Живопись, сумасшествие, игра с людьми и историей, слог, вязкий или рубленный на куски и совершенно не воспринимаемый сознанием, легкий или жесткий сюжет, веселые, игривые, наивные диалоги, сочетающиеся с картинами психологических и физических мучений, тайны и мистика в произведениях, серость сознания у героев, ироничный взгляд на своих персонажей и самого себя - это всё можно найти в произведениях Дж. Фаулза.
Впервые я познакомилась с его творчеством в ВУЗе, на лекции о современно европейской литературе. Его "Любовница французского лейтенанта", помню, очаровала меня, и несколько дней я ходила под впечатлением от слога, поворотов сюжета, мастерски написанного текста.
Потом, уже закончив ВУЗ, взяла в руки "Волхва" и буквально "проглотила" за несколько часов, не имея возможности оторваться от книги. Сильная, мозаичная, тягучая вещь. Как смола или густой мед. Читать можно не отрываясь ночи напролет. Что я, собственно, и делала: проглатывала за главой главу, ощущала терпкий вкус событий, имен, слов на языке и погружалась все глубже во "внутренности" романа.
"Коллекционер"... Прочила на ночь глядя и всю ночь мучалась кошмарами. Жуткая вещь. Но с точки зрения психологии читать ее было одно удовольствие. Яснее начинаешь понимать многие мотивы поведения людей, хотя, с другой стороны, настороженней относишься ко всем, кто тебя окружает...
"Башня из черного дерева" - произведение для знатоков живописи: уйма аллюзий на художественные произведения и их авторов; без знания истории и теории живописи не видно второго дна произведения.
Тексты Фаулза нельзя читать один за другим. Нужно оставить себе хотя бы несколько дней для обдумывания не только сюжета, но и авторской позиции, слога и поведения его героев. "Объесться" им сложно, но он, как и всякий классик, должен быть тщательно "переварен".