Аннотация: Вечера такие длинные и переживаются мною очень тяжело, но так сядешь за ноут и сочинишь что-нибудь. Глядишь и спать пора. Наконец-то кончен вечер.
Рассказы
Веревка.
Стояла жуткая тьма. Настолько жуткая, что он не различал даже собственных пальцев, поднесенных к самым глазам. Он лишь помнил, что на них есть ссадины и шрамы, а еще рисунок на коже, что когда-то говорил ему - он почти даун, не хватает только маленьких завитков на мизинцах, а линия сплошная поперек ладони - уже есть.
Но сколь жуткой она ни была, а ему виделось, что с каждым мгновением тьма становится все мрачнее и мрачнее. Как такое возможно? Ведь, чтобы увидеть различие, требуется одно сравнить с другим, и, если сразу нельзя разглядеть оба объекта, поскольку они разнесены во времени, то нужно запомнить хорошенько первый, чтоб потом соотнести его со вторым. В одном случае он не видел совсем ничего, в другом - абсолютно ничего.
Но чудеса все-таки бывают. Неожиданно тьма начала, как ни парадоксально прозвучит, меркнуть, и слабый проблеск света пробился в его мрак. Слабый, дабы не дать ослепнуть в одночасье. С каждым мигом свет все крепчал и крепчал, переливаясь уже всеми цветами радуги в отвыкших смотреть глазах, знобил тонкими лучиками и белесой дымкой, что вилась вокруг них. Нежные облачка клубились в резких шрихах самого белого из всех цветов.
Наконец-то он разглядел свои пальцы... и кисти, а потом и предплечья. Прямо под ними проглянула натянутая тугой жилкой веревка, свитая из непонятно каких волокон, но очень притягательная на вид. Он коснулся ее, она откликнулась, словно живая, и прикосновение было столь же приятным. Тогда он потянул.
Сперва потихоньку, словно пробуя силы и ее податливость. Она чуть двинулась, но тут же вернулась на прежнее место. Тогда он потянул сильнее, и она пошла. Было в этом что-то невероятное, захватывающее. После стольких лет исканий он наконец-то занялся делом. И он стал тянуть.
А она все вилась и вилась под его пальцами, продвигалась все дальше и дальше за него. Иногда возникала мысль оглянуться и посмотреть, как она там. Свивается ли кольцами за его спиной, или уходит в неведомую даль? Быть может даже, она вовсе не двигается, а двигается он, подтягивая себя по веревке к неведомой цели. Последняя мысль его совсем обескуражила, и он оглянулся.
Хвост веревки плавно исчезал в беспросветной мгле, что начиналась сразу, как только блекли снопы света, расходящиеся конусом прямо где-то над его головой. Впрочем, то же самое можно было сказать и про ту ее часть, что приходила из никуда прямо перед ним. Поскольку ничего кроме себя и веревки он не различал в окружающем пространстве, то вполне логично было предположить оба варианта: как то, что он что-то притягивает к себе, так и то, что он притягивает себя к чему-то.
Поразмыслив над этим немного, он решил, что большой разницы и нет, - все объемлет теория относительности, суть дела от этого не меняется. Он ли, или не он, а два объекта приближаются друг к другу, надо лишь тянуть. И он потянул дальше.
Веревка была упругой, но совсем не скользкой. Он с интересом разглядывал ее крупные и мелкие волокна. Они были явно растительного происхождения, поскольку кое-где, не успевшие просохнуть, сохраняли легкий зеленоватый оттенок. Кое-где на них даже попадались признаки ветвления и побегов, словно их не добросовестно обработали прежде чем свить в тугой жгут.
Даже цвет веревки несколько менялся. Сперва она шла охристо-серой, потом превратилась в медовую киноварь, а следом пошел льняной маслянистый путь, перемежающийся редкими прожилками зелени. Тянуть было то легко, то тяжеловато. Но он приноравливался.
В конце концов, работа шла весело. Периодически он устраивал себе выходные и тянул по чуть-чуть. Потом, отдохнувши, налегал с новой силой. Бывали даже дни, когда он совсем отпускал веревку, поглаживал свои ладони друг об дружку, ласково глядел на них - труженицы. А уж после этого вновь касался заветной тетивы, натянутой из одной неизвестности впереди в другую, что маячила за его спиной. В целом, работа шла своим ходом неплохо.
- Ты посмотри, как пашет! Прямо душа поет! Любо дорого поглядеть!
- Мне все одно, лишь бы делом занят был и не отвлекался.
- Какое там! Он - сама целеустремленность! Но... Все-таки, что-то здесь недоработано...
- Ты о чем?
- Надо бы сделать механизм самосмазывания. Ты же видишь, что со временем масло в подшипниках густеет, тянуть веревку становится тяжело. Масло менять приходится, а это лишние траты бесценного времени.
- Ну и что? Они же ангелы, им за это платят!
