Аннотация: Обзор всех произведений, принятых на конкурс. 108 рассказов и 85 миниатюр. Обновлено 23 ноября
Веера Волшебницы
Глава первая
Сегодня ночь пришла рано. Сизые тяжелые осенние тучи зависли над морем, ледяной ветер пробирал до костей. И только темного флага на самой высокой башне боялся коснуться вихрь, сыпля сорванными пожухлыми листьями и обезглавливая пенистые волны, разбивая их возле самого берега.
Вдоль кромки прибоя шла женщина. Она не боялась ветра, а в темных глазах сиял скрытый до времени огонь. По краю черного плаща зеленоватым серебром играли узоры - такие не вышьет рука обычного человека.
Женщина лишь повела пальцами, и отполированный морем камешек влетел в ее ладонь. Волшебница размахнулась и легко бросила камешек в сторону горизонта: здравствуй, ветер; здравствуй, море; здравствуй, ночь...
Камень взорвался, не коснувшись воды, рассыпались огненно-золотые искры. Вспышка высветила на скалах громаду замка, веером укрыла волны, расцветив воду волшебными огнями.
- Здравствуй, Наина. Вернулась...
Женщина оглянулась, рассмеявшись. Небрежно заплетенная коса расплелась, и темно-русые волосы волнами легли на плечи.
На верхушке камня, врытого в серую гальку, сидел крупный ворон, янтарные глаза смотрели пронзительно и немного с насмешкой.
- Здравствуй, мой друг, - Волшебница жестом позвала ворона, и птица перелетела ей на руку. - Давно мы не виделись.
- Давно, - насмешливо каркнул ворон. - Море и ветер откликнулись на твое приветствие, будет буря. Эта буря даже сердца волшебников превращает в лед. Пойдем, в Школе тебя ждут друзья.
Наина снова засмеялась, но тихо, почти не слышно, словно мыслям и воспоминаниям дарила свое веселье.
- Я не боюсь бури.
- Я тоже не боялся! - Ворон поднялся в воздух и, борясь с крепчающим ветром, полетел к башням замка, где на флаге просыпался, оживая волшебными узорами, странный рисунок. - Поспеши, Наина...
Ветер унес имя Волшебницы, растворив в серых тучах и брызгах волн, разбивающихся о скалы.
Серые сумерки становились ночью, но и тьма сегодня казалась седой старухой, ближе к горизонту сыпал мокрый снег, в седых космах запутались звезды. Наина еще несколько мгновений смотрела на море, а тогда чуть склонила голову в знак почтения перед стихией и быстрыми шагами пошла к Волшебной Школе, где в узких окнах твердыни зажигались темные и золотые огни.
Она вернулась. Буря летела к берегу, не боясь порезаться об острые скалы.
Свиток первый. Валентин Вознесенский. Вечный человек
Я зажигаю свечу. Пламя трепещет на ветру. Холодно. Укутанный в снег мир прекрасен, но красота его суровая, в ней много одиночества. Я долго шла сюда, отыскивая тропинку среди сугробов.
О чем Ваш рассказ, Валентин? Нет, о ком он? О человеке, о том мире, в котором он родился, но из которого не может уйти. Не осталось сил на борьбу, на понимание, на непокорность, на поиск пути и новой цели в жизни, не осталось сил, чтобы впустить в сердце страсть приключений и красоту мира, которая переплелась с ужасом.
Остались силы только на исповедь. Но я Волшебница, язычница, ведьма, по-вашему. Мне не понять, что есть исповедь. И принять ее я не могу: для меня исповедь - это перекладывание ответственности за свои поступки на кого-то другого. Не приемлю я такого пути.
Ваш рассказ увлек меня с первых строк. Я шла по следу Вашего странника, чувствовала мороз, от которого холодели и мои пальцы. Но потом... Зачем Вам пять богов, если достаточно одного? Зачем Вам храм, если вместо храма получилось всего лишь помещение? Зачем Вам сломанная судьба, если не чувствуешь чужой боли?
Я не поверила Вам, Валентин. Видеть мало, облечь в слова мало - нужно чувствовать, нужно делить путь с теми, кого призвал из небытия. Нужно самому знать, как идти на возможную смерть и мучения. И если не можешь познать того в своем мире, то могут рассказать они, те, кого мы зовем. Ваш герой мог Вам рассказать, но Вы его слушали?
Я не верю в вечные странствия, не в Вашей истории. Не верю в искателей силы, а Империя Ваша безлика. За стенами храма в Вашем мире не существует ничего, лишь немного снега насыпалось на дороге в селение. А Вы могли показать целый мир через судьбу одного человека.
И говоря о бездне души, заглянули ли Вы в собственную душу, Валерий? Я почему-то сомневаюсь. Слова остались словами, а могли стать настоящим волшебством.
Я гашу свечу. Снег больше не холоден. Он похож на белый песок, на прах не родившегося мира. Мне больше нечего здесь делать. Я могу только разрушать такие храмы. Но пусть стоит, возможно, жизнь еще найдет сюда дорогу.
Поблескивают в волосах снежинки, срываясь с пушистого убранства древних лесов.
