Соколовская Дарья Леонидовна : другие произведения.

О фентези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На первых курсах, то ли по этике, то ли по философии надо было написать каждому по статье. Всякие скучные темы меня не вдохновляли, и разумеется, как всегда я захотела делать то, что интересно мне. Тогда в моей групе я одна зачитывалась фентези. В общем, тут я размышляю на вечные темы.


  

Диалектика добра и зла по произведениям Джона Толкиена, Урсулы Ле Гуин, Ника Перумова, Некрасовой и Васильевой.

Список литературы

Джон Р.Р Толкиен "Сильмариллион"."Олимп" 1993г.

Урсула Ле Гуин "Волшебник Земноморья". "Эксмо-Пресс" 1999г.

Перумов Н.Д. Эпопея "Кольцо Тьмы"."Эксмо-Пресс" 1999г.

Некрасова Н. В. Васильева Н. Э. "Черная книга Арды:

Исповедь стража." "Эксмо-Пресс" 2000г.

Свет - рука левая тьмы,

Тьма - рука правая света.

Двое - в одном, жизнь и смерть.

Сплелись нераздельно.

Как руки любимых,

Как путь и конец.

Урсула Ле Гуин.

Что такое Фэнтези.

   В произведениях жанра "фэнтэзи заложен глубокий философский смысл. Считается, что одним из родоначальников жанра "фэнтэзи" (англ. фантазия), - волшебной фантастики был Джон Роналд Руэл Толкиен. В условиях нашей обыденной жизни мы разучились верить в волшебство, фантазировать. В наше время, когда есть телевизор, у многих людей отсутствует необходимость представлять себе события, происходящие в каком-либо произведении. Действительно, когда читаешь книгу, ты просто вынужден представлять в своем воображении место действия, облик героев. А ТВ-программы не дают простора воображению. Принесённая Толкиеном и его последователями фэери (сказочность), наоборот, развивает способность представлять мифические, невероятные события, как вторичную реальность. В фэнтэзи мифы детства человечества тесно переплетаются с современным мировоззрением, научными открытиями.
   Через литературные произведения жанра фэнтэзи в нашу, реальную, жизнь приходит понимание борьбы - взаимодействия сил Добра и Зла, как нечто само собой разумеющееся. Фэнтэзи способствует органичному восприятию человеческих ценностей, поднятию, и укреплению духовности людей, читающих такие книги.

Антагонизм Добра и Зла

   У Толкиена, в его фэнтэзийной интерпретации сотворения мира (Музыка айнуров, Сильмариллион), высказывается идея возникновения Эа, сущего мира, из музыки, пропетой младшими демиургами, созданными верховным Творцом - Эру Единым. Музыка - это созвучность и единство, которое является гармонией, упорядоченностью - Добром. А Зло - это фальшь, диссонанс, обман.
   Добро и Зло, как отличаются друг от друга эти понятия! Но как тесно они взаимосвязаны: свет и тьма, любовь и ненависть, верх и низ. Без понимания одного не было бы понимания другого. Как можно было бы понять, что белое является белым, если бы не было черного? Последователь Толкиена, Ник Перумов, в своей трилогии "Кольцо тьмы" ставит такой вопрос "А всегда ли Свет (то, во что мы свято верим) является истиной?

Равновесие.

