Соловьев Александр : другие произведения.

Прикосновение к Ригведе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Солнце - мой глаз! Ветер - дыханье! Воздух - душа! Земля - мое тело!

  ПРИКОСНОВЕНИЕ К РИГВЕДЕ
  
  Золотой век
  
  Листая страницы древних писаний, адепт, проникшись астральным духом лучезарной Дхьяны, между полустертых строк, несущих значения, искаженные меняющейся стилистикой движущихся эпох, созерцает голубоватую вечность и слышит безмолвный голос Атмана, нашептавшего первому арийскому жрецу свое откровение.
  В этих письмах все - и предвечное Ничто, и космогония, и ангелы, и первый человек, и его хрупкое царство, и самотворящееся зло, и пути к избавлению; в них -мрачные средневековые смуты минувших тысячелетий и трагическая трансформация великого знания, и смена государственного строя, и бесконечные перехваты власти.
  Ветхие страницы покрыты отпечатками рук сотен поколений падших священнослужителей, искавших могущества среди людей и не нашедших его, и страсти их растворились в гимнах. Иные же отрывки доносят до восприятия адепта удивительную чистоту и ясность сознания древних певцов-риши, создавших сии бесценные сроки.
  Подобно тому, как мудрый Яджнявалкья, осознав природу сияющего Атмана, сумел превзойти иллюзорность времени и различие между внутренним и внешним, так и чуткий адепт, читая эти строки, погружается в космическое сознание, общаясь с первоначальным создателем "Ригведы", словно с самим собой.
  Находясь в утонченном состоянии, он созерцает восхитительные картины золотого века и бродит, задумчивый и таинственный, неведомыми дорогами.
  
   Не понимаю я, чему я подобен.
   Затаившись, я странствую, мыслью вооруженный.
   Стоит только войти в меня перворожденному закона,
   Сразу же получаю я долю в этой речи!
  
   В те времена, свято поклоняясь богам, охраняющим вселенский закон - Митре, Варуне, Агни - жрецы-арии, сыновья безмятежного духа, могучие в своем спокойствии, неукоснительно и добросовестно соблюдали порядок жертвоприношений. Они умело и привычно исполняли природный долг, свою земную миссию.
   Ни боги, ни смерть, ни враги, ни властители - ничто не внушало в ту пору страх человеческой душе... Дыхание жизни царило в каждом арийском слове. Целая вселенная пульсировала в любом деянии прекрасного, великого, гордого человека того времени.
  
   Небо-отец мой, родитель. Там (мой) пуп.
   Родня моя, мать - это великая земля.
   Внутри этих двух простертых чаш - мое лоно.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Этот алтарь - крайняя граница земли.
   Это жертвоприношение - центр мирозданья.
  
   Еще не существовало культа подвига, не было врага - Вритры; подвигом была сама жизнь. Индра в ту пору еще не геройствовал, но царствовал.
   Индра, наиболее аристократичный из всех богов, был скромен и немногословен. Имя его не упоминалось всуе и лишь изредка восходило на небосклоне ведийских песнопений, смешавшись с другими именами...
  
  
   На счастье нам Митра, на счастье Варуна!
   На счастье да будет нам Арьяман!
   На счастье нам Индра, Брихаспати!
   На счастье нам Вишну, широко шагающий!
  
   Человек был близок богам. Просторный своим сознанием и бесстрастный, как звездное небо, он, владеющий тучными стадами коров и пышными, богатыми полями, трудясь, был празден и легок. Вряд ли он был занят воплощеньем иллюзорных идей и тайных помыслов. Без упования на призраки будущего, он о б и т а л в своих землях, как вольная птица. Из лучших, из мудрейших выбирал он себе царей. Несвязанным он входил в жертвенный огонь, и не было в слове "жертва" значений "взамен", "потеря", "мольба", а лишь "праздник", "оплодотворение" и "начало"...
  Таким был золотой век, порожденный на земле благословением сокровенной богини Адити - Изиды - Иштар...
  Но приходила смена эпох, и наступал закат.
  
