Радует, что предложенная тема вызвала интерес и что стихотворения, представленные на конкурс, разнообразны.
Жутька в качестве судьи первого этапа приступает к чтению конкурсных стихотворений. В мою задачу не входит присуждение баллов или выставление оценок. Моя задача - отобрать из всего разнообразия конкурсных текстов двадцать тех, которые попадут в финальный список. Этот выбор будет сделан после завершения приема работ, с помощью сравнительного подхода. А пока просто читаю и по прочтении высказываю свое ИМХО. И не более, и не менее. Жутька - не филолог, а биолог, разбираться в ямбах и хореях, считать слоги в строчках не планирует. Здесь будут просто короткие комментарии, такие, которые могли бы появиться непосредственно в гостевых стихов, но удобнее их собрать в одном файле.
Уважаемые авторы, если вам захочется более подробного отзыва, обращайтесь в комментарии.
Прошу не обижаться за использование слова "стих" или "текст" вместо "стихотворение". Это исключительно ради уменьшения объема обзора.
Прочитав это, осталась в недоумении: Что это было? Некоторые моменты метафорической истории птенца заставляют думать, что это юмор:
"Незримый вихрь поднял меня,
птенца, над серой дюной.
Раскрыв глаза мне, но слепя,
кружил по жизни юной."
Архаические "пьяняща высь", "така утеха" в сочетании с современным "усёк", видимо, призваны усилить комизм ситуации, в которой оказался неопытный птенец, унесенный вихрем не то творчества, не то бурной юности. Но, увы, хоть и "было много смеха", но мне не было смешно. Рифмы просты, фразы небрежны. Не понравилось.
Понравился образ поцелуев-цветов, которые лирический герой выращивает в лесу. Сюрреалистический такой образ, необычный.
"Смыл рассвет с неба капли чернил,
Там, где спят облака навесу,
Для тебя поцелуи растил
Я в одном первозданном лесу."
Много запятых не хватает, есть и лишние.
Но третье и четвертое четверостишия уже кажутся лишними, ничего не добавляют, а даже наоборот портят. "Дикая страсть", "пьянящий нектар" способны убить и более слаженное стихо. "Сияющий чувством букет" добивает волшебство окончательно. Очень много "я". первая строчка заставляет при чтении спотыкаться.
Вспомнилось жаркое лето 2010. Понравилась ассоциация между этой погодной аномалией и "зрелой Кама-сутрой". Закат, истекающий зарей, гм... образ на грани любовного романа и триллера. Кто тот несчастный, о котором говорится в финале? Жертва безответной страсти или наш мир в целом? Поживем, увидим. Мешало изобилие "и" в начале строк, ведь стихо небольшое.
Передать ощущение тревожного ожидания удалось. Ведь и сейчас "волны лижут брюхо скорлупки той, в которой нашли приют среди воды и ветра тела из плоти."
"Скучала? Я? С чего бы? Ведь не дети.
Но что же это с нами?" - лирическая героиня как будто уговаривает судьбу.
5."Мы летели над городом..."http://samlib.ru/p/panteleewa_s_i/son.shtml Вспоминаются картины совсем не Дали, а Шагала. У него много таких, где влюбленные пары летят. И это некий настрой задает. Но дальше он ломается. "По колено в листве", "по грудь в куполах"... Конечно, представить себе, что колени у летящих на уровне крон, а грудь - на уровне куполов, можно. Но по грудь в куполах... Картинка рисуется жуткая: как будто купола это луковицы, и ими по грудь завалили лирических героев. "Визави" совершенно не вписывается в эту пастораль. "Влажно-радужный" с сочетании с пылью и пыльным совсем не находка, а кажется вычурным. Последние строки неуклюжие и вычурные.
Хрестоматии, кажется, для рифмы. И хотя речь идет о цветных картинках, строка выглядит так, что цветными оказались эти самые хрестоматии.
6."Отпущу сердце в небо" http://samlib.ru/g/grushkowskaja_e_a/serdtse_v_nebo.shtml
Понравился образ летящего сердца, которое любящему предстоит поймать. Остальное не понравилось. "Безбрежную темную даль" "серебристая горизонталь" не спасает. "Символы звуков"? Что бы это могла быть. Ноты? "Равны-нужны, взлететь- преодолеть" тоже не украсили текст.
К шиповнику рифма не любовник, как в песне, а поклонник.
" виденье белоснежное" - забавно, интересно, это она в белом платье, или как?
"в пыли ноги не замарав" - тоже потешно, потому что одна нога из-за ритма, а не ноги. И кстати, как это она сумела?