Свиток второй. Вадим Вознесенский. Ледоколы
Я люблю ночь, когда серая змея стелется под колеса, ведет, но и сбивает с пути. Это ее дорога, мертвой асфальтовой змеи, а не твоя, не истинная. За окном чернота. За окном нет ничего. Мира не существует. Он исчезает, когда ты садишься в салон автомобиля.
Серая асфальтовая змея сожрала часть древнего леса, подточила корни гигантов, помнящих сотворение мира, и, набредя на дорогу, я не поверила своим глазам. Гладкое серое полотно, не тронутое снегом. Откуда она здесь? Снег настоящий, он скрипит под ногами в мороз.
Мелькнул желтый свет между деревьями, в морозном воздухе хорошо слышно рычание приближающего автомобиля. Я махнула рукой, прося подвезти.
Водитель остановился. Помог залезть в машину, чтоб не поскользнулась на заледеневшем снегу. Удивлялся, откуда я взялась здесь посреди леса.
В машине было тепло, но как-то неприятно, словно обманываешь себя, словно на самом деле нет ни машины, ни собеседника, ни тепла. Мы слушали музыку, пытающуюся прорваться сквозь помехи. Странно, но только шипение и шелест помех казались настоящими.
Что скажешь, серая змея дороги, я права?
Я смотрела на человека, ведущего машину, ловя себя на мысли, что не спросила у него имя, а теперь это уже не имеет значения.
Здесь не было волшебства. Оно не оживило обычный мир, не уничтожило, не дало пережить что-то неизведанное, не позволило сопереживать тому, кто встретился мне в снежной пустыне. Да и он сам не был живым, игрой стала его жизнь, как и та музыка, которую он слушал, музыка, предсказывающая его смерть, мертвый голос телеведущей, открывающий его судьбу. Он не понимал, а если бы и понимал, вряд ли почувствовал бы. В нем не жили страх и любовь, интерес к жизни не сиял в его бесцветных глазах, он не помнил своего прошлого. У него не было ничего, кроме этого автомобиля и этой дороги, серой змеи, мечтающей превратиться в удавку на чьей-то судьбе. Он не рождался, а неродившиеся не могут умереть...
Я поежилась от холода. Не от мороза, разукрасившего стекла автомобиля скупыми узорами: на большее у мороза не хватило фантазии. Не от понимания, что за краем дороги бродят неупокоившиеся тени забытых духов, от которых остались только имена, но не осталось сути, лишь жажда разрушения все еще двигала ими, по привычке вела на тепло людского тела, на тепло людской души.
Нет, тени духов тоже были не настоящими, хватило бы слова, чтобы обратить их в прах, но вместе с тенями на серой спине дороги ехала Смерть. Она была настоящей, как и дорога, но про то не знали ни тени демонов, ни тот несчастный, кого они сегодня принесут в жертву своей поддельной радостной ненависти.
- Останови, я не поеду дальше с тобой.
Водитель был удивлен моей просьбой, но скорость сбросил. Было так хорошо снова вдохнуть морозного воздуха без примеси бензиновой вони и запаха близкой смерти.
Он уехал, не попрощавшись. Не пожелав удачного пути. Бесцветные глаза были пусты.
Я шла вдоль дороги, ступая по снегу. Казалось святотатством, темным святотатством, придуманным грехом во имя смысла жизни, коснуться серой чешуи змеи-дороги.
Деревья расступились, открыв небольшое озеро, скованное льдом. Глубоко. Нет дна. Нет жизни. Нет веры. Только белый снег. Лед проломлен, но скоро мороз залечит рану.
На другом берегу стояла высокая фигура, одетая в белые одежды. Под цвет снега, под цвет неба, под цвет последнего мгновения перед небытием.
- Тебе не жаль его? - смеясь, спросила Смерть.
- Нет, - без страха ответила я. - Мертвых не жалеют.
Она перестала улыбаться, глядя в глаза, испытывая, пытаясь понять, мечтая найти себе еще одного союзника.
- В умирающем мире живых почти нет. Только не все знают, что ушли до времени. Ты поймешь это, не было бы поздно...
Ее смех был холоднее мороза, он обещал долгий путь вместе со змеей и мир, где погасло солнце, а новое солнце не засветить кровью собственного сердца. Смерть рассыпалась снежным вихрем.
А я коснулась льда. Я прощалась с человеком, в ком так и не увидела жизни. Которого забуду раньше, чем лед снова скует это озеро.
Меня ждала дорога.
Свиток третий. Ольга Вербовая. Чем пахнут деньги?
До ближайшего города было совсем недалеко. Добравшись до пригорода, я оглянулась: древний лес остался далеко позади. Вздохнув, пошла по улице: на лавочке у подъезда сидели старушки, играли дети, бегая по двору, совсем не обращая внимания на кучи мусора возле проржавевших мусорных баков.
Я не люблю города. Они мертвы. Их души задохнулись от ненависти и обиды, даже на зло и месть у них не осталось сил. Где же ты, Смерть, зачем остановила их на границе между жизнью и небытием? Зачем издеваешься? Отпусти. Их время прошло. Отпусти, как отпускаешь души деревень, пусть исчезнут и люди, их населяющие, пусть удивляются странники, случайно забредшие в каменные леса, как удивляются, увидев брошенные, когда-то любовно построенные избы.
