Роззак весьма точно описывает обязательного персонажа нашей политики,
бытовой жизни: брутального старика, подражающего поведению мачо. Ибо традиционная культура старения вытеснена на периферию, вместо
благородного старца-мудреца индустрия СМИ предлагает нам наглого,
самодовольного грубияна и хама – альфа-самца. Дамы не отстают от мужчин в безумной гонке: коммерческий мир требует от женщин что-то вроде нарочито агрессивного стиля жизни буча-лесбиянки. Последняя курит вонючие сигареты и ругается трехэтажным матом, наивно полагая, будто грубость и несвежее нижнее белье суть обязательные атрибуты «мужского».
Смещение гендерных стереотипов характерно для контркультуры. Поэтому американские «шестидесятники» и последующие бунтари, меняя привычные «мужские» роли, следуют не только моде на длинные волосы…
BY THE AUTHOR OF THE MAKING OF A COUNTER CULTURE
THEODORE ROSZAK
Культура стареющего мира радикально меняет половые роли. Мы видим
появление на свет брутальных зародышей «альфа-самца» человека.
Природа альфа-самца глубоко коренится в нашем животном происхождении,
биологии. Дей-но, во многих прайдах животных главенствует старый
жесткий самец, он монополизирует самок и устанавливает цели для
энергичных молодых особей. А последние, разумеется, должны доказать
свою «зрелость» и силу, низвергнув доминанта из власти и захватив жен
гарема. Цикл замыкается.
Фрейд имел четкую картину фантастической первоначальной человеческой
орды. Например, когда Фрейд создает историю психопатологии мальчика,
страдающего комплексом Эдипа, знаменитый психиатр лишь рисует портрет
старика-самца, пленившего в сексуальное рабство всех самок и
кастрирующего своего сына, дабы избежать невыносимой конкуренции.
Независимо от того, достоверен ли образ «героя» Фрейда, альфа-самцы
ныне очень популярны в нашей стариковской культуре. Мы все чаще
наблюдаем альфа-самцов на экранах телевизоров и кинотеатров.
Так, актер Джон Уэйн еще в фильмах 1948 г. красноречиво изображал
безжалостного мужчину, стареющего, властного и якобы сексуального. Эта
роль «прилипла» к актеру, заставила его играть последующие тридцать лет
агрессивных седовласых персонажей.
Сексуальное притяжение и сила остаются ключевыми симптомами в синдроме
альфа-самца, вроде теста лакмусом мнимой возмужалости. Власть, сила,
брутальность - самые лучшие афродизиаки, говорил Генри Киссинджер.
Успешный шестидесятилетний мужчина представлен нам в популярной
культуре как топ-менеджер крупной фирмы с двадцатилетней женой в
качестве приза. Возможно, он имеет привлекательную, даже «шикарную»
любовницу. По сути, мы видим человеческий аналог альфа-самца шимпанзе.
Те же тенденции, характерные для животного мира: постоянная
демонстрация сексуального превосходства над менее успешными молодыми
конкурентами.
Этот примитивный «имидж» с успехом навязывается обществу актерами
кинофильмов: старые «звезды» типа Клинта Эствуда, Пола Ньюмана, Энтони
Квина и, конечно же, Кларка Джебла. Кларк выпячивает «маскулинность»,
не обладая необходимой образу молодостью. Поэтому он жалок и нелеп в
образе мачо, в нем ничего «героического». К слову сказать, по слухам
трюкачество «под молодого» привело актера к преждевременному инфаркту,
ибо сценарий требовал умений, недоступных старику.
Современный мир тяготеет к геронтократии. Но этика прежнего общества
пока еще отвергает правдивый образ стареющего мужчины. Дей-но, мы часто
видим седых старцев на телевидении в новостях, как правило, это лживые
«старшие».
Они – шишки, боссы, задиры, грубияны и живут в эгоистической изоляции и
вечной борьбе за призовые места. Их поведение парадоксально достаточно,
чтобы показать, как силовое доминирование разительно отличается от
естественного природного поведения стареющего человека.
В книге Алекса Гибни (Alex Gibney), выпущенной в 2005 г., - «The
Smartest Guys in the Room» (и в документальном фильме, снятом по
книге), у нас есть редкое понимание беспокойного опыта старения.
Поистине правдивое исследование американской корпоративной культуры,
наглядно разъясняющее, чем могут быть «молодящиеся мужчины» с
миллиардными заработками.
Давление конкуренции, жажда высокого дохода, издевательства над
неудачниками...
В книге показаны мужчины, работающие в крупной компании, они
«увеличивают» свое «мужское начало» сумасшедшими поездками в глушь
Калифорнии, бесконечными походами в стрип-клубы. Этос мачо, в котором
они живут, учит их «мудрости», известной нам со времен Ашурбанипала:
завоюйте, обманите, изнасилуйте и переходите на следующий этап борьбы
без раскаяния.
Вместо достойной возраста роли гуру, дарующего мудрость младшим, наши
старики предались мальчишеским играм!
...«Ложный старший» становится частью корпоративного «вертикального»
мира. А «символические» женщины необходимы «ложному старшему» для
укрепления места в иерархии. Завоевание женщины всегда служило мерилом
мужской силы, это исторический стереотип. Кстати, исходя из
вышесказанного, понятно, что полное равенство между полами сегодня
недостижимо.
Однако часто не замечают, что эти же качества, -
активный поиск партнерши, потенция, - присущи, прежде всего, молодым
мужчинам. Энергичные гонки за женское внимание – юношеский спорт.
