Аннотация: Отсмотрел фильм "28 панфиловцев". Как и обещал, выкладываю личное мнение.
Ну, вот и я посмотрел "28 панфиловцев". Как обещал - даю отзыв.
Первое - постараюсь разделить впечатление от самого художественного фильма, и около-фильмового раскола общества, который режиссер Шальопа спровоцировал, назначив на роль одного из героев - предателя Добробабина.
Сам Шальопа в своих интервью признавал, что тот бой - есть понятие собирательное, ставшее мифом. И точно неизвестно был ли бой в тот день, или в другой, километром туда или сюда, и неизвестно, точно ли его вела именно четвертая рота... Почему при такой неопределенности всех данных, Шальопе со всей определенностью хотелось впендюрить одним из героев именно конкретного реального предателя - загадка. Сам Шальопа странности своего мышления так внятно объяснить и не смог.
Я могу умом понять тех сограждан, которые измаялись смотреть, как их предков, живших в советское время, уже четверть века поливают в спонсируемых нашей властью фильмах - дерьмом. Все эти "Штрафбат", "Сволочи", "Утомленные солнцем 2"... Измученные этой дрянью на экранах - многие граждане воскликнули: "Да бог с ним, кто там стал прототипом мифа о 28ми! Пусть он был предатель, главное - что в фильме наших показали героями!".
Я это могу понять умом. Но не могу принять сердцем. Я не хочу, чтоб моего деда-артиллериста, орденоносца, достойно прошедшего всю войну - символизировал в кино дезертир, предатель, иуда, Добробабин. Если кто-то хочет - бог ему судья.
Как бы то ни было. Из-за поднятого общественностью шума, Шальопа по-тихому постарался исправить ситуацию, насколько это возможно. В самом фильме фамилия Добробабин не звучит ни разу. И только один раз в обращении бойца к сержанту проскальзывает "Иван Евстафевич" (Такое было имя отчество у сержанта-предателя). И в этот момент мне пришлось повторить про себя мантру, что это НЕ ТОТ Иван Евстафьевич, что это какой-то однофамилец, честный боец. Не тот.
Печально, что фильм, призванный на словах сплотить наше рыхлое общество, вновь поднятой историей про Добробабина - еще больше расколол его. И так некрепкий лагерь патриотов, уважающих наше советское прошлое - получил еще одну трещину. Ругань между противниками двух точек зрения на использование образа предателя и дезертира в пропаганде - стоит нешуточная.
Но, - что сделано, того не воротишь. Отложим в сторону - хотя бы на время - "аспект Добробабина", и посмотрим на фильм как на художественное произведение "про Наших". Может быть, в этой ипостаси он окажется лучше окружающего его шлейфа. На это я имел некоторые надежды, так как люди, ко мнению которых я прислушиваюсь, - фильм похвалили. А кое-кто даже назвал его "лучшим фильмом про войну".
Первое что бросается - не в глаза, а на слух - разговоры. Солдаты говорят, как нормальные люди. А поскольку солдаты - и есть люди, то солдаты в фильме говорят, - как солдаты. Чтобы понимать, насколько много это значит, какое это достижение - нужно иметь в запасе немало фильмов начиная с советского времени, и кончая современностью.
В 50-60е солдаты советских фильмов о Великой Отечественной, говорили - как люди. (Снимали эти фильмы еще те, кто сам прошли войну).
В 70-80е солдаты заговорили как персонажи плохой греческой трагедии. С нудным чрезмерным пафосом и рефлексией. Наглядный признак начинавшей бороновать пропаганды, которая руководила режиссерами и сценаристами, выросшими под советским атомным щитом, - и уже не знавшими, что такое война.
В 90-2000е персонажи заговорили как скоты. Вся эта погань из фильмов штрафбат, сволочи, и сиськи покажи... Советский солдат, в представлении наших либеральных "творцов", был неразвитой и запуганной сволочью, которая управлялась самыми низменными телесными потребностями: - жрать, еб...ся, и боюсь. Исключением конечно были высокодуховные герои, которые "противостояли системе" - эти говорили точно также, как снимавшие про них "творцы" - т.е. как жлобы с претензией на исключительность.
В фильме Шальопы советские солдаты снова говорят - как люди. А это очень сложно, - чтобы люди в кино говорили естественно. В простые слова героев, в простых бытовых ситуациях - веришь. Это не театральные монологи, а живая речь, с настоящими говорами, и прочим. Это реальный успех и заслуга сценариста.