Но ты не хочешь слышать мои просьбы. Я чужая в этом мире серых безликих городов, а их жители не попросят успокоения: они мертвы, как и их города. Серый прах осыпается с их одежд, а они не замечают этого.
Мне хотелось вернуться, в лесу была хотя бы живая дорога, и глаза зла поблескивали во мраке, зацепившемся за нижние ветви деревьев. Здесь не было даже зла.
Без прошлого. Без будущего. Эти люди не продали свои судьбы, не утратили и не проиграли, у них не было судеб. Их мелочные проблемы и разговоры, их поддельные мысли и эмоции угасали сразу же, как только я отводила взгляд. Но даже меня, чужачку в сером городе, они не ненавидели, не боялись, не пытались изгнать.
Не настоящий город, хотя так пытается походить на реальность. Иногда в таких городах можно найти живых людей или хотя бы воспоминания о них, хранимые в сплетнях или в странных историях. Иногда отблески чуда возвращают цвета в такие города. Но не в этот. Чудо ушло отсюда навсегда.
Я встретила здесь старую женщину с обезумевшим взглядом. Она схватила меня за руку. Ничего не говорила. Только смотрела в глаза. Высшие силы наказали ее, но не в назидание, покарали за грех целого города, но не позволили искупить грех всех через жертву одного, не изменили, не дали понимания. Я тоже не могла ей помочь: не умею воскрешать из мертвых, да и смертный покой не даст ей умиротворения. Тени чужих желаний, пустых игр ума, подделок вместо новых открытий не знают покоя, как не знают жалости их веселые каратели.
Я уходила из города, желая поскорее забыть его. И знала, что забуду. Очень скоро забуду. Реальность этого города оказалась на поверку бледной фальшивкой.
Жаль.
Я всегда жалела, понимая, что, вернувшись, не увижу места, которое только что покинула. Нельзя увидеть то, чего нет.
- Ведьма... - прошелестел голос, и я оглянулась.
Свиток четвертый. Юлия Скуркис. Колдунья
Богато одетый мужчина смотрел на меня с ненавистью. Он высокомерен, чувствует, что я в его власти. Хочет верить, что я в его власти.
Осыпается город, из которого я ушла, а за моей спиной вырастает другой город. Его город, в котором он властвует над жизнями и судьбами. Роскошный замок и низкие дома простолюдинов, блестящий кавалеры и дамы и нищие крестьяне и ремесленники - все это принадлежит ему. Он мечтал об этом, и мечта сбылась, потребовав взамен отдать свою судьбу, свое время, свои чувства и свою жизнь. Не обменять, а просто подарить, исчезнуть, затерявшись во лжи истории.
И боль. Боль пронзила этот мир. Но неужели Вы не чувствуете, Юлия, что ужасы, которые Вы описываете, что боль эта - не настоящие? Ни для Вас, ни для позванных Вами силой фантазии, ни для тех, кто захочет пройти дорогами Вашего мира. В нем нет жизни, как нет и боли. И поэтому нет памяти о нем.
- Ведьма, - повторил мужчина, ступая шаг к той, что могла стать его новой жертвой. - Чужачка. Служанка Врага рода людского.
В мире, где нет боли, можно пытать до гибели, а руки все равно останутся чисты. Никто не накажет. Даже тот, кто мог стать здесь богом, не верит в созданное своими руками. А без веры не вдохнуть жизнь.
- Прочь, - тихо откликнулась я, и он остановился, опустив глаза, не выдержав моего ледяного взгляда. - Да, я ведьма. Настоящая. Я умею любить, умею ненавидеть. А твои чувства - прах. Я тоже могу причинить боль, но я делю ее с теми, кого толкнула в объятья мучений. Знаешь, Александр, иногда это сладко.
Он так и не посмотрел на меня снова. Два чужака. Он пришел сюда по собственной воле, но мир не принял его, он мог жить, но среди омертвевших чувств жизни нет. Она искала жизнь, а находила только Смерть. Странно и страшно, но у смерти есть оттенки, в ее белом одеянии растворились все цвета, в ее черном одеянии утонули все цвета, а серое одеяние она пока не приняла в дар. Пока не приняла...
- Не уходи, - словно наперекор себе попросил Александр, словно наперекор воле своего создателя. - Когда ты рядом, мне кажется, что я могу любить, ненавидеть, жалеть об утраченном и упиваться чужой болью. Не уходи.
- Прощай, я пойду искать другого, кто может полюбить.
Он не ответил. Чужак провожал взглядом одинокую фигуру, что исчезала вдалеке. Единственную настоящую ведьму в его землях, случайно забредшую в мечту его властолюбивого создателя.
Постояв еще немного, Александр направился к своему замку. Говорят, поймали еще одну ведьму, чужачку, служанку Врага рода людского. Сегодня он будет пытать ее сам. Возможно, тогда он ощутит, насколько может быть сладкой чужая боль.
У земли нет границ, лишь колючей проволокой можно разорвать землю на части, разделив ее. Но во времени, куда сбежал Александр, землю еще не ограждали колючей проволокой. За границей земель Александра бушевала война.
Бессмысленная, как большинство войн. У нее не было начала, не было конца, не было цели и не было памяти. Я тоже не буду помнить ее, ненастоящее не запоминается, оно не достает до сердца. Зачем же тогда хранить его в своей душе?..