Так, исследовательница Бетти Фриден (Betty Friedan) сделала несколько
замечательных выводов в работе относительно предпочтений в социальных
группах. Например, в дискуссии о значениях мужественности и
женственности, половых ролях выявлено, что все наши определения
мужественности основаны на образах молодых мужчин.
Подражая стареющим женщинам-кокеткам, властолюбивые пожилые мужчины
должны цепляться за юность…
Альфа-самцы вынуждены конкурировать за превосходство, доказывая
отсутствие факта старения. Они устанавливают стандарты и предлагают
правила для молодых, позволяющие компенсировать «недостатки» возраста.
Альфа-самцы живут своим собственным исчислением успеха, навязывая всему
обществу требование уважать эти измерения. Они присваивают все
общественное богатство, которое в состоянии присвоить, но не для
удовольствия, а для похвальбы мнимыми «достижениями».
Ученый Дэвид Гатмен (David Gutmann), сравнивая индустриальное общество
и исконные американские культуры, приходит к выводу, что «старшие»
оказываются лишь стареющими версиями «успешных» молодых мужчин, т.е.
такие люди получают почести, кредит доверия только по причине возраста.
Заметим, для большинства мужчин, не проявивших в юности особых талантов
и достоинств, персональные и общественные перспективы могут быть
мрачными. Этот феномен поразительно контрастирует с типичными обычаями
традиционной народной культуры. Любопытный факт, не красящий нашу
цивилизацию: индустриальное общество буквально следует правилам
известной школьной игры «король горы» от юности и до старости.
...Журнал «Forbes» поучает - Билл Гейтс отнюдь не старик. Он все еще
самец. И азиатские миллиардеры суть самцы. Да и в знаменитых списках
журнала указана лишь одна женщина: наследница косметической империи.
Когда денег больше, нежели может истратить человек и его семья, то на
этих непристойных конкурсах богатства мы лицезреем абстрактные оценки
«успехов» альфа-самцов. Это - версия компьютерной игры, подобной
«Mortal Kombat», бессмысленные вершины достижений, которые просто
сообщают публике о появлении новых виртуальных «господ вселенной».
Психологи феминизма много занимались освещением хитростей и трюкачеств
альфа-самцов. В жизни мужчины «саморазделение», «отделение от матери»
«вещь в себе»: незрелость никогда не переходит в «цельность».
Наши традиции не позволяют отдать личностные свободу, силы, интеллект
обществу в пределах контекста самодостаточности, ибо последний требует
одновременно проявить ответственность, заботу и эгоизм с
разрушительными тенденциями.
Так, эколог и психолог Пол Шепард поднимает ключевой вопрос в этике
окружающей среды: Почему мужчины упорствуют в разрушении собственного
ареала обитания?
По мнению Шепарда, мужчины онтогенетически подвержены ребяческим
фантазиям о ролях «силы», «могущества» для достижения «победы».
Западная социальная мифология пронизана обширными свидетельствами того,
как детские игры формируют свои собственные цели. Нелегальное
проникновение за границы дозволенного, попытки изменить мир силой
соответствуют регрессивным детским настроениям.
...Движение за права женщин началось исторически первым и смена родовых
стереотипов, вызванная феминизмом, привела к важным последствиям в
обществе. Очевидно, женщины, живущие реальными проблемами, не будут
довольны «мощью» альфа-самца.
Под давлением женского движения, агрессивное «мужское» начинает
вытесняться из культуры, но альфа-самцам по прежнему требуется
удовлетворять амбиции.
Устаревшие образы воина и охотника суть избыточны исторически, они уже
не составляют базис «мужского». Кроме того, традиционная мужская
литература избегает темы старения, заменяя старость подчеркиванием
«возмужалости». Иногда упомянуты сострадание, сопереживание, но чаще
присутствует театральная риторика «дикого» животного начала и
господство «чувства голода».
Возрастные смещения более глубокие, нежели смещения рода, поскольку
пожилые мужчины прошли юношескую фазу жизни, когда их основными
психологическими целями были «прекращение» материнской опеки и
отделение от всего «женского».
Психологически незрелые альфа-самцы постоянно в борьбе и всегда
сталкивают друг друга с мнимых высот. Они пытаются доказать свое
«достоинство» воина даже после того, как возраст делает их потуги
бессмысленными. Они старые парни, которые противны, неприятны молодым.
Они постарели, но они не старшие. Они - гериатрические мальчики.
Поэтому альфа-самцы не лидируют благодаря мудрости, но хитростью и
обманом.
Среди психотерапевтов и психологов уже возникло профессиональное
убеждение, что роль альфа-самца стала настоящим бременем многих мужчин.
Она нездоровая по сути, не позволяет идти в ногу со временем. Кино и
СМИ питают нас искусственными образами богатых деловых биржевых
магнатов-самцов, принудительно подталкивая к повышению «маскулинности».
Если темп жизни и напряжение не убьет этих новоявленных мачо, созданных
ущербной культурой, то сломит депрессия и отчаяние.
Мужчины, как замечает Кроз (Royda Crose), - подвержены риску ранней
смерти, поскольку они выучены игнорировать слабость, болезнь и
здоровье. Они не слушают свои тела, аплодируют отрицанию боли.
Конечно, мужчины могут продолжать скрывать свои чувства, отказываться
от помощи: это верная дорога к самоубийству. Заметим, более
эмоционально свободные женщины демонстрируют через попытку самоубийства
лишь желание помощи, но альфа-самцы даже к выбору средств самоубийства
подходят «по деловому».
...Поиски выхода из летальной ловушки образа альфа-самца породили
причудливое понятие мужского климакса. Строго говоря, мужского климакса
не существует. Однако есть какие-то заметные психологические и