Сонькин Михаил Савельевич : другие произведения.

Juxstapoisition

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

JUXTAPOSITION

Записки дилетанта

Цель этих маленьких эссе сравнить, а подчас и противопоставить работы художников, созданных в одно и тоже или в разное время; показать, как влияют на произведения смена вкуса, эстетики, национальность, состояние государства. Поскольку русская живопись, кроме авангардной, до сих пор игнорируется в монографиях по истории искусства, я решил в каждой паре картин представить одну работу из России. Я попытался отразить основные темы в живописи, противопоставляя художников разного периода, стиля и мастерства, насколько это оказалось возможным. Я хочу задержать вас, как посетителя, проходящего быстро через музей, у этих картин; я хочу вместе с вами повнимательнее рассмотреть их, подумать, пообщаться с ними. Я отбирал то, что мне нравится и те картины, которые наиболее известны, чтобы было интересно даже не искушённому человеку. Я не искусствовед, но надеюсь, что эта маленькая работа, может быть, подтолкнёт кого-либо к более внимательному отношению к живописи и к искусству в целом.

ТРОИЦА

Sandro Botticelli, 1491-93,

Holy Trinity с Марией Магдалиной и Иоанном Крестителем

Андрей Рублёв, 142527,

Св. Троица

 [] []

Если вы откроете книги посвящённые лучшим мировым живописным работам и попытаетесь найти картины русских художников, то с удивлением обнаружите, что после повсеместного упоминания Троицы Рублёва следующим признанным мастером будет Кандинский. Причина такого временного разрыва не является целью данного исследования. Но мне естественно захотелось начать свои эссе с Рублёва. В годы создания Св. Троицы ... Боттичелли находился под влиянием Саванаролы, призывающего к отказу от грешной жизни, и его работы потеряли красоту и лёгкость Весны и Рождения Венеры. Символ Троицы в картине воплощён буквально: Бог Отец поддерживает распятого Бога Сына, у головы которого пристроился Бог Дух в виде традиционного голубя. Вся сцена построена и держится вокруг креста как символа веры. Картина перегружена застывшими, как в фотоателье, святыми и ангелочками. Зрителю всё ясно, понятно и скучно. Икона же Рублёва отражает идею Троицы удивительно просто и гармонично. В отличии от Византийских канонов художник отказался от изображения традиционных участников Ветхозаветного события: Авраама, Сарры, заклания тельца. За столом с объединяющей чашей причащения, чашей страданий, которую Христос просил пронести мимо, собрались только похожие друг на друга, как близнецы, ангелы, образовав круг из нерасторжимых символов Троицы. Их одежда разного цвета, но каждый имеет голубое, что также объединяет их. Икона наполнена радостью, раздумьем и тайной, которую мы до сих пор пытаемся разгадать.

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

Pieter Bruegel the Elder, 1565,

The hunters in the snow

 []

Б.М. Кустодиев, 1903, Масляница

 []

Среди многочисленных зимних картин русских художников я выбрал именно эту, которая как бы и близка, и в то же время так различна с полотном Брейгеля. Если закрыть глаза и просто перечислить всё, что есть на картинах: зима, снег, деревья, птицы, люди, события (катание на льду или на санях), вид сверху, передний и дальний планы, дома то создастся впечатление схожести. Но стоит только взглянуть на работы художников одновременно, и вы сразу ощутите разницу не только в красках, стиле и времени, но, и это самое главное, в настроении. Пейзаж Брейгеля наполнен покоем, холодом, тихой гармонией Баха, будничной жизнью людей, усталостью заканчивающего дня. Это картина мироздания как его понимает художник. У Кустодиева радость и энергия русского праздника провода зимы красочно и ярко пылает на полотне, иллюзия движения создаётся бегом саней в разных направлениях, можно даже услышать звон колоколов, поднявших в воздух стаю птиц. Здесь нет места идеям, раздумьям, философии. Это Масляница!!!

