Рассмотрим теперь ещё один аспект общества потребления, на первый взгляд не столь очевидный, как всё то, что связано с потреблением исключительно материальных благ.
Часто от людей приходится слышать - "я-де средства свои трачу не на шмотки, а на поездки, на путешествии по миру!". Примерно в том же стиле очень часто выдержана и реклама, распространяемая различными турфирмами. "День, проведённый в поездке, в счёт жизни не засчитывается!" "Посетите остров вашей мечты!" - подобные рекламные слоганы, казалось бы, адресуют к чему-то существенно более высокому, чем обустройство своего материального мирка.
И на первый взгляд кажется, что это действительно так - ведь человек не покупает десятый гаджет, а, казалось бы, путешествуя по Земле, расширяет свои познания и духовный мир?
Но давайте опять же посмотрим чуть глубже.
И снова задумаемся о целях.
Во-первых - будем откровенны. Огромное большинство современных людей предпочитает проводить свои отпуска, практикуя так называемый "пляжный отдых". Суть которого заключается в том, что человек выезжает на тот или иной курорт, и всё его времяпрепровождение там сводится к поджариванию тела на южном Солнце с перерывами на потребление продуктов местной кулинарной и алкогольной промышленности.
Справедливости ради следует заметить - что в том случае, когда человек в обычной жизни работает на действительно тяжелом производстве, и выматывается в прямом смысле слова, физически, то ему действительно необходимо какое-то время именно "ничегонеделания", релаксации, восстановления сил. Но реальность такова, что как раз таких людей среди российских посетителей турецких, египетских и таиландских пляжей вряд ли найдётся очень много - им подобные поездки часто просто недоступны, особенно если речь идёт не о жителях столичных городов. А вот офисные служащие, проводящие рабочие дни за компьютером, представлены там, как говорится, "в ассортименте".
И ведь, казалось бы, - вот человек, здоровый и крепкий, оказался в новом для себя месте, почему бы не походить вокруг, полазать, поисследовать его, даже для самого себя, для своего интереса? Тем более, что каждая страна и практически каждый город имеет свою самобытную историю и культуру, музеев и памятников по миру разбросано огромное количество, да и сама природа представляет собой один огромный музей, который для интересующегося человека будет просто кладезем знаний и впечатлений? Но когда видишь и слышишь, какое огромное число людей сводит весь свой отпуск к исследованию дорожки от отеля до пляжа, причём ограничивают свои горизонты совершенно добровольно - то невольно ловишь себя на мысли о том, что с умами и сознанием происходит что-то не то.
А заодно начинаешь задумываться и о другом. Ведь в советское время даже действительно уставшие после серьёзного труда люди, выезжая на курорты, после первых дней, проведённых на пляже, старались уже найти что-нибудь новое, поехать на экскурсию или на природу. Сидеть на одном месте им было просто скучно! Человека привлекали новые места, новая информация, хотелось увидеть и узнать что-то такое, чего до этого ты не видел и не знал. Однако интересы огромного количества нынешних "туристов", у которых объективно возможностей для перемещения по миру гораздо больше, часто не простираются далее границ пляжей, аквапарков, баров и ресторанов. Впрочем, нет - ещё они очень любят фотографироваться "на фоне" и потом выкладывать свои фотошедевры в социальные сети, соревнуясь друг с другом в количестве комментариев и "лайков". При этом любой мало-мальски содержательный вопрос об объекте за их спиной часто вызывает в лучшем случае недоумение.
Но если задуматься - то чем, в таком случае, отличается коллекционирование фотографий из серии "я и Эйфелева башня", "я и пирамида Хеопса", "я и Биг-Бен" и иже с ними от погони за новыми моделями гаджетов или автомобилей? Да практически ничем! Потому что и в том, и в другом случае речь идет о потреблении, возведённом в ранг самоцели. Разница состоит лишь в характере объектов потребления.
