|
|
||
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПИСАТЕЛЬ (академ)
Свое обучение музыке Шуберт через отца оплачивал участием в церковном хоре
В конвикте (детская школа при дворе) музыка считалась наименее опасным для нравственности занятием
"Пусть музыкант делает ошибки. Это ничего не значит, если он делает неожиданные и интересные вещи" (Россини)
В Неаполитанской консерватории запрещено было изучать музыку уже гремевшего тогда Россини
"Россини скорее угадал музыкальную науку, чем изучил ее; потому так хорошо и владеет ею" (Стендаль)
По настоянию Ружички Шуберта в ученики взял Сальери
Россини смеялся над своим учителем музыки Маттеи, говоря, что его музыкальные произведения "скорее ученые сочинения, чем плод вдохновения"
ВДОХНОВЕНИЕ И РЕГУЛЯРНОСТЬ (вдохновение)
Верди, когда не работал, буквально страдал
"Бывают периоды, в которые мы больше чувствуем, чем видим. И тогда мы должны писать. Сейчас мы больше видим, чем чувствуем, и поэтому должны учиться" (Россини о положении в европейской музыки в XIX веке)
Когда работа спорилась, Россини не выходил из дому, чтобы не терять времени, но приглашал к себе певцов и импресарио, чтобы не было скучно
Ключевая сцена "Вильгельма Телля" пришла Россини в голову на рыбалке
Россини за неделю написал ключевые сцены "Вильгельма Телля", 5 месяцев доводил их до ума, и еще 5 месяцев занимался инструментовкой
Россини ставил на свое вдохновение: оно готово было воспламениться в любую минуту и повести неизвестно куда
По молодости Россини, изучая либретто, вдруг вспыхивал какой-нибудь музыкальной идеей и захваченный ею, терял из виду целое
"Мне не хочется писать. Я не слышу в себе никакой мелодии, а гоняться за несуществующей музыкой не могу" (Россини накануне своего 60-летия)
"Я писал, пока идеи сами искали меня, а когда я должен искать их, я совершенно не намерен этим заниматься" (Россини в старости)
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПИСАТЕЛЯМИ. ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ (взаимоты)
Когда после спектакля Шуберт услышал, как посетители трактира хаманят Фогеля и Мильдершу, его любимых певцов, он набросился на охальников с кулаками, хотя обычно был кроткого и незлобивого нрава
Паэр, директор Парижской оперы, нарочно выбирал для постановок самые неудачные оперы Россини и поручал их исполнение плохим артистам, лишь бы не дать пооклюнуться на французской почве славе маэстро
Вагнер не любил тех, кому слава доставалась даром
"Я очень люблю музыку Россини. Только не говорите об этом вагнерианцам: они меня с гавном сожрут" (Вагнер в частном разговоре)
Россини мог и пошутить и даже позлословить над коллегами. Но только в узком кругу, публичных отрицательных высказываний он себе не позволял
Написав оперу "Ричарда и Зорраида", Россини получил благодарность от Чимарозы с того света. Благодарность была пропечатана в газетах
Шуберт благоговел перед Бетховеном. Но так и не решился с ним познакомиться, хотя часто встречал его в лавке нот, где собирались многие венские музыканты
Бетховен купил вариации Шуберта на песню "Прекрасный кавалер" и часто разыгрывал ее с племянником в четыре руки. Но Шуберт об этом так и не узнал
Россини, заключив выгодный контракт с Французской оперой, настоял, чтобы руководил ею по-прежнему Паэр, бывший его злейшим врагом
ВЛАСТЬ И ХУДОЖНИК (власть)
В опере "Путешествие в Реймс", написанной для коронации Карла X, Россини написал для персонажей королей серенады на мотивы национальных гимнов их стран, которые они пели своим возлюбленным
Вице-король Ломбардии отложил на день визит, лишь бы присутствовать на премьере новой оперы Россини
Попрощаться с Россини пришли многие знатные болонцы, однако разом покинули дом маэстро, когда туда заявился австрийский наместник
ВОЗРАСТ ПИСАТЕЛЯ (возраст)
В 16 лет Шуберт накатал оперу в 341 страницу "Загородный замок С."