- Их можно было бы задействовать на другие задачи. Мало у нас проблем что ли?
- Не-не-не. Ни в коем случае! Трудности у человека повышают самооценку. Это стимул для него, а не проблема. Главное не переборщить.
- Самооценку?
- Не парься, нам это не грозит. Меня другое беспокоит.
- Ну?
- Заметил ли он, что каждые десять километров веревка повторяется?
- Ну нет. Конечно же нет! Мы же проводили тестирование! Человек способен уловить повтор не более чем на пятистах метрах, так что десять комов - это двадцатикратный резерв.
- Не знаю, не знаю. Мне кажется, последнее время он все пристальнее и пристальнее в нее вглядывается.
- Кажется - крестись! Все равно бухт длиннее десяти на складе, в принципе, не бывает.
29 нояб. 19 г.
***
Ветер, профиль, канитель.
Дул ветер, и сквозь ажурную канитель листьев проглядывало холодное закатное небо, озаренное белесым закатным солнцем. Алюминиевые профили гнулись и скрипели, гипсокартон трескался, ломался и летел по ветру понадкушенными со всех сторон печеньками. Тополя шумели и травы пытались вторить им, но никто не слышал эти слабые стоны.
Где-то высоко в небе летел самолет, оставляя за собой инверсионный след, за ним мчался поезд, озаглавленный тепловозом. Тепловоз давал короткий свисток и на мгновение превращался в груду звякающих и лающих железяк, называемых паровозом, белый ошметок пара образовывал клуб, подобный шапке мороженого, уносился в небо, и сразу все возвращалось на круги своя - снова тепловоз, снова тащит за собой двадцать с хвостиком вагонов. В проносящейся мимо деревне в три кола и два двора гавкали собаки, и корова разевала рот, но из-за стука колес ее "му-у" оставалось нераспознанным.
Петр Кузьмич который раз заводил свой старенький "Вихрь-32" на реке, а тот не хотел заводиться. По мосту шел скорый, и закатное солнце мелькало в просветах между вагонами. Август выдался ветренный и холодный. Плащ-палатка не грела, но вполне укрывала от ветра и дождя. "Сегодня буду с рыбой, если буду". За темнеющей рощей, если глянуть правее гнущихся под ветром берез, уже загорались огоньки родной деревни.
В десятом вагоне лежал пассажир на верхней полке и читал о том, как Будда выбирал смерть в качестве мерила, а Бхагаван Шри Раджниш - жизнь, а в остальном между ними разницы не было. Музыка. Тишину медитации нарушила музыка. Нарушила, но дала тему и настроение. "Как плыть по волнам вдохновенья"...
- А вы из этого... как его, а...
- Нижневартовска?
- Да.
- Нет, я из Сургута, - она широко улыбнулась, глядя испытующе огромными, озорными глазами.
- И... как там, в Сургуте?
- Хорошо. - снова улыбка. Короткая стрижка, рыжий остриженный бобриком затылок, глаза, широко поставленные. Крупная кость. Сургут - край суровых женщин. Суровых и необычайно нежных.
- Эт хорошо, когда хорошо, - сложно, не хватает времени, они тикают, а я мертв. Выйти в коридор, как ни в чем не бывало, и ускользнуть.
За окном мелькают крестами конструкции. Мост через речку. Неизвестную, одну из сотен тысяч речек на просторах реки Волги. Закат серебрит мертвяцкую рябь волн и по ней несутся синие призраки - тени вагонов. Фигурка в темном плаще который раз нервно дергается в застывшей посередине реки лодке. Не иначе, как мотор пытается завести.
Тополя пригибаются все ниже под натиском ветра, сквозь ажурную игру листвы просеивается мелкой рябью закатное небо, дюралевые трубы вторят алюминиевым профилям, скрипят, лопаются и лупят по асфальту свинцовыми струями дождя, пролетевшего тысячи миль ради этой встречи: бац-бац-бац. Встреча состоялась. Листья, ветви - старые и молодые, кто полегче - летят по ветру, кто тяжел - рушатся камнем вниз, прохожие кидаются в стороны, автомобили вопят сигнализацией.
Солнце все ниже и ниже, ветер все тише и тише. Неужели это наше солнышко виной всему? Похоже, что с наступлением ночи все утихомирятся и заснут, чтобы завтра с новыми силами ворваться в барабанные перепонки и хрусталики глаз: ветер, профиль, канитель.
5 авг. 19 г.
Дауншифтинг форева
Оставалась одна неделя до отпуска, и этот факт не вносил ровным счетом ничего в его распорядок дня. По понедельникам он ездил на обед в Олдхаус. На 36-й улице, как обычно, была пробка, и, как обычно, он свернул на 6-е авеню а через квартал в мало кому известный проезд и выскочил как раз возле стоянки для посетителей. Сегодняшнее меню не выбивалось из давно заведенного графика, он заказал точно то же самое, что двумя неделями раньше: салат с базиликом "as a starter", мексиканское овощное рагу, а на десерт... врочем, сегодня он не хотел десерта. Сок авокадо с молоком и медом - это было то, что нужно, чтобы потушить мексиканский пожар в глотке.