Переодевшись мальчишкой, спрятав волосы под старой шапкой, снятой с какого-то безымянного человека, убитого не мной, я сидела у походного костра. Солдаты пили, ругались, подшучивали друг над другом, но я не слушала их болтовню: она была пуста, тленом веяло от их блеклого существования.
Мне не было дела до крови, пролитой на этой несуществующей земле, я не собиралась исцелять умирающих или избавлять от мучений. Мертвым не нужно ни исцеление, ни избавление. Иное позвало меня сюда. Золотилась почти неприметными искорками любовь, пронесенная через многие жизни, через бесконечные странствия. Я уже встречала странника, который не мог умереть, но у него не было цели. У этого странника, путающегося в именах и в жизнях, цель была.
Он победил того, кто не был ему врагом, отрубив ему голову, словно в игре, которой никогда не станет настоящая жизнь. А теперь странник уходил, чтобы незаметно перейти в новую жизнь, чтобы снова искать ту, что постоянно ускользает из его рук. Кто тебя проклял? Кто обрек на вечное скитание? За что? Зачем?..
Тихонько поднявшись, я затерялась в пляшущих тенях, которые отбрасывали языки пламени. Пошла за ним. Я должна была знать, действительно ли он любит. Я задам ему все те вопросы, которые повторяла мысленно, не решаясь подойти, не веря, что нашла хоть кого-то живого в ликах умирающего мира.
Воин остановился. Глаза ледяные. Нет в них любви. Нет в них жажды убийства. Нет в них радости похоти и наживы. Только меч еще теплый от чужой крови.
Мне стало не по себе. Не отводя взгляда, я сняла шапку, позволив волосам рассыпаться по плечам.
- Что тебе нужно?
Он не боялся, не удивлялся. Воину было безразлично мое превращение. Разве такие могут полюбить?
- Я могу отвести тебя к той, кого ты искал и терял во всех жизнях. Если ты поверишь.
- И во что я должен поверить? - он смеялся: и для него я оставалась незваной чужачкой.
- В мир, который ты видишь вокруг себя.
Он оглянулся по сторонам, слегка удивляясь, что в его мире нет ни зимы, ни лета. Только походные костры и головорезы, что пытаются отогреться возле них, но огонь не выгоняет из костей смертный холод.
Воздух чуть слышно зазвенел, предупреждая об опасности.
Воин понял, поверил, но поверил в смерть, а не в жизнь.
У него был только один удар, но меч чуть не вывернул ему кисть, столкнувшись с роем искр, слетевших с моих ладоней.
- Ведьма, - прошептал он, глядя на меня пустыми глазами: я обозналась, пытаясь разглядеть в них любовь.
- Ведьма, - откликнулись шелестом листья на деревьях вместо меня.
- Ведьма, - вздохнул ветер вместо меня.
- Ведьма, - заскрипело старое дерево, давая волю злости.
У дерева тоже был только один удар. Я не успела...
Свиток шестой. Аарон Макдауэлл. Дерево
Больно дышать. Больно открыть глаза. Страшно...
Но от понимания нельзя спрятаться.
Тюрьма. Неволя. Я знала, что меня ждет, если я попадусь. Так пусть же еще несколько секунд сердце не сбивается с ритма от боли. Пусть думают, что еще не пришла в себя. Несколько секунд...
Страшно умирать. Небытие пугает неизвестностью. Но еще страшнее знать, что жизнь может обернуться смертью, стать перевертышем, когда теряешь себя и остается только боль. Не только твоя. Боль всех, кто попался в эту ловушку до тебя.
Грешны ли те, кто помогает расставлять эти ловушки? Достойны ли ненависти? Не смогу ответить на этот вопрос.
Я плохо помню тот плен. Страшное всегда остается в памяти разноцветными обрывками, истекающими кровью.
Я помню мать. Когда-то ей молились целые народы, когда-то она дала миру жизнь. А потом ее предали, вытащили из нее душу и развеяли по ветру. Тень матери приходила к осужденным, предлагая им самим выбрать небытие. Но я не выбрала. Я хотела жить.
Я помню сына, делящего плен с осужденными. Но сын не понимал, почему попал сюда, почему его ослабевшую душу пьют эти стены. Он тоже был мертв. Говорили, что он убийца. Но разве не такие же тени, как он сам, лишались того жалкого существования, которое считали жизнью?
Я помню людей, подходящих к прутьям клеток, где заперли осужденных. Зрители мечтали о казни, и осужденные мечтали о казни. Но мечты облетали пеплом. В плену даже мечты о смерти не могут выжить. И Смерть не приходила тоже. Она хотела, чтобы каждый сам нашел ее. А мы уже ничего не желали.
Я помню, когда приходила ночь, боль немного отпускала, и мы могли говорить. Тихо рассказывая о том, что оставили в мире, где были свободны, о том, кого любили, о тех домах, что не успели построить, о друзьях, которые предали, и о друзьях, которых предали мы, о семьях, отказывающихся от узников.
Мы все были молоды. Очень молоды. Если бы кто-то спросил, где сегодня живет молодежь, каждый из нас не задумался, отвечая, - в тюрьме, в плену, без надежды на освобождение. Но никто не спрашивал. Мы были молоды, мы держались, мы пытались бороться. Все, кто был старше, ломались раньше, и их уводили, или они уходили сами на встречу со Смертью.