Первую оперу (оперную сценку) Россини написал в 18 лет за одну ночь, когда композитор, которому она была заказана, не справился с заказом
В старости после долгих лет музыкального молчания Россини вдруг посыпался музыкальными пьесами для рояля. Он из назвал "грехами старости"
"Я слишком многого требовал от своей фантазии и теперь расплачиваюсь за это" (Россини в старости)
Россини начал писать оперы в 18 лет, а завязал в 37
Сальери в старости, отравив Моцарту жизнь, всего себя отдавал ученикам, среди которых попадались и талантливые типа Шуберта и Бетховена
ВЫМЫСЕЛ. РОЛЬ ВЫМЫСЛА И СТИМУЛ(вымысел)
"Я всегда сочинял легко. Но писать без повода, без определенной идеи невозможно. Какой-то стимул нужен" (Россини)
Россини носился с идеей написать "Фауста", но не сделал этого, потому что тогда в Париже (первая пол. XIX в) каждый музыкальный театр имел своего "Фауста"
"У меня быстро возникали идеи", и мне только не хватало времени, чтобы все их записывать" (Россини)
ДИСЦИПЛИНА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (дисциплина)
Россини говорил, что "нужно всегда избегать труда и заниматься только тем, что тебе нравится"
За 1815, не самый благополучный год свое жизни школьного учителя Шуберт создал 144 песни, 4 оперы, 2 симфонии, 2 мессы и 1 струнный квартет
ЖАНРЫ И ТЕМАТИКА ЛИТЕРАТУРЫ (жанры)
"Музыкальные вечера" Россини -- сборник из 8- ми арий и 4-х дуэтов
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. ЖЕНЩИНЫ, СЕМЬЯ (женщина_семья)
(женщина и семья)
ЗАИМСТВОВАНИЯ И ПОДРАЖАНИЯ. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ (заимствования)
В "Отелло" Россини впервые вставил стихи Данте в оперу
Россини постоянно использовал удачные музыкальные ходы своих предыдущих опер в новых произведениях
ЗАМЫСЕЛ (замысел)
Верди подолгу искал сюжет для будущих опер
Всю жизнь Верди мечтал написать "Короля Лира", но музыка должна была идти синкопами, а для ее воплощения в Италии не было подходящих голосов. Так проект и остался неосуществленным
Россини сожалел, что он вынужден был писать оперы на либретто, на которых настаивали импресарио
ЗАПИСНЫЕ КНИЖКИ ХУДОЖНИКА. ВЫПИСКИ (запкнижки)
Россини не любил, когда записывали его беседы. Он не хотел предавать гласности свои частные мнения
ИЗВЕСТНЫЙ И НАЧИНАЮЩИЙ ПИСАТЕЛЬ (известный)
Когда Шуберта в поисках исполнителя познакомили с артистом Фогелем, тот только фыркнул на его песни и пошел прочь. А через несколько недель сам отыскал молодое дарование и стал яростным исполнителем и пропагандистом его песенРоссини умел отказывать не обижая. Одной бездарной актрисе он сказал: "У вас исключительный метод пения. Мне еще никогда не приходилось слышать ничего подобного"
На одном из своих вечеров Россини представил сочиненный Сен-Сансом дуэт как свой собственный. Этим он хотел обратить внимание коллег на молодого таланта
Шпауп, друг Шуберта, отправил его песни на стихи Гете самому поэту. Песни с нотами пришли обратно без какого-либо замечания олимпийца
Сальери дал рекомендацию для занятия места учителя музыки Шуберту в Лейбахе (Любляне). Точно такие же рекомендации для занятия того же самого места он дал слово в слово еще трем своим ученикам
Россини был крестным отцом многих начинающих композиторов, в т. ч. Доницетти, Беллини
Россини не мог принять новой музыки. "В Верди есть что-то дикарское", -- говорил он
Ученики конвикта (музыкальная придворная школа), где учился Шуберт, пели с Бетховеном. Шуберта при этом не было, и он потом много лет приставал с расспросами к товарищам, как это было
Сальери никак не мог уразуметь пристрастия Шуберта к песням
Опытным композитором на отдыхе Россини написал "Сборник упражнений для обучения пению"
ИМПРЕССАРИО, ПУБЛИКА, КОМПОЗИТОР (издатель)
Гранд-опера навязала Верди в либреттисты Скриба, и композитор ничего не мог с этим поделать
Верди подписывал контракт не прежде, чем знакомился с артистами, которые должны были петь в его опере
По своему первому контракту Верди был обязан писать по опере в месяц. Причем выбор либреттиста, исполнителей оставался полностью за импресарио
Шуберт, работая в театре, часто повторял: "Трудно бороться с этими мерзавцами"Шуберт отправил свои песни издателям с запиской "ученик Сальери". Ответ гласил: "Ученических работ не принимаем"
Обычно сюжеты для либретто выбирал импресарио. Прочитав "Деву озера" В. Скотта, Россини настоял, чтобы на этот раз либретто был основан на именно на сюжете этой поэмы
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПИСАТЕЛЯ (инструментарий)
Занимаясь инструментовкой "Маленькой мессы", Россини говорил, что для ее исполнения достаточно фортепьяно и фисгармонии. Но поскольку ее все равно будут инструментировать лучше, если он это сделает сам
ИНФРАСТРУКТУРА ИСКУССТВА (инфра)
С исчезновением кастратов, считают знатоки, в итальянском искусстве кончился век bel canto
ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА (источники)
Верди никогда не изучал творчество других композиторов, потому что не хотел испытывать их влияния
И однако в библиотеке Верди были обнаружены партитуры великих композиторов, досконально им исчерканные, и не только оперные, но и симфонические
"В этой опере столько музыки, что ее хватит на 10 опер и все будут прекрасны и богаты мелодиями" (Россини о "Вильгельме Телле")
Прочитав 1-часть "Фауста", Шуберт смог выловить оттуда для музыки лишь песню Маргариты за прялкой
КАРЬЕРА. ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь писательский)
КОМНАТА. РАБОЧЕЕ МЕСТО ПИСАТЕЛЯ (комната)