Для коллекционера смартфонов сам факт обладания новой "топовой" моделью становится важнее того результата, который она приносит, и которого, кстати, в большинстве случаев прекрасно можно было достичь и пользуясь прежней моделью. Для мещанина, каждые три года меняющего автомобиль, точно так же важным становится не достигаемый результат - передвижение в пространстве - а факт входа в число владельцев новой модели. Точно так же и для такого "туриста" важным становятся уже не новые впечатления и знания, а сам факт пребывания в том или ином "культовом" месте.
И, конечно, все трое просто жить не могут без одобрения окружающих, которое, по их мнению, должно вызываться этим самым фактом обладания или присутствия.
И вот тут на помощь желающим похвастаться фотоальбомами приходят организации, занимающиеся "продажей турпродуктов". Которые, естественно, в первую очередь заинтересованы в максимизации собственной прибыли. Путь достижения этой "максимизации" лежит на поверхности и состоит в том, чтобы обеспечить при минимуме вложений максимальный спрос и финансовую отдачу. Одно из наиболее очевидных решений тоже не требует долгих размышлений - следует создать людям некие стационарные максимально приятные и комфортные условия, в которых эти люди будут нежиться, потому что им там комфортно, и, разумеется, потреблять всё, что им там предложат. Оставляя максимум своих денег в ресторанах, шопах, кафе, алкомаркетах, кинозалах, сувенирных лавках и так далее. Думаю, понятно, что создание и содержание такой инфраструктуры гораздо проще и дешевле, чем инфраструктуры образовательной и развивающей, а доход от неё несравненно выше?
Таким образом, получается классический "замкнутый круг". Используя стремление человека к комфорту и его потребность в отдыхе, вначале предлагается наиболее незатратный духовно и интеллектуально для него самого, но прибыльный для организаторов способ этого самого отдыха. Затем с целью увеличения численности клиентов и максимизации прибыли ещё и соответствующим образом формируется общественное мнение. Отдых на курорте путём открытой рекламы, путём создания "правильного образа" в телесериалах и другими способами целенаправленно делается "модным", а возлежание на пляже "престижным" и "статусным". И действительно - негоже для преуспевающего бизнесмена (тем более - бизнесвумена) кормить комаров в Средней России или сбивать ноги на горных тропах. Этим пусть довольствуются бедные студенты, либо те, кто "не состоялся". А если хочешь утвердиться в обществе - то будь добр наслаждаться пальмами, бананами, кокосами и прочим "апельсиновым раем", иначе тебя твои же коллеги в лучшем случае не поймут. Ну и не забудь денежку занести за всё это, конечно.
В общем - те, кому довелось в сознательном возрасте пережить 90-е, хорошо помнят, как население разделилось на "пляжников", гордо осваивавших турецко-египетско-тайландские берега, и "дачников", которым не оставалось ничего другого, как проводить отпуск на своих родных шести сотках. Которые, к тому же, в ту эпоху многим серьёзно помогали наполнить свою продовольственную корзину хотя бы до более-менее адекватного уровня.
Но с течением времени открылось нечто неожиданное. Вдруг выяснилась, что комфортная работа в офисе с добиранием до неё на своём авто "от двери до двери" и необходимость выполнения социально-статусных норм имеют и свою другую сторону. Причем далеко не благостную.
Ибо, как известно, в течение тысячелетий эволюции у человека с сидением в офисе и шопингом были большие проблемы. Зато необходимость постоянно добывать себе на охоте пищу, периодически убегать от более сильного зверя, сражаться с другими племенами и совершать множество других действий с весьма непредсказуемым финалом присутствовала, как говорится, в ассортименте. И за этот период у человека выработались биологические механизмы мобилизации ресурсов организма, как физиологических, так и психологических, для преодоления трудностей и противостояния опасностям. За последние столетия более-менее цивилизованной жизни они, конечно, приугасли. Но потребность в них никогда не исчезала окончательно. Ни в XVII, ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веке. Потому как человек хоть и не бегал уже за мамонтами, но всё равно по большей части в жизни своей в той или иной степени боролся за своё существование.