А я бы, кажется, смогла бы сейчас договориться даже с ней. Она говорила, что в умирающем мире живых почти нет... Верно! Все они здесь...
У нас не осталось ничего. Наши мучители отобрали у нас все, даже желание жить, и лишь отблески воспоминаний еще держали нас на краю отчаяния, от которого уже не было спасения. Они предлагали нам жертву, чтобы кто-то занял наше место в тюрьме, тогда мы сможем вернуться к людям. Но мало кто соглашался предать кого-то, кто был ему дорог, ради поддельной свободы. Ведь нельзя быть свободным после такого предательства.
И еще я помню дерево. Оно должно было стать деревом жизни, должно было спасти нас. Но, как все в этой тюрьме, умерло, не рассыпавшись прахом, из Дерева Жизни превратившись в Дерево Смерти.
И тогда всякая надежда покинула наши сердца.
Я помню, когда даже тусклый свет нашей тюрьмы ослеплял меня, что-то теплое и пушистое коснулось моей обескровленной руки.
- Если твое сердце помнит, что в мире еще существует что-либо, кроме этой тюрьмы, что не все люди пленники, что свобода жива и может откликнуться... Если ты помнишь ее вкус, терпкий и горький, как полевой ветер...
Кошка не договорила. Она тоже не верила, что я смогу ее услышать. И я не верила. Но помнила, помнила, какой на вкус полевой ветер.
Свиток седьмой. Михаил Китовский. Культ Кошки
Многое из тех дней память услужливо стерла из моего прошлого, словно и не было его. Приход кошки казался видением, словно сама жизнь дала мне силы, когда моих собственных уже не осталось. Руки уже не леденели, боль уходила, медленно, но обещала исчезнуть совсем, если я снова не впущу в сердце безверие.
Как и многих узников страшной тюрьмы, затерянной между мирами и временами, нас продали в рабство, просто сменив меру наказания. Но даже рабство было легче переносить, чем пытки в той тюрьме.
Где есть захватчики, там есть и униженные. Но чтобы рассказчику поверили, нужно смочь поглядеть на мир глазами и тех, и других. Иначе сказка не получится. Лишь блеклые тени будут бродить по станицам, скорбя о своем нерождении.
Истинно, не знали наши мучители милосердия. Нас разослали в разные города безликой империи, чьи границы расширяли захватчики. Я до сих пор не знаю, что случилось с моими товарищами по плену, долгие поиски не дали мне даже ложных слухов.
А жители этого мира, такие же рабы, как и я, разве могли они мечтать о свободе? Тени с блеклым прошлым не имеют будущего. А их угнетатели, разве могли они мечтать о власти, если не испытывали ничего, что можно было бы назвать чувствами?
Новый плен сводил меня с ума. Я бы убежала, да только некуда убегать, если знаешь, что за пределами твоего города, твоего, ведь с рабством так легко сродниться, - только пустота. Лишь кошка, спасшая меня, иногда приходила к рабам, грея теплом своего мурчания, а прикосновение к пушистому меху давало надежду на освобождение. Кошка единственная в этом мире была настоящей и живой.
Иногда мне даже снились сны, где я была свободна. Снова свободна, как когда-то. Почему я тогда не ценила свою волю? Почему не стремятся вырваться из оков они, все эти люди? Но эти оковы не на руках - на душах. Я знала это, да и кошка открывала людям эту тайну, становясь все грустнее, кошка знала что-то, что я еще не понимала или не могла понять сейчас, ведь рабство, как вирус, и от него не защититься.
Она лечила людей от рабства заклятьем. Кошка, давняя богиня, воплощение самой Свободы, она увела их из города. И я тоже шла вместе с этим народом. Я сбегала, но радость от побега не грела мое сердце. Идя сквозь пустоту, что окружала придуманный город, я снова начала чувствовать холод.
Не знаю, что случилось с тем народом. Мне хочется, чтобы они нашли свободу, навсегда избавившись от угнетателей, мне хочется верить, что кошка смогла им помочь, а когда чары рассеялись, эпидемия рабства не вспыхнула с новой силой. Но верить в это тяжело. Магия никогда не спасала человека, если он сам не желал излечиться.
Сегодня я поднимаю этот бокал в память о тех, кто ушел через мрак пустоты за кошкой, ведь сама Свобода указывала им путь. За победу или за упокоение, я не знаю...
Я знала вкус свободы, снова ощущая его на губах. Пустота не могла забрать меня, но вернувшийся холод мог выстудить душу. И только солнце было властно согреть.
Я шла навстречу солнцу.
Свиток восьмой. Дмитрий Плюс. Солнце заката
Из последних сил я вышла из мрака. Огромное солнце коснулось горизонта. Заходящее солнце, которое почти не дает света, не дает тепла. Могильный холод медленно сжимал когтистую лапу на сердце беглянки, издевался, знал, что спешить некуда, что все равно скоро получит свою добычу, заморозив и тело, и душу.
Зеленая трава и голубое небо, но волшебство еще не покинуло меня, чары уходят только вместе с жизнью. И сквозь пелену я видела, как блекнут краски ненастоящего мира. Двое сидели на бесцветной траве. Старик и мужчина средних лет.
