск существует и в него можно реально поехать (я о реальности стихотворения, а не о нашей реальности за окном) или он уже существует только в воображении ЛГ. "Останемся хоть на год" - склоняет чашу весов в пользу реальности, а финальное двустишье - в плоскость воображения.
"Сколько помню родину" - резануло слух. У нас так не говорят, обычно упоминают конкретное место или обобщают: "север", "Сибирь", "те места".
"Крутят ручку, наматывают канат" - если это о подъеме пандуса парома, то вопросов почти нет, если же об одном из типов парома, который двигается вдоль троса/каната за счет специального механизма типа валиков для отжима белья на старых стиральных машинках, то возникает фактологическое противоречие между вышеприведенной фразой и появляющейся чуть позже "тянут трос". Но дело даже не в этом, а в затесавшихся между этими фразами лодках. В сочетание со знаками препинания мы получаем фразу: "И пустые лодки клюют причал, и, скуля уключиной, тянут трос." - что-то из Стенли Кубрика по мотивам Стивена Кинга.
Смутила и предфинальная сумятица: "подоконный угол займет герань, и скруглит решительный поворот к деревянной проступи со двора, с холодка, уткнувшегося в окно к забытью минутному у двери" - то ли герань скруглит решительный поворот от окна к двери - смутно себе представляю это действо, то ли решительный поворот скруглит непонятно что.
Финал очень сильный. Две строчки заставляют меня забыть и о пустых лодках, тянущих трос, и о герани, скругляющей поворот. Потому что это обо мне, даже если автор писал о чем-то другом. Село, в котором я родился, уже почти 50 лет как не существует, а место, где оно стояло, стало дном Красноярского моря. Точно также нужно было бы ехать на поезде - до Абакана, а потом на автобусе через два парома: Туба и Сыда. До недавнего времени в сезоны аномально низкого уровня из воды показывалась пара коряг - тополя в нашем палисаднике...
25. РЕЛЬСЫ-РЕЛЬСЫ
Узел в памяти был, как железнодорожный...
Остывала земля, пересыхал, что ручей, вокзал,
окруженный таксистами, желтой кленовой дрожью.
Оброненный в жизнь котенок под креслами замерзал.
Город L, известный тем, что в него отправляли в ссылку
литераторов и др. убогих. Болоньевое пальто,
под которое мама прячет шерстнатого и обнимает сильно,
мы не так много можем, мама, но пригреем самого серого из котов.
На другом узле - солнце давит на землянику
между шпалами узкоколейки, обрезанной в тупике.
Там сторожка, в которую ходят разбитые проводницы,
а потом вылетают, как лимонницы, налегке.
Колоски под горячей насыпью качаются и смеются,
собираю ягоды, наклоняюсь к красным запекшимся головам,
прихожу домой, высыпаю добычу в блюдца,
за окном государство трещит по швам.
А потом был снег. Нет, не так. Снега еще в помине...
Снова рыжее, да. В корзинах грибы несут.
Наклоняется лес, как пламя в чужом камине.
Мы кота, прожившего (три-пять-девять), закапываем в лесу.
А потом понеслось: земля-лопаты, земля-лопаты,
у земли и железа горький и кисловатый вкус.
Узлы в памяти проседают - ни бросить, ни раскопать их,
всем досталось, тебе и мне, от горечи по куску.
Но смотри - вот вокзал. И тела жирафьи - тугие краны.
Вот зима. С белых начнем страниц.
И мы едем-едем на полках в чужие страны
посмотреть на башни, на горы, на высохших проводниц.
Вот сторожки. Кино. Пружинят виолончели.
Поцелуй, как море, волнами поцелуй.
Вот Юпитер. Вот Венера от Боттичелли.
Вот пропели на венчании "аллилуйя"...
После узел-зима. Перелески - как вмерзшие в лед составы.
Бросить землю. Там мама. Просто выпустить из горсти.
Минус 35. Холод ввязывается в суставы.
На оградку денег не получается наскрести.