СПОРТ

А. А. Дейнека, 196162, Юность

George Bellows, 1909,

Stag at Sharkeys

 [] []

Сначала немного информации о картине американского художника Беллоус. Stag это самец-олень, рогач, а Sharkey спортивный клуб, в котором проводились нелегальные призовые боксёрские матчи. Вспомните гон у оленей, когда самцы оспаривают свою силу и право на самок. Беллоус усаживает нас в один ряд вместе с крайне возбуждёнными зрителями, только мужчинами, полностью поглощёнными борьбой двух боксёров-оленей, сцепившимися на арене ринга в надежде на победу. Снятые в момент наивысшего напряжения боксёры и невольно втянутый в их схватку судья, образуют пирамиду, доминирующую на полотне. Художник накладывает яркие мазки крови не только на тела боксёров, но и на лица зрителей, объединяя и тех и других насилием и агрессией. Перед нами не столько сцена поединка, сколько картина жизни Нью-Йорка начала 20 века. Юность, светлая и радостная, одна из последних работ Дейнеки, совершенно противоположна по характеру и идее. С одной стороны, это социалистический реализм, хотя художника нельзя отнести к нему полностью, поскольку он всегда сохранял самобытность, юношескую увлечённость конструктивизмом и модернизмом. С другой стороны, (взгляните на годы создания - время оттепели) в картине чувствуется надежда, что у юности есть будущее, есть возможность достичь больших высот в жизни, есть свобода полёта. И пусть это наивная идея прожившего в СССР всю свою сознательную жизнь художника может не вызвать в нас ответного чувства, его доброта и оптимизм останется с нами.

ГОЛГОФА

Antonello da Messina, 1454-55,

Crucifixion

Николай Ге, 1893,

Голгофа

 [] []

Мне так и не удалось найти в западной живописи аналога работы Ге. Есть несение креста, затем распятие и снятие с креста. Только Ге попытался отразить момент непосредственно перед распятием. Он писал Толстому об этой картине: Да, эта картина меня страшно измучила и наконец я вчера нашел то окончательно, что нужно, то есть ту форму, которая вполне живая я нашел способ выразить Христа и двух разбойников вместе без крестов на Голгофе, только что приведенных. Все три страдальца, всех громко и страшно поражает молитва самого Христа. Одного разбойника бьет лихорадка, другой убит горем, что жизнь своя погана Одним словом три души живые на холсте. Я сам плачу, смотря на картину Радуюсь несказанно, что этот самый дорогой момент жизни Христа я увидел, я не придумал его; я сразу всей душой почувствовал и выразил. Я думаю, что уникальность работы Ге заключается в том, что вы легко можете перенести эту сцену в любое время и место перед расстрелом, перед газовой камерой, перед виселицей. Кроме Христа и разбойников на картине есть ещё один невидимый, но крайне важный персонаж, а точнее его рука. Твёрдая и властная рука, отправляющая на казнь, резко контрастирует с мягкими безвольными непонимающими руками Христа. Перед нами вечное столкновение добра и зла. Среди многочисленных Распятий я выбрал работу Мессины, которая удивляет сочетанием ужасных страданий распятых и чудесного мирного итальянского пейзажа. Как часто в картинах на эту тему, жизнь продолжает идти своим чередом, хотя рядом произошла страшная трагедия. В печали и горе только сидящие на земле Мария и Иоанн. Христос исполнил своё предназначение искупил первородный грех Адама, череп которого лежит у подножия креста.

МОРЕ

J. M.W. Turner, 1840-45

The storm, 32,4x53,9 cm

И. К. Айвазовский, 1850

Девятый вал, 221x332 cm

 [] []

Я указал размеры картин только для того, чтобы вы смогли сопоставить их в своём воображении. Девятый вал приблизительно в 6 раз больше Шторма, что существенно влияет на реакцию зрителя. Оба художника любили море и стали всемирно известными маринистами. Но если Айвазовский всегда работал в рамках классического реализма, то Тёрнер к концу жизни качественно сменил свою манеру и стал близок будущему импрессионизму. Силе и величию природы с надеждой на спасение Айвазовского Тёрнер противопоставляет буйство и хаос моря с чувством страха и безнадёжности.

ПЕЙЗАЖ

Сlaude Monet, 1897,

The Seine near Giverny

И. И. Левитан, 1894,

Над вечным покоем

 [] []

Левитан писал П.М.Третьякову о картине: Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё Какой ужас, какой страх!. В повести В. Ф. Тендрякова Чрезвычайное так описывается та же картина: Ветер, рвущий облака, деревья, траву, пасмурная гладь воды, столетняя часовенка, заброшенный погост. Вся картина - неподвластное разуму движение, стихия, которую нельзя остановить, беспокойная вечность, для которой нет конца, нет смерти необъятность пространства и времени, откуда мне выделена микроскопически малая частичка.