- Ты пришла поговорить с нами о бытие? - спросил старик, он лишь слегка повернул голову в мою сторону.
- И какой же вариант ты выберешь: купол, сужающийся к верху, или тысячи дверей, которые одна за другой захлопываются перед тобой? - мужчина даже не поднялся, чтобы помочь мне.
- Я не выберу ничего. Вы предлагаете мне выбирать из двух неправд...
Говорить было тяжело, блеклая земля ускользала из-под ног, но я все-таки дошла до них и села рядом, стараясь не содрогнуться от прикосновения мертвой травы.
- Ты не можешь не выбрать. Ты должна, - испугался старик. - Ты не можешь не выбрать!
- Мы придумали мир. И ты должна подчиняться его законам! Мы придумали законы этого мира, и здесь они абсолютны! - мужчина негодовал, он не ожидал такого ответа, этот ответ был для него невозможным: нельзя отвергнуть сам выбор, когда нужно выбрать один из вариантов.
- Я свободна, - стараясь говорить ровно, улыбнулась я. - Свободна выбирать и не выбирать. Свободна отказаться от игры, в которую вы играете вместо того, чтобы идти своей дорогой и возвращать в мир жизнь. Я свободна. А вы?
Он мог ударить меня, мог убить, мог просто оставить, подождав, пока за горизонтом скроется солнце. Он выбрал последнее.
- Ты будешь умирать долго, - усмехнулся старик. - Зря ты убежала, не отбыв наказания.
Мужчина хмыкнул, как и старик, он понимал, что у того наказания не было края, определенного судом, а старший продолжал:
- Живя среди рабов, нельзя не заразиться духом рабства. Ты увидишь мир таким, каким мы его сделаем. Мертвым и безликим. И будешь видеть его, пока не попросишь пощады.
Я молчала, не уверенная, что хватит сил бросить этим безликим существам с пустыми глазами гордое "Никогда!"
Солнце оказалось фальшивым. Оно не могло согреть меня.
Свиток девятый. Владимир Читай. История о Лисе Леньтяшке и Лисе Нехитряшке
Кошмар, подаренный фальшивым солнцем, был похож на видение, из которого не найти выхода. Но самое страшное в кошмаре было то, что никто бы в светлом уме и твердой памяти не назвал бы его страшным.
Когда говоришь с детьми, нужно выучить их язык, если успел забыть его, стараясь поскорее стать взрослым. Но даже выученный язык будет поддельным, фальшивым, и всякий, кто откликнется на него, обречен забыть настоящий язык, который несет в своем сердце почти от рождения.
Когда говоришь со взрослыми на поддельном языке детей, это может быть вызвано только невозможностью говорить со взрослыми на языке взрослых. Мастера древности, опасаясь за свою жизнь и свободу, научились подделывать язык детей, чтобы попытаться говорить со взрослыми, не привлекая внимания власти. Ведь, по мнению взрослых, дети всегда читают какую-то чушь.
В декорации детских сказок облекались актуальные проблемы, высмеивались пороки, делались нравоучения, мастера древности старались изменить мир, научить людей жить правильно, по их мнению. Но, видимо, не помогло, мир умирал, а от мастеров древности осталась только искаженная память, и некоторые люди решили вооружиться их открытиями.
Люди нового времени служили Империи, принимая ее всем сердцем, и все-все, даже дети, должны были впустить ее тень в свои юные сердца... или погибнуть. Не буду повторять общеизвестную историю, о которой мы еще можем узнать из первых уст. Детей меняли фальшивыми сказками, воспитывали в них моральность и покорность, но такое воспитание вело к рабству, а человека со склоненной головой не убедить, что Свобода жива, что она может дать ему крылья. Не в награду и не в отместку, а просто так, если ты сможешь увидеть ее, почувствовать, ощутить вкус на губах.
Их много и сейчас, фальшивых сказок. Одни пытаются научить морали, но нельзя научить, можно лишь научиться самому. Другие высмеивают все, что попадается на глаза, не замечая, что для них уже не осталось ничего святого, не осталось жизни. Третьи намеренно создают фальшивые сказки... Но об их черных душах я умолчу, мы не они, ведь так, Владимир?..
В окружении фальшивых пустых сказок я бродила, пытаясь побороть яд рабства, ведь впервые отпила его именно из таких сказок "не для детей", напившись ненароком отравы покорности.
Солнце садилось медленно, но скрылось и оно. Настала ночь. Моя последняя ночь. Но будет она долгой. Меня не отпустят.
Свиток десятый. Алексей Чернов. Ведьма
- Наина, - голос был тихим, словно боялся разбудить.
Но я и не спала.
Мутные облака перетекали в темный туман, а ржавая земля цветом напоминала кровь. Нет, здесь не столкнулись вражеские армии, не казнили проигравших, не принесли в жертву тысячи во имя спасения. Земля истекала собственной кровью, земля умирала, но дождь не плакал, пытаясь утешить ее, он ранил ее еще больше, бичуя молниями. Беззвучными молниями.
- Я слышала, что ты ведьма. Так называли тебя, - рядом стояла красивая женщина с роскошными каштановыми волосами.
Мне удалось встать без ее помощи, да она помощь и не предлагала.