Паутина на окнах в прошлое. Рельсы-шпалы.
Рельсы-рельсы. Поедемте в город L.
Проводницы поезд взяли да и проспали.
Машинист дорогу выучить не сумел.
Много нестыковок, "заусениц" и "задиров", за которые цепляешься, и которые выдергивают из потока стиха, и это раздражает.
"Узел в памяти был, как железнодорожный" - этот "как" здесь просто убивает. Несмотря на знаки препинания, из раза в раз у меня читается: "окруженный таксистами, желтой кленовой дрожью,
оброненный в жизнь котенок под креслами замерзал" - настолько "окруженный таксистами" отторгается от оригинального и перспективного образа пересыхающего вокзала. "Обнимает сильно" - так по детски. "Но пригреем самого серого из котов" - необъяснимо сильно для меня, настолько сильно, что вытягивает всю строфу.
Опять мелкие нестыковки и слова выпадающие из общего стиля текста. "солнце давит на землянику" - что здесь делает этот глагол? "узкоколейки, обрезанной в тупике" - а что делает тут столь двусмысленное причастие? Фрагмент про сторожку и разбитых проводниц отдельный разговор - рамок короткого обзора тут не хватит. Такое впечатление, что надо чуть поправить (возможно "разбитые", но только не на "разбитные"), и образ волшебной сторожки, после посещения которой усталые проводницы превращаются в "лимонниц налегке", превратится в благородный цитрин в оправе этого текста. Хорош и следующий фрагмент про землянику. Не вижу в принципе предмета для критики автора по части "места произрастания и сбора" земляники, читайте внимательнее текст: "Колоски под горячей насыпью качаются и смеются, собираю ягоды..." - никто между шпал ягоду не собирает у автора, ЛГ ее собирает под насыпью - на границе наваленного человеком щебня и естественной среды обитания, где ягода быстрее спеет и особенно вкусна, вообще заметил, что земляника и клубника любят каменистые почвы, недаром размножаются усами. А вот завершающая строка строфы - просто провал. "за окном государство трещит по швам" - зачем здесь об этом? Кроме всего прочего, эта фраз еще заставляет меня лично задаваться ненужными вопросами: это когда было, сколько примерно лет ЛГ в момент описываемых им событий, и в момент описания этих событий и т.д. Если это начало 90-х, и ЛГ на тот момент - лет 12-15, то сейчас - около 40. Рановато для такого фрагментарного характера воспоминаний.
Третья строфа получилась более ровной. Нет совсем уж выпирающих из стилистики вкраплений, хотя рыжие грибы - какая-то пустяковина, на фоне остального текста, в отличие от выписанной земляники. "Наклоняется лес, как пламя в чужом камине" - опять глагол не отсюда, и чем отличается наклон пламени в чужом камине от собственного? "У земли и железа горький и кисловатый вкус" - если соответственно: земля - горький, железо - кисловатый, то соглашусь, но выписывать это надо как-то иначе. А если подразумевается, что вкус одинаковый, то это очень узко.
Четвертая строфа показалась самой слабой. "Но смотри - вот вокзал" - заглавное "но" просто требует объяснить свое появление, что чему противопоставляет автор/ЛГ? "И тела жирафьи - тугие краны" - вроде символизм, но какой-то кособокий. Привычно сравнивают краны и шеи жирафов, а тут "тела". Да еще краны - тугие. А это определение не вяжется с ажурной конструкцией кранов и ассоциативно уводит к кранам водопроводным, чего совершенно не нужно. "Вот зима" - опять "вот" - в соседних строках. А потом опять про проводниц и сторожку - просто заколдованное место. Рифма "поцелуй-аллилуйя" - спорная, особенно в таком порядке, когда неоднородность размера попадает на финал строки и строфы. Если уж автору так дорога эта пара, "спрячьте" неоднородность в середину, сделайте "аллилуйя-поцелуй".
