Калифорнию часто именуют райским полуостровом или "золотым" штатом. Чудесный климат, похожий на средиземноморский, цветущая природа, а также найденное там когда-то золото вполне оправдывают это название. Калифорния - это наверно самый известный штат за пределами Америки, в большинстве американских фильмов действия происходят именно в Калифорнии, часто в Сан-Франциско. В стране пятьдесят штатов, почему бы не прославить и другие места. Видимо в Голливуде предпочитают действовать по шаблону и прокручивать уже освоенную тему, а может, экономят деньги на съемку.
Среди американских штатов Калифорния всегда была воплощением духа свободы. В середине девятнадцатого века на территории штата наступили времена золотой лихорадки. Золотая лихорадка поражала многие географические регионы мира. В разных точках земного шара, обнаружение золота в большом количестве приводило к стремительному наплыву старателей. Старатели создавали свои импровизированные лагеря, появлялись точки, обслуживающие их продуктами питания, товарами, развивалась инфраструктура. И так продолжалось до тех пор, пока легкая добыча золота возможна, пока нет необходимости применения механизированного оборудования.
Калифорнийская лихорадка, пожалуй, самая известная. Она продолжалась больше семи лет. Около 300 тыс. человек из других штатов и других стран прибыли и участвовали в массовой добыче золота. Там даже был период безвластия, в то время штат был только что присоединен в ходе войны с Мексикой к Соединенным Штатам, и туда был послан губернатор для управления новым штатом, сопровождаемый вооруженным отрядом. Но через какое-то время губернатор обнаружил, что его войско куда-то исчезло, растворилось. Оказывается, все ушли мыть золото, которое недавно там было обнаружено. Он попытался какое-то время управлять штатом без войска, но потом понял бесперспективность своей затеи, сдался и тоже ушел мыть золото. Правительство для порядка вновь послало туда губернатора с военным сопровождением, история повторилась несколько раз. Тогда правительство поняло бесполезность борьбы со стихией человеческих инстинктов и оставило их в покое, золото оказалось сильнее государственной власти, недаром ему приписывают магические свойства. Так штат просуществовал в условиях анархии почти двадцать лет.
За время золотой лихорадки Сан-Франциско вырос из небольшого поселения в крупный город, в Калифорнии были построены дороги, школы, больницы и церкви. Стали расти другие калифорнийские города. Добыча золота принесла пользу штату, пострадали только индейцы, которых вытеснили с традиционных земель. Мягкий климат, плодородные почвы, обильные пастбища благоприятствовали развитию земледелия и скотоводства, резко пошла вверх отрасль сельского хозяйства. Духом свободы пронизаны и воспоминания о ковбоях, которые во множестве путешествовали на лошадях по дорогам Калифорнии, выполняя свою работу, собирая скот, гоняя коров к железнодорожным станциям.
В двадцатом веке штат продолжал сохранять репутацию оплота свободы, места широких возможностей. Голливуд, как сообщество развития кинематографа, оказался в Калифорнии не просто так. В Нью-Йорке, где вначале обосновались кинокомпании, в 1908 году был создан кинотрест Томаса Эдисона. Великий изобретатель, создатель фонографа и разных средств связи обладал большим влиянием. Ему принадлежали патенты на производство кинопленки в США, и его организация быстро заручилась поддержкой мафии, чтобы беспрепятственно доминировать на рынке. Следующим шагом был захват кинопроката, вскоре около 60% кинотеатров США контролировались трестом. Не выдержав конкуренцию, независимые кинопроизводители спасались бегством на западное побережье страны в независимый штат. Это дало толчок бурному развитию Лос-Анжелеса. И к двадцатым годам ХХ века центр киноиндустрии переместился из Нью-Йорка в Голливуд. На канале "Культура" как-то была передача, где рассказывалось про исследование о том, что у истоков некоторых всемирно известных голливудских кинокомпаний стояли выходцы из дореволюционной России. Их просто сложно распознать, так как имена и фамилии трансформированы на американский манер.
Голливуд часто называют фабрикой грез, это место притягивало всех, кто мечтал прославиться, стать новой звездой. Как любое массовое производство Голливуд поставил исполнение желаний на поток. Создаваемые на киностудиях Голливуда фильмы-сказки со счастливым концом настраивали на осуществимость исполнения желаний. Хэппи-энд помогал людям жить, надеяться на лучшее в условиях Великой Депрессии. Для того чтобы стать знаменитым надо было просто приехать в Лос-Анжелес, походить по улицам, поучаствовать в съемках, хотя бы в массовке, где тебя могут заметить, предложить роль, и потом самые смелые твои фантазии могут сбыться. Мечтающих было много, миллионы, а тех, кто стал знаменитым, чьи мечты в конце концов превратились в реальность, оказывалось не так много.