В своей фешенебельной парижской квартире Россини занимал маленькую комнатку, где были только стол и кровать
КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ (композиция)
Верди создает картину в целом, намечает общую драматургию и лишь потом подбирает мелодии
Россини сам составил для "Фауста" либретто и отослал его в Париж, чтобы опытные версификаторы одели его там в стихи
Музыку из "Девы озера" Россини многократно использовал в других своих произведениях
Россини смеялся над обязательностью арий, дуэтов, септетов ("грядок для артишоков" на артистическом жаргоне), но отказаться от них не мог. "Иначе бы меня забросали гнилыми помидорами"
Знатоки заметили, что опера "Эдуардо и Кристина" Россини полностью скомпонована из уже использованных им ранее мелодий. Двое зрителей даже, едва начиналась очередная ария, тут де подхватывали ее
"Дева озера" В. Скотта так понравилась Россини, что он работал над оперой по ней целый год
В любой опере Россини, даже самой неудачной, есть чарующие номера и интересные сцены
В "Вильгельме Телле" Россини звучала молитва. Первоначально она звучала во 2-ом акте, но была написана столь мощно, что после нее продолжать оперу было бы уже невозможно. Пришлось перенести ее в 4-й, где по логике она вообще-то была неуместна
Нельзя самые красивые музыкальные мысли, полагал Россини, давать в увертюре. Ибо там непонятно, к чему они относятся
"Я сочинял увертюру 'Графа Оро' на рыбной ловле, по колено в воде, когда Романо (банкир) разглагольствовал над моим ухом о финансовых операциях" (Россини)
Принципом Паизелло было сочинять целый номер на основе одной мелодии . Это дает слишком мало движения музыке, полагал Россини
КРИТИКА (критика)
Одноактная пьеса Россини "Путешествие в Реймс", весьма пропагандонная, шла три часа. "Джакомо, где же были часы, которые тебе подарил король", -- язвили газеты, намекая на королевский подарок
Россини говорил, что музыкальная критика чаще охвачена чувством врожденного противоречия либо распаляется наущениями публики, чем руководствуется собственными впечатлениями
Вебер в заметках о музыке, которые он помещал в пражской прессе, хвалил только самого себя
Россини, побывав на концерте Бетховена, говорил: "Послушаешь такую музыку и захочешь стать глухим, чтобы уже не слышать больше ничего""Чистый образец внутренней и внешней прозы" (Шеллинг о Гегеле)
Публика встретила "В. Телля" Россини весьма прохладно, хотя хор знатоков лопался от похвал
Байрона восхищала музыка Россини в "Отелло". Либретто же он считал ужасным. Что же до публики, то она на либретто поклала 0 внимания
ИСКУССТВОВЕДЧЕСКАЯ НАУКА
Мишотт, французский музыкальный критик, присутствовал при длительной беседе Вагнера и Россини. И сразу же после ее окончания бросился к себе домой, чтобы записать ее содержание по горячим следамО Хогарте почти не осталось воспоминаний, хотя он обретался в самом эпицентре художественной жизни эпохи и был знаком со многими знаменитостями
"Прогресс я допускаю только при изготовлении инструментов. В искусстве он возможен только в области подражательной музыки" (Россини)
Спор между Генделем и Балончини (композиторы XVIII в) Байрон назвал спором между Тру-ля-ля и Тра-ля-ля
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ КОМПОЗИТОРА (личная_жизнь)
Россини был страстным собирателем гастрономических рецептов и большим знатоком и любителем ранних овощей и фруктов
Композиторы Обер и Сен-Санс, эрудированные, остроумные, были прекрасными собеседниками, Верди же и двух слов связать не мог
Один из гостей спросил у Россини, почему на его знаменитых субботах дело почти никогда не доходит до овощей и фруктов. "Мадам берет фрукты напрокат, и их нужно обязательно вернуть"
Полвека прожив в Вене, Сальери так и не овладел немецким языком
На деньги, полученные за Stabat mater Россини основал Фонд для престарелых в Болонье
"Россини всегда избегал столкновений. Он родился для блаженства"
"В натуре Бетховена было нечто пуританское; вольные разговоры и мысли внушали ему ужас; любовь для него была святыней" (Р. Роллан)
Кроткий и незлобивый Шуберт буквально наливался злостью, когда его жалели. Сам он себя не считал несчастным
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ ПИСАТЕЛЯ (личный_опыт)
Россини говорил, что в юности ему мешала писать музыку только боязнь нарушить какое-нибудь правило
ЛЮБИТЕЛЬСТВО И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (любител)
Король Англии Георг I (отец королевы Виктории) любил петь, и когда по вторникам Россини выступал у принца Леопольда, король специально приезжал из эти сборища из Брайтона в Лондон
Феофил Толстой, гофмейстер, был по зову души музыкальным критиком
"Будь у меня дети, я продолжал бы писать. А так, заработанного на жизнь мне вполне хватает" (Россини после 37)
Певцы уважали Россини за доскональное знание им профессии певца
Одну из своих опер Россини, известный своей реактивностью, написал за 8 дней". -- "Не слишком ли быстро?" --"А что я виноват что ли, что музыка сама из меня так и прет?" -- ответил композитор
Россини стал профессиональным музыкантом в 14 лет, играя на чембало
Вагнер, такой серьезный в музыке, любил в быту розыгрыши, шутки, проказы
Первую свою оперу Россини написал в 14 лет, хотя под ней стоит фамилия Монабелли, заказчика
Написав множество опер, Россини жаловался, что ему не дали написать "Фауста", не дали написать "Жанру д'Арк"
Россини взялся писать оперы для Grand-Opera лишь после того, как основательно изучил французский язык
Вагнера удивляло, что после 37 лет Россини ничего не писал: "Разве композитор так может жить?