И вот тут для значительной части населения развитых стран выстраивается "благоприятное общество", в котором особо воевать за своё существование уже не требуется. Человеку сказали - тебе не нужно ни о чем думать и волноваться, не нужно рисковать. Твоя задача - создавать прибыль компании, на которую работаешь, и исправно платить налоги, а волнуются и рискуют пусть те, кого на эти самые налоги государство нанимает. То есть армия, полиция, МЧС и т.д. Если что - тебя всегда защитят в суде (при условии, что ты не будешь в реальной ситуации пытаться защититься самостоятельно, иначе с большой вероятностью на скамье подсудимых окажешься сам), а от вероятных проблем тебя прикроют страховые компании, ты только успевай зарабатывать деньги и платить за услуги!
Таким образом, общество комфорта и потребления делает описанные выше мобилизационные механизмы невостребованными, кроме того - оно нивелирует эмоции человека, и по большому счёту, лишает его даже по-настоящему ярких впечатлений. Но мобилизационные механизмы-то у человека, как у биологического вида, ещё никуда не делись! И до сих пор требуют хотя бы периодического вовлечения в действие, поскольку для их полного атрофирования необходимо время существенно большее.
Далее перед человеком возникает выбор из двух вариантов.
Согласно первому варианту - превратиться в физиологического робота, выполняющего заложенную жизненную программу из серии "Дом-авто/метро - работа - монитор - авто/метро-дом". При этом, разумеется, практически полностью атрофируется интерес к миру, уровень образования снижается до необходимого минимума, а критерий жизненного успеха сводится к максимальной степени созданного комфорта.
Второй путь, характерный для более ярких и более эмоциональных личностей, предполагает поиск и самостоятельное создание тех ситуаций, в которых удалось бы привести в действие эти самые могучие, дремлющие резервы своего тела и психики, получить необходимые эмоции и впечатления. Ситуации, в которых хотелось бы оказаться. Однако которых нет и не будет в том мире, который существует вокруг, и в котором необходимо обеспечивать своё существование.
Первое, что в такой ситуации приходит на ум человеку - это при первой возможности уехать куда-нибудь подальше, в другую страну, туда, где ещё не бывал.
И рынок, почувствовав тенденцию, тут же находит для себя новую нишу для извлечения прибыли. Общество потребления находит возможность извлечь прибыль даже из желания людей уйти от его безэмоциональности и безвпечатлительности. Ровно так же, как до того извлекало прибыль из желания людей есть нормальную еду и спать под крышей. И, как мы уже показали, индустрия туризма при этом не только эксплуатирует возникший спрос, но и стремится его всячески расширять и даже создать! А для того, чтобы охватить максимально широкий слой населения - надо при этом ещё создать максимальный комфорт и безопасность.
Что получаем? Часть людей увлекается укреплением своего статуса путём коллекционирования новых посещённых пляжей. Другая часть, занимающая менее высокую ступеньку в иерархии, столь же самозабвенно увлечена коллекционированием фотографий себя любимого на фоне туристических достопримечательностей. А третья часть начинает понимать, что ничего не изменилось, и от чего пытались уйти - к тому и пришли! Потому что количество эмоций и впечатлений на пляже и в отеле не многим больше, чем в офисе.
Возникает следующий виток, выражающийся в стремлении хотя бы на время отдыха уйти не только от "офисной цивилизации", но и от "цивильного туризма", ибо разница между ними минимальная. И стремление это вызывает рост популярности "экстремальных развлечений". Не смотря на то, что "гиперкомфортная" цивилизация "забивает" важнейшие механизмы, которые на протяжении тысячелетий обеспечивали выживание человека, механизмы эти дают о себе знать. И человек начинает думать: "Если нет необходимости риска - значит, его нужно создать! Если нет трудностей внешних - так пусть я буду преодолевать те, которые я создаю для себя сам!"