Пятая строфа лучше. Но "После узел-зима" звучит как дежавю после "Вот зима" четвертой строфы, еще и потерявшееся тире добавляет фразе неказистости. "Холод ввязывается в суставы" - вновь глагол не отсюда. Финал разочаровал. Сначала обращение в никуда - "Поедемте в город L". Хотя вариант "Рельсы, рельсы, поедемте в город L" просто очевиден для читателя. Но это мелочь, которую поправить легко и можно даже принять, а вот две финальные строки - просто убивают текст для меня, как читателя. Но даже несмотря на это, стихотворение притягивает, заставляет обратить на себя внимание. Из тех авторов, творчество которых я немного знаю, этот текст могла бы написать Люба Бурель - и технические моменты похожи, и та детская непосредственность формулировок, которая воспринимается иногда как неточность и даже неказистость, по сути не являясь ею.
29. ЛИСТЬЯ
Автотрасса А2 -- мой рутинный маршрут.
Мчит авто, разогнавшись до сотни.
Слева сосны и ели дремуче растут,
справа высятся ели и сосны.
Лес на море похож. Неогляден, глубок,
в нём вздымаются хвойные волны.
Только роща одна -- небольшой островок -
нарушает всевластие хвойных.
С октября там деревья меняют цвета.
Колоритно, но дело не в этом.
Меж ветвей неуклонно растёт пустота,
расширяя и множа просветы.
С каждым днём набирается силы она,
становясь всё яснее и шире.
И подумалось мне: а не так ли у нас -
у людей, в человеческом мире?
Осыпаются листья друзей и родни,
облетают надежды и планы,
словно ветром, срываются ночи и дни
и, кружась, опускаются плавно.
А когда до конца оборвёт листобой
эти листья, то сетуй -- не сетуй,
свет обрушится, нас заполняя собой -
так органный прибой затопляет собор.
И не скрыться от этого света.
Интересный текст. Очень ровный, техничный. Пожалуй, только два момента я бы поправил. В самом начале - "Автотрасса А2 -- мой рутинный маршрут. Мчит авто..." - убрать бы этот повтор авто-авто. И такой же, только более явный, повтор в конце - "оборвёт листобой эти листья". Тема, конечно известная, и сравнение жизни с листьями - не новость в поэзии, но вот реализация этой идеи достаточно оригинальна. Увы, одна единственная ошибка, разрушает всю гармонию этого текста. Я уже писал об этом в комментариях. Ошибка в том, что наша личная осень - не есть осень в целом. Автор урезает нашу жизнь до наших предков, максимум - сверстников. А как же наши дети? Внуки? Ученики? Последователи? Одни уже распустились, другие только-только проклюнулись. Да, кто-то уже пожух и вообще облетел. Но семья, нация, цивилизация - вечнозелены, как хвойные.
34. АЛТАРИ
Жизнь остаётся записью в дневнике -
Если ты вёл дневник, разгильдяй и лодырь.
Жизнь остаётся оттиском на песке.
Лижут песок, на берег вползая, годы
И намывают - только бери, бери! -
Осени ранней тёплые янтари.
Глянешь сквозь них на солнышко, а потом
Слушай кукушку: дурочка врёт неплохо...
Жизнь остаётся между страниц листом -
Красным кленовым или дубовым (охра).
Сами страницы, господи, посмотри -
Чёрные ветки, белые январи.
Что же, ещё поживём, и не год, тьфу-тьфу, -
Ныне и присно и (не вопрос) вовеки...
Жизнь остаётся курткой в твоём шкафу.
Пара монет в карманах, билеты, чеки.
Чушь, понимаю. Глупость? - не говори.
Мелочи... Мелочи? - Боже мой, алтари...
Достойный финала текст. Пожалуй, при ближайшем рассмотрении мне видится не самым удачным сравнение годы-волны. Волна за волной - это да, но прежде чем приходит следующая волна, предыдущая - уходит. Видимо, имеется в виду некая цикличность, но автор оставляет этот момент на усмотрение читателя.