  Упадок
  
   Самотворящееся зло, а иными словами взбунтовавшаяся мужественность, желающая утвердиться по-новому, порвала тончайшие связи между царством человеческим и небесным и рванулась к трагическим свершениям.
   И первыми пали лучшие, наиболее сильные духом - брахманы, высшая каста и заразили все племена, и, утратив силу видения, сжигаемые страстями, погрузились в бренное страдание; боль и смятение заполонили жизненное пространство ариев, страх закрался в душу воина, а земледелец презрел свой труд...
   Мысли и речи жрецов прониклись злобной хитростью и откровенным корыстолюбием.
  
   Кто жрецу дает прекрасное добро,
   Тот приобретает нерушимую славу...
  
   Эра Вритры. О ней не сказано в Ригведе, как и о смуте вообще - лишь оговорки, отголоски... Кто осознает зло, происходящее внутри? Кто может вырваться из цепких объятий привычного хода событий, когда упадок становится естественным желанием повседневности - знакомым злом?..
   Голод и мор воцарились в арийской земле. Тяжкое испытание выпало на долю Ариана...
   И возопили посвященные, обращаясь к небесам.
  
   Я спрашиваю о (моей) последней жертве.
   Пусть объяснит это вестник (богов):
   Куда девался прежний закон?
   Кто теперь соблюдает его?
   . . . . . . . . . . . . .
   О Небо и Земля, узнайте обо мне!
   Я - тот самый, кто раньше
   Произносил нечто над выжатым (сомой).
   И вот меня преследуют заботы,
   Как волк - дичь, мучимую жаждой...
  
   И тогда в тысячный раз в мир явился Мессия в облике небесного царя Индры, - Индры, ставшего вздохом восхищения всего арийского народа, чудотворным, спасительным глотком жизненной силы, утоляющим смертельную жажду заблудших.
  
   Жертвенная пора - (его) родительница. Родившись от неё,
   Он тут же проник в воды, где он крепнет.
   Там он стал страстной женщиной, набухшей от молока.
  
   Кто он - этот пламенный Индра?
   Древнейшие пророчества предсказывали его торжественное светлое появление. Ныне не хранят их ни летописи, ни глиняные таблицы, ни предания...
   Мифический демон Вритра есть не что иное как тайное отрицание, вселившееся в души, но не имеющее воплощения, живущее тёмной, непроявленной жизнью. Коварство Вритры - в его сокровенности. Ведь и доныне ни разу не выходил он на честный бой, облачив себя в уязвимое одеяние плоти.
   Но Индра - бог видимый и осязаемый. Он - сын небесный и человеческий, пришедший чтоб разрушать и созидать, ожидаемый, знающий час своего рождения и вместе с тем предвечный.
  
   Создавая свет для бессветного,
   Форму, о люди, для бесформенного,
   Вместе с зорями ты родился.
  
   Он - воплощение Агни, оттого несгораем и превосходит всё сущее, но сам он первичнее Агни, и Агни - его дыхание. Высшее предназначение небесного сына неизъяснимо. Одна лишь его мать ведает эту тайну...
  
  Возрождение
  
   Бог Индра, всегда воплощающийся в облик юноши, должен уходить из этого мира в цветущем возрасте, в апогее своего существования. Презрев суетное, двойственное ложное, он совершает свой подвиг на глазах у тысяч свидетелей, выжигая огнем и смывая кровью страх и безверие их сердец.
   Лишь немногие - и число их неизменно во все века, как и ныне - знают заранее то, чему должно свершиться.
   И вот при огромном скоплении народа бог изрекает невнятные символы и растворяется в бесконечном пространстве, провозглашая этим новую эру в истории человечества.
  
   Индра - проламыватель крепостей...
   (Он,) находящий блага, рассеивающий врагов,
   Вдохновенный молитвой, возросший телом,
   (Бог,) дающий много, заполнил оба мира.
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
   Неколебимый, как гора на прочных основах,
   С тысячей подкреплений, Индра возрос силами.
  
   Спустя время пробудившиеся души осознают смысл происшедшего и - ликующие и благодарные - преклонятся перед исчезнувшим победителем.
  
   Это его величие выходит за пределы
   Неба, земли, воздушного пространства.
   Индра-самодержец в доме (своём), всеми воспетый,
   Прекрасный убийца врагов, неистовый, он усилился
   для битвы.
  
   Всё глубже осмысляя суть грандиозных событий прошлого, новые жрецы, последователи Индры, создают в будущих столетиях культ бога-спасителя.
  