Кое-кто из рецензентов, опередивших меня, заметил, что при всей жизненности разговоров, - в героях нет "глубины". Мы ничего не узнаем о них, как личностях. Они практически не упоминают родных, жен, родителей, довоенных дел, и пр. Это - правда. Но с другой стороны, по сюжету - это люди сведенные в одно подразделение еще в далеком Казахстане. За время учебы, и пути на фронт, они уже должны были переболтать об этом сорок тысяч раз. Поэтому, возможно, тема дома, и не должна всплывать у них часто.
Конечно, сценарист и режиссер мог бы пойти по самому простому пути для раскрытия персонажей, которым пользуются и у нас, и в Голливуде. На первом же сюжетном привале, герой может вытащить бумажник, и начать тыкать всем в нос фото девушки, подробно бубня, что это невеста, и они уже собирались поженится, как вдруг война... А окружающие ему в ответ о своих... Будем считать, что герои все это проделали еще в Казахстане. Считаю, в этой части фильм ничего не потерял. Фильм показывает нам людей на коротком отрезке их жизни. Люди ведут себя жизненно. Большего требовать от кино - глупо, - это и так очень высокая планка, до которой допрыгивают далеко не все режиссеры.
Единственное, что царапает в диалогах - старательное обхождение темы всего советского. В фильме нет ни главкома Сталина, ни Партии, ни коммунистов - ничего этого. Мы знаем, что в советских фильмах этого порой бывало СЛИШКОМ много (доходило до того, что в отдельных - худших - картинах чуть ли не полет каждой пули направляла руководящая роль советской партии и правительства). Но здесь этого - слишком мало. Вернее - нуль. Понятно, что мы живем при режиме, который пришел к власти - уничтожив советскую власть. Понятно, что нынешний фильм пытается, на основе советского материала, поднять в людях не советский - а современный российский патриотизм. Обижаться за это на создателей фильма - нельзя. Это так же глупо, как некоторые подростки обижаются, что в компьютерной игре Батфилд 1 нет компании за русских. Дык - иностранцы и не обязаны делать за вас и про вас компьютерные игры. Если вы - русские живете при режиме, который делает создание отечественных компьютерных игр про отечественных героев - невозможным... Ну и живите дальше. И то же самое для людей советских взглядов: если профукали советский проект, и живете в олигархическом почти феодализме - так не ждите, что нынешний режим скажет про советский режим что-то хорошее.
Но все же ПОЛНОЕ игнорирование советской идеологии в фильме про советское время - выглядит дико нелепо. Политрук, обращаясь к бойцам трындит: "Враг теперь он знает, что его ждет! Теперь он знает, как русские любят свою Родину!" - подобная речуга перед личным составом наполовину из казахов и узбеков, - выглядит странно. Ровно половина твоего личного состава - никак не охвачена твоей речью. Настоящий политрук скорее сказал бы о советских людях, любящих свою Общую, Многонациональную Родину. И все бойцы того времени - его бы прекрасно поняли. А если кто сегодня не понимает, как в то время воспринимали советский проект, найдите слова героя Советского Союза, панфиловца Бауржана Момыш-Улы, который объясняет, почему он вдали от Казахстана сражается за Москву. Он кристально ясно излагает.
Картинка. В целом - достойна похвалы. Компьютерная графика не режет глаз. Есть натурально красивые кадры. Все что нужно - видно. За редким исключением, (о которых ниже).
Аутентичность реквизита и обстановки. Тоже плюс. Я еще помню советские фильмы, где в атаку за немцев ходили обвешанные фанерой советские танки "ПТ-76". А немецкие солдаты бежали в атаку с автоматами Калашникова. Здесь такого нет. С ужасом вспоминаю "Великий фильм о Великой Войне" Никиты Михалкова, где он решил потрафить воспитанной на комиксах молодежи, приладив комдиву к руке перчатку со стальными когтями Росомахи"... Здесь такого тоже нет. А есть советские и немецкие солдаты в форме того времени. Может быть, взгляд спеца сможет отметить какие-нибудь анахронизмы в духе "портупейный ремень с пряжкой на два зубца ввели на снабжение красной армии на три часа позже, чем время, которое показывают в фильме". Я со своими скромными знаниями, такого заметить не смог. Панцеркампфвагоны по полю едут - немецкие, (наверняка фанаты "Ворлд оф Тэнкс" смогут сказать, какие именно). В руках у немцев К-98, у наших, ППД, СВТ и Мосинки. У наших еще не погоны, а лычки. Все радует мой непросвещенный глаз. Очень достойно в плане реквизита.
Наконец, сама - боевка. Ратаборство! Или как говорят выращенные за последние 25 лет молодые папуасы, у которых каждое второе слово по-английски - ЭкшОн.