Сидя на тенистой террасе, пыхая сладким ароматом сигары, он наблюдал с высоты шестнадцатого этажа Черную бухту, мол и за ним уходящие до горизонта буруны Атлантического океана. Не смотря на грандиозный масштаб панорамы, мысль его была приземленной и крутилась вокруг сегодняшнего десерта. Почему он его не стал есть? Смузи с апельсином и манго выглядело, как всегда, аппетитно. Быть может, всему виной эта новая официантка, которая даже не сумела обновить пепельницу, как полагается? Худенькая розовощекая девица субтильного возраста. От одного воспоминания о ней его слегка передернуло. Фредерико, помнится, рекомендовал ему Ротонду, стоит подумать над этим. Олдхаус начал стареть. Сей каламбур слегка приподнял ему настроение, и Рудольф Хансен, бросив недокуренную сигару в хрустальное воплощение отельных бассейнов Флориды, зашагал к лифту.
Сколько же лет он не видел Эрика? Десять? пятнадцать? Этот чертов кризис всех заставил затянуть пояса и вкалывать, как Сизиф в несчетных попытках вернуть свой камушек на вершину. Кому в это время нужны были траханные аквариумы с замкнутой экосистемой?! Как биолог он теперь не требовался никому, и, если бы не отчаянный шаг показать себя экспертом в химии, вряд ли бы он сейчас рассиживал в Олдхаусе на шестнадцатом этаже.
Что так востребовано во время кризиса? Транквилизаторы, успокоительные, снотворное и прочая фармакология, уходящая корнями в исследования пейотля и ЛСД. Все это он опробовал, еще будучи студентом и продавая свое тело для опытов маньякам в белых халатах. Химия на биологическом факультете читалась в полном объеме химфака, он в равной мере знал как нерушимые связи биогеоценоза, так и гомологический ряд углеводородов.
Скрипящий на поворотах автобус довез до конечной станции, где на пустующей платформе сиротливо пылал среди серых секвой алым цветом Мустанг 1966 года выпуска. Эрик выскочил из кабриолета, как пробка из бутылки шампанского Кристал, и метнулся в припрыжку навстречу. Было что-то индейское в этих ужимках и прыжках, что-то немного коробящее Рудольфа, привычного к лоснящимся свежевыбритым ланитам сослуживцев. Эрик представлял собой прямо-противоположность. Щеки, скулы, шея - все покрывала щетина недельной давности, но глаза, как всегда, горели серебристым огоньком, а улыбка расплылась шире щек. Рудольф не вынес муки, отпустил свой в наклейках американ-аиралайнз чемодан на колесиках и бросился навстречу. Жаркое рукопожатие, объятия, в которых Эрик пытается расцеловать его в обе щеки.
- Брат! Ну, наконец-то! Вырвался!
- Как видишь. Теперь я твой.
- Вижу! Здорово!
- Как вы тут?
- А-а, потом. Давай уже в машину, все пучком! У тебя как?
- Нормально, дела идут - контора пишет.
- Эт хорошо, пусть пишет... А мы читать не будем, - Эрик хитро подмигнул, прыгая через дверку на сиденье Мустанга.
- Где ты раздобыл это старье?
- Тебе скажи, тоже захочется.
- Не-е. Мне нравятся японцы.
- Ну, никакого патриотизма!
- Ох, грешен, грешен, батюшка.
Эта безудержная, веселая перебранка, имеющая лишь один смысл - "черт подери, как я рад тебя видеть" - продолжалась всю дорогу до Бруни Бич, участка тихоокеанского побережья, названного то ли в честь русского архитектора, то ли в честь итальянского композитора. Какое это имело значение? Через пару километров Мустанг вынырнул из-за холма, и перед ними открылся вид на Тихий океан и горстка домиков, что носили то же гордое название - Бруни Бич, небольшое поселение безумцев, намеревавшихся спасти тихоокеанского белобокого дельфина. Бунгало Эрика стояло на отшибе, но, чтобы добраться до него, пришлось ехать по "центральной улице". Собственно, она была центральнее некуда, поскольку кроме нее других не наблюдалось. У первой же домишки на дорогу выступила стройная дива в зеленом комбезе и безапелляционно загородила дорогу. Эрик лихо притормозил в полуметре от нее.
- Эр, кажется мы что-то нашли. Ты должен это видеть!
- Прямо сейчас?! Лейн, я с братом, я его сто лет не видел! - казалось Эрик готов расплакаться.
- Ладно, езжай. Но ты бы видел, что мы накопали!
- Руд, прости меня, я на пять сек, - Эрик уже стоял на асфальте рядом с Лейн.