Таким образом, пейзаж Левитана несёт в себе мощную эмоциональную и философскую нагрузку. Моне же ставит перед собой совсем другую задачу передать свежесть и радость раннего утра приёмами импрессиониста, отсюда иная тональность и цветовая гамма.

НАТЮРМОРТ

 [] []

К. С. Петров-Водкин, 1918,

Селёдка

Pieter Claesz, 1646,

Завтрак

Роскошный Завтрак Питера Класа может вызвать восхищение мастерством художника и непроизвольное выделение слюны с ощущением голода. Картина так и просится на стену над обеденным столом. В Селёдке Петров-Водкин создаёт на полотне удивительную гамму цветов и ёмкие выразительные предметы, опосредованно воспроизводя страшный период Гражданской войны в России с голодом и пайками. Достаточно сравнить содержание картин, чтобы реально ощутить колоссальную разницу во времени, манере, технике, настроении и влиянии на зрителя, хотя и та и другая относятся, казалось бы, к несерьёзному жанру натюрморта.

ЖЕНСКИЙ АВТОПОРТРЕТ

Frida Kahla, 1940,

Self-portrait with Thorn Necklace and Hummingbird

Зинаида Серебрякова, 1909, За туалетом

 [] []

Есть только одна связь между этими художниками обе женщины. Невозможно что-либо сказать о них без короткой биографической справки. Фрида Кало родилась с врождённым дефектом позвоночника, в браке между немцем и мексиканкой. Болела в детстве полиомиелитом, в 18 лет попала в аварию, из-за чего впоследствии перенесла 35 операций. Детей иметь не могла. Бурная со скандалами, изменами и разводами жизнь вместе с Диегом Ривера. Коммунистка, бисексуалка. Выучилась живописи самостоятельно после аварии. Зинаида Серебрякова принадлежала известной артистической семье Бенуа-Лансере. Выйдя замуж в 1905 году, взяла фамилию мужа, который умер в 1919 году, оставив её с четырьмя детьми. Получила отличное художественное образование. В 1924 году для работы по заказу выехала с дочерью и сыном в Париж, где и осталась. Встретилась со второй дочерью через 36 лет. Прожила на 35 лет дольше Кало. Молодая обворожительная счастливая женщина (у неё уже двое детей) смотрит на себя и на нас. Ощущением радости жизни наполнен её взгляд и всё полотно. И рядом сосредоточенный, печальный и болезненный взгляд Фриды, надевшей ожерелье из шипов, символизирующих её физические страдания, и украшенное колибри, символом ацтекского бога Huitzilopochtli, бога войны и человеческих жертвоприношений. Две женщины, две судьбы, два характера, два художника, два автопортрета.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Н. К. Рерих, 1925,

Миларепа услышавший

Caspar David Friedrich, 1818,

Wander above the sea of fog.

 [] []

Фридрих был ярким представителем немецкого романтизма. Его пейзажи характерны присутствием человека, которого он обычно помещал спиной к зрителю. И у этого странника, стоящего высоко в горах на скале над облаками, мы не видим лицо и не знаем, восхищается ли он простором и красотой природы или он полон гордостью за победное восхождение, за превосходство человека над природой. Невольно вспоминаются строчки Пушкина: Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины ... Горный пейзаж Рериха совершенно противоположен и по палитре, и по композиции и эмоционально. Джецюн Миларепа - самый прославленный из тибетских йогов, великий буддийский поэт-отшельник, живший в ХI XII веках в уединении среди гор, популярен своими песнями, известными под названием Сто тысяч песен Милы. На картине он изображён слушающим голоса гор в момент рассвета

Жизнедательное начало, растущее из земли, И божественный поток, льющийся с голубого небесного свода, Соединитесь и осените благодатью все живые существа ... (из его песен)

Идею Рериха о том, что человек является частью природы, мира, космоса мы легко находим в его картине.

ОБНАЖЁННОЕ ЖЕНСКОЕ ТЕЛО

Amedeo Modigliani, 1917,

Reclining nude with left arm resting on forehead

К.П. Брюллов, 1832, Вирсавия

 [] []

Лучом света художник сразу направляет наш взгляд на обнажённый торс молодой женщины. Насладившись прекрасными формами, мы продолжаем рассматривать остальные части тела в тени и уже в конце обзора замечаем негритянку, эффектно оттеняющую белоснежную кожу Вирсавии. Купальщица смотрит прямо на нас, а может быть на Давида, без всякого смущения, гордая своей неотразимой, но холодноватой красотой. А рядом в свободной зовущей позе лежит тёплое живое тело натурщицы будто изображённое в инфракрасных лучах. Нежная чувственность разлита по всему полотну. Обе обнажённые эротичны по разному: первая в момент рассматривания картины, а вторая - из-за возникающих воспоминаний.