Прежде чем говорить о боевке - надо определится, какую мы ставим планку, и чего собственно хотим от фильма о войне. Я написал "мы" - это неверно. Эту планку каждый ставит для себя сам. Чтоб понять, о чем я говорю, - приведу пример. Восторженному отроку лет 14ти, часто абсолютно не важно правильно ли боец в кадре дергает у винтовки затор, отрыты ли стрелковые ячейки по нормативам боевого устава н-цатого года, и аутентично ли развертывается подразделение из походного в боевой порядок. Неважно это и домохозяйке. И что примечательно - даже профессиональному военному зрителю, это далеко не всегда важно (он этого всего на работе уедается, посему ему бывает важнее "правда характеров", etc).
Но, - кому-то такие вот практические "военные фенечки", - игра в достоверность боевого действа - в военном фильме - важны. Это может быть уснащенный большим мамоном кабинетный военный историк, реконструктор, просто педант, ну и так далее.
Далеко не всегда соблюдение военных фенечек на правдоподобие - делает военный фильм успешным. Все наверняка смотрели "Спасение Рядового Райана", и помнят - как круто там снята первая сцена высадки на пляже. Эта сцена собственно и сделала фильм. Дальше сценаристы откровенно перешли на тяжелые наркотики, и забили на любую достоверность боевки. Сцена, где американский снайпер отставляет снайперскую винтовку, чтобы вместе с друзьями бежать в атаку на немецкое пулеметное гнездо - тому подтверждение. Ничего, - народ съел, и поаплодировал. "Райана" часто вспоминают, как очень сильный военный фильм.
В этом смысле, в смысле, - показать, что наши, русские молодцы и удальцы. Что "ура мы ломим, гнутся шведы". Что "как махнул Илейка-Муромец шапкой - улочка! Отмахнулся - переулочек!". Что "мы русские - какой восторг!". Вот во всех этих смыслах "28 панфиловцев" - как военный фильм - ничуть не хуже "Спасения рядового Райана".
Отличие от Райана, пожалуй, только в том, что "28 панфиловцев" снят в старой "целомудренной" манере. Все красиво. Взрывы гремят. Грязь летит комьями. Умирают немчура и наши герои. Но нет такого, чтоб "кровь, кишки, ж..па с ногой на дереве". Так что можно смотреть и тем, кто помладше.
Но вот если брать за эталон "военного боевика", ту самую реалистичность боевых действий... - Тут "28 панфиловцев", выглядят крайне хреново. Почему так получилось - не знаю. В советское время, когда все делали на совесть, в военном кино обязательно была орава военных консультантов. Был главный консультант, - какой-нибудь генерал-лейтенант. И была свора подручных в чинах полковников. Многие из этих консультантов сами прошли ТУ войну молодыми лейтенантами. Поэтому танки в советских фильмах были фиговые - самопальные. А вот бой часто выглядел весьма правдиво. (Ну если режиссера не уносило его художественным виденьем). Чего там было в консультантах у Шальопы, я не знаю.
Я ни разу не великий военный специалист, - тем более по войне образца 40х. Но некоторые вещи в фильме меня поражали до полного ахтунга. Оценка, как вы понимаете, строго субъективная.
Вот командир, корректирующий огонь подразделения, с комфортом устроился со стереотрубой в доме, в комнате у окна. Обычно домам, одиноко стоящим деревьям, и прочим доминантным на местности объектам, удобным для размещения корректировщиков - прилетает от врага первым делом. Поэтому корректировщики стараются ныкаться, но этому комфорт важнее.
Вот немцы едут по полю в атаку. Сразу развернули орды танков и за ними сонм солдат. Никакой предварительной наземной разведки. Да, там покружил с неба самолет, зафоткал линии окопов. Но может стоило послать пару разведывательных тарантасов, чтобы заставить русских дать голос, и вскрыть хотя бы часть системы огня?
Вообще появление немцев (с видом камеры от позиций русских) обставлено как-то странно. Такое ощущение, что смотришь не военный боевик, а мистический фильм о диявольских кознях. Немцы все время выезжают из-за какого-то холма, (будто вырастают из-под земли, аки Сатана с чертями), - и оказываются уже довольно близко от русских позиций. Глядя на это я даже не заикаюсь про расположение позиций обороняющихся на возвышенностях, боевых гребнях и прочем тряхомудии. Немцам, как специально предоставлена низина, где они могут скрытно накапливаться перед атакой,
Первая немецкая атака. 2 их танка подбито. Но основная армада и тусующаяся позади пехтура, уже практически в паре сотен метров - а то и меньше - перед окопами. Нам не показывают силу огня способную остановить немецкую атаку. Какие-то спорадические выстрелы советской пушки и бойцов из винтовок. По кадрам - взятие позиции у немцев в кармане. Но они вдруг застеснялись, и отступают. Русский пулемет за весь первый бой ни разу не удосужился открыть огонь. То есть вообще. А зачем? Немцев прогоняет воля сценариста. Два пулеметчика из расчета разглагольствуют:
- Чего мы ни разу не стрельнули?