Фраза "Слушай кукушку: дурочка врёт неплохо" на слух, как ни крути, воспринимается как "Слушай кукушку, дурочка: врёт неплохо" - хотя, для меня это ничуть не портит текст, скорее делает его честнее, самоироничнее. А так - легко валить на птицу свои заблуждения.
"Сами страницы, господи, посмотри" - сомневаюсь в необходимости такой экзальтации в этой строфе, но об этом чуть позже. "Чёрные ветки, белые январи" - чего-то мне в этом образе не хватает, слишком оторваны друг от друга сравнения: ветки - со строками, а листы книги - с календарным месяцем.
Финал понравился, но "Боже мой, алтари..." было бы куда эффектнее, если бы прием не был "отыгран" на предыдущей строфе.
Из знакомых мне авторов, этот текст мне напомнил творчество Лилии Тухватуллиной.
37. ШИПОВНИК
Это твой маленький мир. Здесь твои порядки:
Дерево не обидь, не убей жука.
Розовым вспыхнул шиповник, и что-то сладкое
Медленно зреет в прозрачных его цветках.
Солнце так низко, что листья ржавеют жесткие.
Словно живые, ложатся они у ног.
Мне говорили, здесь много птиц: голубых и желтых.
Я насчитала четырнадцать. Не досчиталась одной.
Десять шагов - и уткнуться в горячее дерево.
Остро - спиною в изломанную кору.
Видишь, земля еще носит меня и держит.
То, что болит по ночам, утихает к утру.
Знаешь, какое во мне поселилось молчание.
В горле не колется, не обжигает щек.
Как тишину одичавшую приручаю.
Сколько тепла между пальцев моих течет.
Это десятое лето. Седьмое облако.
Отяжелело молочно, внутри - пустое.
Дерево, девочка, облако моё, олово...
Старый шиповник сбрасывает листок.
Первая строфа удалась. А вот во второй появились вопросы. Сначала листья награждаются эпитетом "жесткие" - неужели, только в угоду рифме? И тут же следует еще одна спорная сентенция - "Словно живые, ложатся они у ног". Если автор имеет в виду, что листья шиповника "поржавели" стали жесткими и опали, то сравнение "словно живые" просто противоречит нарисованной картине. Вторую половину строфы мне оценить трудно. С точки зрения арифметики пример четырнадцать плюс один равно много вызывает улыбку. Тайный смысл эквилибристики числами и цветом птиц для меня не раскрылся.
Третья строфа понравилась за исключением нестыковки "уткнуться... спиною...", что для меня является чистым алогизмом, поскольку "уткнуться" устойчиво ассоциируется с лицом. Жаль, поскольку сама идея мне очень близка. Когда я бываю в лесу, обязательно немного времени уделяю тому, чтобы "пообниматься" с деревьями. Меня этому научила младшая дочь. Спасибо ей.
Четвертая строфа, несмотря на отрывочность образов и отсутствие озвученной связи между ними, понравилась - мне в этом случае даже импонирует такое исполнение.
Финальная строфа опять поднимает тему нумерологии. Как воспринимать ее, не понимая природы этого авторского решения? Не знаю. Если автор вложил в это какие-то свои жизненные вехи - метки, то текст получился слишком личным, если же нет, то получается не обремененная смыслом эквилибристика числами. "Дерево, девочка, облако моё, олово..." - обращение мне не удалось расшифровать. Финальная строка "Старый шиповник сбрасывает листок" была бы хороша, если бы не... Если бы этот процесс уже не был описан во второй строфе. И если бы был как-то объясним эпитет "старый", который меня лично утаскивает в глубочайшее детство к бессмертным строкам "с нами старый скворушка до весны прощается".
50. НЕ НАВСЕГДА
Она верит:
Летать - это очень просто, главное - окрылиться.
Какое дело пространству, что ты не птица?
Время вон тоже не птица, а летит, летит же!
Марк небесный свод тушует немного ниже:
всё безопасней в тенётах его качаться...
- Марк, а ты мог бы нарисовать счастье,
дерзкое, бесшабашное!?
Над замыслом покумекав,
мог бы, говорит Марк, и рисует летящего человека.
