Думали, что уже все? Что после "Миссии на Марс" и "Красной планеты" не осталось уже живого места на горячо любимом землянами соседе? Как бы не так... "Призраки Марса Джона Карпентера" - самый что ни на есть достойный ответ так называемой "научной" голливудской фантастике. Вот они-то и будут последней марсианской новостью.
Кино Карпентер начал снимать уже давно; предполагалось, что оно выйдет в прокат осенью 2000 года. Однако вышеупомянутые крупнобюджетные постановки на ту же тему заставили студию и режиссера поволноваться. И конечный продукт, обошедшийся в 30 миллионов долларов (для автора "Побега из Нью-Йорка" это очень значительная сумма), предстал на общее обозрение с большим опозданием. И опять не пользовался успехом. Карпентер стал воистину культовым режиссером; его творения пользуются беспредельным успехом у сравнительно небольшой группы поклонников. Массы на "Побег из Лос-Анджелеса", "Деревню проклятых" и даже на "Вампиров" прореагировали вяло... Да ну их, эти массы! Как фэн Карпентера с 15-летним стажем (в десятилетнем возрасте посмотрел на большом экране "Человека со звезды" - и пошло-поехало) не могу не сказать своего слова. И слово только одно: "Ура!!!"
Давно ни один фильм не вызывал желания тут же смотреть по новой, смотреть безотрывно, с отвисающей челюстью и нарастающим удовольствием. Хотя ничего нового в этой работе по большому счету нет. Эффекты - масштабная студия, изображающая марсианский поселок, подозрительно напоминает декорации в первом "Побеге..." (1981). Монтаж - тут, пожалуй, самый большой прокол: кое-где картинка неоправданно замедляется, темп спадает, что для боевика непростительно. Музыка (самого режиссера) - хорошие техногенные ритмы, но с блистательно продуманной мелодикой "Побега из Л.А." сравнения не выдерживает. Актерскую команду Карпентер как будто сменил. Однако и Пэм Грайер, и Джоанна Кэссиди у него уже снимались, а приглашенные Наташа Хэнстридж и Айс Кьюб вполне адекватно справились со своими простыми ролями. Все на уровне. Тогда что же делает фильм Фильмом? Откуда взялось волшебство? Препарировать чудо я не собираюсь, а вот соображения выскажу.
Сюжет можно пересказать одной фразой: во время раскопок на Марсе ученые выкопали какой-то древний микроб, начавший со страшной силой вселяться в тела людей, обрекая их на самоуничтожение, а бравая команда полицейских всех взрывает и раскидывает налево и направо. Сценарий наверняка выглядел полной ерундой. Однако в его простоте и таится главная прелесть. Поезд прибывает в город-призрак. Десять человек борются с легионом нелюдей, которых и убивать-то нельзя: микробы вселятся в "свободные" тела. Затем поезд (прибывший, кстати, за заключенным в тюрьму поселка грабителем) отправляется в путь, сметая зло. Благородный грабитель помогает уверенной в себе героине... В общем, можно произвести нехитрую операцию - заменить пришельцев на индейцев. Сиу там или команчи. Вместо Марса явится поселок на Дальнем Западе. Тогда и станет понятным, какую именно магию обрушил на нас Карпентер. Нормальных вестернов в Голливуде не появлялось уже лет пять, а в этой картине присутствуют все лучшие черты жанра, даже своеобразный юмор. Чего стоят подручные Айс Кьюба - Первый, Второй и Третий (это у них имена такие)! А научность... какая может быть научность при таких богатых традициях. Почему зловещая зараза вылетает из тела героини Хенстридж через пару минут, я лично так и не понял. А может, не захотел понять.
Единственное занятное отличие от классики - обилие темнокожих персонажей. Карпентер всегда подозревался в расизме, но тут он себя обелил: меньшинствам (чего там - неграм) хорошие роли достались! В смысле подраться и пострелять пришлось от души. Так и кажется, что происходит вся эта мочиловка в салунах или в их гонконгских аналогах. Это еще один любимый режиссером жанр, своеобразно переосмысленный в "Призраках" (раньше нечто подобное было у него в "Большом переполохе в маленьком Китае"). Постмодернизм, если хотите. А может, просто свободное самовыражение не следующего никаким канонам человека, живущего по своим законам и не считающегося с рынком.
Так что добро пожаловать на Марс - новый форпост западной цивилизации. Техас - Красная планета - далее везде!