- Успе-ем. (С ленцой отвечает пулеметчик).
Возможно, у советских пулеметчиков было заключено джентельменское соглашение с немцами: Те тоже ни разу не стреляют из танковых пулеметов. Хотя во время этой первой атаки, могли бы подмести советские окопы как метлой - заставить прижать голову, пока их пехота пойдет на рывок. Но... так бы фильм кончился быстро, и не по режиссерской задумке.
Немцы убираются восвояси, а политрук Клочков дает первый доклад по радио вышестоящему командованию: - "Первая атака отбита вывели из строя четыре танка и до взвода пехоты".
"Аж" целый погубленный взвод немецкой пехоты, при том что она туда-сюда бегала по полю перед нашими позициями - это как раз результат не-деяния героического пулеметного расчета. Они успеют, ага.
Вообще наш пулеметный расчет в фильме - ужасен. Пулеметчик, где-то про... терял военно-морским способом пулемётный щит. Ячейка для пулемета - в некотором роде, это прогресс для нашего кино, хотя бы потому, что здесь отрыт более-менее "пулеметный стол". Но на этом - все. Ячейка не углублена, бруствера толком нет, - во время всех немецких атак расчет пулемета будет торчать из окопа едва ли не по пояс, как грибы после дождя. Никакой работы на дальних дистанциях. Никакой работы с механизмами точной наводки. Никаких смен позиций на запасную. Ничего этого мы у здешних пулеметчиков не увидим. Все что они умеют - это подпустить врагов поближе, и торча по пояс - тра-та-та - в лучших традициях кино про Чапая. Компенсировать все странности в поведении пулеметчика должно его обращение к пулемету. Он зовет его "зверь", и перед открытием огня грозится "накормить".
Я не верю в таких пулеметчиков. Я верю в реальных советских пулеметчиков-кадровиков. Умных как пифагоры и сильных как геркулесы. Которые знали баллистику на уровне артиллеристов, и таскали свой тяжелый как ведро цемента пулемет с позиции на позицию после одной-двух очередей - потому что больше немец с одной позиции сделать не давал. Потому что немец был опытный и умный.
Вот обиженные неудачной атакой немцы лупасят по нашим - могучей артиллерией. Взрывы, колонки трясут зрительский зал, красота! Наши ховаются в норах и укрытиях. И там Иван Ефстафьевич - тонкая ирония Шальопы? - учит бойцов, как выживать в бою. (Это не тот, не тот, не тот, этот честный боец...). Немцы за время артналета даже не делают попытки преодолеть поле и выйти к нашим позициям. То есть огневой налет организован в духе Первой Мировой войны. Назад в будущее.
Новая немецкая атака - (снова зловещие силы вырастают из-под земли, аки воины из драконьих зубов, что сражались с легендарным Ясоном). - Стреляют наши (кроме пулемета). Стреляют немцы (кроме танковых пулеметов; джентельменское соглашение). Наша ПТ-пушечка с правого фланга подбивает несколько басурманских машин. Но вот и наша пушка перевернута на бок. Почему? Ну, тут сперва хорошая новость - еще на стадии подготовки к бою наши противотанкисты (в отличие от ра...дяев из пулемётного расчета) отрыли несколько запасных позиций. Плохая новость - ни одной из этих позиций артиллеристы так и не воспользовались. Возможно нам не заакцентировали это показать?
Но вот, уже подбита окончательно наша пушка. Поредели ряды героев. Немецкие танковые стада и орды пехоты все ближе. Отчаянный бой! Только пулеметчик, который грозился "накормить своего зверя" вообюще ни хрена не делает в своей норе. Немецкие танки и пехота проходят мимо него. Пулеметчик оказывается у них на фланге - вот! Наконец! Сейчас он откроет по врагам огонь!.. И он открывает. Немецкие солдаты валятся как снопы. И на одном из кадров видно, что от немецких солдат до пулемета от силы... метров 30. (!!!)
