Давным-давно, когда я был молодым беззаботным аспирантом, попросили меня помочь семье друзей и натаскать к экзамену барышню, которая заканчивала второй курс и была в сильных неладах с теоретической механикой. При первом знакомстве с объектом приложения педагогических сил стало ясно, что свою жизнь с данной специальностью она связывать не собирается и диплом ей нужен только для проформы. Но на третий курс перейти все-таки надо, а для этого, хошь-не хошь, надо сдать экзамен.
Стал я выяснять глубину проблемы - давай, говорю, решим самую простенькую задачку, расчет фермы графическим способом, ничего считать не надо, тока по линейке правильно линии проводить. Смотрю - не понимает.
- Так, что такое диаграмма Максвелла-Кремоны (так метод назывался), знаешь? - она отрицательно головой крутит. Я напрягся, потому как проще этого ничего в теормехе нет и коли человек этого не знает, дело совсем плохо.
- Давай тогда расскажи мне, что такое график? - молчание. Оп-па, да это же вообще школьная программа!
- Хорошо, вспомни, что такое масштаб, - а в глазах полная пустота. Блин, придется все с азов начинать...
- Вот предположим, что на один сантиметр упало десять килограммов, сколько килограммов придется на каждый миллиметр? - нет ответа!!! И я задаю решающий вопрос:
- Ну сколько миллиметров-то в сантиметре??? - и в первый раз получаю мгновенный ответ:
- ДВА!
То ли я в лице переменился сильно, то ли чуть со стула не хлопнулся, но барышня поспешила объяснить:
- Ну как же, клеточка в тетради - ЭТО МИЛЛИМЕТР, а в сантиметре две клеточки!