МАТЕРИАЛ ЛИТЕРАТУРЫ. СБОР У ПРОХОДНОЙ (материал)
Особенно Шуберт любил трактирных музыкантов; он искал у них новых неизвестных созвучий
МАЯК ИЛИ ФОРУМ (маяк)
Верди любил одиночество. "Его любовь к сельской жизни мания, безумие (современники)
МЕЦЕНАТ. ВЛАСТЬ И ПИСАТЕЛЬ (меценат)
Агуадо, испанский банкир в Париже (первая пол. XIX в), поддерживал Оперный театр, собрал большую коллекцию живописи
Прелат Мадрида оставил все свое имущество в пользу бедных, а о Stabat mater, которую Россини написал по его просьбе в завещании даже не заикнулся. Чем поспешили воспользоваться хапуги
Бетховен жил бедно, в неухоженной комнате, но помощь многочисленных доброхотов отвергал с порога
На одной из карикатур того времени король Георг IV стоял на коленях перед Россини. Подпись под карикатурой: "Лучше бы он стоял на коленях перед своим народом"
Россини не раз намекали, чтобы он сочинил кантату в подарок Георгу IV. "Да, но тогда он должен будет написать ответную" -- у короля же, как было известно, не было ни голоса ни слуха
НАСТРОЙ НА РАБОТУ. КОНЦЕНТРАЦИЯ НА РАБОТЕ (настрой)
Каждый раз, когда Верди принимался за новую оперу, его мучили желудок и ангина
Когда работа у Верди не клеилась, он подолгу занимался с учениками, заставляя их играть Моцарта, Бетховена, Шуберта
"Ничто так не возбуждает вдохновение, как необходимость, как присутствие переписчиков, ожидающих вашу работу или как нажим стесненного обстоятельствами импресарио" (Россини)
"Десять минут музыки Баха высшее наслаждение, 15 можно умереть, а больше просто не выдержать" (Россини)
Обер говорил, что однажды Россини аккомпанировал так живо и вдохновенно, что казалось, будто после исполнения клавиши дымились
НАУКА, ФИЛОСОФИЯ, ИСКУССТВА И ПИСАТЕЛЬ (наука_дрисква)
Грибоедов подолгу и с вдохновением сочинял вальсы
Грибоедов подолгу и горячо спорил с Алябьевым
"Это грандиозно, это совершенно невообразимо. Боишься, что обрушится дом. А что если люди сыграют это сообща" (Гете Мендельсону, сыгравшему ему Бетховена)
Музыка лишь должна подчеркивать стихи, полагал Гете. "Изображать звуками то, что звучит само по себе, отвратительно"
На стихи Некрасова "Прости, не помню день паденья" было написано более 40 романсов, в т. ч. Римским-Корсаковым, Чайковским
Детальное описание Низами как музыканта (?) подтверждается современными исследователями, и само стало источником по персидской культуре
Россини боялся, как бы музыку не превратили в приложение к литературе, в подражательное искусство
Много раз в жизни, несмотря на страх, Россини вверял себя железной дороге только доя того, чтобы скатать в Антверпен для любования полотнами Рубенса
Рабиндранат Тагор был также известным музыкантом. Написал ок 300 песен
НАЧАЛО ПИСАНИЯ (начало_писания)
НАХОЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЙ СТЕЗИ (нахождение_стези)
"В музыке я искал естественности и непосредственности. Умение удивлять и поражать мне претит" (Россини)
"Немцы советуют мне писать, как Гайдн или Моцарт. Но я, даже если бы лез из кожи вон, был бы никудышным Гайдном или скверным Моцартом" (Россини)
ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ МАСТЕРСТВУ (обучение)
Уча Шуберта, Сальери гонял его по фолиантам итальянских оперных композиторов и пресекал поползновения ученика к новым формам, особенно песням
Сальери как сидорову козу гонял Шуберта за песенки. А тот и не спорил, выполнял все задания учителя, но от песенок и не думал отказываться
Среди портретов великих композиторов, украшавших кабинет Россини, он поместил портрет падре Маттеи, своего учителя
"Консерваторию нужно рассматривать не как колыбель гениев (производить их может только господь бог), а как артистический питомник и поле для необходимого соревнования" (Россини)
Паизелло, прославленный неаполитанский композитор (вторая пол. XVIII в), запретил своим ученикам слушать оперы Россини
Шуберта, у которого ломался голос, оставили теме не менее в придворной капелле, причем по ходатайству отравителя композиторов Сальери
Хольцер, первый учитель музыки у Шуберта: "Только пытаешься ему объяснить что, а он уже знает"
Концертмейстера Ружичку поражал пацан Шуберт: хотя он и схватывал все в лет, но постоянно трудился
"Мне его нечему учить, его уже всему научил господь бог" (Ружичка о юном Шуберте)
Учась у Моцарта и Гайдна, Россини по отдельным партиям писал партитуры их произведений (это он вынужден был делать потому, что у него чаще всего не хватало денег на приобретение полноценных партитур)
Когда Россини отказывали в партитуре, он шел в театр, а потом дома писал ее по памяти
Молодой Россини-цимбалист по совету первой скрипки пристрастился к литературе, ибо заверял, что доя композитора недостаточно изучать только музыку
Начав писать оперы, Россини занялся литературой у профессионального поэта. Впоследствии это помогло ему на равных вести спор с либреттистами
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И ПИСАТЕЛЬ. PUBLIC IMAGE (общественная)