МУЖСКОЙ АВТОПОРТРЕТ

Rembrandt van Rijn, 1659,

Self-portrait

Николай Ге, 1892,

Автопортрет

 [] []

Их разделяет 200 лет. Рембрандту 53 года, Ге 62. Для тех времён и по внешнему виду для нас старики. Оба мастера на вершине карьеры и в конце жизненного пути. Через два года выпадет кисть из рук Ге, а через 10 лет -- Рембрандта. И вот оба художника пытливо смотрят на нас задаваясь вопросом: Кто же поднимет упавшую кисть?

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ

Claude Monet, 1874,

Boulevard des Capucines

С. А. Павлов, 1923,

Василеостровский пейзаж.

 [] []

Ярким весенним днём вместе с художником мы выглядываем с верхнего этажа на улицу, которая заполнена экипажами и множеством парижан. Деревья, как и люди, насыщаются теплом и солнцем, и первые почки готовы уже распуститься. Всё в движении, и даже ярко освещённые здания колеблются. Радостное непрекращающееся движение жизни является главной темой, главным героем картины. И рядом совсем другой город зимний, холодный, безлюдный. Деревья в судороге вздымают голые ветви к небу. Здания с мёртвыми окнами ограничивают перспективу. В любой живописи дата создания картин имеет значение, но в советской особенно. 1923 год, Гражданская война, разруха. Три надписи: бани, пиво, чиню примуса, и протоптанная тропинка говорят о том, что город ещё живой, что жизнь в нём ещё теплится.

ОБНАЖЁННОЕ МУЖСКОЕ ТЕЛО

Pietro Perugino, 1495,

Saint Sebastian

К.А. Сомов, 1933

Боксёр Борис Снежковский

 [] []

Обнажённое мужское тело в живописи встречается значительно реже, чем женское по религиозным, моральным, сексуальным, историческим причинам. И если в рисовальных классах и мастерских будущие художники постоянно тренировались на мужских моделях, то накопленный опыт они могли использовать до ХХ века, главным образом, в сценах Распятия или Святого Себастьяна. Последний, как известно, став христианином послужил мишенью для римских стрелков из лука. В картине Перуджино стрелки отсутствуют и если вы вытащите в вашем воображении стрелы, то на полотне останется только прекрасное тело юноши, в задумчивости смотрящего на небо. Нет ни страданий, ни крови, ни мученичества. Казалось бы, Сомов изобразил похожее красивое молодое мускулистое тело боксёра, только в другой обстановке. Но обратите внимание на припухлую нижнюю губу и выбивающиеся снизу волосы лобка. А если ещё добавить, что Константин Сомов был геем, то вы сразу почувствуете эротичность картины.

СЕМЬЯ. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО.

П. Н. Филонов, 1914,

Крестьянская семья

(Святое семейство)

Raffaello Santi, 1505,

Holy family

 [] []

Каждый художник стремится внести новое в традиционную тему. Так и Рафаель впервые изобразил Иосифа без бороды и с довольно странным выражением на лице не то печаль, не то недоумение. Нет ни радости, ни удолетворения в рождении сына. Вопросительно и уверенно смотрит на него младенец, сознавая с гордостью, что Иосиф не его биологический отец. Мария выглядит задумчивой, словно ей предстоит неизбежное объяснение с мужем по поводу непорочного зачатия. Филонов только отталкивается от известной темы, оставив её в скобках в названии. Семья, животные, земля неразрывно объединены в одно целое. Отец открывает сыну мир его будущего, его цель, его предназначение. А может быть он передаёт его нам и поэтому так испуганно смотрит на беззащитное тело сына мать.