Разумеется, для рынка деньги не пахнут. И, едва почувствовав новую тенденцию, он сразу начинает создавать и предлагать уже новую инфраструктуру, специально ориентированную на новую категорию спроса. Причем, как и в ситуации с "пляжным" отдыхом, спрос не только утилизируется, но и создаётся!
Но вот тут начинается самое интересное. Потому что обеспечить "безопасность и комфорт" в ТАКИХ условиях уже, мягко говоря, проблематично, поскольку подобные занятия рискованны по определению. В этой ситуации свои услуги начинают предлагать страховые компании, предлагая специальные виды страховок, разумеется, по соответствующей цене. Однако понятно, что любая страховая компания не сильно горит желанием платить по страховому случаю. И в интересах этих самых страховых компаний (разумеется, и туроператоров, предлагающих услуги) число страховых случаев максимально сократить, то есть сделать невозможное - убрать риск из рискованных по сути своей занятий!
Как такое возможно? - спросите вы. А вот возможно.
И в качестве примера приведу историю, которую лично слышал на альпинистских сборах.
Франция, Альпы. Группа российских горников спускается со склона, при этом провешивает страховку по всем правилам, используя две верёвки, основную и страховочную. Мимо "со свистом и песнями" спускается французская группа. Французский гид, с удивлением разглядывая россиян, спрашивает, что они делают, и для чего.
Российский руководитель, столь же недоуменно ("Кто этому "чайнику", не знающему элементарных вещей, вообще доверил группы водить?") смотрит на французского коллегу и, словно девочке из новичковой группы, пытается объяснить, что вторая верёвка страховочная и вешается из расчёта на непредвиденный случай, например, если первую перебьёт внезапно упавшим камнем.
Француз делает круглые глаза: "Простите, о каких камнях вы говорите? Здесь же официальный маршрут, и все камни, которые могут упасть, уже давно УБРАЛИ!!!"
Вот в этот момент, кстати, появляется ключ к разгадке феномена существования лыжников, предпочитающих кататься по неподготовленной трассе и периодически остающихся там погребёнными под лавинами.
И ключ этот вполне понятен, и формулируется предельно просто.
"Я не хочу, чтобы ваше рыночное общество потребления вело меня за ручку, опекало на каждом шагу и при этом наживалось на мне!"
С первого взгляда - желание вполне естественное, и гораздо более близкое к природе человека, как исследователя и воина. К его естественной природе, а не к природе потребителя. Но - только с первого взгляда. Потому что, если приглядеться, то в спину этому "экстриму" дышат всё те же холодные ветра скуки и безысходности.
Потому что это не тот риск, на который идёт солдат, защищая свою страну и то, что ему дорого. Это не тот риск, на который идёт путешественник или учёный, расширяя горизонты известного мира и открывая тайны природы. Это тот риск, на который идёт человек, до предела изможденней потребительским обществом. Человек, уставший от его комфортофилии и приобретательства, не оставляющих ни единого шанса для осознания себя не существом, ведомым общественными установками и правилами по "карьерной траектории", а человеком, преодолевающим опасность. По сути - это проявление себя в своем замкнутом мире. Которое, конечно, на много порядков лучше, чем самоубивание алкоголем и гамбургерами, или еженедельные шопинги. Но - с точки зрения привнесения пользы в реальный мир, увы, практически ничем от них не отличающееся.
А если смотреть в корень вопроса, поставленного в самых первых строках этого повествования, то несложно прийти к очевидному выводу. Любые поездки по стране, по планете, путешествия и походы имеют позитивный смысл только в одном случае - когда они способствуют расширению знаний человека, обретению им новых навыков, и, в конечном итоге, росту его личности. Причём такому росту и такому развитию, которые в конечном итоге приводят к расширению той хотя бы потенциальной пользы, которую этот человек в итоге уже сам может принести обществу себе подобных, и, тем самым, способствовать развитию уже этого самого общества. При отсутствии такого выхода мы можем говорить о туризме, лишь как о ещё одной форме потребления, возведённого в ранг самоцели.
Что, конечно, весьма выгодно для соответствующих сфер бизнеса.