Нурри (1802-1839), знаменитый оперный певец во время революции 1830 распевал на баррикадах Парижа "Марсельезу"
Гендель подарил Приюту подброшенных детей великолепный орган
Когда Россини в 1848 г вышел к собравшейся перед его домом толпе, вместо привычных рукоплесканий, он услышал: "Долой богача-ретрограда"
ОПЛАТА ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА (оплата)
Бетховен рассылал владетельным особам подписной лист, чтобы нашкулять денег на свою "Торжественную мессу"
За свой контракт Россини пришлось воевать несколько лет после свержения подписавшего его Карла X
Несмотря на свой дружелюбный характер Россини много и часто успешно боролся в судах, никому не позволяя наживаться за свой счет
Когда Grand Opera затягивала заключение контракт на "Вильгельма Телля", Россини приостановил репетицию оперы
Контракт на "Вильгельма Телля" был подписан лично Карлом X
За публикацию партитуры "Осады Коринфа" Россини получил от издателя 6000 франков. В Италии тогда за партитуры опер не платили вообще
Оперы в Лондоне не приносили Россини никаких доходов; зато их в избытке компенсировали званые вечера, куда богатые аристократы не жалели денег, чтобы заполучить запроливную знаменитость
Россини опубликовал "Упражнения для колоратуры и сольфеджио" за весьма скромные деньги: лишь бы компенсировать издателям потери от публикации его партитуры "Моисея"
За оперу Россини получал 400 скудо, оперный тенор 1200; тем не менее считалось, что Россини сумел добиться большого коммерческого успеха, до того невиданного для итальянских композиторов
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИСАТЕЛЬСКОГО ПРОЦЕССА (организация)
Отданный своей музыке, Вагнер жил в Париже очень скромно, прерывая работу только прогулками со своей любимой собачкой
Когда Вагнеру предложили переделать "Тангейзера" и "Тристана" на французский язык, он ответил, что во второй раз написать эти оперы у него уже нет силов
Россини иногда говорил либреттистам: мне нужны длинные оперы; меняйте, добавляйте, о музыке я позабочусь сам
Один из журналистов, посетив рабочий кабинет Россини, обнаружил там к своему удивлению полный порядок: "Когда музыка клокочет в тебе, все должно быть под рукой", -- объяснил маэстро
"Бельканто -- это чаще всего щит, чтобы ставить композиторов зависимость от капризов и вокальных возможностей певца"
"Хороший певец должен быть лишь добросовестным исполнителем замыслов композитора" (Россини)
Россини чаще всего отказывался сотрудничать с хорошими поэтами в пользу покладистых. Что поделаешь, вздыхал он, такой-то пишет хорошо, но его стихи для декламации, а не для музыки
Россини так и не опубликовал "Грехов старости" (цикл музыкальных пьес): "Я слишком много работал для публики, я хочу поработать для себя"
Самым мучительным для Шуберта при написании песен были поиски текста
Найдя нужный текст, Шуберт тут же, где бы он ни был, на бумаге делал заметки, а уже по ним дома сочинял песни
В Милане Россини весь день шлялся по кабакам и салонам, работал ночами и спал до полудня
Россини отвергал талантливых поэтов в пользу известных либреттистов: в текстах последних, пусть и не таких блестящих заложены бОльшие музыкальные возможности
Россини писал музыку чаще всего в компании музыкантов и артистов, позволяя им шуметь, болтать: шум только подстегивал его
Шуберт в общежитии (конвикте) ночами прокрадывался в музыкальную комнату и чуть слышно на рояле натренькивал сочиняемую им музыку
Закончив арию, Россини пропевал ее, потом просил тут же исполнить ее кого-нибудь из своих друзей или коллег (он не умел работать в одиночестве), делая по ходу исполнения заметки в нотах
ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОЙ ПРОФЕССИИ (особенности)
Верди не умел принимать неуспеха, даже если внешне и казался равнодушным
"Пусть фальшивит. Это не очень важно. Он подходит для роли внешним обликом и манерой петь" (Верди об одном из исполнителей)
Россини отличало не только умение слышать музыку с листа, но и бесстрашие перед публикой
Для одной оперной актрисы, которая невероятно фальшивила и умела верно брать всего лишь одну ноту, Россини умудрился написать партию, состоявшую из одной этой ноты. Остальное дополнял оркестр
Если Вагнер и любил музыку, то только свою собственную
Многие примадонны подсчитывали такты в своих партиях отказывались их петь, если тактов было меньше, чем у соперницы, жаловался Россини
Россини говорил, что он пишет быстро оперы, потому что ему хочется кушать. "Если бы я был богат, я бы писал одну оперу в 3 года, и это был бы шедевр
Когда Верди стал штатным композитором Grand Opera, Россини ему сказал: "Вы не представляете себе, на какую галеру вы попали. Вы еще раскаетесь в этом"
Россини побывал на концерте Бетховена анонимно, чтобы не привлекать к себе внимания публики
Россини попросил друга-либреттиста заменить имя "Изабелла" на "Матильда", потому что уже была широко анонсирована его новая опера "Матильда де Шабра"
ОТДЕЛКА ПРОИЗВЕДЕНИЯ (отделка)
Дуэт басов-комиков для "Золушки" Россини написал ночью, накануне премьеры. И певцы репетировали его в антрактах