- Да, все нормально. Я с тобой, - Рудольф распахнул дверку и свесил ноги в бежевых натуральной кожи полуботинках.
- Идем, - скомандовала Лейн.
Объемный бревенчатый дом на сваях освещался десятком разноцветных фонарей вдоль по веранде, словно вот-вот ожидался приход Санта-Клауса. На веранду вел наклонный помост с прибитыми деревянными планками. Увидев их, Рудольф тут же подумал о рабах, толкающих перед собой вагонетки с углем где-нибудь в шахтах Пенсильвании. Но внутри оказался освещенный с высокого потолка зал с огромным столом, почти бильярдным, но без бортиков, сквозь прогалы валявшихся на нем листов бумаги проглядывало зеленое сукно. Вдоль стен, змеящихся черной и белой проводкой, горели мониторами два десятка компьютеров. По пояс голые парни - Чак, Уил и Сэм - толпились у одного из них. На экране тремя извилистыми линиями: желтой, зеленой и красной рисовался график в реальном времени. В реальном потому, что числа под осью Х показывали текущую дату и время, которые с каждой минутой уплывали за край экрана.
- Что там? - Спросил Эрик.
Рудольф ничего не понимал в этих новомодных компьютерах и даже побаивался их, от мерцания мониторов рябило в глазах так, что захотелось протереть. Он отвернулся и стар разглядывать помещение. Кое-где на стенах висели цветные распечатки того же извилистого графика, склеенные из нескольких листов бумаги, а возле входа - карта побережья мелкого масштаба. На одном из столов его внимание привлекла радиостанция, массивные головные телефоны с торчащим рычажком встроенного микрофона лежали рядом. УКВ, - подумал Рудольф, вспомнив, что их отец в свое время был увлеченным радиолюбителем, и в его мансардной комнатушке, заваленной проводами, лампами и прочей радиоэлектронной мелочовкой стояла станция попроще, но собранная отцом собственноручно.
Две недели отпуска пронеслись, как десять лет, как ни парадоксально это прозвучит. Дня не было, чтобы Эрик не выходил в море то на катере на подводных крыльях, то на тяжелом баркасе, нашпигованным всякой электроникой. Рудольф сам неоднократно, напялив на себя прорезиненый костюм и акваланг, спускался на глубину, помогая расставлять датчики или снимать дельфинов, - стада до тысячи особей, кочующих вдоль побережья. Впрочем, тысячи были в прошлом, ныне стада насчитывали куда меньше. И дело было не в отлове этого хорошо приручаемого дельфина для всевозможных дельфинариев. То были крохи. Глядя на проплывающие мимо "торпеды", взлетающие и сальтирующие когда-то по пути кораблей, следующих на Японию и Новую Зеландию, возникало ощущение, что они не хотят больше жить. Рудольф ощутил это однажды, снимая очередные рекламные кадры для фильма "Спасем тихоокеанского дельфина!" Поднялся на поверхность, снял маску, перекрыл кислород, а вылезать не хотелось. Так и завис в воде, держась за поручни катера, пока Юла - веселый матрос-китаец не прокричал сверху: "сё? вылесать бутем или нет?"
В последний день отпуска Эрик прибежал к нему с новостью, что у побережья появилось новое стадо. Рудольф только кисло улыбнулся и сказал, положив ладонь на плечо брата: "У меня сегодня последний день здесь, и мне хотелось бы все как-то переварить. Давай без меня. Ок?" Эрик, видимо, ничего не понял, но времени на раздумья не было, и он убежал.
Рудольф дошел до бунгала старого хиппаря Стивена и, постучав, спросил: здесь хозяин? На что получил ответ: А кто спрашивает? - Тот, кому ты обещал литр настоящей текиллы, засранец. Стивена вынесло на воздух, как тенисный шар со дна бассейна.
- Рудольф? Так это ты, старина. Что ж, текила ждет... текила ждет.
- Ничего, что я без звонка? - тут он осекся, поскольку фраза восточного побережья здесь была явно не к месту. Вместо телефонов парни пользовались мобильными рациями.
- Конечно, ничего. У нас и телефонов-то нет, в смысле - конторский вторая неделя как в ремонте, починили уже наверняка, но ехать всем в лом. Заходи.
Хибара Стивена выглядела потрясающе опрятно. Тут же вспомнился кислотный тест Кена Кизи и пребывание "кислотников" в Ла-Хонде в полном анархическом бардаке. Уж не от тошноты ли того времени Стивен обзавелся порядком? Но его седенькая бородка и слегка вьющиеся волосы до плеч навеяли такое умиротворение, что все вопросы вдруг растворились, и разум утих, успокоенный слабым светом, льющимся сквозь прорехи недоприкрытых жалюзи окон. Посреди разбросанных на полу циновок приподнимался стол, на котором в тонком держателе в виде тощей руки с расстопыренными пальцами дымилась опиумная палочка, а на сосновой некрашенной столешне лежали карты, два презерватива в упаковке и тетрадь с венчавшей ее шариковой ручкой сверху. Заметив взгляд, Стивен тут же забрал тетрадь со стола и отправился вглубь строения со словами: идущий да обрящет, идущий да обрящет.