- Называли, - подтвердила я.
- Пойдем.
И, не дожидаясь ответа, она пошла в сторону света, что разливался у порога открытой двери.
Хозяйка напоила меня теплым чаем, ароматным, травяным. Всегда любила смотреть, как травы распускают засохшие листья, когда их заливаешь кипятком, словно тепло воскрешает их. Подобно этим листочкам трав возвращалась к жизни и я...
- Я слышала о таких, как ты, - уже не чувствуя головокружения, сказала я. - Хранители врат между мирами, вы бережете живых от мертвых, чтобы живые не пугались встреч, а мертвых от живых, чтобы живые не тревожили их посмертный покой. Всегда женщины, издавна, в сказках и легендах остались воспоминания о нас. Вас тоже иногда называли ведьмами, боялись, пытаясь уничтожить, не понимая, что сделать этого нельзя.
Хранительница грела руки об чашку, грустно улыбаясь, словно и не слушала мои слова.
Скрипнула дверь. Вошел мужчина, за ним в дом юркнул упитанный кот. Я взглянула на мужчину и вздохнула, пока не имея сил скрывать свои чувства. А тогда посмотрела на хозяйку.
- Но врата же должны оставаться закрытыми. Только в определенные дни, когда поминают мертвых, их можно открыть, ведь если...
Я умолкла под пристальным взглядом хранительницы.
- Можешь не говорить, я понимаю, о чем ты думаешь. Ты думаешь, что забудешь и этого мужчину, который ходит по миру людей, но сам уже мертв, забудешь и моего кота, ведь в нем нет волшебства, забудешь и меня, хоть и признала во мне одну из давних хранительниц. И тебе страшно.
Она поднялась. Подошла к двери, к той, откуда пришел мужчина.
- Да, мне страшно, что я забуду вас. В вас нет даже отблеска жизни.
- Отблеск есть, - грустно рассмеялась хозяйка. - Иначе я бы не смогла найти тебя. Уходи, мир умирает, и в это время каждый может найти себе утешение. Я хочу любить, попытаться убедить себя, что люблю, он же любит... - она засмеялась снова, но зло и пусто. - Любовные зелья всегда удавались мне лучше, чем яды.
Хранительница распахнула дверь, и ночь волной плеснула в дом.
- Уходи, Наина. Мир умирает, но ты не хочешь этого признать. Ты пытаешься бороться, не понимая, что уже поздно, что уже ничего не изменить. И ты мешаешь нам забываться в наших последних утешениях. Уходи!
Просьба в начале ее речи в последних словах превратилась в презрительный приказ. Я вышла на улицу, и дверь мгновенно захлопнулась. Ночной воздух пьянил, возвращая к жизни еще быстрее, чем чай хранительницы врат мертвых.
Я дернула за ручку - заперто. Никто не станет впускать меня назад.
- Почему ты спасала меня, если я мешаю вам тонуть в вашем утешении? - с негодованием я стукнула по двери, но отзвука не было.
Пустота... Дверь захлопнулась. А скоро исчезнет и сама дверь, как только я скроюсь за поворотом. Из мира и из моей памяти...
Я коснулась шершавой двери, пальцы не верили, что в дереве нет жизни, что даже давние божества выбрали утешение вместо борьбы и растворились в подделках, что всегда наводняют мир, когда забывают настоящие легенды.
- Прости меня, - мой голос был тихим, как эта ночь. - Но я пойду дальше. Я не выберу утешение. И не дам выбирать его таким, как ты. Лучше гибель, чем отдать себя в руки мертвецов, став одним из них.
Я выходила из кривой улочки дачного поселка, входя в город. Еще один мертвый город.
Высокая фигура в черном убранстве провожала меня взглядом, но я не оглянулась. Она знала, откуда меня забрала хранительница врат. Она разрешила. Мертвый свет огней города превращал в уродливую маску и ее величественное лицо.
***
Я пробыла в этом городе недолго. Город искрился огнями, но мишура могла обмануть людей - не волшебников. Я надеялась найти здесь хоть одного чародея, иногда, разуверившись и отчаявшись, волшебники приходили к людям, тайно селясь среди них.
Надежда моя была пуста, но, идя по улице в сторону высотных домов, я об этом еще не знала.
Между двумя домами горел костер, возле которого грелись люди.
Свиток одиннадцатый. Michael Voronkov. Ticket to the Moon
Много ли волшебства в луне? Луна освещает путь странникам, благословляет клятвы влюбленных, тонет в глазах призраков, бродящих по кладбищу.
Но Ваша луна показалась мне фальшивой. Будущее или настоящее - не важно. А эмигрант-инопланетянин - это и вовсе грустно. Не смешно, а именно грустно. Мертвый Ваш инопланетянин. У него нет прошлого и будущего, да и сам он не личность.
Зачем тратить слова на то, что уже было сказано много раз до нас? Зачем тратить слова на то, что не нашло отклик в Вашем собственном сердце? Ради крючков и липучек на лифчике? Зачем?..
Но, когда умирает мир, слова тоже умирают. Первыми...
Свиток двенадцатый. Виталий Тищенко. Распутывая нити жизней
Какой смысл искать себя, перебирая нити жизней, чужих жизней, чужих воспоминаний, когда не знаешь, кто ты есть? А узнать это просто. Нужно только не бояться заглянуть в собственную душу. Нужно не бояться выйти на улицу и посмотреть на мир, поверив в настоящий мир, а не придуманный фантазиями других людей.