"В моей торжественной кантате", -- жаловался Россини, -- "слово allianze приходится на жалобную мелодию, но переделывать уже не было времени"
После провала "Цирюльника" в Риме Россини убрал из оперы все сомнительные места
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ (пис_профессии)
Больше всего на свете, говорил Россини, он боится катаров и журналистов
В юности Россини писал арии и дуэты для опер других композиторов
"Композиторы, которые работают ради куска хлеба, чтобы хоть как-то продержаться, вынуждены изобретать новые формы" (Россини)
Став руководителем музыкального лицея, Россини полностью обновил преподавательский состав и музыкальные курсы
В одной из своих блестящих театральных работ Л. Оливье так объяснял свой успех: "Я его [партнера] так ненавидел, что должен был на сцене выпускать всю свою энергию, чтобы не убить его на репетициях"
Сюжеты для россиниевых опер в Неаполе выбирал исключительно импресарио
Паизелло, узнав, что готовится премьера "Севильского цирюльника" Россини, нанял клоаку, чтобы сорвать премьеру оперы
На одном из званых вечеров в Лондоне исполнение Россини с 2-мя известными музыкантами из-за халатной подготовки последних к выступлению, провалилось. Но аристократическая публика, аплодируя, отбила себе все ладоши
Россини написал английский национальный гимн и "Гимн Наполеону III и его доблестному народу". Эти гимны "сразили наповал публику и ее умы". "А также уши," -- добавил Россини. Ибо, по его собственному признанию, это была музыка для харчевен
"Хороший певец должен быть хорошим интерпретатором замыслов композитора" (Россини)
По контракту с неаполитанским импресарио Россини должен был поставлять 2 оперы в год
ПЛАН (см. РОЛЬ ПЛАНА) (план)
Верди всегда требовал от либреттистов подробного плана: "Я не могу писать хорошую музыку, если сюжет не проймет меня"
Верди так и не написал "Короля Лира". Много раз он разрабатывал подробный план оперы, но всякий раз что-то там не срасталось
На столе Верди без конца роились заметки, планы и рецензии на "Короля Лира"
Верди обычно писал план либретто, разделял оперу на акты и поручал либреттисту подбирать стихи
ПРИЗВАНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (призвание)
"В юности я хотел стать оперным певцом. Но я также хотел основательно изучить оперное искусство. И так пришел к композиторству" (Россини)
ПРИРОДНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ ()
Один из любимых либреттистов Верди Кальморано был совсем не похож на маэстро: импульсивный, непунктуальный, он особенно был способен на импровизацию. Эта-то непохожесть и привлекала в нем Верди
Паганини на скрипке мог имитировать целый оркестр
"Все, что я вижу и слышу, рождает во мне музыку. Моя проблема не найти мелодию, а выбрать из множества вертящихся в голове" (Россини)
Пиша одну из своих опер ("Аурелиано в Палермо"), Россини срочно переписал 2-й акт из-за болезни основного артиста
Россини утверждал, что ему раз достаточно прослушать оперу, чтобы запомнить ее навсегда
"Я сочиняю потому, что не могу не сочинять" (Россини)
Stabat mater поразила современников глубиной религиозного чувства, знавших Россини только с легкомысленной стороны
Россини по памяти мог записать партитуру целой оперы
ПРОТОТИП И ТИП (прототип)
Я шел к литературе не от музыки, а наоборот, и я понял, что не могу сюжеты немецких легенд переложить в существующие музыкальные формы (Вагнер)
Слух об отравлении Моцарта Сальери был пущен в оборот в 1824 году и тогда же опровергнут, что не помешало Пушкину долго и целенаправленно долбиться над этим сюжетом
ПСИХОТИПЫ ТВОРЧЕСКИЕ. ОСОБЕННОСТИ ПИСАТЕЛЬСКОГО ДАРОВАНИЯ (психотипы)
"Дорогой мой Луиджи! Ничто не могло бы мне доставить большего удовольствия, чем разговоры о гравичембало" (Россини своему другу
"Знаете, в вас что-то есть, но вам не хватает актерства, вы не шарлатан" (актер Фогель Шуберту, когда познакомился с его песнями)
Верди в музыке выплескивал страсти, которые в нем обычно оставались внутри
Все отмечали у Россини безошибочный музыкальный инстинкт
Иногда, выступая в кружках знакомых, Шаляпин и Рахманинов исполняли свои номера импровизируя и подзадоривая друг друга
Когда Верди брался за письма, он был в них банален и деревянен. Он мог себя выражать только в музыке
Успех "Севильского цирюльника" Паизелло был оглушителен. Именно поэтому Россини взялся писать оперу на тот же сюжет
ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (путь)
ПУТЬ ПИСАТЕЛЬСКИЙ (Путь писателя)
ПУБЛИКА И АРТИСТ
Публика ходила на "Отелло" Россини, лишь бы только услышать диез Тамберлинка (певца, очень трудная нота)
"Никогда не спрашивай, как прошла премьера моей новой оперы. Спрашивай о втором представлении. Это и есть показатель ее успеха" (Россини в переписке)
Опера Серова "Вражья сила" не стала популярной, но ария Еремы, особенно в исполнении Шаляпина, сделалась хитом на годы
Премьеры почти всех опер Россини проваливались. Зато со второго раза шли на ура!