Заслуживает упоминания Силиконовая Долина, регион, расположенный к югу от Сан-Франциско на севере штата, где сконцентрированы компании, занятые в сфере информационных технологий - компьютерные компании, создатели программного обеспечения, лаборатории университетов. Силиконовая долина возникла спонтанно, тем не менее, косвенное влияние американского правительства на процесс ее развития ощущалось. Решающую роль на начальной стадии становления сыграл тот факт, что многие специалисты информационно-технологического направления оказались сконцентрированными в Калифорнии, благодаря размещению там предприятий военного комплекса, военным контрактам и технологическим инициативам министерства обороны США. Долина обязана своим рождением Стэнфордскому университету, расположенному в данной местности. Раньше в этой долине были фруктовые сады. После Второй мировой войны его администрация, находясь в стесненных финансовых условиях, приняла решение сдавать принадлежащую университету землю в долговременную аренду с целью использования в качестве офисного парка. Земельная рента улучшила финансовые возможности университета, одновременно решилась проблема трудоустройства выпускников университета. Предпочтение для аренды оказывалось компаниям из высокотехнологичных отраслей, таким образом на данной территории сформировалось сообщество продвинутых производителей информационных продуктов. В настоящее время в Долине представлены такие мировые имена как - Adobe Systems, Symantic, Oracle, HP, Intel, Sun, Google, Yahoo, eBay, Cisco, Apple и др. Айтишники всего мира горят желанием поработать в Долине. И причина не только в высокой заработной плате, но в духе свободы и плодотворном сотрудничестве разных культур, традиций, научных взглядов и систем ценностей, что создает уникальную среду.
Успех Силиконовой долины возник не на пустом месте, причина - уникальный микроклимат, сформировавшийся в местной среде. Особая инновационная бизнес-культура и формировавшиеся десятилетиями традиции, энтузиазм и желание идти на риск сформировали такой бизнес-климат, который сложно воспроизвести. Это подтверждает тот факт, что многократные попытки скопировать американский опыт в других странах не привели к подобному успеху.
Калифорния начала семидесятых - это эпоха свободного духа хиппи. Это время бурных протестов, призывов к миру и толерантности. Энергией протеста было пронизана повседневная жизнь. Эта философия и субкультура изначально возникла в США и получила рассвет в шестидесятые и семидесятые годы прошлого века, движение детей-цветов было наиболее масштабным в этой стране. Их лозунги - это противодействие пуританской морали, стремление к чистоте в человеческих отношениях. Любовь в отношениях между людьми рассматривается, как антивоенный лозунг, самый известный слоган хиппи "Make love, not war", что означает: "Занимайтесь любовью, а не войной!". Совместное проживание групп хиппи происходило или в условиях городской среды, или в сельской местности. Обычно это были незаселённые и пустующие дома, куда они самовольно вселялись в городах, либо усадьбы в лесах вдали от цивилизации. Самые известные коммуны - это Христиания в Дании и коммуна в Сан-Франциско. Все началось с "Лета любви", когда в летом 1967 г. в Сан-Франциско в квартале Хейт-Ащбери собралось около ста тысяч хиппи, чтобы праздновать любовь и свободу. Тогда субкультура хиппи заявила о себе, ее составляющими были жизнь в коммунах, равное и свободное распределение благ, употребление психоактивных веществ и "свободная любовь". Затем хиппи собирались подобным образом в других городах США и за рубежом, но Сан-Франциско считался центром хипповой революции.
Хиппи обогатили культуру и повлияли на начало сексуальной революции, которая в Калифорнии была ярко выражена. Сан-Франциско - интернациональный город с классной архитектурой, который сильно отличается от Нью-Йорка с его бездушными небоскребами, которые вызывают ощущение тоски в каменных джунглях. В городе множество уютных двухэтажных домикам в средиземноморском стиле, обрамленных зеленью. Город расположен на холмах, что делает его еще более живописным. Когда передвигаешься по городу, не покидает ощущение постоянного движения по наклонной плоскости. Иногда наклон составляет чуть ли 45 градусов, непонятно как машины умудряются взбираться на такую крутизну. Еще Сан-Франциско называют самым свободным городом, столицей гейев, поэтому многие, приезжая, ждут приключений. В городе есть квартал Кастро, который известен, как место компактного проживания представителей ЛГБТ-сообщества. Он соседствует с кварталом Хейт-Ащбери, который был центром движения хиппи. В Кастро работает множество гей-баров, регулярно проводятся различные мероприятия гей-сообщества.
Недалеко от Сан-Франциско на берегу залива Монтерей находится город Санта-Крус. Безмятежно светившее солнце делает это место похожим на рай. Город отличался свободными нравами. Местная община лесбиянок чувствует себя свободно и живет по своим законам. На улицах часто можно было встретить гейев, которых можно отличить по необычной одежде, туфлях на каблуках. Отношение к свободной любови, как к нормальному состоянию и существованию человека, является местной достопримечательностью этого небольшого городка. Сторонники свободной любви или как их называют free lovers чувствуют себя в это городе свободно, потому что могут общаться только с теми, с кем комфортно, ни под кого не надо подстраиваться, все это в духе Калифорнии.