Где Вы здесь, Виталий? Знаете ли Вы сами, каково заблудиться на перекрестках чужих жизней? Или для Вас эти перекрестки - очередная игра в божество, наделенное могуществом Высших сил?
Куда Вы зовете? Самоубийство - это выход для глупцов и трусов. Вы считаете иначе? А Вы знаете, что там, за краем? Точно знаете?
Зачем уходить в небытие, если мир умирает и без Вашего участия? Без участия людей... Не потому ли умирает мир?..
Свиток тринадцатый. Ник Средин. Победитель не получает ничего
Странная штука - память. Но еще страннее чувства.
Можно ли увидеть и услышать то, что не чувствуешь? Думаю, нельзя.
Ловлю себя на мысли, что уже совсем не помню, какой дорогой хотела пройти вместе с Вашим героем. Но не прошла, Ник. А жаль...
Когда серости в мире становится больше, чем цветов, это еще не дает права множить ее, если так поступают многие. Всегда тяжелее сделать так, как не делают твои друзья и учителя. Поступить так, как указывает сердце, а не целесообразность формата и моды, - это и есть свобода.
Я отошла от огня, горящего в пустом баке. Трое остались греться. Трое мужчин разного возраста, один из которых не считал себя человеком.
С удивлением я подумала, что уже не помню их лиц.
Свиток четырнадцатый. Руалев. Чудо желудёвое, чудо родниковое и чудо васильковое
- Что ты читаешь, мальчик?
Я присела на край песочницы рядом с ребенком, держащим в руках толстую книгу с неестественными слишком контрастными картинками.
- Сказки, - без эмоций ответил мне мальчик.
- Покажи.
Он беспрекословно протянул мне книгу. Уже научили дитя глупой покорности: меня передернуло от воспоминаний.
Сказка, которую читал мальчик, обещала чудо. Даже не одно, а целых три. Но ритм ломался, слова не держались в памяти и не складывались в предложения, не звали чувства и мысли. Фальшивое, поддельное чудо, таких чудес сейчас много.
Сказка осыпалась прахом. Со страхом, что бумага откликнется на мои чувства и действительно рассыплется, я отдала книгу мальчику.
Не сказала ничего. Поздно. Читая только такие сказки, ребенок уже позабыл вкус свободы.
Свиток пятнадцатый. Танита Пешкова. Замок в песочнице
За нашими спинами в песочнице играли дети. Они строили замок. Детям казалось, что замок настоящий.
Но замок был такой же фальшивый, как и те сказки, на которых они росли.
Они смеялись, но смех их был пустой, он не менял мир, не отражался от солнечного света и бликов в лужах. Мертвый смех.
Смотря на этих детей, я подумала, что за последние года мне часто доводилось слышать пустые крики боли, пустые клятвы и пустые моления. Но пустой детский смех... Что ж, придется теперь слышать и пустой смех...
Как хорошо, что я забуду лица этих детей. Смотреть в омертвевшие глаза взрослых легче.
Свиток шестнадцатый. Геннадий Каракис. Хурри и Микки
Детская площадка осталась позади. Возвращаться я не собиралась. Действительно, поздно.
Меня нагнал здоровый пес. Дернул за край платья, но не порвал, видимо, в этом городе, собаки так здоровались с людьми.
Я остановилась. Улица словно вымерла, да в этом городе и не было почти людей. Пес смотрел на меня умными глазами, казалось, он даже может говорить. Сколько вас встречалось мне, говорящих псов, за время странствий?..
Я присела на корточки, погладила пса по загривку. Я его не боялась. Не рожденный, а вызванный из небытия чужой волей. Тебе дали жизнь, но не дали счастья. Ты даже не понимаешь, что позвавший тебя не выстрадал твое появление, не разделил с тобой одиночество, лишь позвал, а потом сразу вернулся к повседневным делам. Скольких таких, как ты, он позвал, потом бросив на произвол судьбы?.. Не ожившие, но уже не мертвые, вы так и бродите по миру. Тени собак, детей, влюбленных...
Зачем звать, если знаешь, что не хватит сил оживить?
Но кто мне ответит на этой пустынной улице?..
Свиток семнадцатый. Ришард Якубовский. Любимая, я помню...
Женщина и пес шли по пустынной улице, а город стыл, плененный осенью и серостью. Осенью, что никогда не станет золотой...
Город мечтал о любви. Но чтобы любить, нужно чувствовать, нужно знать, что такое любовь, каждой клеточкой своего тела. Любовь, а не страсть.
Некого любить? Здесь уже некого - пусть это и не правда, но поверим на миг. Но ведь они могут научить любить, только захотим ли мы учиться? Слишком необычно, слишком страшно пойти в то, что считаешь своей выдумкой, слишком опасно... Гораздо легче говорить о любви длиною в тысячу лет, когда сам разменял лишь очередную пару десятков.
Ребенку, мечтающему о любви, снилась песочница, в которой играли дети. Ребенок не замечал, что в собственном холодном мире он одинок.
Женщина и пес растворились в прозрачных лучах осеннего солнца.