"Я пишу оперы только доя детей. От 20 до 80 лет" (Россини)
Во время оперных спектаклей в Италии зрители болтают, закусывают и обращаются в слух, как по мановению волшебной палочки, когда звучат знаменитые арии и дуэты
"В опере Россини звучит музыка, которую мы носим в наших сердцах, но не умеем выразить" (из рецензии)
Хозяин ресторана о Россини: "Если он и в музыке разбирается так же, как и в макаронах, я понимаю, почему он величайший композитор"
В комнатах Россини часто пел, собирая под окнами толпы случайных прохожих
Во время одного из концертов в Вене на улице толпа стала петь кантату Россини. Композитор вышел к толпе и стал ею дирижировать
Оперу "Эдуардо и Кристина" Россини премьерствовал 8 часов, потому что публика постоянно вызывала артистов на бис и каждую арию заставляла повторять по 2-3 раза
Нередко клоака пыталась освистывать ранние оперы Россини; публика вступалась, и дело доходило до потасовок
Увертюра одной из опер Россини была невольно сорвана офицерами, отбивавшими такт саблями
Мягкий Россини однажды ударил секретаря, не делая выходить к публике, которая, по его мнению, не поняла оперы
Россини хотел исключить из своего "Моисея" переход через море, ибо при этой пафосной по замыслу кантате публика хохотала
После успеха первой поставленной своей в Неаполе оперы Россини заявил: "Я сделал все, чтобы добиться успеха, и я добился его. Теперь я буду писать только то, что нравится мне"
Наполеон любил только такую музыку, которая не мешала ему думать
Когда Россини пытались освистать в Венеции, он в ответ поднял такой свист, что его было слышно в самых дальних апартаментах города
"Когда я взял грудное 'до' (очень трудная нота), публика, казалось, с ума сойдет от восторга" (Дюпре, певец сер. XIX века)
РЕДАКТОР (редактор)
На первом исполнении "Лесного царя" между друзьями Шуберта возникло недоумение: что это такое и с чем его едят". Тогда за рояль сел их преподаватель Ружичка, проиграл песню заново, четко обозначив музыкальные акценты, после чего восторгам не было конца
РЕФЛЕКСИЯ ПИСАТЕЛЯ О СВОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ (рефлексия)
Итальянцы могут писать только комические оперы, полагал Бетховен, потому что у них нет теории
Россини говорил, что он не любит критиков, ибо даже самые добросовестные из них пытаются уложить автора в некую прокрустову схему
На вопрос "Чем он гордится", Россини ответил: "Последний акт 'Отелло', второй 'Вильгельма Телля' и полностью 'Севильский цирюльник'"
"Бетховен -- это колосс, который бьет вас под ребро, а Моцарт всегда мил" (Россини)
Одно из своих последних сочинений "Маленькая торжественная месса" Россини снабдил множеством комментариев
Je ne suis rien, qu'un pauvre melodiste, любил повторять про себя Россини
РОЛЬ ПЛАНА (план)
САМООБРАЗОВАНИЕ ПИСАТЕЛЯ (самообразование)
Верди, находясь в творческом кризисе, каждый день проводил за фортепиано, сочиняя фуги: просто так, чтобы набить руку
Шпаун, соученик Шуберта, отправился на каникулы пешком из Вены в Линц, т. к. полученные в конвикте деньги на дорогу, он истратил на приобретение 2-х партитур симфоний Бетховена
"Я был очень удивлен, когда Россини, говоря о Бахе и Бетховене, выразил такое тонкое понимание немецкой музыки" (Вагнер)
Россини на немецком языке смог освоить всего одну фразу "Ich bin zufrieden", и он говорил ему вполне ее хватает для жизни в Вене
Пацаном Россини, не имея денег, переписывал для себя партитуры опер, которые ему одалживали на время
Россини, знакомясь с партитурами опер, долгое время переписывал лишь вокальные партии из них и лишь со временем дозрел до значения аккомпанемента
СЛАВА -- УСПЕХ -- ПОПУЛЯРНОСТЬ -- ПРИЗВАНИЕ (слава)
Россини был так популярен при жизни, что даже турецкий султан требовал от своего оркестра исполнять марши из его опер
Россини частенько с трудом попадал домой из-за собиравшейся перед домом поприветствовать его толпы
Поклонников у Шуберта при жизни было немного. Но они не только ценили его, но и в меру своих сил старались пропагандировать
Бурный успех "Вильгельма Телля" (1837, Париж) за полгода до премьеры подогревался бурной газетной кампанией
В Париже, полагал Россини, любят даже иностранных авторов, но только если они мертвы
Знаменитый дрезденский композитор Франц Шуберт был возмущен, когда его спутали с его юным и тогда неизвестным венским тезкой, к тому же авторов песенок
СООБЩЕСТВА ЛИТЕРАТУРНЫЕ (сообщества)
"Субботы" у Россини были заметным культурным явлением парижской жизни 1850-х гг
Гендель посещал в Лондоне популярное кафе Слаферса (?), когда там собирались художники, предпочитая их обществу музыкантов
Получить столик в кафе возле Ла Скала было очень трудно, т. к. там находилась своеобразная неформальная биржа певцов и композиторов
Россини только благодаря своей любовнице М. стал завсегдатаем кафе у Ла Скала, доступ куда посторонним был строго ограничен (например, чести попасть туда долго домогался Стендаль), а ведь композитора к этому времени ставили и в Болонье и в Венеции
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ. ЛИТЕРАТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (соцзаказ)