- Рудольф! Наконец-то. Босс хочет новый анальгетик, в смысле транквилизатор. Маркениговый отдел уже разработал новую концепцию. Это потрясающе! Гаретт сегодня в обед проводит презентацию. Ты должен это видеть!
- Какую концепцию? Мы что, открыли новый вид антидепрессантов?
- Рудольф, не дури. Конечно же, нет. Сменим состав, добавим витамины, мизер минералов, основной состав тот же, но главное - концепция! Ты обязан посмотреть послушать Гаретта, и все поймешь.
- Вы что, придумали новый рекламный трюк и хотите под это дело пустить старый антидепрессант?
- Ну и что? Рудольф, это бизнес. Просто бизнес. Ты что, вчера родился?
- Да пошел ты! Прав был Стивен - Дауншифтинг форева. Я увольняюсь.
21 июл. 19 г.
Топливо.
Вальдемар Кинсли всегда был странным пареньком, с самого детства. Помнится, мама одевала его в школу, словно на встречу с восставшими из метрвых ветеранами Гражданской войны, или ожившими героями диснеевских мультиков, но он к концу уроков всегда умудрялся где-то перемазаться, измять и курточку, и брючки, а то и разодрать их вместе с задницей. При этом сам был тише воды, ниже травы. Мальчишки в классе пытались его задирать, но посмотрев в его "слепые" глаза загнанного в угол волчонка, отступали, махнув рукой - крезанутый. Все школьные перемены он проводил один, крутясь то возле байка инструктора по физре, то возле задрипанного фольсвагена нашего сторожа, который вечно копался в моторе перепачканный машинным маслом, или возле газонокосилки, что дядя Чарли оставлял посреди школьной лужайки, когда уходил на обед. Шел год за годом, и никто из нас не заметил, как Кинсли начал помогать всем понемногу. То дяде Чарли завести его агрегат, то сторожу отладить зажигание, даже инструктору по физре с его байком. Но пиком, конечно, был случай, когда к нашему директору прикатил чужой директор на кадилаке, и когда его водитель так и не мог завести "проклятую колымагу", пока в ней не покопался Кинсли.
И, глядя на его независимость, на его дотошность в отношении всяческой техники, все ожидали от него, если не открытия конструкторского бюро "В.К. и компания", то своего кар-сервиса или на худой конец ремонтной мастерской по починке бытовой техники. Но не тут то было. Судьба, конечно, его помотала, как и всех, туда сюда, но к всеобщей неожиданности сделала в итоге программистом. И не просто программистом, а первым в нашем городке, человеком, работающем удаленно. До него мы даже и слова такого не слышали, но городок наш мал, компьютерных компаний в нем отродясь не бывало, а Кинсли работал. На какую-то компанию с западного побережья. И многие ему не просто завидовали, а сгорали от тихой ненависти. Помнится, день у меня не задался, я еле дождался вечера и вопреки всем моим традициям отправился в ближайшую по дороге забегаловку, а не в тренажерный зал, как обычно.
По всей видимости, был "еще не вечер", но мой бывший одноклассник Джордж Маквей уже восседал за барной стойкой на высоком стуле, как на взмыленном скакуне. Тот под ним вихлялся налево и направо. Увидев меня, Джордж обрадовался так, что я испугался за него - вот-вот рухнет на пол. Но что-то его удержало. Вероятно, глубинные инстинкты неудачника, никогда не поволяющие пропасть окончательно. Джордж Маквей был лучшим математиком в школе, и, как и следовало ожидать, окончил с отличием колледж, защитив диплом по каким-то неведомым мне преобразованиям каких-то там неведомых чисел. Но, надо отдать ему должное, он очень любил свою мать и младших братьев с сестрой, а математикам в нашем захолустье делать нечего, а мать болеет, и на ее пенсию по причине потери кормильца всех не прокормить, а уж выучить - тем более. Так и стал Джордж Маквей старшим менеджером по закупкам в компании "Милк эн Баттэ", которая скупала у здешних фермеров не только масло и молоко, но и прочие сельскохозяйственные продукты.
- Как ты поживаешь? - спросил я, присаживаясь на соседний табурет.
- Мотаюсь по всему штату, осточертело уже до чертиков! - Ничего не изменилось с нашей последней встречи в сентябре прошлого года.
- Закупки? - я заказал, уже без прежнего энтузиазма, двойную порцию виски. Настроение Джордж умел портить, чего уж там.
- Да! Буть они не ладны! - он залпом опрокинул в себя полстакана бесцветной жидкости.
- Что ты пьешь?
- Водку! Русская водка как нельзя больше аккомпанирует тому, чем я сейчас занимаюсь!