Еще раз - пулеметный расчет с пулеметом торчит от немцев в метрах в 30ти на фланге, - а они его не заметили, пробежали мимо. Никого из немецкой пехоты не заинтересовала вынесенная на фланг ячейка, куда можно нырнуть, чтобы, двигаясь по траншее взять русские позиции. Никто из них не увидел, как в 30ти метрах максим вытаскивают на пулеметный стол. Да кто здесь наступает? Специальный немецкий ударный батальон слабовидящих? Чумные зомби? Или у пулеметчика прокачен перк "невидимость" 80го уровня?
Немцы и правда ведут себя как зомби. Что-то в них есть демоническое. Танки ведут себя как Вий, в духе "поднимите мне веки". Вместо стрельбы с коротких остановок, они тормозят и м-е-е-е-е-е-е-е-едленно и зловеще ворочают башней, как и положено демону старшего круга. Пехтура - натурально живые мертвяки. Это видно начиная со сцены - мы не заметили под носом пулемет, и чем больше, - тем больше.
Примерно в то время, когда танки доползают до окопов, - начинает "рваться" монтаж. Танки ползут пехота вокруг них то куда-то исчезает, то появляется. Один танк пальнул из пушки в наш пулемет. Вот танки вплотную к окопам! Некоторые танки просто останавливаются пред окопами и ждут (буквально - ждут) пока в них бросят гранату. Ни попытки переехать окоп, ни засыпать его. (Другие танки потом попробуют, но эти - нет, воля сценариста сковала их).
Немецкая пехота просто ползет, с черепашьей скоростью, шаркая сапогами по снегу, как и положено зомби. Никаких попыток ворваться в окопы. Никакого рывка. Никакого массового гранатного броска в наши окопы. (Немецкая пехота вообще за весь фильм не бросила ни одной гранаты, - не положено) Немцы - механические болванчики. Биомасса для избиения их советскими героями. Не умный и страшный противник. Нет.
Как там сказано? "Унижая врагов своих предков, ты унижаешь самого себя". - Не слышали. "Враг был силен - тем больше наша слава" - Тоже не слышали.
Причем немцев - табуны. И они уже вплотную подошли к молчащим окопам. А у наших и патроны кончились. Сейчас зомби хлынут в наши окопы... Но! С левого фланга - представьте себе - снова застрочил наш пулемет. И наши поредевшие герои начали забрасывать немецкие танки связками гранат. А тут и петух прокукарекал три раза, расцвело - и немецкие черти рассеялись.
Выжившие наши - вылезли из окопов, расселись, и начали обмениваться впечатлениями. Хома превозмог колдовство мертвой панночки.
Итак, если оценивать фильм именно по правдоподобности показанного боя. Это, конечно, явно не "лучший военный фильм", как восторгались некоторые мои знакомые. Это вообще нечто странное. В духе - режиссер так видит.
В этом отношении - фильм получился наглядной иллюстрацией, почему газетная статья журналиста Кривицкого (из которой и родился миф о подвиге 28 панфиловцев) - реальных панфиловцев раздражала. В реальности, напомню, весь 1075й полк, за несколько дней подбил 9 немецких танков. И это был не такой плохой результат. Потому что подбить танк, умело взаимодействующий с пехотой, очень сложно и очень опасно. А журналист Кривицкий, и подхвативший его байку Шальопа, на счет произвольно выбранных 28 панфиловцев записали аж 24 танка. (А уж сколько всего наползало машин на 28 героев, страшно и подумать). И вот, нарисовав всю эту армаду, режиссеру пришлось напустить на немецкие орды грех импотенции. Потому что иначе, немцы позицию 28 героев просто сносят. Вот и пришлось режиссеру. Пулеметам с танков не стрелять! Солдатам на рывок окопы не брать! Гранаты не бросать! Пулемет на фланге замечать строго после открытия огня! Танкам перед окопами тормозить! Уф, ну вот - вот так 28 героев смогут отбить атаку.
Собственно - вот вам и весь расклад по фильму.
Хорош он, или плох?
Ну, есть моменты, в которых он хорош. И есть - в которых ужасен.
Лучше оценить его не в категории "хорош-плох". А в категории "лучше-хуже".
Каков "28 панфиловцев", по сравнению с нормальными советскими фильмами, где в прототипы главного героя не ставили предателя и полицая? - Он хуже.
Но каков "28 панфиловцев", по сравнению с помойными фильмами последних 25 лет? По сравнению со всеми "Штрафбатами", "Цитаделями", "Предстояниями"? Он однозначно лучше.
Это не великий фильм. Но это добротный фильм. Вполне на уровне с аналогичными западными фильмами. Вроде "Ярости" etc. Это не идеал. Но это большой шаг вверх, из той выгребной ямы, где наше военное кино о ВОВ находится последние 25 лет. А если в следующем фильме среди прототипов героев не будет предателя - это будет еще шаг.