Россини сочинил гимн независимости и сам встал за дирижерский пульт, когда в Неаполитанской опере появился Мюрат (1815)
Архиепископ Мадрида заказал Россини "Стабат матер", но без права публикации и исполнения композитором
Один португальский дон заказал оперу Россини. Опера был представлена всего один раз, но дон был страшно доволен
Россини переделал в Лондоне своего "Моисея" в "Отшельника Петра", чтобы не оскорблять пуританских вкусов публики
Россини очень расстроился, когда венцы не приняли его новую оперу "Сигизмунд", но не позволил себе публично высказать какое-либо неудовольствие
Архиепископ Мадрида заказал Россини "Стабат Матер", но без права публикации и исполнения композитором
Один португальский дон заказал Россини оперу. Опера, будучи представлена всего один раз, напрочь была замурована в архивах дона, но дон остался доволен
Россини переделал своего "Моисея" в Лондоне в "Отшельника Петра", чтобы не оскорблять пуританских чувств англичан
СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПИСАТЕЛЯ (соцстатус)
При основании Фонда престарелых был поставлен "Отелло", где пели многие аристократы, в т. ч. князья Понятовские, принцесса Эмилия. А дирижировал оперой сам автор, Россини
СТИЛЬ. РАБОТА НАД СТИЛЕМ (стиль)
Россини утверждал, что ему раз достаточно прослушать оперу, чтобы запомнить ее навсегда
"Я сочиняю потому, что не могу не сочинять" (Россини)
Stabat mater поразила современников глубиной религиозного чувства, знавших Россини только с легкомысленной стороны
Россини по памяти мог записать партитуру целой оперы
Метастазио специально отбирал для будущих либретто звучные слова
"Мы называем грустной ночь, вызывающую в нас меланхолические мысли" (Россини)
Один из любимых либреттистов Верди Кальморано был совсем не похож на маэстро: импульсивный, непунктуальный, он особенно был способен на импровизацию. Эта-то непохожесть и привлекала в нем Верди
Паганини на скрипке мог имитировать целый оркестр
"Все, что я вижу и слышу, рождает во мне музыку. Моя проблема не найти мелодию, а выбрать из множества вертящихся в голове" (Россини)
Пиша одну из своих опер ("Аурелиано в Палермо"), Россини срочно переписал 2-й акт из-за болезни основного артиста
ТВОРЧЕСКИЕ ПУТЬ
Верди прибился к Ла Скале через любовницу импресарио
Оперу "Магомет II" Россини писал с трудом, изо всех сил, стараясь отвязаться от наработанных приемов
"Если композитор гений, никакими уловками его не остановить и никакой помощью не продвинуть" (Керубини, композитор нач XIX в)
Исписавшийся Россини нашел себя в руководстве музыкальным лицеем
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА И ОСОБЕННОСТИ (худ_средства)
Разговоры о правде в царстве условности, каковой является опера, смешны и нелепы, полагал Россини
"Разве кто-нибудь поет, когда умирает? Опера есть условность от начала до конца" (Россини)
Россини под старость все более и более досаждался виртуозностью. Музыка должна быть простой. Когда он услышал своего "Вильгельма Телля" в переложении Листа, он вздохнул: "Это очень трудная музыка. Жаль, что не невозможная"
Россини упрекали, что его оперы содержат "много красивой музыки, но утомляют и заставляют скучать"
"Сороку-воровку" Россини начал с барабана, чтобы сразу ошеломить публику
Россини сотворил революцию во французском оперном искусстве: он показал, что и на французском языке можно создавать музыкальные шедевры. До этого в Париже процветала лишь итальянская опера
"Я бы охотно написал оперу о Жанне д'Арк, но не нахожу либретто... Поэты превращают возвышенную трагедию в любовную мелодраму" (Россини)
"Голова возьмет верх над сердцем, наука опрокинет искусство потоком нот" (Россини о будущем музыки)
В музыке сталкиваются большие противоположности; самое большое удовольствие нам нарушает поэтому нарушение законов" (Россини)"
"Я всегда был приверженцем спонтанности и естественности ситуаций, но от них теперь отказываются ради жалкого удовольствия удивлять и ошеломлять" (Россини)
Шуберт был лириком: "он писал о том, что его волновало, но не лично про себя. Он писал так, как чувствуют большинство людей и как они бы написали сами, если бы обладали даром Шуберта" (Асафьев)
"Неоконченная симфония" Шуберта не окончена им сознательно. Он написал 2 части вместо 4-х, как требовали каноны, но 2 последние части только бы разрушали целостность впечатления
ЦЕНЗУРА. СВОБОДА СЛОВА. АВТОРСКОЕ ПРАВО (цензура)
Россини с приятным удивлением обнаружил, что во Франции соблюдается авторское право, о каковом в Италии тогда никто и не слышал
Опера Россини "Севильский цирюльник", провалившись в премьеру, имела шумный успех при втором представлении, чему в немалой степени поспособствовала клоака, проплаченная противником, но не явившаяся на второе представление
ЧИТАТЕЛЬ И ПИСАТЕЛЬ (читатель)
ЧТЕНИЕ ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ (чтение_учение)
ЧТЕНИЕ ПИСАТЕЛЬСКОЕ. ПИСАТЕЛЬСКИЕ БИБЛИОТЕКИ (чтение_пис)
"Я всегда лечился у классиков. Два раза в неделю я принимал Бетховена, четыре раза -- Гайдна, и каждый день Моцарта" (Россини)
Уже в старости Россини том за томом просматривал ПСС Баха
К началу страницы Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"