- Кстати, ты что-нибудь слышал о Кинсли? - мне захотелось перевести разговор на другую тему. - Вы вроде были с ним близки в старших классах...
- Кинсли?! - Джордж попытался заграбастать со стойки очередной стакан одним махом, но просчитался, и рука дала резвый полукруг впустую за пару дюймов до него. Переоцени он силы, и стакан лежал бы сейчас на боку, омывая стойку вонючей жидкостью. - Кинсли?! Понятия не имею! Он разве начал выходить из дома?! Вот уж, как говорится, в тихом омуте...
Я залил в глотку, как в топку, свой виски и не стал ждать продолжения, - "Извини, дела. Должен идти."
- Давай. - Джордж говорил уже не мне, а своему стакану. - Кинсли... Вчера он починил сеялку у Венди Илмора, взял плату бензином. На кой черт бензин программисту..?
Во дворе дома Кинсли стоял мини-трактор, который младший из отпрысков Кинсли собрал на собственные деньги из запчастей, что можно прикупить в лавке "Троппольд и сыновья", в лавке местного чудака, у которого и сыновей никогда не было, хотя фамилия, и правда, была Троппольд. Младший из отпрысков звался Вальдемаром. С чего и почему его родителям вздумалось так его обозвать? Помнится, отец его сильно выпивал, и как-то по пьяной склоке, когда сын пытался защитить мать, он воскликнул с горечью - никогда не скажу, в честь кого назвал тебя! Так Вальдемар узнал, что имя ему дал отец, но в честь кого осталось тайной. Когда его вызвали из армии по причине близкой смерти отца, тот уже не различал белого света, лежал высохшим трупом на больничной койке. Сосед по палате бросал косые взгляды на парня в униформе, что пытался достучаться до сознания трупа, поглаживая его костлявую руку в своих двух и проливая неуемные слезы по пухлым молодым щечкам. Нынче Вальдемар был единственным обитателем дома Кинсли. Если не считать вислоухова пса по кличке Алерт.
- Алерт, ты видишь, что у нас тут есть? Это, милый мой, бензин, это тебе не шишли-мышли. Топливо!
Пес понимающе вилял хвостом, принюхиваясь к прошибающим до мозга костей запахам. Хозяин аккуратно залил в бак содержимое двух небольших канистр, повозился с зажиганием и запустил двигатель. Тот заурчал, как соседский кот, которого гладит по животику молодая соседкина дочка.
- Слышишь? Слышишь, как он? Круто! - Вальдемар сел перед трактором на пенек от старой груши, и Алерт тут же уткнулся ему носом в руку, в ожидании, что его почешут. Он пристраивался и одним боком и другим и тыкался вновь и вновь, но хозяин ушел куда-то в себя. Далеко, не достать.
Хорошая машина. Работает ровно, слышно как слаженно чвакают клапаны, как гудит шестеренками редуктор, передавая крутящий момент на генератор. Эх, зря бензин пропадает! Взять бы, да и вспахать пять лет не паханный огород? Трактор - универсал, при желании можно потом и пробороновать.., засеять горохом, а потом еще раз пройтись. У него была даже насадка для рытья траншей. А, может, прорыть траншеи по всему периметру и залечь в глухую оборону? Тут он в легкую улыбнулся своим мыслям, погладил по загривку пса. Тот вновь окрылился надеждой, поднялся и уткнулся мордой хозяину в живот. Много чего можно сделать, только зачем? Что плохого в том, чтобы просто сидеть и слушать, как замечательно урчит мотор, поглощая потихоньку литр за литром топливо? смотреть, как поблескивают в лучах заходящего солнца рессоры и новенькие, черные покрышки на колесах? Он их поменял в прошлом году. С тех пор трактор так и оставался стоять под навесом на прорезиненных дорожках.
Где-то в половине десятого начались сбои. Топливо кончалось, и, чтобы не испытывать ни свои нервы, ни нервы четырехколесного брата, Вальдемар Кинсли заглушил мотор.
- Ну что, Алерт? на сегодня представление окончено. Топливо, понимаешь ли... кирдык.
Алерт рассерженно махнул хвостом, словно говоря, что не стоило так вот, в пустую...
- Да брось ты! - словно услышав его, прошептал в сгущающихся сумерках Вальдемар Кинсли. - Тебе что, жалко что ли? Нет? Ну тогда пошли домой. Давай, беги вперед! Я сейчас.
21 окт. 19 г.
Формула
Мы не виделись уже, наверное, лет десять, если не больше. Я приехал к маме, а он на квартиру, что все никак не мог продать после переезда в столицу. У меня - отпуск, у него - тоже. Мы были знакомы со школьных лет, вместе ходили в художку и в секцию самбо, вместе проводили вечера и выходные, лазили по гаражам, ходили на этюды, драли яблоки в заброшенных садах, которые, впрочем, охранялись, так что мы делали все быстро и с оглядкой по сторонам.
