Я никогда не претендовала на то, чтобы стать настоящим критиком, да и в жизни чаще всего оказывалась скорее объектом критики, чем ее же субъектом. Так что можно считать, что этот смертельный номер исполняется впервые.
Первое мое знакомство с творчеством Лоис Макмастер Буджолд состоялось, когда я прочитала вторую книгу из ее космической саги о Майлзе Форкосигане, "Барраяр". Честно признаюсь, что никогда не являлась поклонницей фантастического жанра, однако то что я прочитала в "Барраяре" примирило меня со всеми космическими кораблями, войнами и супер-техникой-будущего. Это интриги, самая настоящая, почти историческая война, и еще сильные герои. Сильные, невзирая на то, что половина из них - изувеченные морально или физически ветераны.
Как-то так получилось, что в то время я не смогла достать продолжения этой серии, зато набрела на другую книгу писательницы, исполненную в, как мне тогда казалось, необычном для Буджолд жанре. Жанре фэнтези. Книга эта называлась "Проклятие Шалиона", и казалось, являла собой полную противоположность Барраярскому циклу. Я облизнулась и начала читать. И вот тут-то выяснилось, что не так уж она и отличается от фантастической саги. Тут оказалось в меру интриг, достаточно войн, упоминаемых, правда, вскользь, но с таким мастерством, что они казались естественной, хотя и прошедшей частью повествования. А еще здесь я нашла множество сильных духом, хотя внешне и слабых героев. Если уж учитывать, что центральными фигурами в "Проклятии" сразу после главного героя (тоже, кстати, многое пережившего ветерана) оказались две славных девушки, а все остальные сколько-нибудь значимые персонажи перенесли немало лишений, эту книгу с полным правом можно назвать гимном уму и сильной воле.
Впрочем, об этих сходных чертах я забыла уже странице на двухсотой, наслаждаясь самим Шалионом, его людьми и тайнами. А уж поломать голову там было над чем - почти детективный сюжет, с острой мистической приправой, захватил и мгновенно увлек в глубины повествования, заставляя за каждым поворотом видеть подвох или предательство. Но несмотря на все вышеперечисленное, книга оставила у меня ощущение какого-то тихого умиротворяющего света в душе. Может, благодаря исключительно симпатичным мне героям, а может - счастливому концу (так называемому хэппи энду). Как бы то ни было, но с "Проклятием Шалиона" я рассталась, как с добрым другом.
Пожалуй, стоит поподробнее остановиться на религии Шалиона, получившейся у Буджолд прямо-таки выпуклой - настоящей, но при этом совершенно не навязчивой. Ах, как же мне понравился ритуал ухода души к определенному богу (ведь их там пятеро, вернее даже четыре и один), когда одно из посвященных божествам животных должно "выбрать" усопшего. А праздник в честь Дочери, чье время года - весна! Все эти ритуалы и обычаи описаны с такой правдоподобностью, что иногда хочется бессознательно повторять некоторые движения за главным героем. И еще, лично меня покорила концепция, по которой боги всемогущи, но лишь до той поры, пока сам человек признает и принимает их в своем сердце. На этом фоне кажутся совершенно естественными набожность всех главных героев, и те чудеса, что "посылают" им божества.
Осталось лишь вспомнить о том, что "Проклятие Шалиона" относится к замечательному жанру исторического фэнтези. Но, честно говоря, я так и не смогла идентифицировать точный век или события, которые воспроизводит автор в этой книге. Пожалуй, единственное, что я могу более менее уверенно сказать, это что действие происходит в стране, аналогом которой является Англия времен немного более поздних, чем война Роз. Впрочем, я не причисляю себя к знатокам истории Англии, а потому не считаю свою точку зрения единственно правильной.
Вот, собственно и все, что я хотела бы рассказать об этой книге. С теми, кто уже читал ее, я с удовольствием подискутирую на эту тему, буде у кого появится такое желание; тем же, кто впервые слышит о "Проклятии Шалиона" или только собирается его читать, я не хотела бы портить удовольствие более детальным описанием сюжета. Скажу лишь, что мне хватило чуть меньше двухсот страниц, чтобы влюбиться и в этот мир и в его героев.