"В мечтах по новому, чиста по-прежнему" - строчка длинновата.
"Заботно сено разлохмачено,
В кустах темнеет узкий лаз.", и "мрак сомнения" и "блеск надежды и мечты" создают некоторый комический эффект, но не настолько комический, чтоб посмеяться от души. Так и не поняла, что это было. Попытка поиграть на струне чувственности или юмористическое стихо.
Проблема в стихе поднята острая: чаще всего ребенок после развода остается с матерью и общение с отцом ограничивается. Попытка стилизации под "народное" не слишком удалась, форма "плача" все-таки женственна. И длинное слишком.
"А на картине алый парус снегирем грудь выгнул" - понравилось. Остальное мало похоже на стихо, это, должно быть, рэп. Особых находок или настроения не обнаружила. Текст из серии: что вижу, о том пою?
В романе Золя "Ошибка аббата Муре" есть эпизод, как девушка умерла из-за несчастной любви именно таким способом: принесла в маленькую комнату множество срезанных цветов, в том числе и ядовитых, и, закрыв плотно окна и дверь, отравилась их испарениями. Но ... но не воспринимается стихотворение. Уж очень образ какой-то гиперромантичный.
Название неожиданное. Обычно говорят "время излечит", а тут циферблат. Но ожидание чего-то необычного не оправдалось. Внутри оказалось банальное стихотворение о расставании.
Стихотворение доброе. "Мы с тобой - чудо" - хороший образ. Но дальше
зачем-то "блеск священного огня", "сила страсти" (сколько ж можно, так и хочется про слабость страсти сочинить), и "собачье сердце", которое, видимо, должно символизировать верность, но благодаря М.Булгакову приобрело устойчивую отрицательную ассоциацию.
"Пусть спасает от напасти,
И хранит тебя от бед" - понять бы, чем напасти отличаются от бед...
Если это стихо - валентинка родившемуся в год Собаки, то нормально. Но не более.
25. У меня за окошком пустыня...http://samlib.ru/i/ilxina_i_i/umenasaokothom.shtml
Понимаю, что мир без любимого кажется лирической героине пустыней. Но очень уж скучное стихо. даже "слезинка дождя" его не оживила.
26. Где ты?http://samlib.ru/k/kira_shejh/gdety.shtml
"Что такое чувство,
И зачем оно?
Без него мне пусто -
И я гляжу в окно.
Одиноко душе..."
Далее в том же духе. Может быть, автор юн? В юности бывает такое настроение, когда ни выразительные средства, ни метафоры не нужны, нужно просто выговориться.
"Кружилась в танце голова" - как представила себе это, так стало дурно. Голова профессора Доуэля, голова из "Руслана и Людмилы"... Все, дальше не могу читать, да и ладно, судя по всему, там дальше очередная не слишком затейливая стилизация под девятнадцатый век.
Что такое "Лета лет", на которое сохраняются силуэты. Очень странная метафора.
А что, и вправду после надо елку убирать? А Старый Новый год?
путаный стих, много общих слов. Понравилось только это:
"Есть чудеса, и всех чудесней ты
И тишина, что служит ризой Богу."
30. Стихов властительный пожар...http://samlib.ru/k/karpenko_a_n/stihowwlastitelxnyjpozhar.shtml
"Стихов властительный пожар
И жаркий посох пилигрима
Я променял на Божий дар,
Смешное счастье быть любимым..." - бедная жутька опять чувствует себя как на плохой машине времени. Опять девятнадцатый век, трескучие слова, "даль и нега", посох почему-то жаркий, путь, который "несут в себе". Нееет... не буду дальше читать... ой, нечаянно поглядела дальше... а там... оказывается, в раю имеются бриллианты... Слышала, что в некоторых видах раев бывают гурии, но чтоб бриллианты... А кстати, чья уловка - благоденствие? Неужели дьявола?
Умоляю, пусть длится он." - Кажется это все из одного из модных ныне вампирских романов. Можно, дальше не буду читать? Уж простите меня, автор, но у меня начинается приступ неудержимого смеха.
Черт возьми, знаю, кто автор этого стиха, знаю, что оно отчасти так называемое "игровое", т.е. сочинено в пику морю штампов, плещущемуся на любом литсайте. И "откос-вошь" - рифма никакая. И цепочка ассоциация война-весна-любовь -гибель не вполне политкорректно окрашена именно здесь. И "призрачный дым", и "слезы берез" - штампы. Но - "слякоть надежды", но - драйв на грани, именно что на грани, за которой уже безвкусица, но грань эта не переходится. Ничего не могу поделать, не нравится мне оно, но запоминается.