   В произведениях Перумова и Ле Гуин говорится об уравновешенности всего сущего - идее маятника, весов - проблеме, над которой в разные времена задумывались философы. " Брошенный кем-то камень изменяет траектории звезд, и в зависимости от того, попадет ли он цель или пролетит мимо, соответственно изменяется Вселенная. От каждого нашего действия зависит равновесие всего сущего." (Урсула Ле Гуин). "Волшебник Земноморья"). Всё, что ни есть в природе - нужно, хорошо и необходимо, даже если мы, Люди, не согласны с этим. Уничтожение, казалось бы, даже какой-либо незначительной частицы живого мира, может повлечь за собой изменение всего мира. Игнорирование этого закона уже привело к возникновению глобальных экологических проблем.
   Трилогию Урсулы Ле Гуин "Волшебник Земноморья", пронизывает рассуждение о жизненно важной необходимости научиться хранить Равновесие. Обладая разумом, мы не должны совершать неразумных поступков. Обладая выбором, мы не должны поступать безответственно. Человек обладает инстинктом выживания, и это замечательно - без этой жажды жизни человечество уже давно бы вымерло. Но сейчас перед нами философский вопрос - как уравновесить потребности человека (социума) и ограниченные, зачастую невосполнимые ресурсы природы? Как, не потеряв ничего от современной комфортности жизни, перестать убивать природу?!
   "Когда мы силой заставляем природу выполнять наши желания, когда мы требуем, требуем, требуем несокрушимого здоровья, абсолютной безопасности, бессмертия - тогда естественное желание превращается в алчность. А когда алчность подкреплена Знанием, она открывает ворота Злу. И тогда Великое Равновесие нарушается, и Зло тяжким бременем тянет чашу мировых весов вниз." (Урсула Ле Гуин "Волшебник Земноморья")
   Закон маятника (весов) прослеживается на любом (микро, мезо, макро) уровне жизни человеческого общества. Вообще человеку свойственно впадать в крайности, и поэтому уже тысячи лет умудренные опытом философы, советуют: "Держитесь золотой середины!" Нельзя, чтобы маятник (весы) качался слишком сильно - это может привести к бедствиям.
   В самом человеке, в его душе есть нечто вроде весов. Только когда они уравновешены ему спокойно и уютно на душе. Человек двойственен, в нем есть и добро и зло, не бывает полностью плохого человека без чего-то доброго в нем, как и не бывает абсолютно доброго человека, ни разу не совершившего, ни подумавшего чего-либо злого. В основном трактовка понятия добра и зла зависит от личностных особенностей того, кто трактует, выходит из его жизненного опыта и душевных качеств.
   Нельзя рассматривать неизменность равновесия как благо, а изменение как зло. Для многих людей перемены являются трудностями, и далеко не все согласны отказаться от того привычного, что было раньше, т. к. необходимо, что-то делать, решать какие-то новые проблемы. Равновесие не должно быть статичным, оно постоянно находится в динамике. Злом является, как и чрезмерное раскачивание весов, так и их полная остановка. Весы должны все время (не очень сильно) колебаться.
   Что же является злом? Зло это неистинность, искажающая сущность столкнувшихся с ней. Пустота, образующаяся в результате наших бездумных действий, разрушающих все окружающее нас. Как пример можно привести агрессию. Человек испытывает резко негативные эмоции, выплескивает их на других, казалось бы, получая удовлетворение. Но это временно, за получением такого "удовольствия" стоит постепенное, неотвратимое изменение, а иногда и разрушение личности. На личностном уровне Человек начинает ощущать чувство пустоты, которое пытается заполнить еще большей агрессией, тем самым выводя из равновесия свои внутренние весы.
   Зло - это бездумное нарушение равновесия. Когда мы разрушаем что угодно, на каком угодно уровне (будь-то личностный уровень, или межличностный) образуется пустота. В книге Ника Перумова высказывается такая мысль: "Люди живут так, как считают нужным. Если они склоняются к Злу - это их зло. Им некого винить кроме самих себя. Если же они склоняются к Добру, то это добро стократ ценнее, чем внушенное кем бы то ни было со стороны...". ("Кольцо тьмы: Адамант Хенны"). Перед нами непознанное - и мы сами должны выбирать свой путь, и сами определять свою судьбу.
   Мы в ответе не только за свои поступки, но и за слова и мысли. Ведь даже мысли обладают разрушительной силой и прежде всего они влияют на свой же источник - человека, подумавшего о чем-то негативном. Что уже тогда говорить о словах, а тем более о делах, очевидных самих по себе? Часто сказанные слова могут опредметиться, перейти из образов нашего подсознания в этот мир - случиться. Проблема в том, чтобы вовремя распознать, почувствовать насколько значительными будут последствия, которые вызовет та или иная мысль, слово или поступок.
   Судьба не является четко предопределенной, поэтому мы действительно свободны в своем выборе жить, и от нас зависит будет ли наша жизнь путем Добра или путем Зла. Что мы принесем этому миру, другим людям: любовь, радость, сочувствие, понимание или ненависть, жестокость, бездушие, равнодушие?

Любовь.

   В произведении Н. Некрасовой и Н. Васильевой "Черная книга Арды (взгляд с другой стороны на мир Толкиена)", восставший против других демиургов Мелькор говорит такие слова: "Если говорю языками человеческими и словами Силы, а любви не имею, то слова мои - ветер в пустыне, и сила моя - песок меж ладоней...И если я наделен дарами Силы, и ведаю всякие тайны, и имею всякое познание, так что волен творить и разрушать, а любви не имею - то я ничто, и знание мое - мертвый камень, и сила моя - прах на ветру...И если раздам все, что имею, и тело мое, и самый дух мой отдам на сожжение, а любви не имею - что пользы в том и что с того живущим..." - он сделал свой выбор. Добро не будет добром, а любовь не будет любовью без искренности, самоотдачи. Так и в жизни много поступков, хороших поступков совершается без любви и души. Настоящая Любовь не имеет "задних мыслей", не ждет какой-то выгоды для себя. Настоящая Любовь не может быть злом, она должна быть благом, иначе это не любовь. Любовь - это, прежде всего, Доверие и Вера.
   Добро идет по жизни рядом со злом. Зло часто одевает одежды добра, а Добро не всегда легко распознать, т.к. оно не кричит на всех углах, что оно - добро. Добро не имеет какого либо определенного окраса, как часто это пытаются внушить власть предержащие. Добро это просто душевная потребность сделать так, чтоб другому (другим) было лучше.
   1999-2000 гг.
   0
  
  
   6
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"