Она смеётся:
Держи меня за руку, как за нитку воздушный шарик!
Здесь всюду небо, и ветер шершавый шарит,
а солнце к закату стынет и будто вянет...
И мы парим - над розовыми церквями,
зелёными кронами, домиками, скрипачами!
Она вздыхает:
Марк, а ты мог бы нарисовать отчаяние,
лёгкое, как воздух, пронзительное, как булыжник - в реку?
Мог бы, говорит Марк, и рисует
Летящего
человека...
Она плачет:
Марк, но ведь летать - это счастье, да?!!!
Да, говорит Марк. Если не навсегда...
Пока это мой фаворит. Мне кажется, я узнал этого автора почти сразу. По той легкости, с которой я поверил ЛГ, с которой в меня вошли образы, с которой я готов закрыть глаза на какие-то мелкие недочеты.
Вот фраза "Марк небесный свод тушует немного ниже: всё безопасней в тенётах его качаться" - при первом прочтении, еще не понимая сюжета, подумал, что Марк - описка, а должно быть мрак, но быстро сообразил, что разговоры с Мраком - немного другая тема. Это казус со мной лично, а вот - "тенета" это серьезнее. Это же ловчая сеть или паутина, как это вяжется с понятием "безопасности", с понятием "счастье полета"? Сложно ответить. Возможно, автор мне потом объяснит.
Или вот - "И мы парим - над розовыми церквями, зелёными кронами, домиками, скрипачами!" - понятно, что речь о закате, отсюда и розовые церкви, но... как человек занимающийся фотографией с середины 70-х уверяю вас, что зеленый цвет при таких условиях освещения исчезает, становится черным, поскольку розово-красный для него является дополнительным. Отсюда и эффект усиления контрастности лесного пейзажа на закате. Тут надо смотреть, а что у Шагала? Любое произведение искусства предполагает авторские допущения. И тут же сущий пустяк - "отсвет" зеленых крон на следующих за ними "бесцветных" домиках и скрипачах.
А финал - просто находка, удача. Грех завидовать удаче и пытаться объяснить ее хитростью и изворотливостью автора. Шагал со своей картиной, в данном тексте - лишь фон и декорация... Эвон, как я загнул... Хорошо, это повод поговорить на "больную" тему.
Я плохой "физиономист", но мне хочется, чтобы я угадал автора. Рискну предположить, что это Елена Асенчик, ее поэзия полна искренности. Редкий случай, когда я верю человеку-поэту больше, чем себе. Но, если я ошибся, то все равно не буду в проигрыше: значит, у меня появился еще один "мой" автор.
54. ПАПЕ
Расплескалось детство рекой молочной. Понедельник - манный, четверг - творожный. Не разбить бы то, что и так непрочно, не спугнуть движеньем неосторожным.
- Было, папа! - Санки. - Нале-направо! И об лёд - на выдохе! Больно-больно! Всё проходит, но остаётся право мерить время с собственной колокольни.
Ты в меня не верил. Горел, как факел. И тогда... меня "пробирало" тоже. Мы взрывные оба (порой - до "драки"). И вздыхала мама: "Как вы похожи!"...
Помнишь, папа? - Мир в одночасье рухнул. Мы на людях оба держались прямо. А потом ревели с тобой на кухне до утра, вдвоём, поминая маму...
-------------------------------------------------------
"Отказало сердце...", "сгорел от нервов..." -
что слова? - Сквозняк из открытой двери.
Первый день - без тебя, первый август, первый...
До сих пор никак не могу поверить!
Так бывает - корни срослись друг с другом.
Оторвёт и... - в бездну! - Слепым маршрутом!
...мир лупил мне в спину волной упругой, трепетал под куполом парашюта. Шёл АН-2 на взлёт. Остро пахло ветром. - Этот чёртов ветер всю душу выжег! И синели тысяча триста метров от броска "Пошёл!" до команды "Выжить!", - стиснув зубы, молча - без лишних стонов.
- Упаси ты, Господи, от бессилья!