ЖЕНИТЬБА

В.В. Пукарёв, 1862,

Неравный брак

Jan van Eyck, 1434,

The marriage of Giovanni Arnolfini

 [] []

До сих пор искусствоведов ведут споры о том, кого изобразил ван Эйк, какое символическое значение имеют те или иные предметы на картине, это свадьба или нет. Мы не будем вдаваться во все эти вопросы, а просто решим для себя, что это достаточно богатая пара в браке, которая решила запечатлеть себя в картине также, как и современная бы в фотографии. И тема, и техника, и приёмы (например, использование зеркала для увеличения пространства и изображения дополнительных персонажей) были настолько новаторскими для того времени, что эту работу ван Эйка можно увидеть почти в любой толстой книге о развитии живописи. В то же время эта картина вряд ли подействует на нас эмоционально, она так и останется, как многие предполагают, официальным брачным документом, но безусловно талантливым. В середине 19-го века в России настолько увеличилось число браков на основе выгоды и материальной заинтересованности, что даже Священный Синод осудил их в своём указе. В сантиментальной работе Пукарёва, написанной на злобу дня, показан один из самых важных моментов церковного венчания обмен колец. Юная невеста с заплаканным лицом, выделенная светом в полумраке церкви, безвольно протягивает руку священнику. Справа от неё престарелый жених, предвкушающий восторги плоти, и скабрезные рожи мужчин. За ней виднеется лицо человека, пристально смотрящего на нас и как бы задающего вопрос: Как вы можете терпеть это? Картина так и просится на выставку передвижников, поскольку отражает их идеи.

УЖАСЫ ВОЙНЫ

Francisco Goya, 1814,

The third of May 1808. Madrid.

В. В. Верещагин, 187879,

Побеждённые. Панихида.

 [] []

Трудно писать о войне, которую ты никогда не видел сам. Нет ни воспоминаний, ни переживаний, ни потерь. Всё что ты знаешь - из картин, фильмов, книг. Поэтому я скажу немного об этих картинах, которые я бы назвал Убийство и После убийства. Сомкнутый неумолимый ряд солдат и в неестественной близости к ним мятущиеся в ужасе, разрозненные фигуры восставших на картине Гойя. И только один, словно распятый Христос, в белой рубашке, освященный светом фонаря, в порыве подставляет себя пулям. У Верещагина другая бойня бессмысленная, бесчеловечная. Бескрайнее поле трупов, полупоглощенных уже землёй, бесконечная печаль и скорбь. И ощущение нескончаемого стона над полем.

МАТЕРИНСТВО

Lucas Cranach the Elder, 1520-26,

Madonna under apple tree

Н.И. Фешин, 1914,

Мать и детя.

 [] []

Давайте забудем, что это мадонна, тем более что Кранах Старший оставил её и младенца без нимбов, забудем о христианской символике: яблоке первородного греха и корочке хлеба, как тела Господня. Перед нами просто счастливые мать и ребёнок нарисованные в одинаковых тёплых золотистых тонах. И фантастический пейзаж вдалеке, и мягкие складки одежды добавляют покой и радость в общую атмосферу гармонии на картине. Перед нами прекрасная идея материнства, вырванная из контекста реальности окружающего мира. Фешин акцентирует своё внимание на ребёнке, который широко открытыми глазами вопросительно смотрит на нас, словно ищя ответа на свои детские мысли. Мать остаётся на заднем плане, поглощённая кормлением дочери, будничными заботами. Здесь нет идеи материнства в её чистом отвлечённом виде, а есть жена и дочь художника, его любовь.

ЛЮБОВЬ

М. З. Шагал, 191718,

Над городом

Gustav Klimt, 1907-08,

The kiss

 [] []

Любовь чувство, которое сложно понять, трудно объяснить, но можно попытаться изобразить. В Поцелуе Климта, кроме самого поцелуя, всё тайна тела скрыты золотым покрывалом, которое условно разделено на мужскую (прямоугольники), и женскую, (окружности), части; она, хотя и не отталкивает его, но судорожно сжатые пальцы руки, напряжённые пальцы стопы и развёрнутое в последний миг лицо противоборствуют настойчивому объятию. При всей своей скрытности картина очень эротична, поскольку предоставляет зрителю широкие возможности для домысла. В работе Шагала нет тайн, нет эротики, есть только всепоглощающее чувство счастья и любви, чувство радостного полёта во сне и на яву. И хотя лица влюблённых примитивны и скучны, так же, как и деревенский пейзаж под ними, совместное ощущение полёта главенствует в картине и передаётся нам. Вот мы и закончили маленькую экскурсию по созданному в нашем воображению музейному залу. И как любой экскурсовод я также спрашиваю вас: Есть вопросы? Буду рад вашим замечаниям, предложениям и идеям.

23 февраля 2014 г.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"