Помню как-то за карандашный рисунок черепа ему поставили пять, а мне - четыре. Я обиделся, поскольку считал, что мой рисунок лучше... Учитель - мастер... Он сказал мне тогда, что друг мой выложился по полной - потому пять, а я мог бы сделать больше - потому четыре. У нас всегда была конкуренция. Я играл на гитаре (едва-едва), он - купил гитару; он пошел в секцию самбо, я - следом; я любил одну девчонку из класса, и он ту же самую; он влюбился затем в другую, и я вслед за ним в нее же.
Просто две параллельные стези. Но. Помню, сидели мы у него в квартире, и был еще кто-то из их двора, мальчишка. В руках его была гитара, и он пел нам песню о десантниках, тогда все мальчишки мечтали стать десантниками. Пел, пел да застрял - забыл слова. Я тогда, помня концовки предыдущих строк, предложил в рифму: а в небе высоком плывут журавли. "Ты его слушай, он тебе насочиняет - воскликнул он. А мальчишка кивнул - Точно - и продолжил петь с плывущими журавлями - так оно и было в песне.
В эту нашу встречу мы сидели у него в полупустой квартире. Я рассматривал картины, что он еще не успел вывезти (за ними и приехал). Очень странная техника. Словно из двадцатых годов. Ломаные, рубленные линии, сдвинутые по ним плоскости - разбитые зеркала, где в каждом осколке может вдруг отразиться что-то не то, что в соседнем. Храмы, купола, лица - все вперемежку. А мне все вспоминались его кони.
Родом он из деревни и еще помнил, как они с пацанами ходили в ночное - сторожить лошадей - сидели у костра. Кони у него получались, как живые, чтобы он не делал: карандашный рисунок, трафарет, акварелька... маслом мы тогда не писали. У меня челюсть отваливалась, и я нервно теребил едва намечающиеся усики, а тот словно не замечал. И в этих конях я видел такую силищу, которую мне не то что превзойти - повторить не суждено никогда.
- Ты всегда был талантливее меня, - признался он, когда я сказал, что сочинил песню.
Так мы и сидели, ходили курить на балкон, смотрели как его совсем еще маленький сынишка играет машинками на полу... Цивилизация, просвещение, интеллигенция - красивые все слова, как они всем нравятся... Я стоял на балконе, затягиваясь сигаретой, смотрел на двор, что когда-то был враждебным, поскольку мой тесно с ним соседствовал, вспоминал как какой-то мелкий отобрал у меня ветку тополя, которые мы собирали на шалаш, из-за того, что она лежала на их дворе. А я ничего не смог сделать, только с горечью поглядел вослед. Интеллигенция.
Не знаю, кто виноват, но тогда, именно на этом балконе, я и увидел человека-формулу. Человек ведь не может быть ей, а становится. Что-то однажды жахает его по башке в раннем ли детстве или в более зрелые годы, как штемпель по конверту, и человек превращается в формулу - чего не подай на вход, преобразование будет неизменным, и результат тоже. Живой человек, у которого прямо в руках целый мир, живой и прекрасный, будет повторят вновь и вновь то, что цивилизованно, просвещенно, интеллигентно, обнаруживать всякий раз свою неспособность и горевать о том, что бездарь.
Наглости. Нам всем нужно побольше наглости, чтобы не дать превратить себя в формулы.
10 нояб. 19 г.
Шабаш.
Эпиграф:
По небу ангелы летят, в канаве дьяволы ползут,
И те, и эти говорят:
«Ты нам не враг, ты нам не друг».
Ни там, ни тут.
"Агата Кристи".
Близилась полночь, Луна на небе сверкала золотым в алом подтеке по боку, а звезды вкруг нее перемигивались вразнобой, словно мошкара суетилась возле китайского фонаря. Ветерок бежал над озером, а за ним бежала рябь, разрезая Луну на тысячу лунных лоскутов, трепетавших, точно как вымпелы на старой башне Замка. То сливались, то разъезжались гармоникой. Как стих ветер, тот час и полная луна легла, колыхаясь, точным отражением своей небесной сестрицы. Травы и сосны пахнули накопленным за день теплом, теплом и влагой, и по травам потек густой туман, поднимаясь все выше и выше, накрывая кусты лещины и можжевельника, растущих по опушке леса.
Все стрекотали цикады и сверчки, плескался карп в ночном озере, но трижды прогукал филин, и все смолкло. Протаял туман на вершине холма с крутым обрывом, толстые корни и мелкие корешки, торчащие из глины, заизвивались белыми змеями и змейками под бледным лучом ночного светила и отбросили тени на обнаженные почвы замысловатым узором, то проявляя древнюю руну, то косматую рожу демона, а то мелкую канитель деревенской бабской накидки. Широкая поляна на вершине холма озарилась светом, и посреди вспыхнуло само по себе костровище, полное черных, жирных углей. Угли защелкали, запуляли в воздух схороненной в них влагой, накаляясь все жарче, взметая пламень все выше и выше в темень небес.