   Принесите ваше великое поклонение великому,
   Мощному - сопровождаемый восхвалением напев,
   С помощью которого наши древние отцы -
   Ангирасы, распевая хвалу, нашли коров.
  
   Сотни и тысячи раз повторено в гимнах воспевание подвига великого Индры.
  
   В тайне находящегося, тайно затаённого в водах,
   Скрытно живущего колдовского змея,
   Ты убил, о герой, (своею) героической силой.
  
  Сын самой силы, вошедший в пламя, озарил мир новой зарей, и не стало в мире места для темных демонов...
   Вдохновленные его огненным дыханием певцы-риши создали удивительную поэтическую аллегорию! Бог, опьяненный сомой, спустившись с небес на буланых конях, своей тяжелой смертоносной дубиной-ваджрой убивает злое чудище - змея-Вритру и одним ударом разрушает холм Валу, освобождая драгоценные воды. Затем он вновь возносится на небо, становясь незримым...
  
   Когда ты, Индра, убил перворожденного из змеев
   И перехитрил хитрости хитрецов,
   И породил солнце, небо, утреннюю зарю,
   С тех пор ты уже в самом деле не находил противника...
  
  
  Связь времен
  
  
   Герой, явившийся прообразом Индры, воплощенный Мессия, принес себя в жертву своей же матери - вот тайна из тайн и вершина красоты; сие - непостижимо и не может быть предано суду. Он умер и затем воскрес в сердцах людей - вот доля чуда, принадлежащая человечеству. Гибель и воскресение есть ваджра героя. Ею он искореняет зло, которому надлежит вновь возродиться. Гибелью и воскресеньем дает он начало новому человеческому циклу - и покидает ариев, чтоб вновь явиться иным народам в иных образах.
   Кто же он - этот сияющий Индра? Осирис? Адонис? Мардук? Дионис? Аттис? Иисус? - приходящие и уходящие...
  
   Это, о Индра, твои древние (деяния).
   Новые пришли (поколения).
   Одолей многие враждебные силы,
   Чтобы не было недовольства!
   Расколи, словно крепости, безбожные расщелины!
  
   Откуда он пришел и куда уходит - не ведают о том даже посвященные.
  Адити-Изида - женственность, рожденная из Небытия, - его источник. Она же, приняв образ утренней зари Ушас-Инанны, становится его невестой. Подвиг героя - апогей его брака с богиней, великое вселенское соитие, растворение в предвечной матери-невесте.
  
   Адити - небо, Адити - воздушное пространство,
   Адити - мать, она - отец, она - сын.
   Все-Боги - Адити, Адити - пять родов (людей),
   Адити - то, что рождено, Адити - то, что должно родиться...
  
  
  
   Адепт, погруженный в мистическое размышление, начинает осознавать земную реальность и чувствует присутствие Мессии; ныне он ощутим как столп вселенной, разъединяющий единое на высшее и низшее. Ему открывают сердца.
   Но что же такое Вритра? Откуда этот страх?
   И, когда разум постигает его суть, и внимание вновь обращается к Мессии, то потрясенный до глубины души адепт, не в силах сдерживать чувства, восклицает: "Не может быть!!!"
  
  
  Примечания
  
  
  1 - Ариан - древнее кочевое государство на территории южного Приднепровья (гипотеза);
  2 - Сура´ - алкогольный напиток, готовившийся из ячменя;
  3 - Данапр - древнее название Днепра;
  4 - Индра - бог грозы и войны, главный в пантеоне арийских богов;
  5 - Со´ ма - безалкогольный галлюциногенный сок;
  6 - Сурья - бог солнца;
  7 - Заборы - возвышающиеся над водой остроконечные камни, расположенные в ряд поперек русла реки и препятствующие движению воды;
  8 - Агни´ - бог огня;
  9 - Аю´ - племена ариев;
  10 - Ва´ руна - всеобъемлющий бог, связанный с изначальным миром, охраняет космический закон;
  11 - Амрита - напиток бессмертия богов, приготовляемый из сомы;
  12 - Хотар - жрец, приглашающий богов во время жертвоприношения;
  13 - Махи´ - буквально "Великая";
  14 - Ва´шат! - ритуальный возглас, под который жертву бросали в огонь;
  - Согласно мировоззрению древних Ариев, север - сторона богов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"