Пробила полночь, и, точно мухи на лопнувший волдырь, слетелись к костру ведьмы, одна страшнее другой. Косматые седые гривы адских скакунов, кривые желтые ногти джинов, губы-змеи, вспоротые торчащими к верху клыками, горящие во тьме глаза черных пантер: пали на землю и обернулись хороводом молодиц в пышных нарядах: маки по подолам, зелень лозы по талиям да алые розы по срезам, обнажающим наполовину пышные груди, колышущиеся, вздымающиеся от запарки дальнего перелета. Тут как тут взялся рогатый черт и заиграл на волынке, а хихикающая кикимора схватила флейту и понеслась на одной волне с чертом, прискакали из чащи зайцы, трепеща всеми сердцами и застучали нервно лапками: там-там, там-там-там, там-там, там-там-там.
- Все в сборе? - проскрипела Старшая. Платье ее было разодрано четырехлистником и обнажало жирные, лощеные ляжки в томном шоколадном загаре.
- Все, Ваше Очарование, но я не вижу Абель, - робко промолвила молодая ведьмочка, совсем дитя. Наряд ее мало чем отличался от наряда простородной сельчанки.
Пропет был сто третий псалом «Благослови, душе моя, Господа», прославляющий премудрость Творца. Отец Иеаким обходит храм, кадя кадилом, всматриваясь в лица прихожан и не видя среди них лица Амфилафия, которого назначил он певцом в прошлое воскресение. Ходит он вдоль и поперек и не находит. Вернулся к алтарю и шепчет диякону Феофилу: ты не видел Амфилафия, не могу отыскать его? - Нет, - отвечает Феофил, - не видел, похоже нет его в церкви.
Этот стог сена - всем стогам стог! Чего только в нем не намешалось: и лютик, и фиалка, и кориандр, и цикорий, и ромашка полевая, да и обыкновенная трава, которая, как начнет чуть подсыхать, так и извергает из себя небесные ароматы, скопленные под ласковым летним солнышком, а особенно заметны они по ночам, когда и воздух чист и свеж. Абель распласталась на верхушке стога, закинув руки за голову, а Амфилафий сидел рядышком по-турецки поджав под себя ноги и говорил, говорил, а она в ответ только смеялась.
- А правда, вот почему, как только находишь что-нибудь, так тут же и узнаешь, что нельзя? А, может, потому и нашел, что велено было откуда-то свыше? Разве мы знаем? Вот говорит иегумен - слушай прежде сердце свое, а я и слушаю. И что оно мне говорит? Говорит, что только рядом с тобой, моя ненаглядная, и будет счастие мое. Или вот отец Иеаким. Он говорит: постом да воздержанием изнуряйте тело свое, а апостол Павел говорил: радуйтесь, ибо ваше есть Царствие Небесное. А как же тут радоваться? Да разве ж это радость?
Тут Абель перевернулась на живот и, уперев свои ладошки в щеки промолвила:
- Фиг его знает. Но есть один францисканец, - Уильям Окхэм, если тебе интересно, - так он говорит "Не следует множить сущее без необходимости". Хм, когда-нибудь это назовут лезвием Оккама. Амфилафий в ответ закашлялся и все уводил да уводил взор от взыбленной к небу округлости ведьмочки.
- Бритва Оккама.
- Можно и так сказать.
- А что ты делала вчера?
- Гадала на лягушачьей лапке и гусиной печенке.
- И что нагадала?
- Нагадала, что мы с тобой сегодня встретимся, и я не попаду на свой шабаш.
- Так ты пропустила шабаш? Прости, я же не знал об этом.
- Ты здесь не при чем. Кстати, и ты пропустил всенощную.
- Люди называют это любовью. Вот, что происходит. И я знаю, что это правильно.
- Боюсь, что отец Иеаким об этом не ведает.
- Забудь о нем, я же забыла об Авильде.
- Авильда, это ваша Старшая?
- Ага.
- И что она сделает, если узнает про нас?
- Не волнуйся, ничего она не сделает, кишка тонка.
- А ты не слишком многое о себе думаешь?
- Нет, совсем нет. Я видела, что ты меня защитишь.
- Я?
- Да, ты. Я это видела. - Тут она села, откинула назад рыжие кудри и пристально посмотрела в его глаза.
Он смотрел и смотрел в ее глаза тоже и видел, как вздымаются волны, как горят города и села, как сжигают ведьм, как всадники в белых балахонах с крестами на груди сеют смерть во имя Христа-Господа, как и он горит на кострах инквизиции, как его ноги обувают в испанские сапоги, его члены расчленяют, привязанные к четверкам лошадей, как его череп медленно продавливает гаррота.
- Абель, я не смогу вынести все это. Видит Бог, я не смогу.